Основные этапы организации дискуссии.2. Модели учебных дискуссий . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы организации дискуссии.2. Модели учебных дискуссий .



На уроках права

 

Развивающие:

-

1) развитие критического мышления: умения анализировать проблему, грамотно аргументировать свою позицию, развитие творческого логического мышления;     

2) формирование навыков практической деятельности через приближение учебного процесса к реальной социально – правовой действительности;

 

Воспитательные:

 

1) формирование правовой культуры школьников,

2) воспитание толерантности.

 3) способствуют формированию культуры спора.

 

Опережающее домашнее задание:

 

участникам игры, которыми выступают учащиеся, на дом дается задание: «несовершеннолетним» – подготовить истории на данную тему; «юристам» − изучить права несовершеннолетних по Трудовому кодексу, Конституции РФ; «предпринимателю» – ознакомиться с правовыми документами, выстроить свою позицию.

На этапе подготовки учащихся к активной сознательной работе (3мин), учитель сообщает ученикам тему урока, объясняет цели и задачи урока, подготавливает учащихся к дальнейшей работе: класс делиться на три группы (несовершеннолетние, предприниматели, юристы); из них шесть человек получают задание на дом и выступают с речью, остальные − зрители поддерживающие свою команду.

 

Учитель:

 «На прошлом уроке мы с вами изучили тему: «Трудовые права несовершеннолетних», где разобрали основные права несовершеннолетних в сфере труда.

 

Сегодня мы закрепим этот материал, и урок пройдет в виде ток-шоу, которое называется «Спорный час».

 

 Тема нашего урока называется «Проблемы трудящейся молодежи».

 

В ходе занятия мы обсудим различные проблемы, стоящие перед несовершеннолетними, которые хотят работать или уже работают, и вместе найдем пути их решения.

 Мы заслушаем конкретные жизненные примеры трудностей, с которыми могут столкнуться подростки, реализуя свое право на труд, узнаем мнение предпринимателей и заслушаем консультацию юристов».

 

Затем учитель организует обсуждение поставленных проблем в виде дискуссии с игровым моделированием.

1) путем организации обсуждения, учитель время от времени осуществляет контроль за обсуждением;

 

2) ставит ключевые вопросы темы урока перед учащимися.

 

Учитель: « А теперь начнем наше шоу. Сегодня у нас в гостях присутствуют следующие участники: «несовершеннолетние» (Таня и Рома); «юристы» (Даша и Коля); «предприниматель» (Лена)

 

В ходе нашего урока мы затронем следующие проблемы (проблемы записаны на доске) это:

1) Проблема отсутствия опыта работы (как одна из причин отказа при приеме на работу): а) как поступить на работу, если без опыта не берут?б) где получить опыт работы?в) другие причины отказа в приеме на работу.

2)

 

Правовая неграмотность подростков:

 

 а) насколько несовершеннолетние осведомлены о своих правах?

 

б) могут ли этой ситуацией воспользоваться предприниматели в своих целях?

 

в) кто виноват в том, что права несовершеннолетних нарушаются?

 

Учитель: «Прежде чем мы приступим к рассмотрению и обсуждению заявленных проблем, я хочу обратить ваше внимание на плакат «Правила участия в учебном споре-диалоге» (плакат расположен справа на стене). (Приложение №1).

Я убедительно вас прошу придерживаться этих правил при обсуждении сегодняшней темы.

 Прежде чем мы заслушаем выступление наших гостей, я прошу вас разделиться на три группы.

 

Эти группы будут соответствовать 3-м категориям наших участников − группа несовершеннолетних, группа предпринимателей и группа юристов.

 

Сейчас я вам раздам карточки с заданиями (Приложение №2). Вам нужно будет внутри групп обсудить поставленные проблемы и подготовить аргументацию в пользу своей стороны (т.е. несовершеннолетние отстаивают свою позицию и аргументируют ее, предприниматели свою, а юристы подготавливают последующую консультацию)».

