Знакомство с биографией И. А. Гончарова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знакомство с биографией И. А. Гончарова.



Дата Жизненные факты Произведение
6 (18) июня 1812 в Симбирске Рождение  
1822 – 1830 (8 лет) Московское коммерческое училище  
1831 Московский университет  
1832 Встреча с Пушкиным  
Весна 1835 г. Петербург. Департамент внешней торговли Министерства финансов Романтические стихи. Повести. Статьи, фельетоны, заметки.
Март – апрель 1847 г. (автору 35 лет)   «Обыкновенная история» (работал около 10 лет); Приступил к «Обломову»
Июль 1849 г. Симбирск у родных Задумал «Обрыв»
Лето 1852 г. Плавание на фрегате «Паллада» Книга очерков «Фрегат «Паллада»
1855 Старший цензор  
1857 (около 2-х месяцев) Лечение на заграничном курорте Мариенбаде Семь недель пишет «Обломов»
1859   «Обломов» в № 1 – 4 «Современника»
5 лет Совет Главного управления по делам печати  
1868 Отставка  
1869 г.   «Обрыв» (20 лет работы)
1891 Сжёг автографы произведений. Смерть.  

 

·       Гончаров отца почти не помнил – Александр Иванович умер, когда Ване было всего 7 лет.

 

·      Гончаров боготворил свою мать, Авдотью Матвеевну, которая любила детей, но, не обладая достаточной культурой, доверила образование 4-х детей (2 мальчика – Николай и Иван и 2 девочки – Александра и Анна) другу семьи отставному морскому офицеру Николаю Николаевичу Трегубову, который был дворянином, и ввёл семью Гончаровых в круг местного дворянства. И купеческие дети получили типичное помещичье воспитание.  

   

·      Сам Н. Н. Трегубов оказал огромное влияние на формирование духовных потребностей и интеллектуальное развитие Гончарова. Крёстный «был вполне просвещённый человек,- вспоминал Гончаров,- не жалел денег на выписку из столиц журналов, книг, брошюр». В библиотеке крёстного ещё маленьким мальчиком Гончаров пристрастился к чтению. Трегубов воспитал в будущем писателе любовь к морю, мечту о морском путешествии и оставил много света и радости в душе Гончарова.

 

· В 1822 г. поступил в Московское коммерческое училище. Здесь царили строгие аракчеевские порядки, за воспитанниками шпионили, душилась всякая попытка проявления общественных интересов. Восьмилетнее пребывание в училище мало дало юноше познаний в области экономических и точных наук, но не усыпило его стремлений к знаниям, воспитало в нём протест против унижения человеческой личности. Гончаров самостоятельно усиленно занимался науками, стремясь получить гуманитарное образование.

 

В Московский университет поступил в 1831 г., где в это время учились Белинский, Огарёв, Лермонтов, Аксаков.

 

 Незабываемое впечатление на юношу произвела встреча с А. С. Пушкиным, посетившим университет в 1832 году. Уже на склоне лет писатель живо воссоздал её в очерке «В университете»: «Когда он вошёл с Уваровым, для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь восторга… его гению я и все тогдашние юноши, увлекавшиеся поэзиею, обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование».

 

В Московском университете Гончаров слушал лекции лучших российских профессоров. «Образование, вынесенное из университета, ценилось выше всякого другого»,- писал Гончаров в воспоминаниях.

Молодой студент увлекался театром, в студенческих кружках шли горячие споры о критических статьях современных критиков.

  

·      Весной 1835 г. Гончаров переселился в Петербург и поступил на службу в Департамент внешней торговли Министерства финансов. Он получил место рядового канцелярского чиновника – переводчика иностранной переписки. Только после 16 лет службы Гончаров стал младшим столоначальником. Он не стремился к карьере на этом поприще, но жизнь складывалась так, что нужно было служить. Через много лет, в 1874 г. Гончаров писал А. А. Толстой: «…хотелось мне всегда и призван я был писать, а между тем должен был служить… всегда делал то, чего не умел или не хотел делать». Многолетняя служба в Департаменте внешней торговли, где писатель мог наблюдать нравы людей нового, буржуазного толка, пригодилась ему в работе над характером Андрея Штольца («Обломов»).

