Документ. Использование документа в сценарии и режиссуре театрализованного представления и праздника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Документ. Использование документа в сценарии и режиссуре театрализованного представления и праздника



На сегодняшний день все праздничные события художественно организованы. Масштабы праздничного действия, место проведения, форма, жанр, используемые средства зависят, прежде всего, от значимости отмечаемого события.

Большую значимость имеют праздники, основанные на документально-публицистическом материале. К таковым можно отнести тематические вечера, марафоны, публицистические представления, митинги, вечера памяти, театрализованные представления. Сегодня документ имеет важное значение в праздничной культуре, которая, обретая формы театрализованного представления, нуждается в нем необычайно остро.

Сегодня перед режиссером встаёт дилемма: либо бездумные, «развлекательные», способные лишь убаюкать, помочь «провести время» театрализованные представления, либо представления, насыщенные серьезными проблемами, чтобы ставить вопросы и искать вместе с аудиторией ответы. Современный режиссёр, выбирая лёгкий путь, чтобы удержать внимание зрителя, иллюстрирует тот или факт, документ, раскрашивая представление песнями, танцами, стихотворениями, кинофрагментами. А не синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое документально – художественное действие.

Прежде чем вести речь о драматургическом анализе документаль­ного материала, рассмотрим следующие его разновидности, используемые в сценарной практике.

1. Печатный документальный материал. К этому материалу отно­сятся все публицистические жанры, которые можно встретить на страни­цах газет, журналов, альманахов, книг и т.д. Это заметки, репортажи, очерки, статьи и др.

2. Радио и другой аудиоматериал. Подобный документальный ма­териал воспринимается на слух и рассказывает о том или ином факте.

3. Фото-, кино- и видеоматериал. В этом случае документальную информацию можно как услышать, так и увидеть.

4. Вещественный документальный материал. К этому документально­му материалу можно отнести предметы, содержащие в себе информацию о том или ином факте: личные вещи, музейные экспонаты, улики и т.п.

5. Одушевленный документальный материал. Это, прежде всего, человек как документальный герой, как личность с собственной био­графией, деяниями, мыслями и чувствами, достоинствами и недостатками. Кэтой разновидности документального материала можно отнести и целый ряд других живых существ, а также представителей растительного мира, чем-либо замечательных и потому ставших документальным объектом внимания сценариста.

6. Устный документальный материал. Это свидетельства участни­ков либо очевидцев каких-либо событий или явлений.

Для проверки драматургичности, то есть возможности преобразо­вания документального материала в художественную форму, проводится его драматургический анализ. Суть такого анализа состоит вследующем.

1. Определяется и формулируется ситуация, заключенная в докумен­тальном материале.

Ситуацией мы называем расстановку сторон, наличествующих и могущих прийти во взаимодействие друг с другом, их количество и каче­ство.

2. Определяется и формулируется конфликт, заключенный в докумен­тальном материале.

Конфликт - это взаимодействие, столкновение сторон, мнений, сил в результате противоречия между ними. Формулируя конфликт, необхо­димо помнить, что это столкновение не между кем-то и кем-то, а всегда между чем-то и чем-то.

3. Определяется и формулируется событие, заключенное в докумен­тальном материале.

Документ (лат. documentum - доказательство, свидетельство) - это материальный носитель записи с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве. Такими материальными носителями могут выступать бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т.п., вторые могут содержать тексты, изображения, звуки и т.д. Документ в обычном понимании - это деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то. Таким образом, документ - это свидетельство о факте, которое «существует реально и может быть использовано». Причём такое свидетельство, как подчёркивает Д.Н. Аль, фиксирует и отражает лишь какую-то одну сторону конкретного факта. «Такой фиксацией могут быть письменные свидетельства о сути происходящего - протокол, стенограмма, купчая крепость, декреты, постановления, свидетельство о рождении и т.п. Фиксацией факта являются средства запечатления внешнего «зримого» ряда происходящего - зарисовка, фотография, кинокадр». Как видим, документальное - это значит не содержащее вымысла.

