Конфликт, как основа организации драматического действия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфликт, как основа организации драматического действия.



КОНФЛИКТ (лат. conflictus - столкновение) - открытое столкновение сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор.

В искусстве конфликт нередко называют коллизиями. К воссозданию острых и напряженных конфликтов в наибольшей мере тяготеют театр и драма с присущей им непрерывной линией слов и движений героев. Конфликты разнокачественны по своей сути. Они могут представлять собой серьезнейшие социальные коллизии (национально-государственные, классово-антагонистические, общественно-нравственные), или исторически универсальные противоположности (жизнь перед лицом смерти, конфронтация любви и ненависти, добра и зла). Конфликты могут выступать и как недоразумения, порой веселые и забавные, то есть в качестве феноменов неповторимо единичных, связанных, как правило, с частной жизнью, иногда и вовсе случайных, сопряженных с чьей-то интригой (что характерно для авантюрных новелл и романов, фарсов, водевилей, многих комедий). К может воплощаться не только в прямом противоборстве персонажей и развивающемся от завязки к развязке действия, но и в устойчивом, стабильном фоне изображаемых событий, в не зависимых от конкретной ситуации мыслях и чувствах героев, исполненных драматической напряженности (напр; пьесы А. П. Чехова, А. М. Горького, Б. ШОУ, Б. Брехта). Сценическая форма отражения противоположностей в жизни людей содержит три типа Конфликта: герой - герой, герой - среда, герой - зрительный зал.

В массовом действии конфликт возникает между исполнителями и зрителями, между жизненными интересами реальных участников действия и стремлением увлечь их театрализованной праздничной игрой. Конфликтное отражение противоречий действительности в театрализованном представлении создается таким монтажным приемом, как контраст.

Конфликт – это борьба идей, мировоззрений и взглядов. Конфликты по разрешению бывают: локальный (поссорились-помирились), субстанционарный (конфликт неразрешим: «отцы и дети»), надличный (блокада Ленинграда) и персонифицированный (он и она)

Надличный конфликт (термин Брехта) – конфликт неперсонифицированный, т.е. не олицетворенный в борьбе действующих лиц. Конфликт между идеалами автора и действительностью.

В драме конфликт персонифицированный, конфликт между личностями, (герой-герой, герой-среда, герой - зрительный зал), конфликт двух мировоззрений. В таком конфликте ярко выражено действие, т.к. конфликт лобовой. В празднике же конфликт опосредованный (скрытый). Режиссер заставляет зрителя включиться в действие. Режиссер – это оппонент, который хочет переубедить зрителя принять свою сторону. Говоря языком Брехта конфликт «надличный». В театрализованных представлениях и праздниках характер действия проявляется не через борьбу героев, а через средства других искусств (чтецкий номер, хор, видеоряд) – это должно воплощать ту же самую борьбу героев. Все возникает в воображении зрителей. Законы те же что и в драматургических пьесах, а воплощение другое. Частью развития конфликта может стать и песня, и пластическая композиция, и кадры на экране.

В празднике сквозного конфликта может и не быть, а в отдельном эпизоде может.

«Мнимый» конфликт (игровая форма) может быть в празднике. Например: сватают невесту (не отдают жениху, просят выкуп).

Конфликт пьесы, как правило, не тождествен какому-то жизненному столкновению в его бытовом виде. Он обобщает, типизирует противоречие, которое художник, в данном случае драматург, наблюдает в жизни. Изображение того или иного конфликта в драматургическом произведении — это способ раскрытия социального противоречия в действенной борьбе.

Оставаясь типическим, конфликт вместе с тем персонифицирован в драматургическом произведении в конкретных героях, «очеловечен».

Социальные конфликты, изображенные в драматургических произведениях, естественно, не подлежат никакой унификации по содержанию — их число и разнообразие безграничны. Однако способы композиционного выстраивания драматургического конфликта носят типический характер. Обозревая существующий драматургический опыт, можно говорить о типологии структуры драматургического конфликта, о трех основных типах его построения.

Герой — Герой. По этому типу построены конфликты — Любовь Яровая и ее муж, Отелло и Яго. В этом случае автор и зритель сочувствуют одной из сторон конфликта, одному из героев (или одной группе героев) и вместе с ним переживают обстоятельства борьбы с противоположной стороной.

Автор драматургического произведения и зритель всегда находятся на одной стороне, поскольку задача автора в том и состоит, чтобы согласить с собой зрителя, убедить зрителя в том, в чем он хочет его убедить. Надо ли подчеркивать, что автор далеко не всегда обнаруживает перед зрителем свои симпатии и антипатии в отношении своих героев. Более того — лобовое заявление своих позиций имеет мало общего с художественной работой, особенно с драматургией. Не надо носиться с идеями на сцене. Надо, чтобы зритель уходил с ними из театра — справедливо говорил Маяковский.

Другой тип построения конфликта: Герой — Зрительный зал. На таком конфликте обычно строятся произведения сатирические. Зрительный зал смехом отрицает поведение и мораль сатирических героев, действующих на сцене. Положительный герой в этом спектакле — сказал о «Ревизоре» его автор Н. В. Гоголь — находится в зале.

Третий тип построения основного конфликта: Герой (или герои) и Среда, которой они противостоят. В этом случае автор и зритель находятся как бы в третьей позиции, наблюдают и героя, и среду, следят за перипетиями этой борьбы, не обязательно присоединяясь к той или другой стороне. Классическим примером такого построения является «Живой труп» Л. Н. Толстого. Герой драмы Федор Протасов находится в конфликте со средой, ханжеская мораль которой принуждает его сначала «уйти» от нее в разгул и пьянство, затем изобразить фиктивную смерть, а потом и действительно покончи самоубийством.

Зритель отнюдь не сочтет Федора Протасова положительным героем, достойным подражания. Но он будет ему сочувствовать и, соответственно, осудит противостоящую Протасову среду — так называемый «цвет общества» — вынудившую его уйти из жизни.

Яркими примерами построения конфликта по типу Герой — Среда являются «Гамлет» Шекспира, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Гроза» А.Н. Островского.

Деление драматургических конфликтов по типу их построения не несёт абсолютного характера. Во многих произведениях можно наблюдать сочетание двух типов построения конфликта. Так, например, если в сатирической пьесе, наряду с персонажами отрицательными есть и положительные герои, кроме основного конфликта Герой — Зрительный зал, мы будет наблюдать и другой — конфликт Герой — Герой, конфликт между положительными и отрицательными героями на сцене.

Кроме того, конфликт Герой — Среда, в конечном счете, содержит в себе конфликт Герой — Герой. Ведь среда в драматургическом произведении не безлика. Она также состоит из героев, порой весьма ярких, имена которых стали нарицательными. Вспомним Фамусова и Молчалина в «Горе от ума», или Кабаниху в «Грозе». В общем понятии «Среда» мы объединяем их по принципу общности их взглядов, единого отношения к противостоящему им герою.

Существует несколько видов конфликта, разделяющиеся на: внутренние и внешние по тому, где они проистекают: в душе персонажа или между персонажами.

Внутренний конфликт – это конфликт внутри человека (сам с собой). Например, между разумом и чувством; долгом и совестью; желанием и моралью; сознанием и подсознанием; личностью и индивидуальностью; сущностью и существованием и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 1479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.004 с.)