Грамматические категории – это грамматические признаки, общие для каждой части речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Грамматические категории – это грамматические признаки, общие для каждой части речи.



 

№ 36 «Функции абзаца тесно связаны с фундаментально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» Н.С.Валгина

Первым делом надо дать определение абзацу - а бза́ц — отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений. Текст между двумя красными строками. Абзац, обозначая своего рода «цезуру» (паузу), является единицей членения текста, промежуточной между фразой и главой, и служит для группировки однородных единиц изложения, исчерпывая один из его моментов.

Здесь необходимо сказать о выражении «фундаментально-стилевая» принадлежность, проще говоря, стиле текста. Мы знаем, что первоначальное деление на стили: книжный и разговорный, а далее книжный, в свою очередь, делится на официально-деловой, публицистический, научный и стиль художественной литературы, в котором три предыдущих могут использоваться разным образом.

Функции абзаца

Основное назначение абзаца - расчленение текста с целью выделения его компонентов, что,

безусловно, облегчает восприятие сообщения, так как дает некоторую «передышку» при чтении.

Текст, не расчлененный на абзацы, воспринимается с трудом; сила его воздействия на читающего падает. Затрудненность чтения приводит к потере интереса и притуплению внимания.

Кроме того, новый абзац помогает отделить одну микротему от другой в сознании читателя.

Бывает, для автора важна не событийная сторона происходящего, а эмоциональная. Сила воздействия не расчлененного на абзацы текста заключается в том, чтобы создать настроение.

Так в прозе Гоголя длинные абзацы, часто представляющие одно-два предложения, нужны для того, чтобы возможно затруднить и замедлить чтение, создав тем самым у читателя чисто физическое раздражение и негодование по отношению к тем мелким подлостям, которые, по мнению автора, и становятся главным злом в русской жизни.  

Абзацное членение, как было сказано, преследует одну общую цель - выделить значимые части текста. Однако выделяться части текста могут по разным причинам, с разными конкретными целевыми установками. И поэтому функции абзаца бывают различными.

Например, абзац может быть чисто формальным средством разграничения реплик разных лиц в диалогически построенном тексте:

Основные функции абзацного членения следующие:

1) логико-смысловая (деление на микротемы) используется в текстах, направленных прежде всего на интеллектуальное восприятие;

2) экспрессивно-эмоциональная, выполняет ту же функцию в речи, что и синтаксическая фигура – парцелляция. Оно позволяет акцентировать каждый элемент текста в отдельности, обращая тем самым на него особое внимание.

3)  акцентно-выделительная. Особенно эффектен этот прием выделения в отдельные абзацы повторяющихся синтаксических конструкций. Сила их воздействия на внимание и чувства читателя очевидна, тому же способствует и создающаяся при таком членении ритмичность. Такое абзацное членение подобно ритмичному перемежению строки и паузы в стихах.

4) Использование красной строки при записи диалогов.

 

Естественно, что функции могут совмещаться полностью или частично, особенно это относится ко второй и третьей функции.

В тексте, данном для анализа, находим короткий абзац и характеризуем законченную мысль, в нем изложенную. Если есть абзац, состоящий из одного-двух коротких предложений, можно сказать о том, что именно и почему автор хочет подчеркнуть выносом в отдельный абзац.

 

№ 37 Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». Знаменитый русский филолог Ф.И. Буслаев. (См. №№5, 9, 13)

В большинстве словосочетаний  связь выражается грамматически с помощью окончаний.

№ 38 Междометия – это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию. Большой справочник русской грамматики.

Междометие — лексико-грамматический класс неизменяемых слов, не входящих ни в знаменательные, ни в служебные части речи и выражающих (но не называющих) эмоциональные и эмоционально-волевые реакции на окружающую действительность[1].

Междометия выступают как слова-сигналы, используемые для выражения требования, желания, побуждения к действию, а также для быстрого реагирования человека на различные события реальной действительности.

Междометия выполняют экспрессивную или побудительную функцию, выражая, например, чувства говорящего (ох! ого! ого-го!!!), призыв (эй! цып-цып!) или приказание (брысь! вон!). К ним же относятся и нецензурные возгласы, к которым применяются те же правила пунктуации. Междометия являются заменителями известных определенных выражений и целых предложений. Вместо «тьфу» или «брр», можно сказать «какая гадость!», вместо «тс» — «тише, не шумите», вместо «эй» — «подите сюда», «послушайте» или просто сделать призывный жест рукой и т. д.