Использование историко-документального и местного материала в сценарии придаёт ему достоверность, эмоциональность, содержательность, вызывает интерес аудитории, превращает её в участника праздничного действа. Вместе с тем, режиссёр театрализованных представлений и праздников А.Д.Силин обращает наше внимание на то, что в массовом представлении используются не только документальные кино- и видеоматериалы, реальные цифры и документы, подлинные вещи и фонограммы, но также в действие включаются подлинные герои, непосредственные участники тех событий, которым посвящено представление. Так, например, «реальная вещь, о которой рассказывается залу, при этом, предъявляя её, демонстрируя её подлинность, реальный участник событий во много раз усиливает эмоциональное воздействие эпизода».

Далее А.Д. Силин обращает наше внимание также на то, что документализм театрализованных представлений и праздников тесно связан и с выбором места действия. «Часто место действия само становится главным действующим лицом театрализованного представления. Помимо природных и архитектурных особенностей игровой площадки, помимо времени дня и года, огромную роль здесь играют вызываемые данным местом исторические ассоциации». В связи с этим перечень документального материала по праву дополнят реальные герои жизненных событий и подлинные исторические памятные места, являющиеся прямыми свидетелями происходящих событий.

Функции документа

Документы могут выполнять следующие функции, которые условно принято разделять на три блока:

•   Информационная функция - каждый документ обладает определенной информационной «ёмкостью» - количеством и качеством информации, а также полнотой, оптимальностью и актуальностью представленной в нём информации;

•   Функции, обеспечивающие процесс управления;

•   Функции, носящие культурно-исторический характер.

Общие функции документа:

•   Информационная - определяется потребностью документирования, хранения и предоставления информации;

•   Коммуникативная - документы являются средством обмена информацией;

•   Социальная - состоит в запечатлении, сохранении и передаче социальной информации; документ является не только продуктом определенных социальных отношений, но и сам может воздействовать на эти отношения; социальная функция определяется ролью и местом документа в данном обществе и жизни государства.

В основе документа всегда заложен факт или событие. Рассмотрим эти понятия:

Факт

Под фактом (от лат. factum - сделанное) понимается невымышленное происшествие, событие, явление. Факт - это синоним слов «истина», «событие», «результат», знание и достоверность которого доказана. Факт - это не то, что бывало, бывает, а то, что было в определенном случае, что произошло сегодня, вчера. Факт отличается динамичной природой, отражает событие в момент деятельности человека, коллектива, общества.

Один из самых активных и ярких зачинателей сценической публицистики - В. Маяковский шел в своей драматургии также от факта. Рассказывая о своей работе над пьесой «Клоп», он подчеркивал, что основным материалом для этого произведения послужили факты, на которые он обратил внимание, как «газетчик публицист». В. Маяковский и его соратники сражались не за натуралистический документ, а за документ осмысленный патетически и сатирически. Для большой группы художественной интеллигенции «литература факта» была путем освоения нового жизненного материала. Факт, осмысленный художником, становился явлением художественного порядка. Примером литературной обработки фактов является поэма В. Маяковского «Хорошо». В поэме факты истории выстроены в хронологическом порядке. С.М. Эйзенштейн в знаменитом «Броненосце «Потемкине» прямо шел по фактам: восстание на броненосце, гибель Вакулинчука, его похороны и расстрел на одесской лестнице. Объективная, не подверженная влиянию, фальсификации. Для В.Э. Мейерхольда «Мистерия-буфф» явилась поводом для создания публицистического спектакля-обозрения на актуальные темы. Лирико-эпический тон и факты, взятые из жизни, с улицы, из газет.

Искусству нашей эпохи присущ обостренный интерес к объективным фактам, оно напряженно ищет правдивые ответы на многие вопросы новых поколений, приходящих в жизнь. Поэтому «художественный документализм» сегодня приобрел такую неоспоримую силу в искусстве, став сильным, действенным орудием в руках публицистов.

