Рынок: понятие, причины возникновения, функции, механизм функционирования. Классификация рынков. Преимущества и недостатки. Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок: понятие, причины возникновения, функции, механизм функционирования. Классификация рынков. Преимущества и недостатки. Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика.



Рынок – совокупность отношений между продавцами и покупателями, осуществляемых по законам товарного производства и денежного обращения.

Причины возникновения рынка:

1. Разделение труда. Разделение труда означает дифференциацию производителей, их закрепление относительно определенных видов деятельности.

2. Обмен. Обмен ˗ это форма экономических связей между производителями. Первоначально он происходил в натуральной форме.

Функции рынка:

Интегрирующая функция рынка состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами.

Регулирующая функция рынка предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

Стимулирующая функция рынка состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе — интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция рынка — это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов.

Контролирующая функция рынка выражается в выполнении рынком роли главного контролера конечных результатов производства.

Информационная функция рынка дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.

Независимо от конкретной модели или типа рынка механизм функционирования рынка основан на взаимодействии четырех основных элементов, факторов рыночного саморегулирования. Ими являются:

- спрос. Миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в каком количестве покупать. Желая удовлетворить собственные потребности, они «спрашивают» на рынке необходимые им товары и услуги. Так формируется спрос – платежеспособная потребность в определенных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного отрезка времени;

- предложение. Определенное число предпринимателей принимает самостоятельные решения о том, что и как, в каком количестве производить. Желая реализовать готовую продукцию с целью возмещения затрат на ее производство и получения долгожданной прибыли, они предлагают рынку то, что способны произвести. Так формируется предложение – количество произведенного продукта, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течение определенного отрезка времени;

- цена (рыночные цена или цены). Это фактическая, реальная цена, свободно складывающаяся на рынке в соответствии со спросом и предложением на конкретные товары и услуги. Рыночные цены объективны, т.к. не зависят от желания конкретных покупателей или продавцов. Они складываются стихийно, под действием рыночного механизма, отражая реальное соответствие друг другу конкретного спроса и предложения.

- конкуренция. Экономическая конкуренция представляет собой борьбу, соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров.

В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры и системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них.

По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

· Рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

· Рынок ценных бумаг;

· Рынок труда (рынок рабочей силы);

· Рынок и валюты;

· Рынок информации;

· Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.

По товарным группам:

· Рынки товаров производственного назначения;

· Рынки потребительских товаров (например, продовольствия);

· Рынки сырья и материалов и т.д.

По географическому положению:

· Местные (локальные) рынки;

· Региональные рынки;

· Национальный рынок;

· Мировой рынок.

По субъектам или их группам:

· Рынок покупателей;

· Рынок продавцов;

· Рынок государственных учреждений;

· Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.

По степени ограничения конкуренции:

· Монопольный рынок;

· Олигопольный рынок;

· Рынок монополистической конкуренции;

· Рынок совершенной конкуренции.

По уровню насыщения:

· Равновесный рынок;

· Дефицитный рынок;

· Избыточный рынок.

По степени зрелости:

· Неразвитый рынок;

· Развитый рынок;

· Формирующийся рынок.

По соответствию законодательству:

· Легальный (официальный) рынок;

· Нелегальный, или теневой, рынок ("черный" и "серый").

По характеру продаж:

· Оптовый рынок;

· Розничный рынок.

По характеру ассортимента товаров:

· Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

· Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;

· Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

· Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

По отраслевому признаку:

· Рынок автомобилей;

· Рынок нефти;

· Рынок компьютерной техники и т.д.

В рыночной структуре особо выделяют также следующие виды рынков:

· Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.

· Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.

· Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

· Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

· Рынки рабочей силы, представляющие собой, экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

Как и у всякого явления, у рынка есть свои преимущества и недостатки. К преимуществам рынка относится:

· эффективное распределение ресурсов – рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

· гибкость, высокая адаптивность (приспособляемость) к изменяющимся условиям. Так, когда в начале 1970-х гг. резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;

· оптимальное использование результатов научно-технического прогресса. Стремясь максимизировать прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывают и производят новые товары, внедряют в производство новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;

· свободу выбора и действий потребителей и производителей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т.п.;

· способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Но рынок имеет и негативные стороны:

· не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

· не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;

· не создает стимулы для производства товаров коллективного пользования – таких, как пожарная охрана, дорожная разметка, уличное освещение, армия, полиция и т.д.;

· не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. Экономическим субъектам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. Рынок воспроизводит существующее неравенство;

· не обеспечивает самоокупаемость фундаментальных исследований в науке;

· подвержен нестабильному развитию с присущими этому инфляционными процессами и безработицей.

Несовершенства, «провалы» рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства. К ним относятся:

· законодательное регулирование предпринимательской деятельности и защита конкуренции в сфере рынка;

· использование бюджетной и налоговой политики для создания социальных программ защиты таких групп населения, как пенсионеры, учащиеся, безработные, инвалиды, многодетные семьи.

Меры вмешательства государства в экономику включают в себя:

– льготы производителям и потребителям местной продукции;

– экспортные субсидии;

– компенсационные пошлины;

– государственные закупки и торговые операции государственных предприятий;

– государственную монополию на торговлю определенным товаром.

Льготы производителям и потребителям местной продукции предоставляются в форме: – льготного режима налогообложения производителей национального товара;

– субсидий;

– кредитов с низким процентом;

– предоставления гарантий по кредитам;

– прямого участия в уставном капитале производителей.

Смешанная экономика — это система, которая сочетает в себе аспекты капитализма и социализма. Она защищает частную собственность и обеспечивает уровень экономической свободы в использовании капитала, но также позволяет правительствам вмешиваться в экономическую деятельность для достижения социальных целей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.013 с.)