Полезные цитаты о грамматике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полезные цитаты о грамматике.



Грамматика учит правильно строить речь, а «говорить хорошо» учит стилистика. Мысль и чувство в самых различных интонациях и оттенках выражаются словом. От выбора слов, от их значения в соседстве с другими словами в тексте, от их расстановки в предложении зависят оттенки выражения мыслей, чувств. Стилистика учит правилам точного и ясного выражения вашей мысли, вашего чувства.                                                         В.Г.Белинский

Всеобщая грамматика есть философия языка, философия человеческого слова: она раскрывает систему общих законов человеческой речи, равно свойственных каждому языку. Частная грамматика учит не чему иному, как правильно говорить и писать на том или другом языке: она учит не ошибаться в согласовании слов, в этимологических и синтаксических формах. Но грамматика не учит хорошо говорить, потому что говорить правильно и говорить хорошо - совсем не одно и то же. Случается даже так, что говорить и писать слишком правильно значит говорить и писать дурно. Иной семинарист говорит и пишет, как олицетворенная грамматика, его нельзя ни слушать, ни читать; а иной простолюдин говорит неправильно, ошибается и в склонениях и в спряжениях, а его заслушаешься.

                                                 В.Г. Белинский
№ 6 «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того, чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев»

Здесь можно сказать, что для передачи содержания высказывания или высказываний пишущий может использовать косвенную речь, которая строится с помощью придаточных предложений (Он сказал, что не знает Сидорова, а я ему ответил, что я тоже его не знаю).

Цель высказывания в косвенной речи Способ присоединения косвенной речи
Повествовательное предложение ЧТО, БУДТО
Вопросительное предложение Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ,ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ
Побудительное предложение ЧТОБЫ (Он приказал, чтобы ужинали в темноте)

 

Но если автору важно привести дословное высказывание, он использует диалог или прямую речь.    Далее см. Материал к высказыванию №4.

№ 7 «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых бы не нашлось в нашем языке точного выражения». К.Г.Паустовский.

В высказывании Константина Паустовского «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых бы не нашлось в нашем языке точного выражения» нам встречаются слова «звуки», «краски», «образы», «мысли». Автор имеет в виду способность языка передавать самые разные звуки - окружающей природы – шум волн, крики чаек, свист ветра, звуков речи – говорил громко, звонко выкрикивал, пел басом и т.п., звуков, которые издают животные, - собака глухо зарычала, петух пронзительно закричал). Также здесь можно говорить о таком художественном приеме, как звукопись, когда автор с помощью повтора звука или фонетически близких звуков создает определенное ощущение у читателя. («Пол З ет под З емный З мей,/По З зет, ве З ет людей./И каждый - со С воей/Га З етой (со своей/Эк З емой!» Марина Цветаева «Читатели газет»). Употребленное автором высказывания слово «краски» наводит на мысль о словесном рисовании. Краски – как в прямом значении цвета – ярко-зеленая трава, голубое небо, черные тучи, так и в переносном значении. Например, эмоциональные краски - радостно, грустно, ворчливо, мрачно, торжественно и т.п. Образы – широко использует автор и образные выражения, такие тропы как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и т.п., синтаксические средства выразительности). Мысли – можно привести взятые из текста рассуждения, абстрактные понятия и т.п.

См. Также раздел «Изобразительно выразительные средства речи».

№ 8 «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы» Б.Н.Головин

ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА – элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. Совокупности основных единиц языка в узком смысле этого термина образуют определенные «уровни» языковой системы, например:

1. Фонемы – фонемный уровень, скорее всего, нам для сочинения не понадобится. 

2. Морфемы – морфемный уровень, здесь чаще всего можно говорить о разного рода суффиксах, например, уменьшительно-ласкательных – оньк – еньк – ок – к – ик – ек – чик – чек и т.д. Если речь идет о связи слов в предложении, о грамматике, то надо помнить, что грамматические особенности передает окончание, оно же служит для связи слов в предложении и словосочетании.

3. Морфология – морфологический уровень, грамматические свойства частей речи. В нашем сочинении можно говорить о времени глагола, о предметном мире, выраженном именами существительными. Например в повествовании большую роль играют глаголы, а в описании – существительные и прилагательные, в рассуждении –преобладают отвлеченные понятия, выраженные существительными.