Событие - это факт, коренным образом меняющий ход развития действия. Определяющим качеством «события», которое отличает его от всех иных категорий драмы, является его свойство быть конфликтным для всех действующих лиц, выводимых автором в данном сценическом отрезке времени. Драматическое событие или цепь событий - результат действий не одного, а нескольких лиц и одновременно стечения обстоятельств.

Конструкция драматического произведения представляет собой последовательную цепь событий. И если этот логический ряд событий, будет нарушен, то конструкция драматургического строения подвергнется деформации.

Виды документа

Документ – это материальный носитель записи с зафиксированной на нём информации, предназначенной для её передачи во времени и пространстве. Такими материальными носителями могут выступать бумага, кино и фотоплёнка, фонограммы (граммофонные записи) выступлений известных людей, и выступления живых свидетелей или участников событий. Наконец, это и цифры. Но в этом случае необходимо найти выразительный образный прием, с помощью которого они «заговорят». Т.е. носители, которые могут содержать тексты, изображения, звук. Документ в обычном понимании – это деловая бумага, юридически подтверждающая какой-то факт или право на что-то, т.е. документ – это свидетельство о факте. Такой фиксацией могут быть письменные свидетельства о сути происходящего, протоколы, стенограммы, декреты, постановления, и т.д.

Документальным материалом могут быть:

1) Литературно-документальные источники (мемуары, очерки, публицистические статьи).

2) Эпистолярные материалы (дневники, письма, фото и кинодокументы, зафиксированные на плёнку выступления известных людей и т.д.).

3) Подлинные вещи (личные документы, оружие, каски, гильзы, награды, знамя и т.д.).

Использование в сценарии историко-документального и местного материала придаёт ему достоверность, эмоциональность, содержательность, вызывает интерес у аудитории.

В массовом представлении используются не только документальное кино и видеоматериалы, цифры, факты, но так же в действие включаются реальные, подлинные герои, непосредственные участники тех или иных событий, которым посвящается представление.

В театрализованных представлениях и праздниках часто используются такие виды личных документов как: мемуары, дневники, письма.

Мемуары - специфический жанр литературы, особенностью которого является документальность; способность восстановить множество фактов, которые не отразились в других видах источников. Мемуары могут иметь решающее значение в помощи для режиссёра, в реконструкции того или иного события. Мемуары это фактически автобиография, хотя иногда искажающая факт в силу авторской позиции и поэтому идейная позиция автора не всегда объективна. Работа с мемуарами требует конкретного погружения в состояние автора. Необходимо так же учитывать под чьей редакцией они выходят.

Личные дневники так же являются воспоминанием, но в дневнике зафиксированы мысли относительно тех или иных событий произошедших за день или два, в течении суток или в этот же день, то есть эта практически сиюминутная запись без возможно объективной оценки, но безусловно с эмоциональной окраской. Из-за этого можно сказать, что дневник - это более точный источник информации, ведь со временем человек начинает совершенно иначе смотреть на вещи и давать им другие оценки. Иными словами, личный дневник – это свежие мысли, это первые впечатления!

Письма - это так же лично фиксированный факт события, но письмо в отличии от дневника имеет направленность на конкретного читателя. Письмо всегда имеет адресата. Это позволяет понять, что мог автор смягчить или приукрасить в письме, что бы порадовать, не огорчать читателя.

Фотография – зрительный образ, так же является документом, несущим в себе информацию. Это документ реальный и подлинный, говорящий совершенно понятным всем языком, несущий в себе определённые культурные и эстетические смыслы. Многие фотографии понятны людям вне зависимости от их места проживания, вероисповедания и социального статуса. Фотография не только протоколирует и показывает жизнь, но создаёт собственный художественный образ, который в дальнейшем может жить совершенно самостоятельно в театрализованном представлении. Вслед за фотодокументом идёт видеоархив, который позволяет сохранить для истории «живые» воспоминания уходящих от нас навсегда эпох. Самое эмоциональное воздействие на зрителя несут видеокадры. 

