Объяснение в любви в романе. (6 глава, часть 2) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объяснение в любви в романе. (6 глава, часть 2)



Цель урока: раскрыть особенности характера как заглавного героя, так и его возлюбленной, понимание любви писателем: осмыслить художественные особенности, символику романа.

 Вступительное слово. Известно, что Гончаров большое значение придавал чувству любви. Устами Штольца в романе «Обломов» он говорил о том, что «любовь с силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может внутренне преобразиться, обрести цель в жизни, в любви он черпает энергию.

I. Почему Штольц пробудил интерес Ольги к Обломову? 185 (гл. 6)

  Штольц, уезжая, поручил Ольге Обломова и просил не давать ему лежать целые дни напролёт. Наказ Штольца Ольга обещалась выполнить и уже предвкушала свою победу над ленью Обломова. Она видела, как рядом с ней он переменился: апатия, неподвижность сменились оживлением и активностью, он весел и полон жизни.

Но настоящий источник сближения заключён в них самих: естественность, несветскость  и одиночество среди светских людей было присуще обоим.

2. Что предшествовало объяснению в любви Ольги и Ильи Ильича в романе. (И Обломов, и Ольга, несомненно, любимые герои Гончарова. Оба нарисованы автором с большой симпатией. Но если Обломов ленив, и постоянно вызывает авторскую улыбку в отношении к нему, то Ольга – натура активная, деятельная.)

 

3. Гончаров показывает Обломова способным на глубочайшиепереживания поэтических моментов бытия. Душа героя с детства была подвластна воздействию поэзии: его целиком захватывали сказки няни, он воспринимал их как реальность. В юности «поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. И для него наступал счастливый, никому не изменяющий, все улыбающийся момент жизни, расцветания сил, надежд на бытие, желание блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слёз. Ум и сердце просветлели: он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности». (Стр. 66/1, ч. 1, гл. 6.)

4. Почему постоянным «аккомпанементом», пеньем Ольги, сопровождается роман Ольги и Обломова? (И хотя пора юности давно позади, в душе Обломов по-прежнему – юноша, «поэтом» называет его Штольц. Во время пения Ольги герой «176» (Ч. 2, гл. 5). Но автор знает о том, что всё это – лишь мгновенный порыв, а потому заканчивает фразу иронически: «177/1».)

Ольга поёт, и «177/2». Под влиянием музыки, пения в сердце Обломова пробуждается духовное, глубокое чувство любви. Герой любуется Ольгой, ищет в ней прекрасную душу: «178/1 – 179».

Ответное чувство Ольги тоже духовно и поэтично: 179/3180

 --------------------------------------------------------------------------------------------------- 

  II. Любовь героев выявляет истинное родство их душ. Между ними происходит обмен тайными думами и чувствами. Устанавливается понятное только им двоим душевное общение: «179/2», «179/3». Любовь Ольги и Обломоваогонь, который горит в их душах, сближает их: «181/2». Активная, деятельная Ольга и лежебока Обломов не уступают друг другу в тонкости душевной организации.

Перед нами роман бурный и предельно духовный. Обломова не покидает и восхищение её артистической красотой, природа представлена в своей летней прелести. Вместо «обытовления» человека, столь характерного для 1 части романа, совершается «одухотворение» быта; раньше герой раскрывался описанием вещественных деталей – обстановка комнаты, халат. Теперь автор стремится уловить переливы его чувств во всей их напряжённости и изменчивости.

 

--------------------------------------------------------------------------------------------------

 

  III. Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов признаётся в любви: «181/3 – 182».

   

    Глубоко родственной музыке оказывается у Гончарова сфера заветных человеческих «мечтаний, желаний и молитв». Само любовное чувство, в его спадах и подъёмах, лейтмотивах, унисонах и контрапунктах, развивается в «Обломове» по законам  крупного музыкально-инструментального сочинения. Отношения главных героев в  романе не столько изображаются, сколько разыгрываются «музыкой нерв». Само признание Ильи Ильича «Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь!» (181/1), ставшее завязкой «Обломова», спровоцировано пением Ольги и произнесено прерывисто и «тихо», то есть не словами, а как бы самой душой героя.

