Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вступление. Роль мотива сна в романе.
Варианты вступления: 1) После патетической сцены 8 главы, передающей возмущение Обломова тем, что слуга сравнил его с «другими», герой произносит «тайную исповедь перед самим собой», в которой задаёт вопрос: «Отчего я такой?». И засыпает. И ему снится сон, который и объясняет, почему хорошие, светлые начала его души всё-таки так и остались нереализованными, почему пропал, погиб человек с чистой и ясной душой, добрый, умный, нежный, благородный.
2) Реалистическая литература признаёт связь человека и среды. Характера и обстоятельств. Обращается к дням детства. Годам воспитания своих героев. Сон позволяет зримо представить среду, взрастившую Илью Ильича, социальные и нравственные истоки его личности, причины его трагедии. «Я старался показать в Обломове, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в.. кисель», - в этом признании И. А. Гончарова смысл сна Обломова.
Обломовщина как философия жизни. 1) Идиллический пейзаж. Прошлое в «сне» конкретно и в то же время символично. На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала влияние среднерусская природа с мягкими очертаниями отлогих холмов, медленное течение рек. Природа здесь как мать заботится о тишине, размеренной спокойной жизни человека. Грозы не страшны, страшных бурь, разрушений в том краю не бывает. «Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений». Обломовка – обыкновенная усадьба с крепостническим укладом, с другой стороны, жизнь в ней течёт по своим внутренним законам.
2) Первейшие жизненные потребности обломовцев – еда и сон. Забота о пище была главная забота в Обломовке 3) Единственная форма духовной жизни – причастность к миру легенды, сказки. Сказка для обломовцев – попытка с помощью воображения объяснить и разгадать мир, но и реакция на страшный мир реальной жизни, от которой люди так надёжно спрятались, заменив жизнь вымыслом. 4) Отношение к труду. Сносили труд как наказание. В результате человеку ничего не нужно: «жизнь как покойная река текла мимо и сводилась к трём главным актам жизни: родинам, свадьбе, похоронам». Но нигде в этих актах не нашлось места ни книге, ни образованию: «Илья Иванович не подозревал в чтении существенной потребности, а считал его роскошью… без которой легко можно обойтись»
5) Любовь в Обломовке. 6) Обряды, обычаи и приметы обломовцев. 4. Какова роль данного эпизода в романе? Гончаров показал, как любящие и заботливые родители вырастили абсолютно беспомощного взрослого человека! А ведь родился Илья, как и все дети, любознательным, пытливым ребёнком. Глава называется «Сон Обломова». Жизнь - это сон, следовательно, обломовщина как философия жизни смертельно опасна для человека. Эпизод помогает понять, почему не состоялась жизнь героя. Без этого эпизода роман не имел бы такой силы обобщения и типизации.
Тема: Анализ 2-3 части романа. Штольц. «Собственно роман». Пробуждение. «Восхождение героя». Обломов и Ольга Ильинская. Цели уроков: беседа, сопровождаемая комментированным чтением отдельных сцен. Ход урока. 1. Вступительное слово. По замыслу Гончарова. Только со 2 части начинается собственно роман. (Из письма Гончарова к Л. Н. Толстому: «Не читайте 1 часть «Обломова», а если удосужитесь, то почитайте 2 и 3».) Когда на французском языке была переведении лишь 1 часть «Обломова» и в таком самостоятельном виде напечатана, негодованию Гончарова не было предела: «…в этой 1 части заключается только введение, пролог к роману, комические сцены Обломова и Захара – и только, а романа нет! Ни Ольги, ни Штольца, ни дальнейшего развития характера Обломова. Остальные 3 части не переведены, а эта 1-я часть выдана за отдельное сочинение! Какое нахальство». Со 2 части повествование теряет статичность. Появляется Ольга. Грядет любовная драма, в драматическом действии развёртывается подлинный характер главного героя. 2. 1– 2 главы 2 части. Правда, открывается 2 часть портретом Штольца, но в том-то и особенность «Обломова» как монографического романа, центростремительного по своей конструкции, что этот портрет даётся не самостоятельно, а в постоянном сопоставлении с Обломовым. История Штольца больше рассказана, чем представлена в картинах (а образ Обломова уже сформировался в воображении читателя), характеристика Штольца «работает» не столько на него самого, сколько на его друга.