 

 

Задание рассчитано на 10 минут. За это время группы выполняют задание, а учитель проводит консультацию, отвечает на возникшие вопросы.

 

 Учитель: « А теперь заслушаем историю Тани – 16 лет (первая история об отсутствии опыта).

 

Таня: «Я прочитала в газете объявление о том, что на частное предприятие требуются диспетчеры машин. Я пришла в эту организацию, заполнила анкету, но мне отказали, сказав, что я не подхожу для этой работы, так как у меня нет опыта. Я считаю несправедливым этот отказ, поскольку соответствую требованиям к работнику: приятная внешность, коммуникабельность, серьезное отношение к работе»

Задача учителя –

-организовать обсуждение этой истории,

-выслушать мнение предпринимателей и обратиться за консультацией и оценкой к юристам;

-заострить внимание на проблеме наличия права на труд у несовершеннолетних и его реализации;

-обсудить с учащимися следующий вопрос − на каких работах могут работать несовершеннолетние, а на каких нет;

-результаты (перечень этих возможных профессий) зафиксировать на доске;

-с помощью учащихся сделать небольшой вывод; обратить внимание учащихся на следующую проблему – правовая неграмотность несовершеннолетних.

 

Может ли предприниматель воспользоваться незнанием несовершеннолетними своих прав как при приеме на работу, так и в ходе самой работы?

 

Затем заслушивается следующая история.

 

 Артем (подросток 16 лет): Сначала я продавал газеты, дело оказалось хлопотным и нервным и мало оплачивалось. Потом я решил стать грузчиком, с напарником за ночь разгрузил вагон, заработал растяжение и 100 рублей. Работа оказалась тяжелой, и я был вынужден уйти. Затем и устроился на завод учеником электрика, но главный инженер по безопасности запротестовал в связи с перечнем запрещенных и вредных работ для несовершеннолетних. Я был без объяснений уволен. При приеме на работу трудовой договор со мной не заключали.

После окончания истории учитель задает наводящие вопросы, обращается к жизненному опыту учащихся (бывали ли они в подобных ситуациях, пробовали ли устраиваться на работу, на какую, как часто им отказывали и по каким причинам?).

 

Затем данные рассказы комментирует «предприниматель» высказывает свою точку зрения. После чего «несовершеннолетние» обращаются за консультацией к юристам.

 

В конце занятия учитель ставит перед учащимися следующие вопросы:

 − кто же виноват в том, что права подростков нарушаются? Сами несовершеннолетние, которые не знают своих прав, или предприниматели, которые пользуются этим незнанием.

− может ли такая ситуация быть следствием недоработки трудового законодательства?

 

Эти вопросы обсуждаются с учащимися и подводятся итоги всему занятию. Учитель при помощи учащихся делает выводы, отмечает результаты занятия, оценивает деятельность каждого ученика на уроке.

 

В качестве домашнего задания можно предложить школьникам написать мини – сочинение на тему: «Необходимо ли подростку работать?»

 

После проведения урока обычно проводится его разбор.

Направляемая (структурированная) дискуссия как учебный спор − диалог

 

Учебную дискуссию (обсуждение) можно рассматривать как используемое в учебных целях столкновение точек зрения, выводов и умозаключений, которые не совместимы друг с другом, так что придерживающиеся их участники (ученики, учебные подгруппы) стремятся выработать общую точку зрения.

 

Это актуализация и устное воспроизведение изучаемых сведений, отстаивание своей точки зрения, обмен знаниями с соучениками-партнерами по дискуссии.

 

Сюда входят также анализ, критическая оценка и отбор информации, построение индуктивных и дедуктивных умозаключений, синтез, интеграция имеющихся сведений, выработка фактических и оценочных заключений и, наконец, выработка итоговой, общей точки зрения, вызывающей согласие всех сторон.