------------------------------------------------------------------------------------------------

 I V. Меняется стиль романа. 1 часть – «вещный», теперь обретает словесную «зыбкость», в которой запечатлеваются неожиданные, текучие нюансы чувства. Гончаров – психолог тонко передаёт необычное, «взвинченное» состояние своих героев. 181.

«У меня нет самолюбия, я стыжусь сердца», – признаётся Обломов. «180 / 1»,- поддерживает его Ольга. Она начинает осознавать редкость достоинств своего избранника и готова защитить их от него самого.

Обломову чуждо малейшее самодовольство. «194/1,2» - в этих рассуждениях нет ни грани рисовки.

------------------------------------------------------------------------------------------------

 

V I. Но естественность влечения героев друг к другу только сильнее оттеняет активность одной натуры и пассивность другой. Герои по-разному понимают любовь.

Обломоввесьчувство. В каждом шаге и поступке он искренен. Во всём светит его «нестыдливое сердце».

Ольга же самолюбива, в ней рядом с чувством живёт разум. В начале романа эта разность только способствует их сближению. Ольга посчитала уроком, назначенным свыше,- цель возродить Обломова. «184/1» -   самолюбие –двигатель поведения героини. Она была удовлетворена тем, что «184/2». Даже в минуты увлечения она не забывает о своей высокой миссии: «ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольёт над стоячим озером и отразится в нём» (206).

------------------------------------------------------------------------------------------------

  V.    Однако после нечаянного признания Обломова (181/1) оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно же, надеется, что герой повторит свои слова о любви, но помнит,  что она должна запастись строгостью и соблюсти все приличия.

 Обломов боится встречи с Ольгой, понимая, что ему необходимо будет совершить решительный поступок: либо подтвердить своё признание, либо взять назад неосторожное слово, - но он не готов ни к тому, ни к другому. Отправившись в парк и зная, что встретится там с Ольгой, он не принял никакого решения.

  Гончаров – великий мастер – психолог – самое начало сцены объяснения героев в конце 6 главы строит так, чтобы подчеркнуть постоянную параллель в их душевном состоянии и тем самым доказать чуткому читателю равенство героев в любви, родство их душ: «186/1».

В сцене объяснения автор наглядно демонстрирует то, что Обломов живёт сердцем, в отличие от Ольги, живущей разумом.

А потому и речь героя полна восторженных или огорчённых восклицаний, утвердительных реплик, наполненных чувством,раздумьем: «186/2, 187/2». В репликах и небольших по объёму внутренних монологах Обломова часты многоточия, скрывающие переполняющие его душу чувства, но в то же время и нерешительность, неопределённость, новизну и неясность для него самого переживаемых ощущений. Перед Ольгой он не уверен в себе, не знает, что ожидать от неё в следующую минуту: ласкового взгляда, от которого сердце радостно бьётся, или колкости, невольно рождающей восклицание «про себя»: «О, злая!» (187/4)

При описании Ольги Гончаров использует в основном метод внешней характеристики, краткую ремарку, фиксирующую и характеризующую её жест, взгляд, интонацию, речь. Ольга – вся движение и действие. Те реплики, которые она произносит «про себя», кратки, полны энергии, как и реплики, обращённые к Обломову. Она либо спрашивает его о чём-то, либо побуждае т к действию: «186/3, 4, 5; 187/3». В речи героини проявляется стремительность её натуры, внутренний огонь пятнами горит на её щеках. Ольге приходится намеренно сдерживать движения души.

 

Гончаров строит сцену объяснения подобно драматическому действу, имеющему свою завязку, кульминацию, развязку. Завязкой её являются слова Обломова о том, что его признание в любви было нечаянным, «только от музыки».

Ольгу это извинение глубоко огорчает (187 /2), она выпрямляется и роняет цветы, глаза тускнеют (188/1), на щеках пропадают два розовых пятна, она «188/2», «188/3». Она стремительно направилась к дому. Обломов пытается удержать Ольгу, он удивлён тем, какое действие на неё имели его слова. Теперь для него важнее не извинение за нечаянное признание. а прощение за то, что огорчил своим извинением, тем более, что в нём была неправда. Удерживая Ольгу, он искренен и не стыдится открыть своё сердце: «188/4».

