Спрос. Закон спроса. Факторы изменения спроса. Предложение. Закон предложения. Факторы изменения предложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос. Закон спроса. Факторы изменения спроса. Предложение. Закон предложения. Факторы изменения предложения.



Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

Зависимость между ценой и спросом описывается законом спроса, согласно которому между ценой (Р) и спросом (Qd) существует обратная зависимость: при увеличении цены спрос падает, при снижении – растет.

Qd = f(P) < 0.

 

Кривая спроса

Соотношение рыночной цены товара и денежно­го выражения спроса на него наливается графиком, или кривой спроса.

Кривая спроса - кривая, показывающая, какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент. Предельная максимальная цена, за которую покупатель еще согласен купить товар, называется ценой спроса. На графике кривая Dопускается сверху вниз. Это обусловлено законом падающего спроса.

На изменение спроса на товар оказывают влияние следующие более устойчивые и долговременные неценовые факторы:

1. Доходы покупателей. Увеличение доходов покупателей приведет к увеличению спроса на товары и услуги, и наоборот, снижение доходов вызовет сокращение спроса.

2. Мода, вкусы и предпочтения покупателей оказывают огромное влияние на объем спроса. Они формируются под влиянием среды, обычаев, религии, воспитания, возраста и т. д.

3. Цены на товары-заменители (субституты). Субституты – это товары, имеющие одинаковое назначение (масло и маргарин, кроссовки и кеды и т. д.). Снижение цен на товары-заменители приведет к сокращению спроса на рассматриваемый товар, и наоборот.

4. Цены на взаимодополняемые товары (комплементы). Дополняющие товары – это товары, которые используются совместно (автомобиль и бензин, ручка и стержень и т. д.). Снижение цен на дополняющие товары приведет к увеличению спроса на рассматриваемый товар, и наоборот.

5. Реклама, которая оказывает огромное влияние на вкусы и предпочтения покупателей. Увеличение рекламы какого-либо товара, как правило, вызывает и увеличение спроса на него.

6. Количество покупателей данного товара. Чем больше при данном уровне дохода количество потребителей на рынке, тем больше объем спроса на любой товар при всякой цене.

7. Ожидания будущих изменений цен. Если по какой-либо причине покупатели ожидают, что цены будут расти, то они будут стараться купить больше этого товара, то есть увеличат свой спрос.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса. Общая функция спроса может быть выражена следующим образом:

Qd = f (P, I, T, Ps, Pc, R, N),

где Qd – объем спроса (quantity); P – цена товара (price); I – доход покупателей (income); T – вкусы и предпочтения потребителей (tastes); Ps цена заменяемых товаров (substitutes – субститутов); Pc – цена дополняемых товаров (complements – комплементов); R – реклама; N – количество покупателей данного товара.

Закон предложения гласит: между ценой и величиной предложения существует прямая связь.

Коренное свойство закона предложения заключается в следующем: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения, и наоборот. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.

Основными показателями предложения выступают величина (объем) предложения и цена предложения. Величина (объем) предложения – то количество товаров, которое готовы продать продавцы. Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товаров.

Именно зависимость величины (объема) предложения от цен фиксируется законом предложения.

Закон предложения выражает связь между рыночными ценами и количеством товаров или услуг, которые производители желают предложить. Такая зависимость между ценой и предложением обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, чем выше цена, тем больше выручка и прибыль продавца, т.е. появляется стимул для него наращивать производство. Во-вторых, при высокой цене появляются новые заинтересованные производители, предлагающие свои товары для получения прибыли.

На изменение предложения товара оказывают влияние следующие более устойчивые и долговременные неценовые факторы.

1. Изменение цен на факторы производства. Как правило, снижение цен на факторы производства приводит к снижению затрат на производство товара или услуги. В этом случае производители по тем же ценам могут предложить бóльшее количество своего товара. Рост цен на факторы производства приведет к уменьшению предложения товара по тем же ценам.

2. Технический прогресс. Внедрение нового оборудования или новых технологий позволяет снизить затраты на производство товара, что приводит к увеличению предложения выпускаемых товаров.

3. Сезонные изменения. Во многих отраслях народного хозяйства объем производимой продукции существенно зависит от климатических и природных условий. Наибольшее влияние этот фактор оказывает на производство сельскохозяйственной продукции, где неблагоприятные погодные условия могут привести к уменьшению предложения.

4. Налоги и субсидии. Введение государством новых налогов или увеличение действующих налоговых ставок делает производство товаров и услуг менее выгодным, это приводит к уменьшению предложения товара. Предоставление государством дотаций и субсидий производителям товаров снижает их затраты на производство, вызывая тем самым увеличение предложения.

5. Цены взаимозаменяемых товаров (субституты). Если спрос на какой-то товар резко увеличился, то его производство становится для производителя более выгодным, поэтому производство другого, менее выгодного товара, может сократиться. Например, если цена моркови растет, а издержки на ее производство уменьшаются, то фермеры могут сократить производство картофеля, то есть уменьшить его предложение.

6. Цены взаимодополняемых товаров (комплементы). В силу технологических особенностей производственного процесса производство одного товара невозможно без производства другого. Поэтому при увеличении цен на один товар произойдет увеличение предложения товаров, производимых совместно с ним. Например, в нефтеперерабатывающей промышленности результатами переработки нефти являются бензин, мазут, дизельное топливо, керосин, гудрон, парафин.

7. Количество продавцов на рынке данного товара. Если на рынке данного товара появляются новые фирмы, то предложение будет увеличиваться.

8. Ожидание изменения цены на товар. Когда продавцы ожи­дают, что цена на товар в будущем вырастет, они предпочтут на­капливать запасы товара, сокращая его текущее предложение на рынке с тем, чтобы продать этот товар в будущем по более высо­кой цене. Таким образом, ожидание повышения цены стимулиру­ет сокращение величины текущего предложения товара.

 

 

9. Прочие факторы. К ним относятся политические решения, природные и техногенные ка­тастрофы, погодные условия, войны и др.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. Общая функция предложения может быть выражена следующим образом:

Qs = f (P, Pres, T, K, Ps, Pc, N, B),

где Qs – объем предложения; P – цена товара; Pres – цены ресурсов и факторов производства; T – налоги, субсидии; K – уровень технологии; Ps – цена взаимозаменяемых товаров (субституты); Pc – цена взаимодополняемых товаров (комплементы); N – количество продавцов (производителей) данного товара; B – прочие факторы.

Если все факторы, кроме цены самого товара, постоянны, то объем предложения будет зависеть только от цены P и функция предложения примет вид:

Qs = f (P).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.007 с.)