Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Язык как общественное явление. Основные функции языка.Стр 1 из 22Следующая ⇒
Оглавление 1. Язык как общественное явление. Основные функции языка !!! 2. Язык как структурно-системное образование. Уровни (ярусы) языка !!! 3. Язык и речь. Система и структура языка. Единицы языка и единицы речи !!! 4. Происхождение языка. Наиболее распространенные теории происхождения языка. 5. Письмо как система коммуникации при помощи графических знаков. Основные этапы истории развития письма. Типы современного письма. Фонетическое письмо и его разновидности. 6. Графика и орфография. Принципы графики и орфографии в русском языке и в изучаемом вами. 7. Фонетика как научная дисциплина. Три аспекта изучения звуков речи. Акустические характеристики звуков: высота, громкость, длительность, тембр. Артикуляция и ее фазы, артикуляционная база языка. 8. Принципы классификации гласных звуков в языках мира. 9. Принципы классификации согласных звуков в языках мира. 10. Фонетическое членение речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки. Типы слогов. 11. Ударение и его основные типы. Проклитики и энклитики. Интонация и ее составляющие. Понятие «Интонационная конструкции». 12. Понятие фонемы. Соотношение фонемы и звука речи. Фонема – аллофон – фон. Варианты и вариации фонем. 13. Комбинаторные изменения фонем в потоке речи: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция. Комбинаторно-позиционные изменения: диэреза, эпентеза, протеза, метатеза, гаплология, элизия. 14. Позиционные изменения фонем в потоке речи (редукция, ее типы; оглушение в абсолютном конце, явление сингармонизма). Исторические чередования звуков. 15. Лексическое и грамматическое значение слова. Сходства и различия. 16. Соотношение понятий «грамматическая форма слова», «словоформа», «лексема», «парадигма». Разновидности парадигм. 17. Грамматическая категория. Категории формообразовательные и классификационные (словоизменительные и несловоизменительные), другие типы грамматических категорий (именные/глагольные, общие/частные, бинарные/многочленные, синтаксические/морфологические). 18. Основные грамматические категории имени (в русском и других языках). Лексико-грамматические разряды имен !! 19. Основные грамматические категории глагола (в русском и других языках) !! 20. Аффиксация как грамматический способ. Типы аффиксов. Агглютинация и фузия как две тенденции аффиксации.
21. Грамматические способы как средства выражения грамматических значений (кроме аффиксации). 22. Понятие морфемы. Отличие морфемы от фонемы и от слова. Типы морфем по значению, по положению относительно корня и по функции. 23. Основные понятия словообразования: словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо, словообразовательный тип. Основа слова. Типы основ по структуре и функции. 24. Понятие словообразовательной мотивации. Словообразовательный способ, словообразовательная модель. Основные способы словообразования в языках мира. 25. Исторические изменения в составе слова (опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция). 26. Части речи и критерии их разграничения. Понятие «лексико-грамматический разряд». Система частей речи в русском и изучаемом вами языке. 27. Словосочетание. Типы словосочетаний по частеречной принадлежности, по структуре, по выражаемым смысловым отношениям, по связанности компонентов. 28. Типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, изафет. 29. Предложение как основная единица синтаксиса. Предикативность как основной признак предложения. Понятие об элементарном простом предложении и его модели. 30. Типы связи, характерные для предложения – координация, соположение, тяготение. 31. Предложение с точки зрения его структурного (формального) устройства. Традиционный подход и вербоцентрическая теория. 32. Предложение в коммуникативном аспекте (целеустановка, актуальное членение, прагматика). Тема и рема. 33. Предложение с точки зрения его смыслового устройства. Номинативная теория предложения. Понятие о пропозиции. Диктум и модус. 34. Языковые контакты. Типы языковых контактов, явления субстрата, суперстрата и адстрата! 35. Креольские языки. Пиджины. Причины возникновения, языковые особенности, зоны распространения. 36. Понятие языкового и культурно-языкового союзов: характеристика, ареал бытования, примеры! 37. Основные типы языков, выделяемые по морфологическому принципу!
