Язык как общественное явление. Основные функции языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык как общественное явление. Основные функции языка.



Оглавление

1. Язык как общественное явление. Основные функции языка !!!

2. Язык как структурно-системное образование. Уровни (ярусы) языка !!!

3. Язык и речь. Система и структура языка. Единицы языка и единицы речи !!!

4. Происхождение языка. Наиболее распространенные теории происхождения языка.

5. Письмо как система коммуникации при помощи графических знаков. Основные этапы истории развития письма. Типы современного письма. Фонетическое письмо и его разновидности.

6. Графика и орфография. Принципы графики и орфографии в русском языке и в изучаемом вами.

7. Фонетика как научная дисциплина. Три аспекта изучения звуков речи. Акустические характеристики звуков: высота, громкость, длительность, тембр. Артикуляция и ее фазы, артикуляционная база языка.

8. Принципы классификации гласных звуков в языках мира.

9. Принципы классификации согласных звуков в языках мира.

10. Фонетическое членение речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки. Типы слогов.

11. Ударение и его основные типы. Проклитики и энклитики. Интонация и ее составляющие. Понятие «Интонационная конструкции».

12. Понятие фонемы. Соотношение фонемы и звука речи. Фонема – аллофон – фон. Варианты и вариации фонем.

13. Комбинаторные изменения фонем в потоке речи: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция. Комбинаторно-позиционные изменения: диэреза, эпентеза, протеза, метатеза, гаплология, элизия.

14. Позиционные изменения фонем в потоке речи (редукция, ее типы; оглушение в абсолютном конце, явление сингармонизма). Исторические чередования звуков.

15. Лексическое и грамматическое значение слова. Сходства и различия.

16. Соотношение понятий «грамматическая форма слова», «словоформа», «лексема», «парадигма». Разновидности парадигм.

17. Грамматическая категория. Категории формообразовательные и классификационные (словоизменительные и несловоизменительные), другие типы грамматических категорий (именные/глагольные, общие/частные, бинарные/многочленные, синтаксические/морфологические).

18. Основные грамматические категории имени (в русском и других языках). Лексико-грамматические разряды имен !!

19. Основные грамматические категории глагола (в русском и других языках) !!

20. Аффиксация как грамматический способ. Типы аффиксов. Агглютинация и фузия как две тенденции аффиксации.

21. Грамматические способы как средства выражения грамматических значений (кроме аффиксации).

22. Понятие морфемы. Отличие морфемы от фонемы и от слова. Типы морфем по значению, по положению относительно корня и по функции.

23. Основные понятия словообразования: словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо, словообразовательный тип. Основа слова. Типы основ по структуре и функции.

24. Понятие словообразовательной мотивации. Словообразовательный способ, словообразовательная модель. Основные способы словообразования в языках мира.

25. Исторические изменения в составе слова (опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция).

26. Части речи и критерии их разграничения. Понятие «лексико-грамматический разряд». Система частей речи в русском и изучаемом вами языке.

27. Словосочетание. Типы словосочетаний по частеречной принадлежности, по структуре, по выражаемым смысловым отношениям, по связанности компонентов.

28. Типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, изафет.

29. Предложение как основная единица синтаксиса. Предикативность как основной признак предложения. Понятие об элементарном простом предложении и его модели.

30. Типы связи, характерные для предложения – координация, соположение, тяготение.

31. Предложение с точки зрения его структурного (формального) устройства. Традиционный подход и вербоцентрическая теория.

32. Предложение в коммуникативном аспекте (целеустановка, актуальное членение, прагматика). Тема и рема.

33. Предложение с точки зрения его смыслового устройства. Номинативная теория предложения. Понятие о пропозиции. Диктум и модус.

34. Языковые контакты. Типы языковых контактов, явления субстрата, суперстрата и адстрата!

35. Креольские языки. Пиджины. Причины возникновения, языковые особенности, зоны распространения.

36. Понятие языкового и культурно-языкового союзов: характеристика, ареал бытования, примеры!

37. Основные типы языков, выделяемые по морфологическому принципу!

38. Сравнительно-исторический метод как совокупность научно-исследовательских приемов изучения родственных языков. Семья, ветвь (группа), подгруппа как основные понятия, используемые в генеалогической классификации языков.

39. Основные языковые семьи. Индоевропейская семья языков: основные характеристики, история изучения. Зоны распространения основных языков этой семьи.

