Графика и орфография. Принципы графики и орфографии в русском языке и в изучаемом вами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Графика и орфография. Принципы графики и орфографии в русском языке и в изучаемом вами.



 

Графика – свод общих правил о назначении письменных знаков (всех, включая буквы). Частью графики является пробел, отступ. В общем виде принцип: это употребляется, а то нет.

 

Принципы русской графики:

- слоговой – признак мягкости/твердости обозначается последующей гласной или ь/ъ

- позиционный – буква обозначает разные звуки в зависимости от позиции

- фонематический – один и тот же вариант разных фонем обозначаем разными буквами

 

Существуют 3 проблемные зоны.

1. Обозначение на письме твердых и мягких согласных

1) Согласные перед гласными:

a) Твердые: а, о, у, э, ы

b) Мягкие: я, ё, ю, и

c) Е – не указывает на мягк/тверд предыдущего

2) на конце слова:

a) твердые, если пробел

b) мягкие, если ь

3) перед согласными

a) твердые, если другой согласный

b) мягкие, если ь

2. В истинно русских словах фонема <j> выражается тремя способами в зависимости от позиции:

1) в начале слова, между гласными

<j> + <а>,<о>,<у>,<э> (я, ё, ю, е): Юля, йогурт...

2) после согл перед глас

<j> + Ъ/Ь + <а>,<о>,<у>,<э> (ья, ьё, ью, ье, ъя, ъё, ъю, ъе): семья, птичьи

3) после глас перед согл и на конце слова- й

<j> = й: май, лайка

3. Буквы ж, ш, ц, ч, щ – самодостаточные. Не позиционный принцип, а отступление. а – я; о – ё; ы – и; у – ю; э – е;

 ОТСТУПЛЕНИЕ к обозначению Й

  1. в начале слова, между гласными

Ex: йог, майор, Йошкар-Ола, майонез

  1. ЬО в словах французского происхождения

Ex: бульон, шампиньон, медальон

 

 ОТСТУПЛЕНИЕ к обозначению тв/мягк согласных

  1. Разделительные Ъ и Ь

указывают не на качество предыдущего звука, а на то, что в последующем две фонемы

  1. Ь после шипящих

указывают не на качество предыдущего звука, а выполняют “какую угодно другую функцию” (грамматическую = традиционную = …)

  1. Гласные после шипящих и Ц

буквы ж, ш, щ, ч, ц передают все содержание соответствующих фонем, им не нужны гласные для этого, поэтому после этих букв гласные буквы обозначают только свои фонемы, а не указывают на тв/мягк предыдущего

а -я, э- е, ы- и, у -ю, о-ё?? подчеркнутые используются после этих букв, но с о и ё проблема. чаще ё, меньше о, но все равно

 

Орфография - правила правильного письма. Орфография, кроме написания букв, устанавливает также слитное, раздельное, дефисное написание слов, правила переноса и сокращения слов. В широком смысле правописание охватывает также пунктуацию. Основной частью орфографии являются правила передачи звуков речи буквами в составе слов и морфем.

Проблематика: ср-ва письма помогают передать одно и то же звучание разными способами. Какие из них вообще законны?

 

Орфограмма – такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных при одном и том же произношении и отвечает определенному орфографическому правилу.

 

Ошибки возникают, когда мы идём не по правилу и используем ЗАПРЕЩЕННЫЙ (СПОСОБ) ПРИЕМ

!= описка – может возникнуть и там, где нет орфограмм

!= граф. ошибка – неправильное написание буквы (R вместо Я)

!= языков. ошибка – возникает из-за неправильного произношения

 

графика определяет значение букв в их сочетаниях друг с другом вне зависимости от конкретных слов, а орфография дает правила написания в конкретных словах и морфемах

графика: шо и шё обе передают <шо>

орфография: шёлк НО шелка’

графика устанавливает соотношение букв и фонем преимущ. в сигниф. сильных позициях, орфография в сигниф. слабых

 

Принципы орфографии:

1.  Фонематический (основной в РЯ!).

Фонема одна, а позиции сильная и слабая

Одна и та же буква обозначает фонему в сигнификативно сильной и сигнификативно слабых позициях.

Работает тогда, когда слабая позиция фонемы может быть проверена сильной позицией в той же морфеме. Определяет написание морфем и согласных на конце слова. Обеспечивает единообразное написание морфемы в формах слова и в разных словах

Ex: воды вода водяной везде фонема <о>

2.  Морфематический (морфологический; редкий и спорный принцип).