38. Сравнительно-исторический метод как совокупность научно-исследовательских приемов изучения родственных языков. Семья, ветвь (группа), подгруппа как основные понятия, используемые в генеалогической классификации языков. 39. Основные языковые семьи. Индоевропейская семья языков: основные характеристики, история изучения. Зоны распространения основных языков этой семьи. 40. Корпусы языков как новое явление в лингвистике. Разновидности корпусов. Использование корпусов в современной лингвистике.
Понятие фонемы. Соотношение фонемы и звука речи. Фонема – аллофон – фон. Варианты и вариации фонем.
Приемы
Лексическое сходство родственных языков (например, соматизмы – части тела, термины родства, животные) и сходство в грамматическом строе языков (в системе личных и падежных окончаний)
установление закономерных звуковых соответствий (один и тот же исходный звук давал в родственных языках разные отражения) – группируя слова по одинаковым фонетическим изменениям, устанавливаем фонетическое соответствие – звуковые законы, закономерности. Например, и в украинском читается как ы.
выявление приблизительных исторических соотношений между элементами, установление времени, в котором происходили изменения (например палатализации намба 1 2 3: заднеяз – в шип, заднеяз – в свистящ)
восстановление исходного вида морфемы, фонемы и формы Архетип – гипотетическая реконструкция формы слов, например индоевропейскй архитип – 5-6 тыс лет назад Этапы анализа: слово РЯ сопоставим с другими славянскими, на этой основе восстановим архетип. Сопоставляем его в другими архетипами,сохранившими какие-то потерянные в славянском детали, получаем индоевропейский.
восстановление более ранней формы путем сравнения фактов одного языка Веду-вести, кладу-класть, пеку-печь (было слово кладти – стало класть (дт перешло в ст), произошла диссимиляция, а И – подверглось редукции)
Семья – это самая крупная группировка родственных языков. Языки одной семьи восходят к диалектам некогда существовавшего общего языка-основы, или праязыка. Современная лингвистика насчитывает около 20 языковых семей, из которых наиболее изучены такие семьи, как индоевропейская, алтайская и другие. Однако в некоторые семьи языки объединены географически, например: уральская семья, палеоазиатская семья. Большие семьи распадаются на ветви (группы), объединяющие более близкие по родству языки, ветви в свою очередь могут быть представлены несколькими подгруппами.
Оглавление 1. Язык как общественное явление. Основные функции языка !!! 2. Язык как структурно-системное образование. Уровни (ярусы) языка !!! 3. Язык и речь. Система и структура языка. Единицы языка и единицы речи !!! 4. Происхождение языка. Наиболее распространенные теории происхождения языка. 5. Письмо как система коммуникации при помощи графических знаков. Основные этапы истории развития письма. Типы современного письма. Фонетическое письмо и его разновидности. 6. Графика и орфография. Принципы графики и орфографии в русском языке и в изучаемом вами.