·      В Петербурге Гончаров настойчиво готовит себя к литературной деятельности, сблизился с семьёй известного художника Майкова (портрет А. И. Гончарова кисти Н. А. Майкова ), сыновьям которого преподавал словесность и латинский язык. В этом доме выходил рукописный альманах «Подснежник», в нём-то и дебютировал Гончаров романтическими стихами. Кружок Майкова посещали Григорович, Панаев, братья Достоевские, Некрасов, Тургенев и др. Готовя себя к писательской деятельности, Гончаров много пишет («Я с 14-15-летнего возраста писал непрестанно, - вспоминал впоследствии писатель,- потом переводил Гёте, Шиллера и др.»)

· Из этого периода до нас дошли немногие повести и стихи. В это время он внимательно следит за критической деятельностью Белинского, сам увлекается публицистикой, в «Современнике» печатаются анонимно его статьи, фельетоны, заметки. Под влиянием Белинского проникается антикрепостническими идеями.

 

· О романе «Обыкновенная история».

·  Толстой так отзывался об «Обыкновенной истории» в письмах В. В. Арсеньевой: «Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но, зато, свой собственный становится умнее и яснее». После публикации «Обыкновенной истории» Гончаров занял в русской литературе, по словам Белинского, «одно из самых видных мест».

 

· Цикл очерков «Фрегат «Паллада».

Плавание на «Фрегате «Паллада». Мечта о путешествии зародилась у Гончарова в детстве под влиянием бесед с Трегубовым: «хотелось самому туда, где учитель указывает пальцем быть экватору, полюсу, тропикам».    Такая возможность представилась писателю в 40-летнем возрасте. Русское правительство отправило фрегат «Паллада» к берегам Японии для установления торговых и дипломатических отношений между 2-мя странами. 10 месяцев через Атлантический, Индийский и Тихий океаны плыл фрегат в Японию.

      Всё это время Гончаров подчинялся морскому распорядку, совершенно иному, непривычному укладу жизни. «Робко ходит в первый раз человек на корабле: каюта ему кажется гробом, а между тем, едва ли он безопаснее в многолюдном городе, не шумной улице, чем на крепком парусном судне, в океане»,- писал он в книге очерков путешествия.

По окончании путешествия Гончаров напишет: «Это вглядывание, вдумыванье в чужую жизнь целого народа или одного человека отдельно, даёт наблюдателю такой общечеловеческий и честный урок, какого ни в книгах, ни в каких школах не отыщешь». Впечатления о плавании Гончаров описал в книге очерков «Фрегат «Паллада» (издана в 1858 г.)

Современники вспоминали, что небольшая квартира Гончарова на Моховой была наполнена множеством вещей, которые писатель привёз из путешествия. Везде, где останавливался фрегат, он старался приобрести что-нибудь наиболее характерное, свойственное только для данной страны. В 2-томном издании путевых заметок «Фрегат «Паллада» Гончаров постоянно отмечает необыкновенное мастерство народных умельцев, которые только при помощи ножа и самых простых приспособлений создают настоящие произведения искусства.

    

·      Возвращаясь из путешествия через Сибирь, писатель заехал в Симбирск повидаться с родными. Он подарил им множество диковинных, заморских вещей и, в частности, сестре Анне Александровне Музалевской – редкую океанскую раковину. Эту раковину бережно хранили потомки. Теперь она находится в  музее И. А. Гончарова в Симбирске.

·      Кабинет Гончарова украшали лакированные японские фаянсовые тарелки и шкатулки. Гончаров восхищался их изяществом и писал: «Лак необыкновенно густ, черен, не сходит, говорят, десятки лет и чист, как зеркало. Таких лакированных вещей нигде нет».  

 

· Возвратившись из путешествия, Гончаров в 1855 г. устроился на службу – на место старшего цензора, он с головой уходит в литературу, посещает кружок «Современника», часто присутствует на редакционных обедах, устраиваемых Некрасовым, на которых обычно читались и обсуждались произведения писателей, выступали музыканты и артисты.

· В 1852 г. опубликован роман «Обломов», который прославил имя Гончарова. Этим романом писатель показал, какое пагубное влияние оказывали крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку. Мы видим, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчёмности, несостоятельности, к распаду личности. Образами Обломова и Захара Гончаров убеждает, что крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его воли и стремлений.