 

 В модели учебного спора-диалога предъявление своей точки зрения помогает ученику разносторонне осмыслить ее самому;

 

попытки понять иную точку зрения ведут к пересмотру и обогащению своей позиции, так как связаны с освоением новых, поступающих от оппонента сведений, аргументов, использованием сложных мыслительных операций.

 

 

 Учебный спор − диалог должен длиться до тех пор, пока расхождение мнений не удается преодолеть.

 

Он завершается выработкой общего взгляда на проблему, достижением соглашения.

 

Понятно, что на все это уходит довольно много времени и сил.

 

С другой стороны, длительную активную включенность учащихся в само образовательную по своему характеру работу можно считать одним из важнейших результатов и показателей успешности обучения.

Организация учебного процесса по модели «учебный спор − диалог».

 

1) Выбор темы.

 

Критерием отбора является и возможность подготовить две подкрепленные учебными материалами (т.е. аргументируемые) расходящиеся позиции, точки зрения. Эти позиции, естественно, должны быть доступны освоению учащимися.

 

2) Подготовка учебных материалов.

 

Для каждой из двух отраженных в учебном споре − диалоге позиций обычно готовятся следующие материалы: постановка задачи для каждой из команд;

 

описание последовательности спора-диалога, сопровождаемая перечнем основных аргументов в ее пользу; источник данных (включая библиографию), на основе которых выдвигаются и развиваются аргументы.

 

3) Организация самого спора − диалога.

 

Важнейшим требованием является создание обстановки сотрудничества, а также разнородность состава подгрупп.

 

Разнородность усиливает поляризацию точек зрения в подгруппе и, в конечном итоге помогает прийти к лучшему пониманию того, как можно выявлять и преодолевать расхождение и разногласия.

 

4) Руководство ходом спора − диалога.

 

Учитель инструктирует участников обсуждения в парах, выделяя при этом следующие основные моменты:

-освоение точек зрения (позиций);

-изложение точек зрения; обсуждение проблемы;

-смена точек зрения; выработка решения.

 

Важным моментом реализации данной модели является соблюдение правил. Учитель обращает специальное внимание на то, чтобы ввести и соблюдать правила обсуждения во время учебного спора − диалога.

 

Эти правила представляются нам примечательными и заслуживающими осмысления нашими педагогами: за ними стоит глубоко проработанная практика и культура ведения дискуссии.

«Дебаты».

М.К.Кларин, определяет дебаты как формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлениях участников-представителей двух противостоящих соперничающих команд (групп).

 

Дискуссия – форум

 

Тема урока:

 «Брак: формальность или необходимость?» (урок расширения и углубления знаний),

 вид - урока:

дискуссия − форум.

 

Цели урока: показать социально – правовую значимость брачных отношений; выяснить роль семьи в жизни общества.

 

Задачи:

  Обучающая:

 расширение и углубление знаний учащихся по вопросам семейного права;

 

Развивающие:

 

1) развитие критического мышления: умения анализировать проблему, грамотно аргументировать свою позицию, развитие творческого логического мышления; закрепить умения работать с источником (семейный кодекс);

 

 воспитательные:

 

1) формирование активной, правовой позиции по вопросам семейно-брачных отношений; формирование культуры дискуссии, терпимости, признанию множественности подхода к решению проблемы. 

 

Для реализации цели и задач урока должны быть применены следующие средства обучения:

учебник А.Ф. Никитина «Основы государства и права» для 10-11 классов,

 меловой рисунок на доске,

Семейный кодекс, и т. д.

 

Такая разновидность дискуссии предполагает обсуждение проблемы сначала внутри группы, а затем обмен мнениями с аудиторией. 

 

Ход урока.

1. Учитель напоминает, что на прошлых уроках учащиеся ознакомились с таким институтом семейных отношений как «Брак»; были рассмотрены следующие вопросы:

а) Понятие брака и его признаки в семейном праве.

б) Правовой статус супругов.