40. Корпусы языков как новое явление в лингвистике. Разновидности корпусов. Использование корпусов в современной лингвистике.

 

Понятие фонемы. Соотношение фонемы и звука речи. Фонема – аллофон – фон. Варианты и вариации фонем.

 

Приемы

  1. сопоставление значимых языковых единиц

Лексическое сходство родственных языков (например, соматизмы – части тела, термины родства, животные) и сходство в грамматическом строе языков (в системе личных и падежных окончаний)

  1. доказательство генетического тождества

установление закономерных звуковых соответствий (один и тот же исходный звук давал в родственных языках разные отражения) – группируя слова по одинаковым фонетическим изменениям, устанавливаем фонетическое соответствие – звуковые законы, закономерности. Например, и в украинском читается как ы.

  1. относительная хронология

выявление приблизительных исторических соотношений между элементами, установление времени, в котором происходили изменения (например палатализации намба 1 2 3: заднеяз – в шип, заднеяз – в свистящ)

  1. прием внешней реконструкции

восстановление исходного вида морфемы, фонемы и формы

Архетип – гипотетическая реконструкция формы слов, например индоевропейскй архитип – 5-6 тыс лет назад

Этапы анализа: слово РЯ сопоставим с другими славянскими, на этой основе восстановим архетип. Сопоставляем его в другими архетипами,сохранившими какие-то потерянные в славянском детали, получаем индоевропейский.

  1. прием внутренней реконструкции

восстановление более ранней формы путем сравнения фактов одного языка

Веду-вести, кладу-класть, пеку-печь (было слово кладти – стало класть (дт перешло в ст), произошла диссимиляция, а И – подверглось редукции)

 

Семья – это самая крупная группировка родственных языков. Языки одной семьи восходят к диалектам некогда существовавшего общего языка-основы, или праязыка. Современная лингвистика насчитывает около 20 языковых семей, из которых наиболее изучены такие семьи, как индоевропейская, алтайская и другие. Однако в некоторые семьи языки объединены географически, например: уральская семья, палеоазиатская семья.

Большие семьи распадаются на ветви (группы), объединяющие более близкие по родству языки, ветви в свою очередь могут быть представлены несколькими подгруппами.

 

Оглавление

1. Язык как общественное явление. Основные функции языка !!!

2. Язык как структурно-системное образование. Уровни (ярусы) языка !!!

3. Язык и речь. Система и структура языка. Единицы языка и единицы речи !!!

4. Происхождение языка. Наиболее распространенные теории происхождения языка.

5. Письмо как система коммуникации при помощи графических знаков. Основные этапы истории развития письма. Типы современного письма. Фонетическое письмо и его разновидности.

6. Графика и орфография. Принципы графики и орфографии в русском языке и в изучаемом вами.

7. Фонетика как научная дисциплина. Три аспекта изучения звуков речи. Акустические характеристики звуков: высота, громкость, длительность, тембр. Артикуляция и ее фазы, артикуляционная база языка.

8. Принципы классификации гласных звуков в языках мира.

9. Принципы классификации согласных звуков в языках мира.

10. Фонетическое членение речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки. Типы слогов.

11. Ударение и его основные типы. Проклитики и энклитики. Интонация и ее составляющие. Понятие «Интонационная конструкции».

12. Понятие фонемы. Соотношение фонемы и звука речи. Фонема – аллофон – фон. Варианты и вариации фонем.

13. Комбинаторные изменения фонем в потоке речи: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция. Комбинаторно-позиционные изменения: диэреза, эпентеза, протеза, метатеза, гаплология, элизия.

14. Позиционные изменения фонем в потоке речи (редукция, ее типы; оглушение в абсолютном конце, явление сингармонизма). Исторические чередования звуков.

15. Лексическое и грамматическое значение слова. Сходства и различия.

16. Соотношение понятий «грамматическая форма слова», «словоформа», «лексема», «парадигма». Разновидности парадигм.

17. Грамматическая категория. Категории формообразовательные и классификационные (словоизменительные и несловоизменительные), другие типы грамматических категорий (именные/глагольные, общие/частные, бинарные/многочленные, синтаксические/морфологические).

18. Основные грамматические категории имени (в русском и других языках). Лексико-грамматические разряды имен !!

19. Основные грамматические категории глагола (в русском и других языках) !!

