Социометрическая матрица по первому критерию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социометрическая матрица по первому критерию



 

 

 

 

Фамилии

опрошенных

Фамилии

выбираемых

 

Сделано

выборов

Иванов Петров Сидоров Николаев
1 2 3 4 5 6 7
1. Иванов         6
2. Петров         6
3. Сидоров         5
4. Николаев         6
.. ………… .. .. .. .. …..
25. Андреев         6

Кол-во положительных выборов

  3   6   2   1   75

Кол-во отрицательных выборов

  -   -   1   8   74

Кол-во положительных взаимных выборов

  2   -   3   1   15

Кол-во отрицательных взаимных выборов

    -     -     3     2     17

 

«+» положительные выборы (предпочтение)

«-» отрицательные выборы (отвержение)

На основании общей социометрической матрицы по всем критериям студенты составляют протокол обработки результатов для каждого ученика.

 

ПРОТОКОЛ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

ФИО _______________

№ школы_________ класс_____________

ФИО экспериментатора _______________________________________

дата обследования __________________________________________

Количество положительных выборов по первому критерию__________

Количество положительных выборов по второму критерию__________

Количество положительных выборов по третьему критерию__________

Общее количество положительных выборов_______________________

Аналогично составляется протокол для отрицательных выборов.

Анализ и интерпретация данных

На основе полученных данных студенты письменно делают качественный и количественный анализ социометрического статуса школьника и оценки им своего места среди одно­классников. Анализ проводится по следующим направле­ниям.

1. Социометрический статус учащегося в классе (по сум­ме «+» и «—» по всем критериям). Ученик может быть отнесен к лидерам, «отверженным», «болоту» (к лидерам, если его выбрали 75% учеников, к «отверженным» - менее 25%).

2. Уровень социальных притязаний (по количеству ожидаемых ребенком «+» и «—»): высокий, средний, низкий. Высокий уровень - если ожидает выборов от 70% одноклассников, низкий - если меньше, чем от 30%.

3. Адекватность уровня социальных притязаний (на ос­нове сравнения уровня социальных притязаний и реального социометрического статуса ребенка): адекватный, неадек­ватный завышенный, неадекватный заниженный.

На заключительном этапе исследования проводится наблюдение за поведением учащихся в учебной и внеучебной деятельности с тем, чтобы установить, соответствуют ли дан­ные, полученные в ходе социометрического эксперимента, реальному поведению детей.

ИЗУЧЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Для младших школьников

На каждого испытуемого заготовляется по 3 предмета / 3 картинки/. До начала эксперимента дети не знают, в чем он будет заключаться. Им говорят только: "Сейчас мы поиграем в одну интересную игру. Чтобы играть в нее, надо хорошо запомнить, кто где сидит за пар­той. Дети запоминают, где кто сидит, после чего помощник учителя - экспериментатора выводит детей из классной комнаты. В дальнейшем те, кто участвовал в эксперименте, и те, кому это предстоит, не общаются между собой. На стол каждому испытуемому кладут конверт с номером, соответствующим номеру в общем списке.

Ход эксперимента

Экспериментатор обращается к ребенку, который вошел в классную комнату: «Мы играем в игру. У кого больше?". Вот тебе 3 открытки. Можешь положить их по одной трем детям класса (себе класть нельзя). Выиграет тот, у кого окажется больше всего картинок. Никто не будет знать, кому ты положишь картинки. Даже мне можешь не говорить, если ты хочешь. Ребенок берет картинки и вкладывает их по одной в конверты, лежащие на партах.

  Если в эксперименте "Выбор в действии» преследуется цель выяснить, как дети осознают свои взаимоотношения со сверстниками, то у них спрашивают: «А как ты думаешь, кто тебе положит картинки».

       После того, как все члены группы осуществили выбор, экспериментатор фиксирует сделанные выборы, кладет по одной - две картинки (без номера) тем детям, которые не получили их от сверстников, приглашает детей ознакомиться с результатами. Дети обмениваются впечатлениями.