3. 1-е сообщение. Портрет, история Штольца (2гл., ч.2) 4. Дополнение учителя. Штольц рос и воспитывался по соседству с Обломовкой, но формирующие его характер условия были совершенно разными. Отец героя – немец, управляющий в дворянском поместье, привил сыну навыки самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на собственные силы. Мать – русская дворянка с нежным сердцем и поэтической душой – передала Андрею свою духовность. В отличие от Обломова, Штольц – воплощённая энергия: с. 147 (2 глава). Если Обломов - весь в стихии эмоциональной – Штольц предельно рационалистичен: «148/2, 2». Вот такими категорическими формулировками «рассказан» Штольц. Ощущается некоторая «сделанность». А помните, как говорил Гончаров об истоках характера Штольца. Что-то уж слишком они математически выверены: «144», 1-я глава. (Филистер – человек с узким обывательским кругозором; бурш – студент, принадлежащий к одной из студенческих корпораций.)
Возникает мысль: не искусственно ли сконструирован в качестве антипода герою романа этот Штольц «150/3» (гл. 2): - отрицанием обломовской мечтательности, робости перед жизнью «148/1», - аморфности характера «150/1», - его мучительной рефлексии «150/2».
От такого нагнетения качеств «положительных» подрывается доверие читателя не только к достоверности, но и к самой «положительности» этих качеств. Пуританский (словарь: отмечающийся строгой, показной нравственностью) фанатизм, расчётливость Штольца заставляют с симпатией вспоминать… слабого, ленивого, но противоречивого и страдающего Обломова. Таков неожиданный эффект апофеоза Штольцу.
5. Есть такой литературный приём – антитеза – художественное противопоставление. Роман «Обломов» весь строится на антитезах: Прошлое – настоящее, Обломовка – Петербург, Обломов – Штольц. Этот список можно продолжить. Гончаров всячески подчёркивает противоположность Обломова и Штольца: · Обломов русский, Штольц – наполовину немец и, главное, немец по воспитанию. · Обломов – барин. Штольц – сын управляющего. · Обломов – бездельник. Штольц – предприниматель. (Автор довольно небрежно характеризует занятия своего героя: «147/1». Рассказывать об этом Гончарову неинтересно: сам он не смыслил в коммерческих делах.)
6. В оценке Штольца, как ни странно, сошлись даже Добролюбов и Дружи нин. Им обоим образ показался малоудачным, сухим и невыразительным. Правда, объяснили они это по-разному. · Добролюбов отметил, что в современной русской жизни пока слишком мало энергичных, деятельных людей, и потому писателю не удалось ярко показать такой тип. · Дружинин же считал Штольца прежде всего художественной неудачей Гончарова: «…это … персонаж, обрисованный с излишнею кропотливостью, которая всё-таки не даёт нам должной полноты впечатления». Задумаемся: что значит «должной полноты»? Может быть, Андрей Иванович и не очень запоминается как личность (по крайней мере, он кажется тусклым на фоне Обломова), зато он в полной мере воплощает в себе идеалы, принципы, стиль новой жизни. Во 2-й половине 19 столетия Россия запоздало вступала в новый век. Большие города, промышленность, торговля – всё это вытесняло былой покой помещичьих гнёзд. На смену мечтателям приходили деловые люди. Таким деловым был и Штольц. И действительно неважно, чем именно и с кем конкретно он торговал.