 

Почувствовав за этими словами героя его любящую душу, Ольга начинает настойчиво добиваться от него нового признания. Она «добывает» его своими неотступными вопросами: «189/1, 2, 3, 4, 5». Она нетерпеливо ждёт, медленно, «будто с трудом» всходя по ступеням лестницы. И Обломов вновь говорит ей о любви. На энергичное требование Ольги герой отвечает неопределённо, медлительно: «189/6» (2 раза). Эти его слова являются кульминацией сцены.

Развязка её призыв героини: «189/7». В этой последней фразе Ольги можно услышать предупреждение герою «вперёд» быть более осторожным в своих речах. И всё же, думается, что слова эти символичны, в них звучит призыв Обломову, выражена жизненная философия героини, её постоянноестремительное движение вперёд, за которым с трудом будет успевать даже Штольц.

  Символику слов подтверждают жесты героев: она «189/8». Судьба их любви зависит от того, сможет ли Обломов следовать призыву Ольги: «Вперёд!»

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Детали.

Символическим лейтмотивом романа становится цветущая ветка сирени. Ольга, ожидавшая признания Обломова и раздражённая его нерешительностью, с досадой бросила ветку сирени на землю. 189 Брошенная ветка вдруг приоткрыла Обломову тайну влюблённой женской души. Он поднимает сирень и бережно уносит домой, окрылённый счастливыми надеждами.

Ветка сирени, протянутая Ольгой Илье Ильичу, при новой встрече (208), заменяет слова признания.

Ветка сирени возникает из-под иглы Ольги на вышивке. (207).

Когда же Ольга получила от Обломова письмо, в котором тот сомневался в глубине её чувства, в её сознании это ассоциируется с отцветшей сиренью: «Сирени… отошли, пропали!» (230)

В конце романа Штольц, ставший мужем Ольги, жалея Обломова, приглашает его в гости, надеясь, что в нём ещё проснутся душевные силы: «Вспомнишь парк, сирень и будешь пошевеливаться».

На востоке, откуда, как мы знаем, и происходит сирень, она служит эмблемой грустного расставания, и потому влюблённый вручает её там обыкновенно своей возлюбленной лишь тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда» (Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. –М., 1995. С. 292 – 295.)

Это восприятие сирени передалось и западноевропейскойкультуре. В Англии, например, жениху, с которым девушка по какой-либо причине не могла связать свою судьбу, посылалась ветка сирени.

В романе «Обломов» для Ольги Ильинской сирень олицетворяла «цвет жизни», весну души, пробуждение первых любовных чувств. Но, независимо от намерений самой девушки, ветка сирени, протянутая Ольгой Обломову, в точности исполнила своё роковое предназначение. Они были обречены на разлуку.

    

    Однажды, когда Ольга и Обломов гуляли по парку, между ними произошёл следующий разговор: «187/1».

Вряд ли простодушный Обломов догадывался, какое значение его ответ мог иметь для того, кто был знаком с «языком цветов». А лукавая Ольга, возможно, не вполне невинно задала свой вопрос. Резеда являлась общеизвестным символом сердечной привязанности, роза – любви. Отношение Обломова к этим цветам помимо его воли выдало его неспособность к сильным и глубоким чувствам.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

В сцене объяснения, как и вообще в отношениях с Обломовым, Ольга активна, она берёт на себя роль мужчины. Любовный сюжет в романе имеет мифологический подтекст: Ольга думала об Обломове как о какой-то Галатее, «с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом». 209/2, 9 глава, ч. 2.

 

Увлечение Обломовым – сильнейший импульс для духовного развития Ольги. «202» - и от диалога к диалогу, от одной любовной сцены к другой незаурядные задатки натуры Ольги действительно приобретают всю полноту зрелости.

     А Обломов? Без всякого сопротивления, с радостью подчиняется воле Ольги.