7. Фонетика как научная дисциплина. Три аспекта изучения звуков речи. Акустические характеристики звуков: высота, громкость, длительность, тембр. Артикуляция и ее фазы, артикуляционная база языка. 8. Принципы классификации гласных звуков в языках мира. 9. Принципы классификации согласных звуков в языках мира. 10. Фонетическое членение речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки. Типы слогов. 11. Ударение и его основные типы. Проклитики и энклитики. Интонация и ее составляющие. Понятие «Интонационная конструкции». 12. Понятие фонемы. Соотношение фонемы и звука речи. Фонема – аллофон – фон. Варианты и вариации фонем. 13. Комбинаторные изменения фонем в потоке речи: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция. Комбинаторно-позиционные изменения: диэреза, эпентеза, протеза, метатеза, гаплология, элизия. 14. Позиционные изменения фонем в потоке речи (редукция, ее типы; оглушение в абсолютном конце, явление сингармонизма). Исторические чередования звуков. 15. Лексическое и грамматическое значение слова. Сходства и различия. 16. Соотношение понятий «грамматическая форма слова», «словоформа», «лексема», «парадигма». Разновидности парадигм. 17. Грамматическая категория. Категории формообразовательные и классификационные (словоизменительные и несловоизменительные), другие типы грамматических категорий (именные/глагольные, общие/частные, бинарные/многочленные, синтаксические/морфологические). 18. Основные грамматические категории имени (в русском и других языках). Лексико-грамматические разряды имен !! 19. Основные грамматические категории глагола (в русском и других языках) !! 20. Аффиксация как грамматический способ. Типы аффиксов. Агглютинация и фузия как две тенденции аффиксации. 21. Грамматические способы как средства выражения грамматических значений (кроме аффиксации). 22. Понятие морфемы. Отличие морфемы от фонемы и от слова. Типы морфем по значению, по положению относительно корня и по функции. 23. Основные понятия словообразования: словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо, словообразовательный тип. Основа слова. Типы основ по структуре и функции. 24. Понятие словообразовательной мотивации. Словообразовательный способ, словообразовательная модель. Основные способы словообразования в языках мира.
25. Исторические изменения в составе слова (опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция). 26. Части речи и критерии их разграничения. Понятие «лексико-грамматический разряд». Система частей речи в русском и изучаемом вами языке. 27. Словосочетание. Типы словосочетаний по частеречной принадлежности, по структуре, по выражаемым смысловым отношениям, по связанности компонентов. 28. Типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, изафет. 29. Предложение как основная единица синтаксиса. Предикативность как основной признак предложения. Понятие об элементарном простом предложении и его модели. 30. Типы связи, характерные для предложения – координация, соположение, тяготение. 31. Предложение с точки зрения его структурного (формального) устройства. Традиционный подход и вербоцентрическая теория. 32. Предложение в коммуникативном аспекте (целеустановка, актуальное членение, прагматика). Тема и рема. 33. Предложение с точки зрения его смыслового устройства. Номинативная теория предложения. Понятие о пропозиции. Диктум и модус. 34. Языковые контакты. Типы языковых контактов, явления субстрата, суперстрата и адстрата! 35. Креольские языки. Пиджины. Причины возникновения, языковые особенности, зоны распространения. 36. Понятие языкового и культурно-языкового союзов: характеристика, ареал бытования, примеры! 37. Основные типы языков, выделяемые по морфологическому принципу! 38. Сравнительно-исторический метод как совокупность научно-исследовательских приемов изучения родственных языков. Семья, ветвь (группа), подгруппа как основные понятия, используемые в генеалогической классификации языков. 39. Основные языковые семьи. Индоевропейская семья языков: основные характеристики, история изучения. Зоны распространения основных языков этой семьи. 40. Корпусы языков как новое явление в лингвистике. Разновидности корпусов. Использование корпусов в современной лингвистике.
Язык как общественное явление. Основные функции языка.
Язык – сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением человека. Система – это организованная совокупность взаимосвязанных элементов. В языке развиты синтагматические (по горизонтали: разные формы личных местоимений) и парадигматические (по вертикали: отношения между последовательными единицами языка при непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи) отношения. Язык – это вся сумма средств: и звуки, и грамматические формы, и слова, и модели предложений, - с помощью которых может быть передано не только данное, но и любое вообще сообщение.
Язык – явление общественное, а не природное, т.к.: • это не биологическое явление, т.к. его существование и развитие не подчинено законам природы; • физические признаки человека (расовые) не имеют отношения к языку; • это вторая сигнальная система (нет у животных), обладают только люди;
• орудие общения; средство обмена мыслями; • достояние коллектива, складывается и существует веками; • средство хранения нужной информации о любых явлениях материальной и духовной жизни человека; • образует единство с мышлением; • необходимое условие существования и развития человеческого общества.
Существовало два подхода к языку: • натуралистический подход: язык – это природное явление (Август Шлейхер); • психический подход: отрицание роли мышления в становлении языка (И. Штейталь).