в) Форма браков по российскому семейному праву.

г) Условия заключения брака.

 

 2. Затем учитель предлагает классу сформировать две группы из 4-5 человек. Первая группа считает, что брак – это формальность, вторая группа будет отстаивать противоположную позицию о том, что брак – это необходимость. Группам дается время на подготовку аргументов (примерно 15 минут). Остальная часть класса также формулирует свои аргументы по данной проблеме.

 

3. После того как заканчивается обсуждения в группах, начинается обсуждение с аудиторией. При этом учитель призывает учащихся соблюдать правила ведения дискуссии. В ходе обсуждения каждая группа грамотно, аргументировано отстаивает свою позицию.

 

Учитель на данном уроке выступает в качестве организатора и если дискуссия заходит в тупик или наступает хаос в обсуждении, преподаватель задает вопросы для развития или упорядочивания дискуссии. На уроке могут быть обсуждены, следующие вопросы: «Религиозный брак − роль и место в правовом государстве?», «Внебрачные дети, их социальное положение?» и т. д.

 

В конце занятии подводятся итоги.

 

Учитель дает домашнее задание, в письменной форме обосновать свою точку зрения по данной теме урока «Брак: формальность или необходимость?».

 

Тем самым он дает возможность получить оценку не участвующим в форуме ученикам, и еще раз закрепить изученный материал.

 

В правовом обучении

 

Аналитический этап

1. Анализ исходных данных предполагает: определение места проведения занятий (тип образовательного учреждения, профиль класса (гуманитарный, естественно-научный, компенсирующего обучения и др.), характер курса (интегративный, модульный), его название и др.

 

2. Анализ содержания образования:

нормативные документы (ГОС, программы), учебно-методический комплекс (учебники, хрестоматии, сборники заданий, методические разработки уроков и т.д.). (Методика преподавания темы (раздела) «Семейное право» курса «Правоведение» для учащихся 10 гуманитарного класса общеобразовательной школы.)

 

3. Определение места данной темы в курсе, выявление всех линий преемственных связей.

 

3. Анализ материальных средств обучения (наглядные средства обучения: картины, таблицы, диаграммы и т.д., аудиовизуальные средства обучения и т.д.).

 

4. Анализ учебных достижений учащихся (на основе учета возрастных и познавательных особенностей).

Диагностический этап

           

 

Оценка на основе проведенного анализа уровня готовности класса (отдельных учащихся) к овладению содержанием материала на основе использования соответствующих средств обучения.

           

Прогностический этап (этап целеполагания)

           

Прогнозирование направлено на определение будущего состояния объекта и нахождения оптимальных путей его достижения.

 

Оно позволяет предвосхитить результаты деятельности.

 

Возможные пути достижения прогнозируемого результата – это своеобразные гипотезы об оптимальности способов решения педагогической задачи.

 

Цель деятельности – это спрогнозированный ее результат.

           

Выделяют различные виды прогнозирования:

-стратегическое,

- оперативное и

-тактическое.

           

В данном случае под стратегическим прогнозированием мы будем понимать целевую установку изучения темы, раздела (цель изучения темы «Уголовное право» в профильном социально-гуманитарном классе).

           

1. Определение целевой установки изучения материала темы, исходя из особенностей содержания материала.

           

2. Далее трансформируем цель в систему педагогических задач (образовательные, развивающие и воспитательные задачи) изучения темы.

           

3. Прогнозируем деятельность учащихся на различных этапах обучения (определяем задачи каждого урока).

           

Проективный этап

 

1. Отбор содержания материала в соответствии с целями и условиями педагогической деятельности. ГОС, программа и учебник являются проектом содержания образования, на основе которого учитель самостоятельно принимает решение, что отобрать для предъявления учащимся в соответствии с целями и условиями педагогической деятельности.

 

2. Структурирование материала (блочно-модульное планирование).

 

3. Выбор традиционных и инновационных технологий обучения.