А Ольгу пока полностью удовлетворяет роль «путеводной звезды»; её оценка Обломова предельно трезва: «206». В этой оценке есть даже доля неправоты применительно к началу их романа. Чтобы круто изменить свою жизнь, Обломову потребовалась собственная воля. И он приобрёл её. Правда, на время. Воля пришла к нему вместе с обретённой целью жизни.

«208». Герой хватается за любовь как за смысл существования. Когда он услышал слова надежды, произнесённые Ольгой, в его глазах сверкнули «желание и воля». (202/1) Вся его жизнь сосредоточилась на Ольге, он мысленно вёл с ней нескончаемый разговор и днём, и ночью, «беззаботность отлетела от него с той минуты, как в первый раз она пела ему».

На какой-то период её удалось «вдохнуть душу» в Обломова: она увлекает его любящим взглядом, улыбкой, шёпотом, «говорила и пела для него, чтобы он не сидел повеся нос, опустя веки, чтоб всё говорило и пело беспрестанно в нём самом».

 Любовь Обломова с самого начала несла в себе два противоречия, предопределившие и её силу, и её ущербность.

 

1) Эта любовь мечтателя-романтика, пушкинского Ленского; она возвышенна, восторженна, идеальна … Чуть книжная её природа не раз приоткрывается  в романе. Например, когда герой делает предложение Ольге. Обломов мечтал о «стыдливом согласии, о слезах» и был разочарован спокойствием избранницы.

Ольга любима им как мечта. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом. Ольга своей волей приобщает Обломова к действию, создавая неестественную для неё среду. Поэтому их роман с самого начала таит в себе элемент разрушения.

2) Другое противоречие порождено тем, что подобная любовь «оккупировала» сердце не юного Ленского, а 30-летнего Обломова, «душой целомудренного юноши, а в привычках старика» ( Ин. Анненский - 541). Обломова гнетёт опыт жизни, сознание собственного ничтожества, он сомневается в своём праве любить, быстро устаёт от любовных перипетий. Поэтому восторг легко сменяется у него разочарованием. Ему необходимы постоянные «инъекции» уверенности в чувстве Ольги. «217».

С какой целью было написано письмо Обломова? (10 гл., 221 стр.) (видео - 8 мин.) С неосознанной целью 1) «испытать любовь». Умная Ольга это поняла.

Но значение письма оказывается куда серьёзнее. Оно – 2) апофеоз светлой, чистой душигероя, его нежности, чистой совести. Отсутствие всякого эгоизма, боязнь за счастье любимой, прочтённые Ольгой в письме, поразили её. Наивность, инфантилизм спасают героя от пошлости, цинизма.

   Музыкально-прихотливое развитие любви хорошо передано Гончаровым в послании Обломова к Ольге, о котором замечено, что оно писалось «быстро, с жаром, с лихорадочной поспешностью» и «одушевлением».с. 221

------------------------------------------------------------------------------------ Итог.

Опасности, таящиеся и в самом характере их чувства, и во внешних обстоятельствах пока не напоминали о себе. 2 -я часть романа вселяла надежду на счастье героев. Дочитав до конца эту часть «Обломова» и пережив её последнюю сцену (Ольга целует героя – «252»), некоторые читатели уверовали в счастливый исход.

Действительно, что представляла жизнь Ильи Ильича, вся сосредоточенная на любви и надежде? Дублировала жизнь Ольги, и только: И. И. «уже прочёл несколько книг. Ольга просила его рассказывать содержание и с неимоверным терпением слушала его рассказ»; объездил с Ольгой все окрестности, (211/1) бывал в загородных концертах 9212)… (213) Такое времяпрепровождение утомляло Обломова, привыкшего спать на диване. «Любовь – претрудная школа жизни» (211, 9 гл., 2 ч),- вздыхал он. Самостоятельное начало в его жизни отсутствовало.