Огромную ценность для документального жанра имеют вещественные документы. По вещи мы можем определить культуры, эпоху, статус хозяина, значит вещь - это в какой-то мере документ, который так же хранит свою историю и историю своих хозяев. Вещи, несущие в себе историю могут использоваться в мероприятиях посвящённых историческим, трагическим событиям.

Особенность режиссуры театрализованных представлений и праздников, как было указано выше, заключается в месте проведении праздника, поэтому следует отметить как отдельный вид документа - архитектурно-исторический. Документализм ТП тесно связан с выбором места действия, а зачастую само место действия становится главным действующим лицом. Помимо природных, архитектурных особенностей игровой площадки, времени дня и года огромную роль играют вызванные данным местом исторические ассоциации (Мамаев курган, солдатское поле, Пискаревское кладбище). Поэтому реальные герои жизненных событий и подлинные исторические памятные места можно отнести к документальному материалу.

 Здание несёт в себе историю и своего создателя. К архитектурно- историческому документу относятся памятники и мемориальные комплексы, у которых часто проводятся праздники и военно-патриотические мероприятия, в связи с направленностью того или иного монумента.

Для режиссёра театрализованных представлений и праздников место - это наиважнейшая деталь. Именно от места может родиться идея, замысел, режиссерский ход. Режиссёр может использовать живую сценографию самого места, где в празднике, как бы присутствует дух вечности, неумолимый к материальным свидетельствам былых времен.

Примером тому является праздник «Копорская потеха» проводимый у стен древней Копорской крепости, которая находится в селе Копорье Ломоносовского района Ленинградской области. Копорская крепость в дошедшем до нас виде - памятник каменного древнерусского военно-оборонительного зодчества конца XV-начала XVI веков. Эта крепость стала живой декорацией и главным участником праздника - она говорила со зрителем, пускала разноцветный дым из окон и реагировала не хуже зрителей на происходящее у её стен.

И, конечно, в специфике театра массовых форм отдельный разговор следует вести о героях реальных. Реальный герой – это живущий сегодня человек, свидетель и участник каких-либо событий, о которых идет речь в сценарии. Когда в представлении появляется реальный человек, это вызывает особое волнение у зрителей. Люди всегда эмоционально откликаются и реагируют на все настоящее, правдивое, истинное. Реальный человек, как живой свидетель, несет ту самую правду, которою жаждет зритель.

Реальные герои и участники театрализованных представлений и праздников к 90-годам исчезли со сценических подмостков: сталевары, шахтеры, доярки, рабочие династии и т.д. Сценаристы-режиссеры кинулись на поиски героев или мини героев в качестве образа для подражания. Герои социалистического труда, рабочие и трудовые бригады, выполнявшие план на 120 % процентов, доярки, надоившие много вёдер молока - реальные герои театрализованных представлений и праздников - эти слова ныне пробрели оттенок иронии.

Сегодня нужен герой «сегодняшний», истинный герой. Людям важно знать, что их личное несовершенство составляют как бы исключение, и что кто-то способен перенести свои слова, мысли, убеждения в действия. Поэтому о нынешнем состоянии нашей культуры весьма красноречиво говорит тот факт, что сегодняшними героями становятся бизнесмены и предприниматели, оттесняя на культурные пустоши других героев, порой невидимых для окружающих, но, тем не менее, представляющих собой образы большого нравственного опыта. Действительно, выбор героя для участия в том или ином празднике может сегодня служить безошибочным критерием, с помощью которого легко проследить тенденцию развития сценарной культуры. Ведь именно проблема выбора героя всегда являлась одной и важнейших для многих видов искусства.  

Применение документа

Современный сценарий публицистичен, многое строится на документальном материале, как историческом, так и на нашем сегодняшнем. Без этого важнейшего качества сценарии не имеет художественной ценности. Другое дело, какое образное решение будет найдено сценаристом, как он обработаёт тот или иной фактический материал, какое ему удастся найти образное решение.