«Обломов»

 Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь.

 

Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в…  кисель».

  Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

  

  1-я часть романа малодейственна (Обломов лежит на диване и отказывает визитёрам, зовущим его в Петергоф), но в ней показана эволюция Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не смог, мечтает о путешествии). В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Но Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его «мысленный» план реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность его взглядов на жизнь.

  Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар и другие крепостные от него.

 

· В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеванию путём труда, Обломов, уже имеющий всё благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затраты энергии. Он считает идеал Обломовки незыблемой нормой.

Для Штольца норма – деловая буржуазная жизнь Петербурга, поэтому он не критикует её.

  

·  В конце 1-й части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове – жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»?

     

 Во 2-й, 3-й частях описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба 2-х национальных начал, в результате возникла сильная и гармоничная личность. Несмотря на взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это тип новой эпохи, деятельный разночинец. Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Обломов понимает всю важность перемены в жизни, но этих-то перемен он и боится, боится движения и деятельности.

В борьбе мотивов – соединиться с Ольгой и зажить осмысленной жизнью или отойти от Ольги и обрести желанный покой – побеждает последний. Обломовщина оказалась сильнее любви.

 

Так Обломов находит пристанище в доме вдовы Пшеницыной. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова.

4 – я часть романа посвящена описанию «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается ещё больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

  

   В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошёл в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображённых Гоголем, Тургеневым и др. В нём нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток, благодарен. Но, тем не менее, он вызывает к себе отрицательное отношение. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.

 

  Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Обломов преимущественно лежит на диване, что определяется идейным замыслом писателя. Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

  Место действия романа – Петербург (только в 9 главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

 

 Экспозицию составляют 1-я часть романа и две первые главы 2-й части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

 

В 3 и 5 гл. 2-й части завязывается узел события – знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.

    

6-11 главы этой части – развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к Ольге.

 

     Кульминация12 глава 2-й части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены 11 – 12 главы 3-й части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

 

    В 4-й части – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция (пост… < после – приставка, обозначающая: следующий после чего – л., вслед за чем–нибудь).

Параллельно показаны взаимоотношения Штольца и Ольги.

   

 В эпилоге (11 глава 4-й части) Гончаров говорит о смерти Обломова. Эта глава объясняет смысл «обломовщины».

    

Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мёртвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлётов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И всё это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.

 

         По поводу сюжета существуют 2 точки зрения. Первая утверждает, что в романе 2 сюжетные линии: Обломов – Ольга и Штольц – Ольга. Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление остаётся.

 

Вторая точка зрения профессора А. Г. Цейтлина, - считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели – показать постепенное превращение Обломова в «мёртвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.

  

   Язык романа отличается лёгкостью и чистотой. Автор избегает употреблять украшающие эпитеты и метафоры, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40 – 50 – х г.г.

 

  Многообразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц – люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев. Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Ольга и Обломов, оценка снегопада в день разрыва героев). Вся языковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?

  

 Роман «Обломов» вызвал при появлении многочисленные критические отклики, был высоко оценён современниками. И. С. Тургенев, прочитав роман, заметил: «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова». И это так, потому что жизнь и судьба главного героя заставляют размышлять о сложнейших вопросах жизни.

 

1 часть. Введение в роман. «Сон». Экспозиция. Пролог к роману. Эволюция Обломова
2 часть (1 – 2 гл.). «Собственно роман». Экспозиция Русско-немецкое воспитание Штольца
2 часть (3 -5 гл.) «Пробуждение». Завязка Узел событий. Знакомство с Ольгой. Любовь к Ольге.
2 часть (6 – 11 гл.) «Восхождение героя». Развитие действия. Чувство крепнет. Письмо к Ольге.
2 часть. (12 гл.) Кульминация. Объяснение в любви.
3 часть. «Испытания любви».  Развязка. (11 -12 гл.). Погружение в сон. «Нисхождение героя. Несостоятельность и банкротство Обломова.
4 часть. Выборгская обломовщина. Взаимоотношения Ольги и Штольца.
4 часть. Перетекание сна в вечный сон. Эпилог. Смерть Обломова.

 

5 лет работает в Совете Главного управления по делам печати и в 1868 г. уходит в отставку навсегда, а в 1869 г. публикуется роман «Обрыв», над которым Гончаров работал 29 лет.

