Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полезные цитаты о грамматике.
Грамматика учит правильно строить речь, а «говорить хорошо» учит стилистика. Мысль и чувство в самых различных интонациях и оттенках выражаются словом. От выбора слов, от их значения в соседстве с другими словами в тексте, от их расстановки в предложении зависят оттенки выражения мыслей, чувств. Стилистика учит правилам точного и ясного выражения вашей мысли, вашего чувства. В.Г.Белинский Всеобщая грамматика есть философия языка, философия человеческого слова: она раскрывает систему общих законов человеческой речи, равно свойственных каждому языку. Частная грамматика учит не чему иному, как правильно говорить и писать на том или другом языке: она учит не ошибаться в согласовании слов, в этимологических и синтаксических формах. Но грамматика не учит хорошо говорить, потому что говорить правильно и говорить хорошо - совсем не одно и то же. Случается даже так, что говорить и писать слишком правильно значит говорить и писать дурно. Иной семинарист говорит и пишет, как олицетворенная грамматика, его нельзя ни слушать, ни читать; а иной простолюдин говорит неправильно, ошибается и в склонениях и в спряжениях, а его заслушаешься. В.Г. Белинский Здесь можно сказать, что для передачи содержания высказывания или высказываний пишущий может использовать косвенную речь, которая строится с помощью придаточных предложений (Он сказал, что не знает Сидорова, а я ему ответил, что я тоже его не знаю).
Но если автору важно привести дословное высказывание, он использует диалог или прямую речь. Далее см. Материал к высказыванию №4. № 7 «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых бы не нашлось в нашем языке точного выражения». К.Г.Паустовский.
В высказывании Константина Паустовского «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых бы не нашлось в нашем языке точного выражения» нам встречаются слова «звуки», «краски», «образы», «мысли». Автор имеет в виду способность языка передавать самые разные звуки - окружающей природы – шум волн, крики чаек, свист ветра, звуков речи – говорил громко, звонко выкрикивал, пел басом и т.п., звуков, которые издают животные, - собака глухо зарычала, петух пронзительно закричал). Также здесь можно говорить о таком художественном приеме, как звукопись, когда автор с помощью повтора звука или фонетически близких звуков создает определенное ощущение у читателя. («Пол З ет под З емный З мей,/По З зет, ве З ет людей./И каждый - со С воей/Га З етой (со своей/Эк З емой!» Марина Цветаева «Читатели газет»). Употребленное автором высказывания слово «краски» наводит на мысль о словесном рисовании. Краски – как в прямом значении цвета – ярко-зеленая трава, голубое небо, черные тучи, так и в переносном значении. Например, эмоциональные краски - радостно, грустно, ворчливо, мрачно, торжественно и т.п. Образы – широко использует автор и образные выражения, такие тропы как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и т.п., синтаксические средства выразительности). Мысли – можно привести взятые из текста рассуждения, абстрактные понятия и т.п. См. Также раздел «Изобразительно выразительные средства речи». № 8 «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы» Б.Н.Головин ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА – элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. Совокупности основных единиц языка в узком смысле этого термина образуют определенные «уровни» языковой системы, например: 1. Фонемы – фонемный уровень, скорее всего, нам для сочинения не понадобится. 2. Морфемы – морфемный уровень, здесь чаще всего можно говорить о разного рода суффиксах, например, уменьшительно-ласкательных – оньк – еньк – ок – к – ик – ек – чик – чек и т.д. Если речь идет о связи слов в предложении, о грамматике, то надо помнить, что грамматические особенности передает окончание, оно же служит для связи слов в предложении и словосочетании.