Обломову кажется, что жизнь полна: «Разве любовь не служба?» 9214) Но автор даёт понять, что герой поднялся только до «исходного положения», с которого может начаться настоящая жизнь. (240, гл. 11) Не случайно авторская ирония сопровождает этот пассаж: «догнать жизнь», против которой Обломов метал молнии в разговорах со Штольцем, оказалось совсем не трудно, потому что это опять была не та настоящая жизнь, которая и есть самое движение. Это опять полусон, и Обломов 241/1, гл. 12, ч. 2.

Обретение цели жизни оказалось иллюзией. Любовь не могла составить подлинное содержание жизни умного и думающего мужчины: ему нужна была иная сфера приложения сил – общественное поприще. Любовь принесла только радость сопереживания другой судьбы. 220/1.

Хотя ошиблись оба, Ольга многое предвидела, когда Обломов восторженно обратился к ней с. 209. Но, видимо, Ольга так безоглядно поверила в «возрождение» через любовь, что не посчитала нужным толкать героя на поиски. Ещё вероятно, что она сочла «другой половиной» хлопоты об имении, на которые и стала энергично направлять Обломова. Тонко почувствовав, что настоящая жизнь мужчины не может быть сосредоточена лишь на любимой, а должна иметь особое, своё содержание, Ольга не в состоянии была понять, насколько важно для Обломова, каково это содержание.

   

Пройдут годы – Обломов тихо будет умирать на Выборгской стороне «338» (ч. 4, гл. 2) – признается Штольц, с грустью глядя на друга. Но ведь и Ольга все «надежды на будущность» Обломова связывала с этим же «маленьким кругом деятельности». Минимум оказывается и тем максимумом, к которому она звала героя. Но хлопоты по имению Обломовым никогда не воспринимались как «строгая и серьёзная цель». Поэтому трезвость Ольги не смогла предотвратить грустный финал.

 

Домашнее задание.

1) Прощальный разговор Обломова и Ольги (11 гл.)

- Можно ли сказать, что эта сцена демонстрирует не только поражение героя, но и поражение героини?

- Страдает ли Ольга?

- Почему эта сцена напоминает «диалог глухих»? Почему Ольга не отзывается на призыв Обломова: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего».

- Каким предстаёт Обломов перед Ольгой?

- С какой меркой она подходит к Обломову в этой сцене?

- Что ищет Ольга теперь в Обломове?

- Кто вызывает сочувствие в этой сцене: Ольга или Илья?

2) Роль пейзажа в описании погасания любви Обломова и Ольги. Гл. 3, 4, 6 - часть 3;

3)  Роль появления Тарантьева, с. 58. (гл.1, ч. 3)

Всем: Перечитать 2-3 части романа и ответить на вопрос: каким «испытаниям любви» подвергся главный герой романа?

1) Прощальный разговор Обломова и Ольги (11 гл.)

· Можно ли сказать, что эта сцена демонстрирует не только поражение героя, но и поражение героини?

· Страдает ли Ольга?

· Почему эта сцена напоминает «диалог глухих»? Почему Ольга не отзывается на призыв Обломова: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего».

· Каким предстаёт Обломов перед Ольгой?

· С какой меркой она подходит к Обломову в этой сцене?

· Что ищет Ольга теперь в Обломове?

· Кто вызывает сочувствие в этой сцене: Ольга или Илья?

 

2) Роль пейзажа в описании погасания любви Обломова и Ольги. Гл. 3, 4, 6 - часть 3.

 

3) Роль появления Тарантьева, с. 58. (гл.1, ч. 3)

Урок 6.

Тема: 3 часть. «Испытания любви». Погружение в сон. «Нисхождение» героя».

Цели урока: Анализ отдельных сцен 3 части; развивать навыки работы с критической литературой.

 

Методы и приёмы: Беседа и комментированное чтение.

 

Ход урока

 

1. 3-я часть об испытаниях любви. Симптоматично самое её начало, намеренно контрастное в заключительной (ликующей) сцене. Появление Тарантьева, как «стук судьбы», напоминающей о том пошлом мире, который не отказался от своих притязаний на героя. Хотя им сделан выбор – опасность не миновала.

