Рыночное равновесие. Равновесная цена и Равновесный объем. Реакция рынка на изменения спроса и предложения. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночное равновесие. Равновесная цена и Равновесный объем. Реакция рынка на изменения спроса и предложения. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток.



Рыночное равновесие — такое состояние экономики, когда количество товара, на который есть устойчивый спрос при определенной цене, равно количеству товара, предлагаемого к реализации по востребованной цене.

На этом экономическом пространстве существует устойчивая точка (или рыночное равновесие), когда ни покупателю, ни продавцу не выгодно менять установившееся положение дел. В этой точке происходит оптимизация поведения на рынке.

Рыночное равновесие будет сохраняться, пока стабильными остаются неценовые факторы, влияющие на сдвиги графиков спроса и предложения. В нормальной экономике колебания равновесия носят временный характера. В результате колебания цен в итоге должна быть установлена новая равновесная цена. Это главный принцип функционирования рынка.

На микроуровне выделяют равновесие двух видов: частное и общее рыночное равновесие.

Частное рыночное равновесие – это ситуация, когда общественное совокупное производство состоит из отдельных групп товаров, которые производят отдельные производители, а реализуются они отдельным группам населения.

Общее рыночное равновесие – это ситуация, когда существует соответствие между общественным совокупным производством и общей величиной национального дохода, который предназначается для потребления населением, то есть это равновесие между покупательной способностью населения и предлагаемым им количеством товаров и услуг.

Равновесная цена – это рыночная цена, при которой количество товара, произведенного и предложенного к продаже на рынок, равно количеству товара, которое покупатели желают и могут приобрести. Или это цена, при которой объем спроса равен объему предложения.

Равновесный объем – это объем, отражающий количество блага, при котором устанавливается равенство между ценой спроса и ценой предложения.

– кривая спроса

– кривая предложения

– равновесный объем

– равновесная цена

– точка пересечения спроса и предложения

Изменение спроса (предложение остается неизменным) — рис. 3-6. Спрос возрастает. Кривая спроса сдвигается вправо, это приводит к росту как равновесной цены (Р] > Р0), так и равновесного количества (Qt > Q0).

Спрос уменьшается. Кривая спроса сдвигается влево, что ведет к снижению и равновесной цены (Р2 < Р0), и равновесного количества(Q2 < Q0).

Изменение предложения (спрос остается неизменным) рис. 3-7. Предложение увеличивается. Кривая предложения сдвигается вправо. Это приводит к уменьшению равновесной цены (Р1 < Ро), но увеличению равновесного количества (Q2 > Qo).

Предложение сокращается. Кривая предложения сдвигается влево. Это приводит к росту равновесной цены (Р2 > Pо), но уменьшению равновесного количества (Q2 < Q0).

Здесь возможно несколько вариантов.

1. Спрос и предложение изменяются в одном направлении.

а) Спрос и предложение увеличиваются одновременно и в равной степени (рис. 3-8). В этом случае произойдет изменение только равновесного количества в сторону его увеличения (Qt > Qa), a равновесная цена останется прежней.

б) Спрос и предложение сокращаются одновременно и в равной степени (рис. 3-9). При одновременном сокращении спроса и предложения равновесная цена не изменится, а равновесное количество снизится (£>, < (?0).

2. Спрос и предложение изменяются в разных направлениях. а) Спрос увеличивается, а предложение сокращается в той же пропорции (рис. 3-10). Одновременное увеличение спроса и сокращение предложения не изменят равновесного количества, но приведут к росту равновесной цены (Р, > Р{).

б) Спрос сокращается, а предложение увеличивается в той же пропорции (рис. 3-11). В этом случае равновесное количестве также не изменится, а равновесная цена снизится (Р1 < P0).

Товарный дефицит — превышение совокупного спроса над совокупным предложением.

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над доходами.

Дефицит и избыток существуют там, где силы рыночной конкуренции кем-то подавляются, кто-то мешает их действию. Этим «кем-то» чаще всего могут быть государство и монополии.

Установление государственной цены на уровне ниже цены равновесия приводит к образованию дефицита. Если цена равновесия равна 4р., а государственная цена равна 2р., то величина дефицита соответствует длине отрезка Q1Q2.

В этой ситуации государство вынуждено либо смириться. Возникает спекуляция — неизбежный спутник дефицита. Цены же спекулятивного рынка выше, чем равновесные, так как в издержки теперь войдет оплата риска: незаконная продажа «из-под прилавка» наказуема.

Или в этом случае государство будет вынуждено прибегать к нормированному распределению дефицитных продуктов, продаже их по карточкам. Однако это проблемы не решает, ибо по-прежнему у производителей нет стимулов к расширению производства недостающего товара вследствие навязанных им цен, которые ниже равновесных.

· Установление минимального уровня цены, который выше цены равновесия, приводит к образованию избытка товаров. Если цена равновесия равна P0, а цена, установленная государством, должна быть не ниже, чем Р1, то возникает излишек, величина которого соответствует отрезку Q1 Q2.

· Государства развитых стран, не желая допустить разорения большого числа фермерских хозяйств, устанавливают «пол» цены, т. е. фиксируют цену на уровне выше равновесной.