3. Морфология – морфологический уровень, грамматические свойства частей речи. В нашем сочинении можно говорить о времени глагола, о предметном мире, выраженном именами существительными. Например в повествовании большую роль играют глаголы, а в описании – существительные и прилагательные, в рассуждении –преобладают отвлеченные понятия, выраженные существительными. 4. Лексика – лексический уровень. См. Изобразительно-выразительные средства. 5. Синтаксис – синтаксический уровень. Смотри синтаксические средства выразительности и случаи употребление разных типов предложений. Пояснение. Выбираем тот уровень, где мы видим явный материал для рассуждения. О фонетике, т.е. звукописи, вероятно, говорить не придется. А вот морфология может дать некоторый материал для рассуждений. Употребление уменьшительно-ласкательных или уменьшительных суффиксов может показывать отношение к предмету разговора (домИК (уменьшительный оттенок), белЕНЬКий (ласковое), старушОНКа (оттенок пренебрежения или неприязни), котИЩе (подчеркивает размер). О морфологических свойствах можно говорить в том случае, если в них есть что-то необычное. Просто указать на то, что в тексте есть существительные или глаголы – значит не сказать ничего. Но вот если глаголов особенно много и это глаголы действия, а не состояния, это скорее всего, говорит о том, что тип речи здесь – повествование. Обилие признаков (прилагательных и причастий) будет говорить о том, что перед нами, вероятно, описание. Много простора можно найти в рассуждениях о лексике. Это все тропы, игра слов, использование многозначности слова, омонимы, антонимы, синонимы и т.п. Кроме того, можно здесь говорить и о стилистических пластах лексики – книжном стиле, просторечной, экспрессивно-оценочной лексике. Или об использовании специфических лексических средств – диалектизмов, архаизмов, неологизмов, профессионализмов и т.п. Возможно, анализ синтаксиса тоже даст предмет для разговора. Подробнее см. в разделе «Синтаксические средства изобразительности». Или, если в тексте есть диалог, можно говорить об использовании в устной речи неполных предложений. Или бросаются в глаза очень простые синтаксические конструкции («обрывистая» речь, рубленные фразы, короткие простые предложения, нераспространенные предложения) или наоборот слишком сложные с обилием сложноподчиненных и в них множественных придаточных и т.п.
№ 9 «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» Лев Успенский Основную часть начинаем с общего для всего блока определения: Морфология и синтаксис - это две составные части грамматики. Далее конкретизируем тему: Синтаксис и морфология тесно связаны друг с другом. Например, построение словосочетания (словосочетание – простейшая синтаксическая единица) основано на разных свойствах частей речи. Для того, чтобы речь была понятна и могла служить средством общения, недостаточно одного лексического значения слов. У каждой части речи – свои грамматические значения. Различают три типа словосочетаний: Согласование, управление и примыкание. В согласовании и управлении слова связаны между собой грамматически и по смыслу (т.е. лексически), а в примыкании грамматическая связь отсутствует, так как зависимое слово в этом типе словосочетаний – неизменяемая часть речи. Например, в согласовании «зеленой травы» зависимое слово – прилагательное, оно стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово – женский род, единственное число, родительный падеж.
Приводим пример управления, указываем падеж зависимого слова. (Ответить обидчику – глагол требует, чтобы существительное стояло в дательном падеже, а вот в словосочетании «Наказать обидчика» то же существительное должно стоять в винительном падеже. Находим пример примыкания, указываем на то, что зависимое слово – неизменяемая (и какая именно) часть речи. Например, «Говорил тихо» - «тихо» - наречие, не может иметь окончания, значит, связь только по смыслу: говорил как? – тихо. Хотя само по себе словосочетание не выражает законченной мысли, но оно - строительный материал для предложений. А вот предложение способно выразить любую мысль.
См. также материал к высказыванию № 5.
№ 10 «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных» Гончаров Если мы чувствуем себя очень уверенно, то можно мягко и деликатно указать на некоторую путаницу в терминах: язык это арсенал всех лексических, грамматических, смысловых возможностей, а вот речь – это язык в конкретном применении, в действии. Поэтому и говорить мы будем именно о речи. Если мы не так самоуверенны, то сделаем вид, что путаницы не заметили.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.009 с.) |