Междометия в русском языке: ох, ой, пли, ух, фу, фи, ага, ах, апчхи, батюшки, браво, господи, ишь ты, боже ж ты мой, о чёрт, ни фига себе! ай молодца!, молодец!, молодчина!, да ну ты брось, да ну как же оно так вышло-то вот, при! … Эти слова не имеют лексических и грамматических значений, не изменяются и не являются членами предложения. Исключение составляют случаи, когда междометия выступают в функции знаменательной части речи, например, существительного: «В темноте раздалось грозное эй».

Дальше следует найти в тексте междометия и определить кактие чувства или какую реакцию на происходящее они выражают.

№40. В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа предложений, связанных между собой по смыслу. Известный филолог Н.М. Шанской

Здесь уместнее всего говорить о том, что утверждение «предложение выражает законченную мысль» верно только в грамматическом смысле. Самую простую мысль, действительно, можно выразить в одном предложении (привести пример из текста как можно более лаконичный типа «Он подошел к двери»), но чем сложнее мысль, тем больше предложений понадобится для ее всесторонней формулировки.  Иная мысль может быть выражена только в целом тексте. Можно привести формулировку и опираться на нее: Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).

Выражая основную мысль, автор чаще всего «движется по ступенькам», логически переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем. Здесь уместно проследить по абзацам, как развивается основная мысль приведенного в экзаменационных материалах текста – должно получиться что-то вроде плана изложения. В заключении можно написать о том, что на примере текста мы убедились в том, что для выражения полноценной мысли понадобился целый текст.

 

№ 41 При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость. Н.С. Валгина.

Сложным предложением называется предложение, в котором две или более грамматических основы. В зависимости от наличия или отсутствия союзов сложные предложения могут быть союзными и бессоюзными.

В бессоюзных сложных предложениях между частями могут стоять запятая, двоеточие и тире.

                                                                                                                                         

Знаки                        Значение                  Как проверить
, Одновременность или последовательность По смыслу (можно подставить союз И) Снег валит хлопьями, завывает ветер.
-- А) вторая часть предложения противопоставлена первой;     Б) В первом предложении содержится время или условие того, о чем говорится во второй части;   В) Во втором предложении содержится следствие;   Г) То, о чем говорится в первом предложении, сравнивается с содержанием второго предложения, А) Можно подставить союз а, но; Чин следовал ему – он службу вдруг оставил (Чин следовал ему, но он службу вдруг оставил) Б) Можно подставить союзы когда, если; Я пойду – тогда уж не жалуйся (Если я пойду, тогда уж не жалуйся); Поезд придет – сразу беги к приказчику. (Когда поезд придет, сразу беги к приказчику). В) Можно подставить союз  поэтому; Мало каши ел – худой вырос (мало каши ел, поэтому худой вырос), Г) Можно подставить сравнительный союз, например: как, как будто, словно. Улыбнется – солнышко засияет (Улыбнется, словно солнышко засияет)
:   А) Во втором предложении содержится причина того, о чем говорится в первом;     Б) Второе предложение поясняет, раскрывает значение первого;     В) Второе предложение дополняет первое; Обычно после слов увидел, услышал, подумал, почувствовал;   А) Можно подставить союз потому что; На поляне оказалось множество грибов: вчера прошел дождь (На поляне оказалось множество грибов, потому что вчера прошел дождь). Б) Можно подставить союзы а именно, то есть; Кругом было очень красиво: засеянные поля густо желтели, а луга пестрели разнотравьем. (Кругом было красиво, а именно: засеянные поля густо желтели, а луга пестрели разнотравьем). В) Можно подставить союз что; Лось огляделся и увидел: кругом никого нет. (Лось огляделся и увидел, что кругом никого нет). Разведчик прижался к шершавой стене и почувствовал: кто-то из темноты буравит его взглядом. (Разведчик прижался к шершавой стене и почувствовал, что кто-то из темноты буравит его взглядом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.007 с.)