Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Блочно-модульный подход в моделировании дидактической единицы.
Долгое время урок считался основной структурной единицей учебного процесса, тематически целостной и завершенной в передаче определенной информации.
К усвоенному на одном уроке материалу на следующем занятии прибавлялся новый и т.д., а через некоторое время можно было говорить о прохождении темы.
На деле учебная тема воспринималась учениками формально.
Для того, чтобы решить данную проблему в дидактике получил развитие принцип системности знаний и умений, в соответствии с которым за единицу структуры учебного процесса стали брать учебную тему.
В теории и практике обучения получил развитие подход, предложенный Эрдниевым, изучение предмета происходило крупными блоками, построенными на основе лекционно-семинарских занятий.
Однако данный подход к планированию применим только в старших классах.
Но если не сводить данный подход только к упорядочению форм учебных занятий, его можно использовать в разных звеньях системы образования. Под тематическим блоком понимается система учебных занятий, объединенных общей темой и целевой установкой. Внутри которого идет не механическое присоединение одного знания к другому, а логическое наращивание знаний и умений.
Модулем называется автономная часть учебного материала, состоящая из определенных компонентов:
цель, информационный материал, практические занятия по формированию умений, контрольная работа (система оценки и учета достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и итогового контроля).
Блочно-модульное планирование учебного материала, при котором основой для моделирования являлась учебная тема как совокупность уроков, объединенных одной идеей, стало использоваться в 1980-е гг.
Применение такого подхода, обеспечивало увеличение потенциала каждого урока.
Урок, являясь логической частью единого целого и способствуя достижению общей дидактической цели, в то же время выполнял свои специфические функции.
Одним из вариантов моделирования темы являлся такой, который позволял воспроизвести механизм формирования знаний и умений:
– первый этап – введение в тему (установочная лекция, киноурок, экскурсия);
– второй этап – углубление и расширение знаний; на этом этапе широко использовались разные виды самостоятельной работы учащихся с различными источниками (лабораторно-практические занятия, конференции, экскурсии, познавательные игры);
– третий этап – обобщение и закрепление знаний (семинары, практикумы, конференции, дискуссии, обобщающие лекции);
– четвертый этап – контроль и оценка знаний (различные формы зачеты, собеседование, общественный смотр знаний).
Преимущества данного методического подхода были очевидны:
а) на практике реализовывались психологические принципы усвоения материала: «погружение» в новую тему, углубление и расширение знаний, развитие умений, повторения, обобщения и систематизации;
б) на первый план выходило наиболее важное, существенное в рассматриваемой теме;
в) разнообразие форм организации урока повышало познавательный интерес учащихся к изучению предмета;
г) поэтапное изучение материала обеспечивало более прочное его усвоение всеми учащимися, а не только сильными учениками;
д) осуществлялась преемственная связь между средней и высшей школой»[12]. Вариант поурочного планирования:
тема занятия, дата проведения; -основные вопросы; -основные понятия; -учебники:п., пункт, стр.; -средства обучения; -межпредметные связи; -тип урока, вид урока (конкретная форма организации текущей учебной работы); -формы контроля.
Рассмотрим возможности блочно модульного планирования при изучении основ семейного права.
Курс «Семейное право. 1-11 класс» состоит из трех курсов-модулей:
модуль 1 – курс для начальной школы «Семь Я. И мир вокруг меня»;
модуль 2 – курс для средней школы «Семь Я. И право»;
модуль 3 – курс для полной средней школы «Семейное право».
Тематическое планирование курса «Семейное право» (11 кл. с юридическим уклоном) Название раздела |
Название темы |
Тип урока |
Вид урока | Кол-во часов | ||||||||||
Раздел 1
Введение в семейное право | Семейное право как отрасль российского законодательства: проблемы, содержание, тенденции развития |
| Вводно-установочная лекция | 2 | |||||||||||
Источники семейного права | Урок практического применения знаний и умений; расширения знаний |
Лабораторная работа | 1 | ||||||||||||
Отличительные особенности семейных правоотношений | Урок проверки, закрепления знаний и умений |
Семинар | 1 | ||||||||||||
Раздел 2 Брак | Брак по семейному законодательству | Урок сообщения новых знаний |
Вводная лекция | 2 | |||||||||||
|
Права и обязанности супругов по семейному и гражданскому законодательству | Урок расширения, углубления знаний и формирования умений | Лабораторная работа |
1 | |||||||||||
Брак: формальность или необходимость | Урок расширения и углубления знаний | Дискуссия |
1 | ||||||||||||
Брак: юридический, церковный, «гражданский»
| Урок расширения и углубления знаний | Групповой опрос |
1 | ||||||||||||
Брак и семья | Урок закрепления знаний и умений | Учебная встреча («Брейн-ринг») |
2 | ||||||||||||
Раздел 3 Семья |
Семья как правовой и социальный институт | Урок сообщения новых знаний | Бинарная лекция |
2 | |||||||||||
Права несовершеннолетних | Урок расширения и углубления новых знаний | Лабораторная работа |
1 | ||||||||||||
|
Дела житейские (брачные правоотношения) | Урок практического применения знаний и умений | Практикум (решение познавательных задач) |
2 | |||||||||||
Семья как приоритет социальной политики государства | Урок закрепления материала | Семинар-конференция |
2 | ||||||||||||
Семья в современном обществе | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | Сюжетно-ролевая игра с элементами дискуссии |
2 | ||||||||||||
14. | Повторительно-обобщающий и оценочный | ||||||||||||||
Курс состоит из трех модулей. Каждый модуль содержит в себе раздел курса, так, например модуль №1 включает в себя раздел «Введение в семейное право», модули 2,3 ─ это собственно семейное право.
Модуль 1 – «Введение в семейное право» – направлен на усвоение учащимися принципиального отличия отрасли семейное право, которое заключается: в специфическом предмете семейного права: семейных правоотношениях; в специфическом субъекте данной отрасли – супруги, родители, дети, усыновители, опекуны, попечители; в специфических источниках отрасли.
Модуль 2 – «Брак» – направлен на выявление правовых основ заключения и расторжения брака; на обозначение круга прав и обязанностей супругов, детей, родителей и других членов семьи; на определение отличия понятия брака с точки зрения права, социологии, психологии, религии.
Модуль 3 – «Семья» – направлен на разграничение понятия «семья» с точки зрения права и социологии, а также на выявление особенностей рассмотрения данного института в рамках этих дисциплин.
Один из возможных вариантов моделирования темы, а в данном случае целого курса, это блочно-модульное планирование.
Соблюдая логику системного подхода и блочно-модульного планирования, мы в начале курса предлагаем для создания эмоционального настроя и для краткого изложения основной проблематики курса, его ключевых понятий, ввести вводно-установочную лекцию.
|
В ходе этой лекции будут выявлены все сквозные проблемы, которые предстоит рассмотреть учащимся в течение всего учебного года.
В связи с этим мы предлагаем отвести на обзорную лекцию не один, а два академических часа.
Первым этапом системного подхода является «Введение в раздел (тему)», следовательно, первым блоком в нашем планировании заявлен информационный блок, задачей которого является изложение информации, в данном случае лекция-это самая оптимальная форма организации такого занятия.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.031 с.)