4. Лексика – лексический уровень. См. Изобразительно-выразительные средства.

5. Синтаксис – синтаксический уровень. Смотри синтаксические средства выразительности и случаи употребление разных типов предложений.

Пояснение. Выбираем тот уровень, где мы видим явный материал для рассуждения.

О фонетике, т.е. звукописи, вероятно, говорить не придется.

А вот морфология может дать некоторый материал для рассуждений. Употребление уменьшительно-ласкательных или уменьшительных суффиксов может показывать отношение к предмету разговора (домИК (уменьшительный оттенок), белЕНЬКий (ласковое), старушОНКа (оттенок пренебрежения или неприязни), котИЩе (подчеркивает размер).

О морфологических свойствах можно говорить в том случае, если в них есть что-то необычное. Просто указать на то, что в тексте есть существительные или глаголы – значит не сказать ничего. Но вот если глаголов особенно много и это глаголы действия, а не состояния, это скорее всего, говорит о том, что тип речи здесь – повествование. Обилие признаков (прилагательных и причастий) будет говорить о том, что перед нами, вероятно, описание.

Много простора можно найти в рассуждениях о лексике. Это все тропы, игра слов, использование многозначности слова, омонимы, антонимы, синонимы и т.п. Кроме того, можно здесь говорить и о стилистических пластах лексики – книжном стиле, просторечной, экспрессивно-оценочной лексике. Или об использовании специфических лексических средств – диалектизмов, архаизмов, неологизмов, профессионализмов и т.п.

Возможно, анализ синтаксиса тоже даст предмет для разговора. Подробнее см. в разделе «Синтаксические средства изобразительности». Или, если в тексте есть диалог, можно говорить об использовании в устной речи неполных предложений. Или бросаются в глаза очень простые синтаксические конструкции («обрывистая» речь, рубленные фразы, короткие простые предложения, нераспространенные предложения) или наоборот слишком сложные с обилием сложноподчиненных и в них множественных придаточных и т.п.   

 

№ 9 «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» Лев Успенский

Основную часть начинаем с общего для всего блока определения:

Морфология и синтаксис - это две составные части грамматики.

Далее конкретизируем тему:

Синтаксис и морфология тесно связаны друг с другом. Например, построение словосочетания (словосочетание – простейшая синтаксическая единица) основано на разных свойствах частей речи. Для того, чтобы речь была понятна и могла служить средством общения, недостаточно одного лексического значения слов. У каждой части речи – свои грамматические значения. Различают три типа словосочетаний: Согласование, управление и примыкание. В согласовании и управлении слова связаны между собой грамматически и по смыслу (т.е. лексически), а в примыкании грамматическая связь отсутствует, так как зависимое слово в этом типе словосочетаний – неизменяемая часть речи. Например, в согласовании «зеленой травы» зависимое слово – прилагательное, оно стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово – женский род, единственное число, родительный падеж.

Приводим пример управления, указываем падеж зависимого слова. (Ответить обидчику – глагол требует, чтобы существительное стояло в дательном падеже, а вот в словосочетании «Наказать обидчика» то же существительное должно стоять в винительном падеже.

Находим пример примыкания, указываем на то, что зависимое слово – неизменяемая (и какая именно) часть речи. Например, «Говорил тихо» - «тихо» - наречие, не может иметь окончания, значит, связь только по смыслу: говорил как? – тихо.

Хотя само по себе словосочетание не выражает законченной мысли, но оно - строительный материал для предложений. А вот предложение способно выразить любую мысль.

 

  См. также материал к высказыванию № 5.

 

№ 10 «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных» Гончаров

Если мы чувствуем себя очень уверенно, то можно мягко и деликатно указать на некоторую путаницу в терминах: язык это арсенал всех лексических, грамматических, смысловых возможностей, а вот речь – это язык в конкретном применении, в действии. Поэтому и говорить мы будем именно о речи. Если мы не так самоуверенны, то сделаем вид, что путаницы не заметили.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.009 с.)