20. Аффиксация как грамматический способ. Типы аффиксов. Агглютинация и фузия как две тенденции аффиксации.

21. Грамматические способы как средства выражения грамматических значений (кроме аффиксации).

22. Понятие морфемы. Отличие морфемы от фонемы и от слова. Типы морфем по значению, по положению относительно корня и по функции.

23. Основные понятия словообразования: словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо, словообразовательный тип. Основа слова. Типы основ по структуре и функции.

24. Понятие словообразовательной мотивации. Словообразовательный способ, словообразовательная модель. Основные способы словообразования в языках мира.

25. Исторические изменения в составе слова (опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция).

26. Части речи и критерии их разграничения. Понятие «лексико-грамматический разряд». Система частей речи в русском и изучаемом вами языке.

27. Словосочетание. Типы словосочетаний по частеречной принадлежности, по структуре, по выражаемым смысловым отношениям, по связанности компонентов.

28. Типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, изафет.

29. Предложение как основная единица синтаксиса. Предикативность как основной признак предложения. Понятие об элементарном простом предложении и его модели.

30. Типы связи, характерные для предложения – координация, соположение, тяготение.

31. Предложение с точки зрения его структурного (формального) устройства. Традиционный подход и вербоцентрическая теория.

32. Предложение в коммуникативном аспекте (целеустановка, актуальное членение, прагматика). Тема и рема.

33. Предложение с точки зрения его смыслового устройства. Номинативная теория предложения. Понятие о пропозиции. Диктум и модус.

34. Языковые контакты. Типы языковых контактов, явления субстрата, суперстрата и адстрата!

35. Креольские языки. Пиджины. Причины возникновения, языковые особенности, зоны распространения.

36. Понятие языкового и культурно-языкового союзов: характеристика, ареал бытования, примеры!

37. Основные типы языков, выделяемые по морфологическому принципу!

38. Сравнительно-исторический метод как совокупность научно-исследовательских приемов изучения родственных языков. Семья, ветвь (группа), подгруппа как основные понятия, используемые в генеалогической классификации языков.

39. Основные языковые семьи. Индоевропейская семья языков: основные характеристики, история изучения. Зоны распространения основных языков этой семьи.

40. Корпусы языков как новое явление в лингвистике. Разновидности корпусов. Использование корпусов в современной лингвистике.

 

Язык как общественное явление. Основные функции языка.

 

Язык – сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением человека. Система – это организованная совокупность взаимосвязанных элементов. В языке развиты синтагматические (по горизонтали: разные формы личных местоимений) и парадигматические (по вертикали: отношения между последовательными единицами языка при непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи) отношения. Язык – это вся сумма средств: и звуки, и грамматические формы, и слова, и модели предложений, - с помощью которых может быть передано не только данное, но и любое вообще сообщение.

 

Язык – явление общественное, а не природное, т.к.:

•      это не биологическое явление, т.к. его существование и развитие не подчинено законам природы;

•      физические признаки человека (расовые) не имеют отношения к языку;

•      это вторая сигнальная система (нет у животных), обладают только люди;

•      орудие общения; средство обмена мыслями;

•      достояние коллектива, складывается и существует веками;

•      средство хранения нужной информации о любых явлениях материальной и духовной жизни человека;

•      образует единство с мышлением;

•      необходимое условие существования и развития человеческого общества.

 

Существовало два подхода к языку:

•      натуралистический подход: язык – это природное явление (Август Шлейхер);

•      психический подход: отрицание роли мышления в становлении языка (И. Штейталь).

 

Ф. де Соссюр (основатель французской школы языкознания) в своих работах (конспектах лекций, которые впоследствии были собраны и опубликованы его учениками) обосновал системность языка и то, что язык состоит из знаков (знак – единство материального означающего и мыслительного означаемого). К подобному мнению пришел И.А. Бодуэн де Куртене, разработавший теорию фонем и фонетических чередований (Казанская лингвистическая школа).

 

Основные функции языка:

  1. Коммуникативная, то есть функция общения (современники – реальное и виртуальное, потомки – письма, книги, записи)
  2. Когнитивная, то есть - познавательная, гносеологическая.
  3. Функция формирования личности человека (выполняет любой родной язык или язык, вытеснивший родной: например, у индейцев Южной Америки – испанский).
  4. Функция интеграции народа (этническая, группообразующая)
  5. Аккумулятивная (т.е. функция накопления): язык собирает и сохраняет информацию, свидетельства культурной деятельности человека. Язык живет гораздо дольше человека, а порой даже и дольше целых народов (Майя – древнеиндийский (санскрит)).