Фонема одна, а сильных позиций несколько

Этот принцип тоже состоит в требовании единообразного написания одних и тех же морфем, но только в том случае, когда одна и та же морфема в разных словах или формах слова имеет разный фонемный состав (историческое чередование). Этот принцип противоречит первому основному принципу.

Ex: контригра И мединститут

Ex: жёны НО женский

3.  Традиционно-исторический.

Принцип заключается в том, что написание будет согласно традиции (туточки словарные слова). Логически не понять, но запомнить. Фонематический принцип дает выбор букв, а этот закрепляет.

Ex: чередования в слабой позиции (сидеть-сидя-сесть)

Ex: з/с в приставках; о/ё после шипящих и ц

4.  Фонетический.

Буква обозначает не фонему, а звук, который выступает в перцептивно/сигнификативно слабой позиции, но он не очень частый.

Ex: рассыпать, разыграть

Ex: абстракция, абстрагировать

Ex: и после ц (цыган, цыпленок)

5.  Символический.

Написание разграничивает на письме словоформы, совпадающие по фонемного составу

Ex: компания – кампания (традиционный принцип)

Ex: Орёл (традиционный принцип) и орёл (традиционный + фонетический принцип)

Ex: ожог (традиционный принцип) и ожёг (морфематический принцип)

Ex: тушь (традиционный принцип) и туш (фонетический принцип)

Ex: жаренный на сковороде И жареный (написание н - традиционный принцип)

В одних языках преобладает фонетический принцип, в других – морфологический, в третьих – традиционный.

Английский: в основе орфографии лежит историко-традиционный принцип.

 

7. Фонетика как научная дисциплина. Три аспекта изучения звуков речи. Акустические характеристики звуков: высота, громкость, длительность, тембр. Артикуляция и ее фазы, артикуляционная база языка.

 

ФОНЕТИКА (греч. phone ‘звук, голос’) - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.

Объект фонетики – отдельные звуки языка и все звуковые явления языка (тоны, словесное ударение, фразовая интонация и др.), служащие для кодирования той смысловой информации, которая должна быть передана говорящим своему адресату.

Фонетика изучает производство, передачу и восприятие звуковых сигналов в процессе речевого общения, а также систему способов и средств, обеспечивающих кодирование и декодирование переносимой в звуковых сигналах лингвистически существенной информации.

 

Общая фонетика (теоретическая основа для описания звуковой системы различных языков):

·    выясняет звуковые возможности речевого аппарата человека

·    определяет особенности производства звуков и их восприятия

·    устанавливает дифференциальные признаки типовых единиц звуковой системы языка

·    вырабатывает принципы классификации звуков речи

·    исследует взаимодействие звуков в речевом потоке

·    обобщает данные частных фонетики является теоретической базой для описания звуковой системы отдельных конкретных языков.

 

Частная фонетика – исследует звуковой строй того или иного конкретного языка.

Разделы частной фонетики:

1. ОПИСАТЕЛЬНАЯ (синхронная) – установление звуковой системы языка на определенном этапе ее развития

2. ИСТОРИЧЕСКАЯ (диахронная) – прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени (иногда со времени появления одного конкретного языка — его отделения от праязыка)

 

Разделы фонетики:

1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ФОНЕТИКА - раздел фонетики, изучающий артикуляцию, речевой аппарат, его этажи

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФОНЕТИКА является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами. Специальные электронно-акустические приборы: осциллограф – прибор, предназначенный для исследования (наблюдения, записи; измерения) амплитудных и временных параметров электрического сигнала; спектрограф – прибор, предназначенный для фотографирования спектров

3. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА: изучает языковые изменения и их причины, регулярные фонетические соответствия и причины такой регулярности, нарушения регулярности фонетических соответствий, и их причины, доказательство родства языков; степени языкового родства.

4. СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ФОНЕТИКА: Сопоставление звукового строя разных языков, установление сходства и различия между ними; языки могут быть как генетически близкими, родственными, так и не родственными.

 

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Сопоставительная (сравнительная) фонетика занимается сравнением фонетических процессов, элементов в различные периоды

Перцептивная фонетика - изучает фонетические процессы со стороны слушателя

Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.

 

Аспекты изучения звуков:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 988; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.014 с.)