 

При жизни Гончарова вышло 2 издания ПСС. В 1891 г. Гончаров сжёг автографы своих произведений, письма, заметки и завещал похоронить его в Александрово-Невской лавре, где-нибудь у обрыва. На 80-м г. жизни он скончался. Похоронный кортеж сопровождала многолюдная толпа, в основном молодёжь. Похоронен был на крутом берегу речки, протекающей у кладбища.

 

Итак, в русскую и мировую литературы Гончаров вошёл 3- мя романами: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

Домашнее задание: чтение 1 части.

 

 

Урок 2.

Тема: «Обломов». Образ главного героя. Понятие «обломовщина».

 Цели урока: помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной; развивать навыки работы с критической литературой.

 

Ход урока.

 

1. Знакомство с различными трактовками главного героя романа («дружининская» и «добролюбовская» точки зрения). Сообщение учеников.  Вряд ли ещё какой-нибудь русский роман истолковывался столь противоречивым образом, как этот. Добролюбов считал героя Гончарова прямым порождением и воплощением самодержавно-крепостнической действительности. Его современник Дружинин был убеждён, что «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви».

 

2.     В свете этих диаметрально противоположных трактовок Обломова и обломовщины присмотримся внимательно к тексту очень сложного и многослойного содержания гончаровского романа.

 

3. Кто такой Илья Ильич Обломов ( портрет, квартира, интерьер; проблемы, которые вывели героя из душевного равновесия.) (По 1 главе).         

 

1 –я часть создавалась в 1846-9 годах. 40-е годы – расцвет гоголевского направления в литературе, время, когда гоголевские эстетические открытия стали школой для замечательных писателей-реалистов: А. И. Герцена («Кто виноват?»), И. С. Тургенева («Записки охотника»), М. Е. Салтыкова-Щедрина («Запутанное дело»), Ф. М. Достоевского («Бедные люди»), Н. А. Некрасова. Гоголевский роман, по определению А. И. Герцена, «роман иронии, отрицания, протеста, а может быть, и ненависти», преломился в этих глубоко индивидуальных созданиях.

   1-я часть романа «Обломов» обнаруживает как раз прямую зависимость поэтики Гончарова от гоголевской.

Композиция 1-х 5-ти глав романа почти повторяет построение глав-портретов «Мёртвых душ».

·      1) Открывается роман развёрнутым описанием внешнего вида героя: «стр. 20/1» Уже в этой развёрнутой зарисовке, как и в такой детали: «20/2» - улавливается непосредственное сходство с гоголевским Маниловым, черты лица которого были не лишены приятности, но поражала их нечёткость, расплывчатость.

  Приёмы характеристики Манилова и Обломова одинаковы. Это особенно бросается в глаза при разности характеристик по существу:

О Манилове: «358/2». Об Обломове: «20/3».

2) Как и в главе о Манилове вслед за портретом Ильи Ильича описывается обстановка его комнаты: личность раскрывается через вещи, её окружающие. Для гоголевского человека, полностью «овеществлённого», этот приём оказывается на редкость эффективным. Аморфному характеру Манилова соответствовала неожиданная незавершённость всех ансамблей в его гостиной (урод-подсвечник рядом с прекрасными собратьями, кресло, покрытое рогожей, рядом с зачехлёнными).

«21/1». Тяжёлые, неграциозные стулья, шаткие этажерки, сломанный диван…

Последний штрих «в перекличке» маниловской и обломовской обстановок почти нарочит: у Манилова на столе книжка, которую он читал 2 года, с закладкой на 14 странице; страницы книги Обломова покрылись пылью и почернели. «Сон души» бездельников-мечтателей запечатлён в этой выразительной детали.

Обломов, подобно персонажам Гоголя, первоначально полностью раскрывается через быт.

3 ) Символичен образ халата. 20) в романе и целая история отношений к нему Ильи Ильича. Халат как послушный раб повинуется самомалейшему движению тела его хозяина.