 

4. Определение форм, методов и приемов организации обучения.

 

5. Отбор материальных средств обучения.

 

Логическим итогом моделирования является материализация проекта в виде тематического плана.

Вариант оформления проекта

Тема «Методика преподавания основ конституционного права в первом – втором концентрах средней общеобразовательной школы»

Содержание

Глава 1. Теоретические основы изучения основ конституционного права в условиях общего среднего образования

 

1.1. Роль и место конституционного права в системе права; в системе правовых курсов.

 

1.2. Анализ нормативных документов, регламентирующих содержание школьного правового образования (ГОС, программы).

 

1.3. Анализ УМК по правовым дисциплинам.

 

1.4. Межпредметные и внутрикурсовые связи основ конституционного права с различными темами (разделами) социально-гуманитарных дисциплин.

1.5. Общая характеристика материальных средств обучения, используемых при изучении курса основ конституционного права.

1.6. Учет возрастных, познавательных особенностей учащихся разного школьного возраста при изучении курса.

1.7. Цели и задачи изучения раздела в различных возрастных группах.

 

Глава 2. Технологические основы изучения основ конституционного права в условиях общего среднего образования

 

2.1. Тематическое планирование курса, его обоснование.

 

2.2. Обоснование используемых традиционных и инновационных технологий при изучении основ конституционного права.

 

2.3. Конспекты учебных занятий.

Список использованной литературы.

Приложение

 

Приведем примеры.

Трудовое право.

  Весь материал курса трудового права в 10 – 11 классах предполагается распределить на два модуля.

 

Данное разделение основано на общем принципе построения науки:

 

1) первоначально общие вопросы права: правовое регулирование отрасли в рамках ее предмета и метода, интегрированный подход к изучению трудового права, в частности с точки зрения других отраслей права и таких научных дисциплин как психология, социология, история, экономика и политология;

 

2) в рамках правового регулирования целесообразно рассмотреть трудовые отношения не только в объеме российского законодательства и научных дисциплин, но и регулирование трудовых правоотношений в зарубежных государствах.

 

Особое внимание необходимо уделить основным семьям трудового права или, использовав, географический признак, исследовать системы трудового законодательства различных континентов или отдельных регионов.

 

Кроме того, важным является включение в программу курса материалов, связанных с международно-правовым регулированием труда российских граждан в России и за рубежом.

 

На этом основании при дальнейшем изучении трудового права легче выделить и исследовать основные проблемы и предпосылки развития трудовых отношений, их регулирование, соотношение с другими отраслями права, в том числе и международным частным правом, дискуссионные вопросы возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений, а также регулирование трудовых споров.

Раздел I.

В общем о праве (9 часов).

Тема 1. Сущность трудового права: предмет, метод (1 час).

 Рекомендуемые тип урока: урок-сообщение новых знаний; вид: вводная лекция.

Тема 2. Трудовое право и другие отрасли права: проблемы разграничения (1 час). Рекомендуемые тип: урок обобщения и систематизации знаний; вид: дискуссия, семинар.

Тема 3. Трудовое право в рамках мировой истории (2 часа). Рекомендуемый тип: урок-сообщение новых знаний; вид: текущая лекция, лабораторная работа, семинар.

Тема 4. Трудовое право России и зарубежных стран: альтернативы развития (2 часа). Рекомендуемый тип: урок-закрепление новых знаний; вид: конференция, семинар, дискуссия, лекция.

Тема 5. Нормы международного трудового права и современная жизнь (1 час). Рекомендуемый тип: урок-сообщение новых знаний; вид: текущая лекция, лабораторная работа, дискуссия.

Тема 6. Юридическая консультация (2 часа).

Рекомендуемый тип: урок контроля и оценки знаний;

 вид: лабораторная работа.