· При цене выше равновесной величина предложения составит QQ2, а величина спроса — QQ1, т. е. объем предложения превысит объем спроса, и образуется излишек, величина которого соответствует отрезку Q1 Q2.

 

 

Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Кривые безразличия. Карта кривых безразличия.

Бюджетное ограничение (Budget constraint) показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.

Бюджетная линия (Budget line) — это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратится полностью. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные количества благ, которые можно приобрести на данный доход при определенных ценах. Для каждой бюджетной линии можно построить кривую безразличия, которая будет иметь с бюджетной линией точку касания.

Равновесие потребителя (Consumer equilibrium) — точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.

Если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить, а бюджетная линия — что потребитель может купить, то в своем единстве они могут ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете. Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации, когда потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки двух разных благ при имеющемся бюджете.

Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум требованиям:

· находиться на бюджетной линии;

· предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание.

Кривая безразличия (Indifference curve) показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Кривые безразличия широко используются неоклассической школой при исследовании многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора. При помощи кривых безразличия можно показать равновесие потребителя.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами.

1. Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя.

2. Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему.

3. Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения.

4. Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое.

5. Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, предпочтительнее наборам благ, расположенным на менее удаленных от координат кривых.

Набор кривых безразличия образуют карту кривых безразличия, которая используется для описания предпочтения человека по всем наборам товаров.

Карта кривых безразличия (Indifference map) — способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя, описывающая предпочтения человека по всем наборам продуктов.

На графике показаны четыре кривые безразличия, образующие собой семейство — карту кривых безразличия. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых.

Карта кривых безразличия дает представление о вкусах конкретного потребителя, поскольку иллюстрирует норму замещения двух благ при любых уровнях потребления данных благ. Когда речь идет о том, что известны вкусы потребителей, то имеется в виду вся карта кривых безразличия, а не текущее соотношение единиц двух благ. На карте кривых безразличия каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью.

 

 

Фирма как основное звено экономики. Организационно правовые формы фирм в современной экономике. Хозяйственные товарищества и хозяйственные общества. Производственные кооперативы. Унитарные предприятия. Дочерние и зависимые общества.

Под предприятием понимается самостоятельный хозяй­ствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, оказания услуг, выполнения работ в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или осуществления специальных социально значимых функций.

Экономический аспект сущности предприятия характери­зуется его самостоятельностью как субъекта рыночных отноше­ний, созданного для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Для выполнения своих функций и задач предприятие должно иметь материальные, трудовые, финансо­вые ресурсы. Используя эти ресурсы, оно принимает различные управленческие решения.

Роль предприятий состоит в следующем:

- на уровне предприятия решаются основные экономиче­ские задачи общества;

- что производить, как производить, для кого производить;

- от результатов деятельности предприятий зависит соци­ально-экономическое положение регионов и страны в целом;

- предприятие создает рабочие места, обеспечивая заня­тость населения;

- от деятельности предприятий зависит качество товаров, услуг, удовлетворение спроса потребителей;

- предприятия обеспечивают формирование доходов на­селения, социальное развитие трудовых коллективов, создают условия для обучения, повышения квалификации персонала;

- предприятия участвуют в формировании региональной инфраструктуры;

- предприятия через налоговую систему формируют до­ходную часть федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Функции предприятий зависят от профиля их деятельности (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг) и конкретизируются в зависимости от отраслевой принадлежно­сти.

Выполняя свои функции, предприятия решают ряд задач, основными из которых являются:

- получение прибыли, наращивание рыночной стоимости, обеспечение дохода владельцам;

- обеспечение потребителей продукцией, товарами (рабо­тами, услугами) соответствующего качества;

- обеспечение персонала заработной платой, нормальными условиями труда и возможностями профессионального роста;

- рациональное использование производственных ресурсов;

- обеспечение конкурентоспособности продукции (услуг) и предприятия в целом.

Коммерческими называются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческими считаются организации, для которых извлечение прибыли не является основной целью и не распределяющие ее среди участников.

Товарищество представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участие 2 или более партнера. Важным преимуществом товарищества является возможность привлечения дополнительного капитала. Помимо того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров.

Полное товарищество – это такое товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно несут по его обязательствам субсидиарную ответственность.

Коммандитное товарищество (товарищество на вере) отличается от полного тем, что наряду с полными товарищами в его состав входят участники-вкладчики (коммандитисты), которые несут риск убытков в связи с деятельностью товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)– это общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости своих вкладов.

Общества с дополнительной ответственностью. Участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом.

Акционерные общества. Акционерным является такое общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, причем его участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Производственный кооператив – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии и объединении имущественных паевых взносов.

К государственным и муниципальным унитарным предприятиям (УП) относятся предприятия, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Это имущество находится в государственной (федеральной или субъектов федерации) или муниципальной собственности и является неделимым.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделением на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество. (161 фз)

Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Есть несколько положений, по которым ДК и ЗО различаются между собой. Законодательством определены два основных признака:

· Основной компанией для ЗО, может быть только хозяйственное общество – АО или ООО, для дочерней компании это может быть еще и полное или коммандитное товарищество.

· Применительно к ДО не предусмотрен минимальный размер преобладающего участия, а для зависимых компаний «нижняя планка» находится на уровне 20%.

Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.037 с.)