Для старших школьников

Студент формулирует критерии выбора (2-3) и вопросы, на основании которых учащиеся будут проводить выбор предпочитаемых партнеров. На заранее подготовленных и розданных учащимся листочках исследователь предлагает написать 3 фамилии (по степени убывания предпочтения).

Обработка результатов

Данные, полученные в эксперименте, представляются на особой таблице, из которой видно:

  1. Кто кого выбрал;
  2. Взаимный ли это выбор;
  3. Сколько выборов получил каждый ребенок (это число служит показателем его положения в группе);
  4. При проведении эксперимента через определенные промежутки времени таблица показывает изменение отношений в классе;
  5. При изучении основания взаимоотношений на таблицу особым образом наносятся и ожидаемые выборы. При этом можно установить:

· количество ожиданий;

· от кого ожидается выбор;

· количество оправдавшихся ожиданий;

· получен ли выбор именно от тех, от кого ожидался.

Составление таблицы

Прежде чем составить таблицу результатов, следует расположить фамилии всех учеников класса по алфавиту, сначала фамилии мальчиков, потом фамилии девочек (можно, конечно, и наоборот), и присвоить каждому порядковый номер. Этот номер должен оставаться постоянным во всех экспериментах, проводимых в данной группе.

Далее фамилии располагаются на разлинованном в клетку листе бумаги по вертикали. Для удобства можно заштриховать клетки на пересечении одинаковых номеров. Таким образом, получается таблица, похожая на таблицу спортивных соревнований.

После нанесения всех отданных выборов на вертикальных столбцах, над которыми стоят номера испытуемых, обозначаются все выборы, полученные каждым учеником.

Далее следует переходить к выявлению взаимных выборов. Эта взаимность на таблице обозначается кружком, в который заключают соответствующее обозначение. В суммирующих нижних графах таблицы подводятся итоги эксперимента для каждого члена группы.

В результате эксперимента получается таблица, из которой видно, сколько выборов получил каждый член группы. Это число является мерилом положения ученика в системе личных отношений и измеряет его социометрический статус.

Социометрический статус

«Звезды» – получают наибольшее число выборов /6 и более/.

«Принятые» или «предпочитаемые» – если ребенок получает среднее и выше среднего /до 6/ число выборов.

«Пренебрегаемые» - если ученик получил меньше среднего количества выборов.

«Изолированные» – если ученика никто не выбрал, он не получил ни одного выбора. Открытки ему положил экспериментатор.

«Отверженные» – если в эксперименте использовались отрицательные критерии, т.е. у испытуемых спрашивали о том, с кем они желают общаться, появляется категория лиц, которая получили наибольшее количество, только отрицательные выборы.

В результате получаем сведения не только о персональном положении каждого ученика в системе личных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы – СТАТУСНУЮ СТРУКТУРУ класса, т.е. количественное соотношение статусных категорий с точки зрения представлений «звезд», «предпочитаемых» и т.д. Статусная структура характеризуется диагностическим показателем – УРОВНЕМ БЛАГОПОЛУЧИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ /УБВ/.

УБВ может быть:

1. Высокий – в I и II статусных категориях людей больше, чем в III и IV. То есть в группе большинство учеников находятся в благоприятном положении.

2. Средний – в двух первых и двух последних группах число лиц примерно одинаково.

3. Низкий – при преобладании в группе лиц с низким статусом.

ИНДЕКС ИЗОЛЯЦИИ = процент испытуемых, лишенных выбора. «ИИ» очень чувствителен к особенностям организации совместной деятельности детей и стилю отношений учителя к детям.

КОЭФФИЦИЕНТ ВЗАИМНОСТИ ОТНОШЕНИЙ (КВ) характеризует «индивидуальность» класса.

Чтобы вычислить коэффициент взаимности, надо найти отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов, сделанных в эксперименте, и выразить его в процентах по следующей формуле:

 

 

где Р – общее число выборов, сделанных в эксперименте.

Р1 – число взаимных выборов.