      На всех вещах заброшенность, следы запустения: валяется прошлогодняя газета, на зеркалах – слой пыли, если бы кто-нибудь решился обмакнуть перо в чернильницу – оттуда вылетела бы муха. Характер Ильи Ильича угадан даже через его туфли, длинные, мягкие и широкие. Когда хозяин не глядя опускал с постели ноги на пол, он непременно попадал в них сразу. Завершается экспозиция 1-й части романа горестным всхлипом Обломова: «29/1». Этот всхлип вызывает смех. Авторский пафос беспощадного отрицания заражает читателя.

  4) Таков он в перебранке с Захаром. Здесь Захар и Обломов равны в своей бездуховности, поглощённости мелочами, - они ссорятся из-за грязи в комнате, из-за денег, переезда на квартиру.

    

«Пошлость пошлого человека», которую не уставал обличать Гоголь, Гончаров обнажает в своем герое с редкой беспощадностью. Мелочи быта вырастают до мировых масштабов, застилают весь свет для Обломова, бездельника, ленивца.

      

Обломов развратил Захара. «Ты больше Обломов, чем я»,- бросает герой Захару: И. И. и З. суть лишь разные модификации обломовского типа.

  

5) Остановлюсь на одной особой детали, которая становится лейтмотивом всего произведения. Многие романы знамениты своим началом («Евгений Онегин», «Анна Каренина»). Чтение 1-го абзаца. Лежал. Стр. 82-83. – Читатель узнаёт, что доктор прописал Обломову   движение. Иначе его ждёт болезнь, даже смерть. Это и произошло в конце концов. Это физическое состояние. Физическая смерть, но тема движения имеет и метафорический смысл: движение связывается с «действовать». Зато к Захару строг: «с. 24».

 

4. Но для писателя важно не только уловить самый тип – он хочет обосновать его художественные признаки.

 

Парад гостей во 2 главе чуть искусствен: гости сменяют друг друга – они заменят собой необходимое описание среды, в которой живёт Обломов. По-гоголевски характеристики гостей одноплановы, вещны. Каждый из них – напоминание о 3-х этапах жизни Обломова: светская жизнь, чиновничья служба, литературная деятельность. Гости совокупно олицетворяют в романе столичное общество. Смысл жизни здесь сводится к:

· С. 29. Волков? С 93 учебника, ч. 2. (Франт, светские успехи, - «духовное» его увлечение, пустое светское тщеславие – смысл его жизни.) В описании Волкова преобладают глаголы конкретного действия (вошёл, вынул, провёл, обмахнул), которые придают авторскому повествованию динамичность. В портретной же характеристике Обломова преимущественны глаголы «недейственной» семантики, обозначающие в основном состояние.

· «33» - таков Судьбинский. С 93 учебника, ч. 2. Этот герой легко мог бы «вписаться» в галерею гоголевских чиновников. (Карьера - «духовное» увлечение «пошлого человека» с казённой квартирой и выгодная женитьба – смысл его жизни.) Принёс новость по «разряду практической стилистики»: «отменили писать «покорнейший слуга», пишут «примите уверение»

· Беллетрист Пенкин? («Игра в обличительство» - «духовное» увлечение этого «пошлого человека». Сочинительство в модном духе и на любую тему)

· Приятели ОбломоваАлексеев и Тарантьев – своего ода «двойники» героя, каким он показан в самом начале романа – байбака, увальня. Неспособность Обломова к реальному действию повторена в Алексееве – «человеке без поступков», и в Тарантьеве, который «46/2-47».

Оба персонажа имеют гоголевских «прототипов». Неопределённость характера Манилова  («Ни то ни сё», «ни в городе Богдан ни в селе Селифан») перерастает в полную бесхарактерность Алексеева с. 40.  У него «40/1». Нет практически имени, фамилии. Тарантьев, грубиян, хам «46/1». «50/1» - накидывается он на бессловесного Алексеева. Не родной ли брат Собакевича этот Тарантьев?! Гончаров характеризует его как «три пустые телеги едут по мосту», «мастер говорить», резкие просторечные слова употребляет: образина, старый пёс, шельма.

 

Вывод. Авторская мысль, вызвавшая к жизни «демонстрацию» гостей и приятелей, с резкой прямотой прозвучит в одной из будущих реплик Обломова: «167/1!» Они «лжеактивны», ведут образ существования лишь на первый взгляд несхожий с бытом неподвижно-дремотной Обломовки. В своей основе и эта совершенно бездуховная жизнь – та же «обломовщина», но лишь на столично-цивилизованный лад. «157/1» (гл. 4) – восклицает при полном одобрении автора Илья Ильич.