2.   Первым испытанием любви стал … её счастливый венец. Обломов сделал предложение Ольге – оно принято. Мечта романтика готова превратиться в реальность и… сразу тускнеет. «257» (2 гл., 3 часть) для Ольги же «жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь – тоже долг»,- она не могла и не хотела принимать издержки обломовского романтизма.

3. После вторжения прозы в «летнюю цветущую поэму» (265/1) любовь «пошла ленивее, как будто бы не  хватило ей содержания». (265/2) Сильное эмоциональное напряжение разрешилось, и разрешилось счастливо, но его спад обнажил нехватку духовности в их духовном романе: каждый искал содержание в другом и каждому этого было мало. Ольга чувствовала, что любовь остановилась, страдала и… видела выход в побуждении героя к действию. Действием он должен был подтвердить свою состоятельность… (257 – 258). Патетика («Люблю, люблю, люблю!») сменилась диссонансом сомнений героя, «сожалением, грустью» обоих, вновь обоюдным «душевным антоновым огнём», затем влекущими и одновременно пугающими «пропастями», «бурями». Наконец, всё разрешилось «глубокой тоской», сознанием обшей «ошибки» и невозможности счастья.

---------------------------------------------------------------------------------------------

4.   Пейзаж: 264, 276- 4 гл., 286 – 5 гл., ч. 3.;298 –мосты, 296-297. Любовь героев зарождалась в атмосфере весны с солнечным парком, ландышами и знаменитой веткой сирени, расцветала в знойный летний полдень, исполненный грозы и неги, потом гасла с осенними дождями, задымившими городскими трубами, опустевшими дачами и парком с воронами на обнажившихся деревьях, наконец, оборвалась вместе с разведёнными мостами над Невой и всё-всё засыпавшим снегом. Расстанутся Обломов с Ольгой, когда замёрзнет Нева. Вернувшись на выборгскую сторону после разрыва с Ольгой, Обломов увидит снег:» Снег, снег, снег» … Всё засыпал!»

5. И тут обнаружилось, что Обломову, как и обломовцам, мечта, подобие жизни, способна подменять самую жизнь – осуществлённый идеал. Он предпочитал лежать на диване, «278» - 5 гл. и ничего не делать по устройству имения, что приблизило бы реальность счастья.

6. Обломов просто испугался, «285/1». Привычка к иждивенчеству заявили о себе. Волнения, связанные с любовью, делали всё более привлекательным идеал покойного счастья, так полно раскрытый Обломовым в разговоре со Штольцем. «294» (6 гл.), - терзается наедине с собой Обломов.

7. 286 – 290, 302. Вот и теперь обнаружилась вся уязвимость обломовского романтического чувства, очень чуткого на реакцию обывательского мнения (страх перед Сонечкой, боязнь пересудов), оборотной стороной которого часто оказывается рассудочность. Илья Ильич не только способен вздыхать о любви, пребывать в состоянии счастливого экстаза, но и говорить «тяжело и скучно об обязанностях и долге». При виде Ольги он искренен в своих: «305/1», но когда Ольги с ним нет, он не способен даже на малое волевое напряжение.

8.  Но главная причина инертности Ильи Ильича всё же не в характере любви, не в романтизме далеко не молодого влюблённого героя. Любовь как содержание и цель жизни исключают для Обломова какое-либо самостоятельное – без участия Ольги – действие. Растворённость в любимой, примат любовного чувства над всякими другими духовными проявлениями ставят под удар самую любовь. «305/2 -306». В этом признании ключ к поведению Обломова в дни, когда были разведены мосты через Неву… Появляется на Выборгской стороне Ольга, и… Обломов снова готов на всё. С непритворным отвращением он смотрит на обстановку дома Пшеницыной, где он уже обжился за 2 недели; «307-398».

9.  Его типично «романтический» монолог: «305», полный клятв, восклицаний, - искренен: Обломов сейчас верит в себя, в своё счастье. Быстрый переход от апатии к экстазу естественен для такого героя.

10.  Обломовская природа Ильи Ильича, зыбкость его «полувозрожденья» в главном предопределили разрыв с ним Ольги. Но только к этому свести этический, психологический опыт драмы – значило бы упростить многоплановый замысел «Обломова». Именно такой конец счастливо начавшейся любви и поучителен переплетением  вины и беды и Обломова, и Ольги.