Название «Юридическая консультация» обобщает все подобные виды уроков (лабораторная работа, уроки-практикумы, уроки решения познавательных задач и т.п.), в ходе которых учащиеся будут выступать в роли юриста или лица к нему обращающегося для решения важных юридических проблем (прием на работу (составление трудового договора), увольнение или разрешение возникающих трудовых споров).

 Однако, это на просто решение задач с последующим выступлением; в данном случае учащийся учится работать с «живой» проблемой, то есть решать конкретную проблему конкретного человека, учится объяснять особенности той или иной нормы применяемого им права.

Таким образом, этот урок совмещает в себе также элементы игровой деятельности («нереальные» условия ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта).

Применение игры на уроках права обусловлено тем, что побуждает учащихся к учебной деятельности, «незаметно» для них самих формирует умения правомерного поведения. Раздел II. Dura lex sed lex (26 час)

Модуль 1. Трудовой договор и реалии жизни (проблемы, несоответствия и методы их преодоления) (9 час)

Тема 7. Трудовой договор и реальность жизни (1 час). Рекомендуемые тип: урок-сообщение новых знаний; вид: вводная лекция.

Тема 8. Права и обязанности работника и работодателя: проблемы осуществления (1 часа). Рекомендуемые тип: закрепление новых знаний, формирование умений; вид: решение познавательных задач, практикум.

Тема 9. Трудовое право для тебя (1 час). Рекомендуемые тип урока: сообщение новых знаний; вид: семинар, дискуссия, решение познавательных задач.

Тема 10. Юридическая консультация (2 часа). Рекомендуемые тип: урок-закрепление новых знаний; вид: урок-практикум, решение познавательных задач.

Тема 11. Честный договор: заключение и расторжение (1 час). Рекомендуемые тип: урок-сообщение новых знаний; вид: текущая лекция, лабораторная работа, практикум, семинар.

Тема 12. Заключение и расторжение трудового договора: защита от произвола. (2 часа). Рекомендуемые тип: закрепление новых знаний, формирование умений; вид: решение познавательных задач, практикум.

Тема 13. Брейн-ринг (1 час). Рекомендуемые тип: урок контроля и оценки знаний; вид: игра, решение познавательных задач.

Модуль 2. Особенности трудовых отношений (6 часов)

Тема 14. Виды трудовых договоров (1 час). Рекомендуемые тип: сообщение новых знаний; вид: вводная лекция.

Тема 15. Ученический договор – перспективы твоего развития (1 час). Рекомендуемый тип: обобщение и систематизация знаний; вид: семинар, дискуссия, лабораторная

Тема 16. Юридическая консультация. (2 часа). Рекомендуемый тип: закрепление новых знаний; вид: экскурсия.

Тема 17. Юридическая консультация. (2 часа). Рекомендуемый тип: контроль и оценка знаний: вид: урок-практикум, решение познавательных задач.

Модуль 3. На рубеже противоречий (11 часов)

Тема 18. Рассмотрение трудовых споров: выход из положения (1 час). Рекомендуемый тип: сообщение новых знаний; вид: вводная лекция.

Тема 19. Юридическая консультация (2 часа). Рекомендуемый тип: закрепление новых знаний; вид: урок-практикум, решение познавательных задач.

Тема 20. Круглый стол Артура (2 часа). Рекомендуемый тип: закрепление новых знаний; вид: игра, решение познавательных задач, практикум, дискуссия.

Тема 21. Трудовой кодекс: проблемы и перспективы их решения (2 часа). Рекомендуемый тип: обобщение и систематизация знаний; вид: учебная дискуссия, практикум, семинар.

Тема 22. Россия и мировое сообщество: проблемы преемственности (2 часа). Рекомендуемый тип: урок-закрепление новых знаний; вид: конференция, семинар, дискуссия, лекция.

Тема 23. Юридическая консультация (2 часа).Рекомендуемый тип: контроль и оценка знаний; вид: урок–практикум, решение познавательных задач.