 

Хотя идейный мотив, связанный с обличением «обломовского» в герое, господствует в 1-й части романа, он получает своё социальное наименование – во 2-й.

   В споре со Штольцем (начало 2-й части) Обломов высказывает свой жизненный идеал, «161/1»: деревня, покой, прогулки по аллеям парка, приготовление к обеду. Послеобеденный отдых – чтение книг, беседы с друзьями. «163/1» - восклицает Обломов  «163/2». «168»,- задумался после ухода друга Обломов.

  

 Понятия «хлестаковщина», «чичиковщина» родились в критике из впечатления, которое гоголевские персонажи оставляли в сознании читателей. Гончаров же сам сближает героя и явление, как бы предвосхищая итоги читательского опыта.

 

 Опыт натуральной школы с её антикрепостническим пафосом (стихи Некрасова, повести Панаева, рассказы Тургенева) Гончаров по-своему синтезировал, обобщил. Пороки крепостничества свёл воедино, объяснил через одно понятие – обломовщина.

   

Но «обломовщина» – социально-нравственное понятие: атрофия (Словарь: истощение, умерщвление какого-либо органа) воли, тяга к покою, инертность, нравственное иждивенчество.

С. «92», - надеется Обломов. Упования на «может быть», на «авось», на «как-нибудь» лежат в основе обломовского «порядка жизни». 92/2

   

 Обломовская пассивность питается постоянным сознанием, что кто-то за него всё сделает – значит, и уметь что-либо делать нет необходимости.

  Глубокая проявленность нравственного содержания обломовщины делает роман Гончарова чрезвычайно современным.

  Нравственные недуги обломовщины заявляли о себе не только в недавнем прошлом, но и заявляют сегодня безынициативностью, равнодушием. Просто ленью.

Д. з. 1) Пересказ-анализ 5 главы. Кто такой Обломов. Его жизнь в Петербурге (5 гл.) Где учился, служил? Каково его отношение к начальнику? Увлекался светом? Почему оказался на диване?

 

2) 6 глава. - Образование Обломова.

- Его отношение к учёбе, науке. Отношение к имению, к хозяйственным вопросам.

- Что потрясло его эмоциональную натуру в молодости? Что возбудило высокие мечты, отвратило от пошлых забот о служебной карьере?

- Чем неожиданно авторское резюме в конце главы? В чём его неожиданность?

4) 9 глава «Сон Обломова»

- Почему в начале главы звучит выпад против моря?  

 

Идиллический пейзаж Обломовки: природа и человек слиты. (Роль неба)

- Какова среднерусская природа? (холмы, реки)

- О чём здесь заботится природа?

- Какие здесь бывают грозы?

- Есть ли страшные бури,   разрушения?

- Каков природный ландшафт в Обломовке?

- Каковы характеры людей, взращённые матерью-природой, в Обломовке?

  Характерные черты Обломовки:

- Что делает похожей Обломовку на островок золотого века?

- Как совершается там годовой круг (95/5);

- Есть ли связь с внешним миром?

- Как обломовцы воспринимают время и пространство?    

- Отношение к чужакам.

 

- Как происходит воспитательный надзор за сыном? 

 

- Символом обломовской жизни стал послеобеденный всепоглощающий сон. Пересказать его кратко.

- Гончаров, чтобы изобразить лень и апатию во всей её широте и закоренелости, опирается на язык. В целях воспроизведения однообразной, спокойной, сонной жизни обломовцев, использует пространные конструкции, характеризующиеся замедленным ритмом, предполагающие перечисление однородных членов предложения. Найдите примеры.

И здесь преимущественно глаголы недейственной семантики Привести примеры.

Полным контрастом этойстатичной картине выступает описание поведения Илюши во время «всеобщего послеобеденного сна». Докажите. Найдите примеры.

-   Каковы первейшие жизненные потребности обломовцев?

Пересказать эпизод с поеданием пирога.

- Причастность обломовцев к миру сказки, легенды, мифа. Какие сказки слышал Илюша в детстве? В чём их особенность? Как воспринимал их ребёнок? Что сказки, мифы заронили в душу Илюши?