11.  В характере Ильи Ильича достоинства и недостатки неразрывно связаны, более того, они подчас предопределяют друг друга.

12.   «Задание» Ольги Обломов не выполнил: он не в состоянии стать деловым, гибким, так же как не способен что-либо скрыть от Ольги, создать видимость деятельности. Но ведь во многом благодаря этим качествам и существует тот Обломов, которого полюбила Ольга. Его нежная душа, нравственная чистота, честность сохранились в своей первозданности во многом в силу особых «оранжерейных условий» его жизни, вдали от суеты, карьеры, добывания денег. Не ожесточившись, сохранив душу ребёнка, он и в деловом отношении остался им. «312 - гл. 9»,-   с унынием обращается Обломов к «братцу» Ивану Матвеевичу.

13.  Когда по настоянию Ольги Обломов попытался сразу включиться в деловые хлопоты, все его добрые и редкие свойства естественно обратились против него. Честность, чистота обернулись инфантильностью, наивной беспомощностью. Его преследует неверие в свои силы, а с ними и в чувство Ольги. Неспособность к игре, чуткость тоже усложнили «тропы» их романа.

14.  Почему Обломов избегал встреч с Ольгой, терзая её? Не только из-за своей пассивности: «285/2» (гл. 5)

15.  Понимала ли Ольга всю сложность той непростой на первый взгляд задачи, выполнения которой она требовала?! В искреннем чувстве Ольги была большая доля самолюбования, она наслаждалась властью над Обломовым, была увлечена своим «воспитательным экспериментом». И хотя она всерьёз мучилась, ощущая безысходность их романа, больше всего страдало её самолюби е. Ольга как будто в конце концов даже поняла, что «испытание» Обломова обречено на неудачу, бессмысленно. Но «299». Эксперимент оказался сложнее, чем она думала, он требовал не дней, месяцев, а целой жизни, и… Ольга отступила.

16. Прощальный разговор Обломова и Ольги (11 гл.) демонстрирует не только поражение героя, но и поражение героини.

Здесь полезно упомянуть о той эволюции, которую претерпел образ Ольги в процессе написания романа.

«В программе у меня намечена женщина страстная, - признавался Гончаров,- а карандаш сделал первую черту совсем другую и пошёл дорисовывать остальное уже согласно этой черте, и вышла иная фигура».

В первоначальной рукописи перед читателями вставал «образ самоуверенной, всезнающей и всепредвидящей, исполненной собственного достоинства женщины». В окончательном варианте фигура героини была чуть смягчена: ей приданы сомнения, страдания, но существо её личности осталось тем же, что с особой силой обнаруживает сцена последнего объяснения героини с Ильёй Ильичом.

 

Эта сцена напоминает «диалог глухих»: два любящих человека не могут нащупать путей взаимопонимания и больно ранят друг друга.

 

 Обломов идёт к Ольге утомлённый её настойчивостью, объектом которой ему опять предстоит стать. Ольга внутренне насторожена в ожидании серьёзного объяснения. (316/1) Илья Ильич предстаёт перед Ольгой во всей своей слабости: абсолютной неспособности к «делу», готовности на любых условиях переложить его на других: на Штольца (317/1), на случайного человека   (317/2). Обломов ни в чём не старается показаться лучше, чем он есть. 317/3.

Но ведь такого Обломова Ольга знала и любила – любила за ум, простоту, нежность, благородство. Она ведь с самого начала признала за собой роль «ведущей» в этом романе со слабым, но душевно тонким человеком. Обломов ни в чём не изменился. Почему же теперь Ольга не отзывается на такой естественный призыв героя: «321/3».

 

 Здравый смысл, инстинкт самосохранения открыли Ольге, что эта роль не для неё: ей нужен сильный человек. В последнем разговоре она и подходит к Обломову с меркой «сильного человека» и… отвергает его.