Чтобы правильно оценить значение этих величин и ответить на вопрос, может ли коэффициент взаимности характеризовать сплоченность группы, нужно прежде всего понять психологический смысл этой величины. Что может означать КВ? Он может свидетельствовать, например, о том, что в данном классе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются. Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе.

       Коэффициент взаимности может выражать различный характер отношений, существующих в классе. Он может быть показателем действительной сплоченности коллектива на базе совместной деятельности, направленной на повышение успеваемости, на выполнение различных общественно полезных дел. Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать о фактической разобщенности класса на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в классе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т.д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями может скрываться противоположное содержание взаимоотношений, выявленных в ходе эксперимента.

Для педагога важна не сплоченность любой ценой, а коллективистская сплоченность, основанная на общественно полезной деятельности.

Отношения учащихся друг к другу изображаются на социограмме, которая строится на основе социоматрицы. При описании взаимоотношений учащихся приняты следующие символы (рис. 1)

 

   
   
     
   

                                  

 

Рисунок 1. Символы социограммы

В социограмме можно представить весь класс (рис. 2)

 
 
 
 
5
4
3
2
1

 


1 – звезды;

2 – принятые;

3 – пренебрегаемые;

4 – изолированные;

5 – отверженные.

 

Рисунок 2. Социограмма

 

 

Также в социограмме можно представить взаимоотношения между отдельными группами (рис. 3).

1
3
7
2
9
3

 

 


Рисунок 3. Выборы в микрогруппах

 

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

  (вариант 1)

Первая часть (констатирующая) включает несколько разделов: общие сведения о классе, психологическая структура класса, характеристика лидеров класса, характеристика взглядов, интересов, убеждений школьников, характеристика уровня развития класса как коллектива.

I.1. Общие сведения о классе. Должны быть изложены коротко и конкретно. Большую часть их можно найти в официальных школьных документах.

К этим сведениям относятся следующие:

· наименование класса, школы;

· численность класса;

· продолжительность его существования (менялся ли состав, как давно и каким образом);

· возрастной и половой состав;

· наличие учащихся, имеющих трудности в учебе;

· особенности классного руководства (общее время работы с коллективом, преподаваемый классным руководителем предмет).

Эта информация поможет разобраться в особенностях совместной деятельности класса, отношений к ней ребят, выявить наличие традиций и их роль в развитии класса, определить степень влияния классного руководителя на формирование и развитие коллектива и пр.

I.2. Психологическая структура класса. Отражает, прежде всего, характер взаимоотношений между его членами. В этом разделе дается характеристика:

· официального актива класса;

· неофициальных лидеров;

· их взаимоотношений;

· пассивной части класса;

· группировок, существующих в классе.

При характеристике официального выбранного актива следует отметить, действительно ли он обеспечивает руководство работой класса или нет; и в том, и в другом случае необходимо указать причины сложившегося положения. Для выявления неофициального актива класса наряду с использованием традиционного метода наблюдения и беседы может применяться социометрия. Здесь следует отметить, какое влияние оказывает лидер на класс (отрицательное или положительное, явное или скрытое, в каких ситуациях и видах деятельности), внешнего представительства, разрешения конфликтов, роль эмоциональной "души" класса и т.д.). Особо следует остановиться на взаимоотношениях официальных и неофициальных лидеров (совпадают, активно взаимодействуют, противодействуют друг другу) и попытаться выявить причины этого. При характеристике остальной части класса большое внимание необходимо уделить пассивным ученикам, избегаемым или изолированным. При этом следует выяснить, во всех ли ситуациях эти дети проявляют пассивность, в чем причины такого поведения в классе. Для выявления группировок, существующих в классе, также может быть использована социометрическая процедура. Здесь следует остановиться на причинах их появления, характеристике взаимодействия (противоречие, взаимопомощь, сосуществование без установления эмоциональных контактов и т.д.). Эта часть характеристики класса должна дать информацию о характере совместной деятельности, причинах, затрудняющих ее, путях для ее оптимизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.041 с.)