Название раздела

Название темы

Тип урока

Вид урока

Кол-во часов  

Раздел 1

 

Введение в семейное право

Семейное право как отрасль российского законодательства: проблемы, содержание, тенденции развития

 

Вводно-установочная лекция

  2  
  Источники семейного права

Урок практического применения знаний и умений; расширения знаний

 

 

Лабораторная работа

    1  
  Отличительные особенности семейных правоотношений

Урок проверки, закрепления знаний и умений

 

 

Семинар

    1  

 

Раздел 2

Брак

  Брак по семейному законодательству

Урок сообщения  новых знаний

 

Вводная лекция

  2  

 

 

 

Права и обязанности супругов по семейному и гражданскому законодательству

Урок расширения, углубления знаний и формирования умений

    Лабораторная работа

   

 

1

 

 

Брак: формальность или необходимость

Урок расширения и углубления знаний

  Дискуссия

   

1

 

 

Брак: юридический, церковный, «гражданский»

 

Урок расширения и углубления знаний

  Групповой опрос

 

1

 

 

Брак и семья

Урок закрепления знаний и умений

Учебная встреча («Брейн-ринг»)

 

2

 

Раздел 3

Семья

 

Семья как правовой и социальный институт

Урок сообщения новых знаний

  Бинарная лекция

 

2

 

 

Права несовершеннолетних

Урок расширения и углубления новых знаний

  Лабораторная работа

  

1

 

 

 

Дела житейские (брачные правоотношения)

Урок практического применения знаний и умений

Практикум (решение познавательных задач)

     

2

 

Семья как приоритет социальной политики государства

Урок закрепления материала

Семинар-конференция

   

2

 

 

Семья в современном обществе

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Сюжетно-ролевая игра с элементами дискуссии

 

2

14.

Повторительно-обобщающий и оценочный

 
                     

 

Курс состоит из трех модулей. Каждый модуль содержит в себе раздел курса, так, например модуль №1 включает в себя раздел «Введение в семейное право», модули 2,3 ─ это собственно семейное право.

 

  Модуль 1 – «Введение в семейное право» – направлен на усвоение учащимися принципиального отличия отрасли семейное право, которое заключается: в специфическом предмете семейного права: семейных правоотношениях; в специфическом субъекте данной отрасли – супруги, родители, дети, усыновители, опекуны, попечители; в специфических источниках отрасли.

Модуль 2 – «Брак» – направлен на выявление правовых основ заключения и расторжения брака; на обозначение круга прав и обязанностей супругов, детей, родителей и других членов семьи; на определение отличия понятия брака с точки зрения права, социологии, психологии, религии.

 

  Модуль 3 – «Семья» – направлен на разграничение понятия «семья» с точки зрения права и социологии, а также на выявление особенностей рассмотрения данного института в рамках этих дисциплин.

 

Один из возможных вариантов моделирования темы, а в данном случае целого курса, это блочно-модульное планирование.

 

Соблюдая логику системного подхода и блочно-модульного планирования, мы в начале курса предлагаем для создания эмоционального настроя и для краткого изложения основной проблематики курса, его ключевых понятий, ввести вводно-установочную лекцию.

 

 В ходе этой лекции будут выявлены все сквозные проблемы, которые предстоит рассмотреть учащимся в течение всего учебного года.

 

В связи с этим мы предлагаем отвести на обзорную лекцию не один, а два академических часа.

 

Первым этапом системного подхода является «Введение в раздел (тему)», следовательно, первым блоком в нашем планировании заявлен информационный блок, задачей которого является изложение информации, в данном случае лекция-это самая оптимальная форма организации такого занятия.

 

Технология групповой работы

  1. Подготовка к выполнению группового задания:

а) постановка задачи (задания);

б) инструктаж о последовательности работы;

       в) раздача дидактического материала по группам.

       2. Групповая работа:

       а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;

       б) распределение заданий внутри группы;

       в) индивидуальное выполнение заданий;

       г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

       д) обсуждение общего задания работы группы;

       е) подведение итогов выполнения группового задания.