   

Того, что она теперь ищет в Илье Ильиче, он никогда не имел, а то, что он имеет, в глазах Ольги теперь совсем обесценено. «321/1», «322/5». Сколько яда было в её словах, поняла и сама Ольга,- Обломов же был потрясён: ведь отвергнута вся его сущность: он никогда не готовился к роли учителя жизни, не рождён для неё, и, казалось, раньше Ольга ничего подобного от него и не ждала. Ольга, поспешившая признать свою неудачу (319), пересматривает прежние идеалы и чувства. Она готова убедить себя в том, что её любовь относилась не к реальному Обломову, а к выдуманному (321/2), в том, что Обломова бесполезно было пробуждать к жизни (319/1). Так обставляет Ольга своё отступление.

  

«Новая» Ольга в своей разумности категорична, как не могла быть категорична прежняя Ольга, друг мягкого и терпимого Ильи Ильича. Многие упрёки героини справедливы – сочувствие же вызывает обвиняемый. «322/1». У него, слабогочеловека, хватает твёрдости не воспользоваться порывом Ольги к примирению: «322/2». «322/3».

17.  Разрыв любящих и предшествующие ему перипетии в «Обломове» параллельны многим ситуациям в последнем романе Гончарова – «Обрыв». И в этом нет элемента случайности.

  

По Гончарову, глубокое высоконравственное чувство - сильнейший стимул воспитания женщины, её духовного созревания. Но, более того, оно, это чувство, как правило, несёт в себе сильную воспитательную активность, направленную на избранника. Ольга с редкой настойчивостью пытается спасти Обломова. Вера – Волохова. Само чувство героинь рождается во многом от увлечения избранной миссией, из надежды осуществиться в ней как личности.

 

18.  Почему «идеальные» героини Гончарова отступают в самый критический момент, в итоге симпатии читателей достаются их отнюдь не идеальным избранникам? «Отступление» таилось в самой природе гончаровских героинь, у которых увлечение вырастало из самолюбия, всегда разум главенствовал над сердцем. Как только ситуация усложнялась – срабатывал механизм самосохранения.

 

19. Письменная работа (10-15 минут) «Моё мнение о Штольце».

 

Д. з. 1. Перечитать 4 часть романа. Обломов и Штольц, Ольга И. и Агафья П. (сравнительная характеристика.)

1) Функция 2-х браков: Штольца-Ольги, Обломова-Пшеницыной.

2) 2 объяснения в любви Обломова. (Часть 2, гл. 6 – часть 4,гл. 1

3) Язык, стиль Гончарова

4) Обломов и Штольц.

5) Обломов – «золотое сердце»

6) Жизнь Ольги, организованная Штольцем.

3. 2 объяснения в любви Обломова. (Часть 2, гл. 6 – часть 4,гл. 1):

-где происходят

- чувство Обломова

 

1.  Дать характеристику Пшенициной:

- построена на противопоставлении Ольге:

- Когда Ольга вошла в жизнь Обломова, быт отступил, а Пшеницына?

-Те же детали подчёркнуты в портрете Агафьи Матвеевны (гл. 5, ч. 2 - гл. 2, ч. 1)О когда-то (ч. 2, гл.6 – начало главы)- чувство Обломова к хозяйке как отрицание только что пережитого романа с Ольгой (ч. 4, гл.1)

 

2. Роман Ольги и Штольца. (гл. 4, ч. 4):

- как новая Ольга относится к себе, прежней

- объяснение Ольги со Штольцем контрастно объяснению её с Обломовым

- Что они говорят, эти 2 человека, близкие Илье Ильичу, о нём?

 

3. Обломов на Выборгской стороне. (1, 5 гл., ч. 4)

- В каком состоянии находится Обломов

- 9 гл. Боится ли смерти?

- Почему выгнал Тарантьева?

 

4.  5 гл., ч.4: Любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной:

-заботы об Обломове, ограбленном Штольцем

-Отношение к ней Штольца

 

5. История семьи Штольцев (Ч.4, гл.8):

- Где живут

- счастливы ли?

- Что чувствует Ольга? Чем неудовлетворенна? Чем вызвана её тоскам?  

Урок 7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 2871; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.127 с.)