Блочно-модульный подход в моделировании дидактической единицы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блочно-модульный подход в моделировании дидактической единицы.



 

Долгое время урок считался основной структурной единицей учебного процесса, тематически целостной и завершенной в передаче определенной информации.

 

 К усвоенному на одном уроке материалу на следующем занятии прибавлялся новый и т.д., а через некоторое время можно было говорить о прохождении темы.

 

 На деле учебная тема воспринималась учениками формально.

 

Для того, чтобы решить данную проблему в дидактике получил развитие принцип системности знаний и умений, в соответствии с которым за единицу структуры учебного процесса стали брать учебную тему.

 

В теории и практике обучения получил развитие подход, предложенный Эрдниевым, изучение предмета происходило крупными блоками, построенными на основе лекционно-семинарских занятий.

 

Однако данный подход к планированию применим только в старших классах.

 

Но если не сводить данный подход только к упорядочению форм учебных занятий, его можно использовать в разных звеньях системы образования.

Под тематическим блоком понимается система учебных занятий, объединенных общей темой и целевой установкой.

Внутри которого идет не механическое присоединение одного знания к другому, а логическое наращивание знаний и умений.

 

Модулем называется автономная часть учебного материала, состоящая из определенных компонентов:

 

цель, информационный материал, практические занятия по формированию умений, контрольная работа (система оценки и учета достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и итогового контроля).

 

Блочно-модульное планирование учебного материала, при котором основой для моделирования являлась учебная тема как совокупность уроков, объединенных одной идеей, стало использоваться в 1980-е гг.

 

Применение такого подхода, обеспечивало увеличение потенциала каждого урока.

 

Урок, являясь логической частью единого целого и способствуя достижению общей дидактической цели, в то же время выполнял свои специфические функции.

 

Одним из вариантов моделирования темы являлся такой, который позволял воспроизвести механизм формирования знаний и умений:

 

– первый этап – введение в тему (установочная лекция, киноурок, экскурсия);

 

– второй этап – углубление и расширение знаний; на этом этапе широко использовались разные виды самостоятельной работы учащихся с различными источниками (лабораторно-практические занятия, конференции, экскурсии, познавательные игры);

 

– третий этап – обобщение и закрепление знаний (семинары, практикумы, конференции, дискуссии, обобщающие лекции);

 

– четвертый этап – контроль и оценка знаний (различные формы зачеты, собеседование, общественный смотр знаний).

 

Преимущества данного методического подхода были очевидны:

 

а) на практике реализовывались психологические принципы усвоения материала: «погружение» в новую тему, углубление и расширение знаний, развитие умений, повторения, обобщения и систематизации;

 

б) на первый план выходило наиболее важное, существенное в рассматриваемой теме;

 

в) разнообразие форм организации урока повышало познавательный интерес учащихся к изучению предмета;

 

г) поэтапное изучение материала обеспечивало более прочное его усвоение всеми учащимися, а не только сильными учениками;

 

д) осуществлялась преемственная связь между средней и высшей школой»[12].

Вариант поурочного планирования:

 

тема занятия,

дата проведения;

-основные вопросы;

-основные понятия;

-учебники:п., пункт, стр.;

-средства обучения;

-межпредметные связи;

-тип урока, вид урока (конкретная форма организации текущей учебной работы);

-формы контроля.

 

Рассмотрим возможности блочно модульного планирования при изучении основ семейного права.

 

Курс «Семейное право. 1-11 класс» состоит из трех курсов-модулей:

 

модуль 1 – курс для начальной школы «Семь Я. И мир вокруг меня»;

 

модуль 2 – курс для средней школы «Семь Я. И право»;

 

модуль 3 – курс для полной средней школы «Семейное право».

 

Тематическое планирование курса «Семейное право» (11 кл.

с юридическим уклоном)

Название раздела

Название темы

Тип урока

Вид урока

Кол-во часов  

Раздел 1

 

Введение в семейное право

Семейное право как отрасль российского законодательства: проблемы, содержание, тенденции развития

 

Вводно-установочная лекция

  2  
  Источники семейного права

Урок практического применения знаний и умений; расширения знаний

 

 

Лабораторная работа

    1  
  Отличительные особенности семейных правоотношений

Урок проверки, закрепления знаний и умений

 

 

Семинар

    1  

 

Раздел 2

Брак

  Брак по семейному законодательству

Урок сообщения  новых знаний

 

Вводная лекция

  2  

 

 

 

Права и обязанности супругов по семейному и гражданскому законодательству

Урок расширения, углубления знаний и формирования умений

    Лабораторная работа

   

 

1

 

 

Брак: формальность или необходимость

Урок расширения и углубления знаний

  Дискуссия

   

1

 

 

Брак: юридический, церковный, «гражданский»

 

Урок расширения и углубления знаний

  Групповой опрос

 

1

 

 

Брак и семья

Урок закрепления знаний и умений

Учебная встреча («Брейн-ринг»)

 

2

 

Раздел 3

Семья

 

Семья как правовой и социальный институт

Урок сообщения новых знаний

  Бинарная лекция

 

2

 

 

Права несовершеннолетних

Урок расширения и углубления новых знаний

  Лабораторная работа

  

1

 

 

 

Дела житейские (брачные правоотношения)

Урок практического применения знаний и умений

Практикум (решение познавательных задач)

     

2

 

Семья как приоритет социальной политики государства

Урок закрепления материала

Семинар-конференция

   

2

 

 

Семья в современном обществе

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Сюжетно-ролевая игра с элементами дискуссии

 

2

14.

Повторительно-обобщающий и оценочный

 
                     

 

Курс состоит из трех модулей. Каждый модуль содержит в себе раздел курса, так, например модуль №1 включает в себя раздел «Введение в семейное право», модули 2,3 ─ это собственно семейное право.

 

  Модуль 1 – «Введение в семейное право» – направлен на усвоение учащимися принципиального отличия отрасли семейное право, которое заключается: в специфическом предмете семейного права: семейных правоотношениях; в специфическом субъекте данной отрасли – супруги, родители, дети, усыновители, опекуны, попечители; в специфических источниках отрасли.

Модуль 2 – «Брак» – направлен на выявление правовых основ заключения и расторжения брака; на обозначение круга прав и обязанностей супругов, детей, родителей и других членов семьи; на определение отличия понятия брака с точки зрения права, социологии, психологии, религии.

 

  Модуль 3 – «Семья» – направлен на разграничение понятия «семья» с точки зрения права и социологии, а также на выявление особенностей рассмотрения данного института в рамках этих дисциплин.

 

Один из возможных вариантов моделирования темы, а в данном случае целого курса, это блочно-модульное планирование.

 

Соблюдая логику системного подхода и блочно-модульного планирования, мы в начале курса предлагаем для создания эмоционального настроя и для краткого изложения основной проблематики курса, его ключевых понятий, ввести вводно-установочную лекцию.

 

 В ходе этой лекции будут выявлены все сквозные проблемы, которые предстоит рассмотреть учащимся в течение всего учебного года.

 

В связи с этим мы предлагаем отвести на обзорную лекцию не один, а два академических часа.

 

Первым этапом системного подхода является «Введение в раздел (тему)», следовательно, первым блоком в нашем планировании заявлен информационный блок, задачей которого является изложение информации, в данном случае лекция-это самая оптимальная форма организации такого занятия.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.031 с.)