 

Пути влияния родного языка на формирование личности человека

  1. Формирование поведения ребенка и взрослого человека осуществляется под влиянием мнения и речи окружающих людей.
  2. Усвоение совокупности понятий и знаний, которыми располагает данный народ.
  3. Усвоение через родной язык логических операций и развитие логического чувства.
  4. Приобщение к духовным ценностям и духовной культуре через посредство родного языка.

 

Следует отметить, что, говоря о функциях языка, мы должны отметить их многообразие. Например, в XX в. (Андре Мартине), когда возник интерес к языковым функциям, выделяли до 50: функции языковой деятельности людей в целом, то есть языка в том качестве, в каком он составляет предмет внимания философов, как целостного общественного явления, отличного от других общественных явлений; функции, которые выполняет язык в частных ситуациях общения людей (общение, сообщение, воздействие); сферы, области применения того или иного языка.

 

Другие функции:

•      коммуникативная;

•      экспрессивная (или выразительная);

•      эстетическая;

•      номинативная (назывная, функция именования);

•      эмоциональная (эмотивная, или экспрессивная) быть средством выражения чувств и эмоций;

•      метаязыковая (быть средством исследования и описания языка в терминах самого языка);

•      фатическая (контактоустанавливающая);

•      конативная (усвоения);

•      волюнтативная (воздействия);

•      перцептивная (восприятия);

•      дифференциальная (смыслоразличительная);

•      семасиологическая (функция обозначения);

•      дейктическая (указательная на нечто, ранее названное);

•      аппелятивная (функция воздействия на слушающего);

•      магическая (стремление говорящего воздействовать на ход событий)

•      и т.д.

 

2. Язык как структурно-системное образование. Уровни (ярусы) языка.

 

Язык – сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением человека.

Знак - единство материального означающего и мыслительного означаемого: в сознании за определенными материальными формами закрепляется определенное содержание. Слово – основной языковой знак (имеет план выражения и план содержания). Язык – это не просто набор слов, а слова-знаки, организованные в одну систему.

Другими словами, как орудие общения язык должен быть организован как целое, обладать известной структурой (единством разнообразных элементов в пределах целого) и образовать единство как некоторая система.

 

Естественный язык – самая сложная знаковая система!

 

В языке развиты синтагматические (по горизонтали: разные формы личных местоимений) и парадигматические (по вертикали: отношения между последовательными единицами языка при непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи) отношения.

Парадигматические отношения (возможны в лексике и в грамматике)

широко: лингвистическая парадигма, любой класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу и в то же время объединенных по каким-нибудь общим признакам или вызывающих одинаковые ассоциации (лето, осень, зима, весна);

узко: система форм одного слова, синоним термина морфологическая парадигма. (Я пишу записку, ты пишешь письмо, он пишет роман).

Синтагматические отношения – отношения между последовательно расположенными единицами языка при непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи. Знаки по горизонтали образуют словосочетания, синтагмы, предложения.

 

Отношения в системе языка построены по принципу иерархии, т.е. существуют разные уровни языка.

Уровни языка - основные ярусы языковой системы, её подсистемы, каждая из которых представлена совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, которым подчиняются их использование и классификация.

·      фонемный: единица данного яруса – фонема

·    морфемный: единица данного яруса – морфема

·    лексический (словесный): единица данного яруса – лексема

·    синтаксический: единицы данного яруса – предложение и словосочетание

Каждый уровень (ярус) характеризуется совокупностью однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование. Таким образом, фонетический (фонемный) уровень – это упорядоченное множество фонем; лексический – упорядоченное множество лексем и т. д.

 

Знаковые и незнаковые уровни.

Знаковые уровни (все, кроме фонетического) состоят из знаковых единиц, т.е. двусторонних сущностей, имеющих свое означаемое и означающее (план содержания и план выражения). Незнаковый уровень языковой системы – фонетический уровень. Фонема имеет план выражения, но не имеет плана содержания. Фонема – фигура, а не знак (она имеет смыслоразличительную функцию, но не имеет своего значения; основные функции фонемы – сигнификативная и перцептивная).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.061 с.)