Эта тема делает роман «Обломов» удивительно современным. Разве мы сегодня наблюдаем не те же процессы? Разве не торжествуют энергичные, предприимчивые… и безжалостные? Да, Штольц безжалостен. Он вроде бы и любит Обломова и желает ему добра. Но всё равно рассказывает Ольге о том, что застал друга в разных чулках – хотя и знает, как боится Илья Ильич огласки этой позорной истории. Организуя знакомство Ольги с Обломовым, Штольц как будто устраивает очередную торговую сделку. Всё рассчитано. Всё разумно. Но всё срывается.
7. – Заканчиваются главы о Штольце горячим «комплиментом» … Обломову, «в основании натуры которого «151 » (гл. 2). Так открыто заявлена одна из ведущих тем всего будущего повествования – тема «чистого, светлого и доброго начала» натуры Обломова. В 1-й части она робко прозвучала в 6 – 8 главках, когда открылось различие между Обломовым и «пошлыми людьми», достойными лишь гоголевского осмеяния. Теперь же первое упоминание об Обломове сопровождается целым «этюдом» о его простом и нехитром сердце, который уподобляется начальному аккорду совсем нового по тональности повествования. Глава 3. Вот развивается сцена, начатая в 1-й части, - приезд Штольца: та же комната, тот же диван, Обломов на нём, рядом Захар. Но изменились сами авторские ремарки, которыми сопровождается разговор героя с приехавшим другом. Наедине со Штольцем, единственно близком ему человеком, Обломов становится таким, каким он был в тайной исповеди перед самим собой «в одну из ясных, сознательных минут в его жизни» (гл. 8, ч. 1, с. 94). Он отвечает на вопросы Штольца о своей жизни с. 151, 154 (гл. 3). В Илье Ильиче нет ни грани самодовольства «пошлого человека», грустно-скептически относится он к самому себе. Он отвечает на вопросы Штольца «печально», «с едва заметной горечью», «со вздохом». 8. Глава 4, часть 2. Но 1-й разговор со Штольцем лишь подготовка ко 2-му, чрезвычайно важному и предельно ёмкому, где по-настоящему раскроется новая грань личности Обломова, всплывёт доселе скрытая новая грань личности Обломова, всплывёт доселе скрытая мотивировка его безделия. «с. 157/3», - заявляет Обломов Штольцу после целой недели, проведённой под его руководством в обществе, в хлопотах о делах. И в ответ на малоубедительные оправдания Штольца обрушивает на него свои страстные филиппики (словарь: грозные, обвинительные речи. Афинский оратор Демосфен разоблачал в своих гневных речах врага афинской демократии Филиппа Македонского): ситуация почти невозможная – ведь перед нами самоуверенный Штольц и робкий ленивец Обломов. Но тем большего она заслуживает внимания: Обломов нападает, а Штольцу нечем парировать.
«157/2». Вся та деятельность, которую в качестве образца представлял Штольц Обломову, кажется герою бессмысленной, пустоутробной: «159/1». Так бездеятельность Обломова получает новое объяснение: он не только не может, но и не хочет включаться в этот круговорот пустоты, где за внешней энергичностью скрывается тот же всепоглощающий сон.
Вступив в круг «деятельных людей», - считает Обломов, - неминуемо потеряешь себя. «157/1» - взывает он к Штольцу.
Вспоминаются подобные репликив эпизодах «парада гостей». «33/1» (ч 1, гл. 2) – недоумевает Обломов, выслушав рассказ франта Волкова о его «бешеной» светской жизни. Судьбинский сообщает Обломову в качестве главной новости такое служебное нововведение: «34» (1 часть, гл. 2). «36/2» - думает Обломов, провожая глазами довольного собой карьериста… Серьёзность этих реплик «снималась» в 1 части ироническими авторскими оценками самого героя. Теперь же, в сцене со Штольцем, авторский тон по отношению к Обломову абсолютно серьёзен.
А Штольц молчит. Почему? (А за молчанием Штольца угадывается даже авторское благословение «филиппик» героя.) А ведь обеспокоен измельчанием человека такой герой, который обладает светлой душой, - личность, пусть и растерявшая многое из своего природного богатства.