       3. Заключительная часть:

       а) сообщение о результатах работы в группах;

       б) анализ выполненных заданий;

       в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели.

 

3. Роль учителя при проведении групповой работы.

 

Подготовительный этап.

 

Учитель:

а) осмысливает условия будущей работы;

б) выбирает способ распределения по группам;

в) проводит инструктаж;

г) напоминает либо принимает вместе с учениками правила поведения в совместной деятельности.

   

Организационный этап.

                                    

1. Учитель оказывает помощь учащимся, которые в ней нуждаются.

 

 Определить, где идет продуктивное общение, а где процесс стоит на месте, можно по внешнему признаку.

 

 Работающая группа похожа на закрытый цветок – видны только затылки склоненных друг к другу голов.

Эти ученики сейчас не нуждаются в помощи учителя.

 

Если же группа превратилась в «распустившуюся ромашку» − ее участники отодвинулись, облокотились о спинки стульев, отвернулись, − это сигнал о помощи и учитель направляется туда.

Но степень этой помощи, способы ее оказания могут быть разными. Группа, не настроенная на сотрудничество, привычно ориентирована на учителя как на человека, принимающего решение: когда он приближается, ему задают много вопросов, обращаются с просьбой о консультации, спешат сообщить обо всех недоразумениях с партнерами.

 

 Многие из задаваемых вопросов в действительности не нуждаются в ответах, они – сигнал о естественных трудностях на начальной ступени коммуникации; участники проецируют на учителя свои сильные качества, помогая им больше необходимого, учитель, тем самым забирает их силу себе и ослабляет участников.

Поэтому учителю правильнее не бросаться помогать такой группе, а реагировать более вариативно:

                                − применить «паузу ожидания», она даст возможность другому члену группы ответить на заданный учеником вопрос, и это переместит центр диалога в центр группы;

                                − уточнить мысль ученика: «Я не уверен, что правильно тебя понял», «Так ли я понял, что ты хотел спросить?», это опять таки даст время партнерам среагировать на вопрос;

                                − если очевидно, что проблема состоит в непонимании конкретного факта, пункта инструкции, забытого значения термина, не надо превращать ответ в рассказ, лучше быстро и четко дать группе необходимую предельно сжатую информацию.

    

 Следует учитывать, что в коррекции со стороны учителя, скорее всего, нуждается и та группа, где идет чересчур оживленное, веселое и шумное общение – велик шанс, что у них цель коммуникации перекрыла цели учебные.

 

2. Учитель руководит ходом дискуссии или порядком презентации результатов работы групп.

 

3. Кроме того, что он следит за выполнением процедурных правил, апеллирует к правилам-соглашениям, принятой детьми перед групповой работой, он помогает ученикам говорить в соответствии с темой, не повторятся, не нарушать логики рассуждения[15].

Учителю следует обратить внимание на то, что групповая работа требует много времени.

На практике педагог старается выделить для группового обсуждения почти весь урок, максимально сокращая временные затраты на перестановку столов, разбивку на группы и инструктаж.

Однако группы работают не ровно: справившиеся с заданием начинают отвлекать отстающих, те, в свою очередь, переживают стресс и ухудшают свой результат. Безусловно, жесткий лимит времени накладывает ограничения на поиск и выбор решения в группе: чем короче промежуток времени, тем больше вероятность ошибочного, неудачного решения.

 

Времени будет затрачено больше, если ученики, объединенные в группу, недостаточно знают друг друга с деловой стороны – как партнеров по общей учебной деятельности; и наоборот, затраты времени уменьшатся, если участники группы уже выработали понятный друг для друга язык и совместную базу знаний, которую можно использовать по умолчанию.

 

Обычно учитель для всех групп выделяет одинаковое время для работы и стремится строго его выдерживать.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.306 с.)