 

 - Отношение обломовцев к труду.

     

 - Какой характер носит любовь в Обломовке?

 

- Обряды, обычаи обломовцев. Особое отношение к времени суток.

 Есть здесь и таинственные места - овраг, например. Отпуская Илюшу гулять с няней, что мать строго наказывала?  

 

- Особое отношение у обломовцев к приметам: Если в зимний вечер погаснет свеча…?   

Урок 3.

Тема: Молодость Обломова. Былые духовные увлечения героя.

Цели урока: показать социальную психологию Обломова, живую его душу; проанализировать 9 главу романа «Сон Обломова»; сделать наблюдения над стилем Гончарова; раскрыть роль второстепенных героев.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя. Подобно Гоголю, который, показав Чичикова, рассказывает о его прошлом, Гончаров в 5 главе приступает к повествованию о молодости Обломова.

 

2. Проверка индивидуального дом. задания. Пересказ-анализ 5 главы.

«60/1»,- открывается 5 главка. Служба, увлечение светом (63) – через них прошёл герой, прежде чем обосновался на диване. Он «60/2». Но служба оказалась отнюдь не «61/3». Обломов прослужил кое-как 2 года, но, отправив однажды бумагу вместо Астрахани в Архангельск, так перепугался, что подал в отставку. Привычка к покою, «домашней свободе», меланхолический темперамент - вот что привело его на диван.

3. Но 6 главка неожиданно вносит в одноплановую характеристику Обломова новые, диссонирующие с уже известными человеческие приметы. Она приоткрывает завесу над былыми духовными увлечениями героя. Ключом к новой странице Обломова становится фраза: «68/1». Обломов, собственно, не гоголевский персонаж, а скорее сын Маниловых – подсказывает автор романа. Правда, знания, полученные в пансионате, университете, герой не сумел сделать «своими»(67/1); голова его была как будто «67/2».

Но пережитый в молодости, в дни знакомства с поэзией, искусством, «66/1» навсегда потряс его эмоциональную натуру, возбудил в ней высокие мечты, отвратил от пошлых забот о служебной карьере.

Заканчивая «этюд» о юношеских увлечениях Обломова, писатель замечает: «66/2», как бы предлагая читателю вернуться в «исходное положение» - видеть в Обломове того байбака, какой нарисован в первых главках. Но такое возвращение невозможно. Благодаря 6-й главке, казалось бы, крепко сцементированное представление об Обломове как гоголевском персонаже дало глубокую трещину.

 

4. Пусть основная сфера духовной жизни Обломова мечтательность. Но в его мечты врываются соображения, чуждые Маниловым. Мечты Манилова анекдотичны – Обломову «68/2». И пусть, рисуя мечтания Обломова, автор прибегает к иронии – «68/3 – 69»- перед нами уже не тот Обломов, который весь в пошлом быте, нелепых поступках.

5. Но неожиданности 6 главки  не исчерпаны.

Логика читательского восприятия героя в  конце 6 главки оказывается зафиксированной в авторском резюме. Выходит, сам художник озабочен тем, чтобы герой не был воспринят по чисто «внешним показателям», объясняющим гоголевский персонаж, но не гончаровский: «69/2 - 70».

Над нами крепко довлеют впечатления от 1-х глав (байбак, перебранивающийся с Захаром, приятель Тарантьева и …о нём же: «внутренняя волканическая работа», «гуманное сердце».)

Сам писатель наталкивает на «крамольную» мысль: Обломов начала романа – тот Обломов, каким он казалсяТак о нём представляли везде …»), а не настоящий, которого знает автор, о котором и написал роман.

 

Так образ главного героя серьёзно усложняется, новое содержание взрывает гоголевскую «маску». За обликом «пошлого человека» скрывается живая душа!

6. Но Гончаров, приоткрыв в 6-7 гл. «лицо» героя, в последующих – 8-9 – снова живописует его «маску». Опять перед нами Обломов только такой, как о нём все «думали».

 

Перебранка с Захаром из-за сора.

Письмо квартирохозяину,

разговор с доктором – комический элемент: обличается пошлость пошлого человека, кА и в 1-х эпизодах

 

Но это не движение по кругу. Теперь за поступками встаёт психология. «Как туча гремит» над головой Захара



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.175 с.)