Илья Ильич был хорошо знаком с надеждами, так и со «всеобщими человеческими скорбями» и разуверениями. Юный Обломов вместе со Штольцем мечтал увидеть картины Рафаэля, Тициана, Корреджо, росписи Микеланджело, статую Аполлона Бельведерского, зачитывался произведениями Руссо, Шиллера, Гёте, Байрона. (164) Каждое из этих имён и все они вместе весьма точно указывают на духовные возможности и идеалы героя «Обломова». · Ведь Рафаэль – это прежде всего «Сикстинская мадонна», в которой современники Гончарова видели воплощение и символ вечной женственности; · Шиллер был олицетворением идеализма и идеалистов; · автор «Фауста» впервые выразил в этой философско-поэтической драме человеческую жажду абсолюта и сознание его возможности, а Руссо идеализировал «естественную» жизнь среди природы и вдали от бездушной цивилизации.
В своём полусонном петербургском существовании герой не мог, по его словам, «равнодушно вспомнить Casta diva», т. е. ту самую женскую арию из «Нормы» В.Беллини (163), которую он затем услышит в проникновенном исполнении Ольги Ильинской. Показательно, что своим толкованием арии ещё до знакомства с Ольгой предугадал драму их любви. «Какая грусть, - говорит он,- заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг… Она одна… Тайна тяготит её…» - А почему богатство растеряно? «166/1», - с горечью спрашивает себя Обломов. Взгляд, брошенный на себя, не снимает вопроса: «166/2». И тогда герой начинает всматриваться в мир вне себя. «166 /3».
И горьким итогом звучат заключительные фразы этого монолога: «166/4, 5». Если сопоставить признания Обломова в разговоре со Штольцем с его же монологами в начале романа, то создаётся впечатление, что их произносят 2 разных человека. «89» - последний абзац – доказывает барин, крепостник, самодовольный бездельник, подобный Манилову, Ноздрёву.
10. Монолог «166/3» сразу заставляет вспомнить горестные размышления Печорина с. 531 («Княжна Мери» от 3. 06). Апатия Печорина была иного происхождения, чем лень Манилова… Так намечается 2-я, печоринская ипостась (сущность – из др. гр. философии) Обломова: он не только выражение среды, но и её жертва. Между средой и героем обнаруживается расхождение, угадывается антагонизм.
Между написанием1-й и последней частей10 лет. Изменился и писатель, и сама жизнь за это время. Романы 50-х внимательны к многогранному миру человеческой души, её противоречивым и драматическим порывам. Романы объясняют жизнь, анализируют её. А в 40-е г.г. – улавливание только уродливых и смешных сторон частных типов. («Мёртвые души»). Гончаров 10 переломных лет писал один роман, и изменение эстетических позиций этого художника запечатлелось внутри одного произведения.
Ольга Ильинская. 6. Предыстория романа завершилась появлением героини – Ольги Ильинской. Спор, каков настоящий Обломов: «гоголевский персонаж» первой части или «лишний человек» второй – решился самим развитием любовного сюжета. «Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине» «Объяснить» Обломова призвана Ольга. По натуре деятельная, энергичная, Ольга – исключение в своей среде, личность самобытная. Глубокая, принадлежит к тому же типу русских женщин, что и Татьяна Ларина.
В первом представлении Ольги читателю сразу улавливается сходство её с пушкинской Татьяной (гл. 5 с. 171) Как и Татьяна, Ольга не имеет успеха в свете, озадачивая и отпугивая своей н еобычностью завсегдатаев балов. В облике Ольги подчёркнут редкий артистизм (173) и печать мысли на лице. (173/2). «Поэтическое одушевление» «Обломову» придавал одухотворённый образ Ольги И., отразивший представления писателя о высоком назначении женщины в деле нравственного и эстетического совершенствования человека.
Д. з. 6 -10 гл., 2 часть Урок 5.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.197.128 (0.049 с.) |