Последовательность работы над художественной обработкой документа обычно такова:

•   Изучение характера материала, исследовательский анализ явлений, отбор, монтаж фактов, авторский комментарий;

•   определение специфичности задач, поставленных перед автором материалом, и задач, определенных самим автором: документ и художественный образ, их взаимопроникновение, их взаимосвязь, публицистичность;

•   Нахождение документу действенных драматургических функций - когда тот или иной документ становится динамическим фактором драматического действия.

В современном драматическом театре подлинный документ, точно вмонтированный в художественное произведение и преподнесенный зрителю с определенных позиций, стал одним из самых сильных выразительных средств. Появилось много зарубежных и советских документальных драм (пьесы П. Вайса, Д. Килти, М. Шатрова, Д. Аля и др.).

При постановке массовых театрализованных представлений (особенно тех, которые имеют ритуальный характер) пропорция документальных средств выразительности резко возрастает, иногда они становятся доминирующими.

Документализм массового представления тесно связан с выбором места действия, что наглядно видно на примере митинга-реквиема на Пискаревском мемориальном кладбище. Местный материал, как правило, близок и понятен зрителю и потому более эмоционально действует на него. В процессе подготовки представления режиссер и сценарист сидят в местных архивах и краеведческих музеях, изучают специальную литературу и встречаются с живыми свидетелями событий. Во время этой работы первоначальный замысел не раз и не два подвергается коренной переработке. Нередко один какой-то новый документ может изменить весь ход эпизода. Работа эта длительная и трудоемкая. Самая сложная задача на этом этапе - строгий отбор материалов. Не дать себе увлечься, не дать захлестнуть себя обилием интереснейших документов - это очень сложно. Режиссер должен все время помнить о сверхзадаче, мысленно видеть каркас будущего представления, чтобы не утонуть в море фактического материала. А когда документы собраны, наступает этап монтажа. Режиссер не может быть псевдообъективным летописцем, для которого каждый факт имеет одинаковую историческую ценность. Именно в процессе отбора и монтажа проявляется его четкая гражданская и художническая позиция. При удачном монтажном стыке даже сухие, мертвые цифры «оживают», начинают говорить зрителю гораздо больше, чем каждая из них порознь.

Сочетание документальных и игровых элементов в массовом представлении имеет право на существование, только если театральность не «прикидывается» реальностью.

Суть театрализации заключается в образном решении жизненного материала, когда идеи воздействуют на аудиторию не рассуждением, а живым показом жизни в образах.

Знание живых прототипов тех образов, которые воплощены в театрализованном представлении или показ самих реальных героев неизмеримо усиливает в зрителях активное начало «сотворчества» с происходящим, делает более полноценным само эстетическое восприятие. Ведь как важен и дорог момент узнавания аудиторией героя театрализованного действа! Это может быть ваш сослуживец, сосед, родственник, друг или вы сами. Сколько приятных эмоциональных переживаний доставляют такие минуты человеку и ещё надолго остаются в памяти. Так, обогащая массовый праздник образностью, «театрализация помогает возникновению у каждого участника ассоциаций, близких к его собственным жизненным впечатлениям, его опыту, его мироощущению, и тем самым активизирует, вызывает потребность к действию».

Можно сделать вывод, что в ходе творческого процесса создания театрализованного представления режиссер создает индивидуальный, неповторимый видением, стилем и мышлением художественный мир, который раскрывает его с разных сторон. И основой может стать любой документ, жизненный факт, явление, реальный герой, место событий. Вместе с тем необходимо помнить, что только образное решение превращает документальный и публицистический материал в произведение искусства.

Ни одна эпоха не знала прежде такого интереса к документальности, такой жажды подлинности жизненного материала. Современный человек, с обретенной им способностью и склонностью к сортировке фактов, к самостоятельному мышлению, тянется к документалистике, дающей пищу для интеллекта и активной деятельности ума.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 1070; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.038 с.)