Ф. де Соссюр (основатель французской школы языкознания) в своих работах (конспектах лекций, которые впоследствии были собраны и опубликованы его учениками) обосновал системность языка и то, что язык состоит из знаков (знак – единство материального означающего и мыслительного означаемого). К подобному мнению пришел И.А. Бодуэн де Куртене, разработавший теорию фонем и фонетических чередований (Казанская лингвистическая школа).
Основные функции языка:
Пути влияния родного языка на формирование личности человека
Следует отметить, что, говоря о функциях языка, мы должны отметить их многообразие. Например, в XX в. (Андре Мартине), когда возник интерес к языковым функциям, выделяли до 50: функции языковой деятельности людей в целом, то есть языка в том качестве, в каком он составляет предмет внимания философов, как целостного общественного явления, отличного от других общественных явлений; функции, которые выполняет язык в частных ситуациях общения людей (общение, сообщение, воздействие); сферы, области применения того или иного языка.
Другие функции: • коммуникативная; • экспрессивная (или выразительная); • эстетическая; • номинативная (назывная, функция именования); • эмоциональная (эмотивная, или экспрессивная) быть средством выражения чувств и эмоций; • метаязыковая (быть средством исследования и описания языка в терминах самого языка); • фатическая (контактоустанавливающая); • конативная (усвоения); • волюнтативная (воздействия); • перцептивная (восприятия); • дифференциальная (смыслоразличительная); • семасиологическая (функция обозначения); • дейктическая (указательная на нечто, ранее названное); • аппелятивная (функция воздействия на слушающего); • магическая (стремление говорящего воздействовать на ход событий) • и т.д.
2. Язык как структурно-системное образование. Уровни (ярусы) языка.
Язык – сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением человека. Знак - единство материального означающего и мыслительного означаемого: в сознании за определенными материальными формами закрепляется определенное содержание. Слово – основной языковой знак (имеет план выражения и план содержания). Язык – это не просто набор слов, а слова-знаки, организованные в одну систему. Другими словами, как орудие общения язык должен быть организован как целое, обладать известной структурой (единством разнообразных элементов в пределах целого) и образовать единство как некоторая система.
Естественный язык – самая сложная знаковая система!
В языке развиты синтагматические (по горизонтали: разные формы личных местоимений) и парадигматические (по вертикали: отношения между последовательными единицами языка при непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи) отношения. Парадигматические отношения (возможны в лексике и в грамматике) широко: лингвистическая парадигма, любой класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу и в то же время объединенных по каким-нибудь общим признакам или вызывающих одинаковые ассоциации (лето, осень, зима, весна); узко: система форм одного слова, синоним термина морфологическая парадигма. (Я пишу записку, ты пишешь письмо, он пишет роман). Синтагматические отношения – отношения между последовательно расположенными единицами языка при непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи. Знаки по горизонтали образуют словосочетания, синтагмы, предложения.
Отношения в системе языка построены по принципу иерархии, т.е. существуют разные уровни языка. Уровни языка - основные ярусы языковой системы, её подсистемы, каждая из которых представлена совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, которым подчиняются их использование и классификация. · фонемный: единица данного яруса – фонема · морфемный: единица данного яруса – морфема · лексический (словесный): единица данного яруса – лексема · синтаксический: единицы данного яруса – предложение и словосочетание Каждый уровень (ярус) характеризуется совокупностью однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование. Таким образом, фонетический (фонемный) уровень – это упорядоченное множество фонем; лексический – упорядоченное множество лексем и т. д.
Знаковые и незнаковые уровни. Знаковые уровни (все, кроме фонетического) состоят из знаковых единиц, т.е. двусторонних сущностей, имеющих свое означаемое и означающее (план содержания и план выражения). Незнаковый уровень языковой системы – фонетический уровень. Фонема имеет план выражения, но не имеет плана содержания. Фонема – фигура, а не знак (она имеет смыслоразличительную функцию, но не имеет своего значения; основные функции фонемы – сигнификативная и перцептивная).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.061 с.) |