Тема 9. Пренебрежение основными потребностями ребёнка (экономическое насилие) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Пренебрежение основными потребностями ребёнка (экономическое насилие)



Цель: рассмотреть суть и поведенческие признаки пренебрежения основными потребностями ребёнка в семье, а также меры принимаемые социальными работниками по профилактике и выявлению подобных случаев.

План:

1. Определение «Пренебрежение основными потребностями»

2. Формы проявления

3. последствия

Пренебрежение основными потребностями – это постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребёнка в развитии, пище, медицинской помощи, образовании и безопасности.

В отечественной педагогической, психологической и криминологической литературе широко используется понятие «социально-педагогическая запущенность», сходное с пренебрежением основными потребностями ребенка, хотя последнее, несомненно, является более широким.

Под пренебрежением основными потребностями ребенка понимается постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы.

Пренебрежение нуждами ребенка может начаться еще во внутриутробном периоде, когда мать употребляет алкоголь, наркотики, игнорирует необходимость медицинского наблюдения и не следит за своим собственным здоровьем».

Н.О. Зиновьева и Н.Ф. Михайлова подчеркивают, что в случаях пренебрежения родители не удовлетворяют наиболее значимые для ребенка потребности, что приводит к нарушению формирования привязанностей, искажению его эмоционального и психического развития.

Сходное определение этого понятия предлагает Р. Соонетс. Он отмечает: неудовлетворение родителями первичных потребностей ребенка приводит к нарушению его психического и физического развития. Вместо термина пренебрежение основными потребностями ребенка эти авторы используют понятие «заброшенность ребенка». При этом они выделяют физическую и эмоциональную заброшенность, заброшенность образования и здоровья ребенка, беспризорность, а также чрезмерную заботу о ребенке, которая лишает его самостоятельности, что, нарушает развитие его личности.

Оправданность выделения значительного числа частных проявлений пренебрежения основными потребностями ребенка вызывает сомнения, поскольку в изолированном виде эти формы не встречаются, за исключением чрезмерной заботы о ребенке. Выделение частных форм «заброшенности» порождает сложность отграничения их от других видов жестокого обращения с ребенком. Так, эмоциональная заброшенность проявляется в оставлении ребенка без одобрения; отказе в удовлетворении нужд ребенка; игнорировании ребенка, т.е. невнимании к нему, неуважении его как личности; нежелании эмоциональной близости. Большинство из этих проявлений эмоциональной заброшенности, по нашему мнению, следует рассматривать как проявления психического насилия.

Пренебрежение основными потребностями ребенка является чрезвычайно коварной формой жестокого обращения. Не сопровождаясь грубым насилием, оно кажется сравнительно безопасным, хотя может приводить к крайне тяжелым последствиям, вплоть до гибели ребенка.

Ребенок, лишенный заботы родителей, оставленный ими без медицинской помощи, не получивший образования, не может стать полноценным членом общества. Нередко такие дети начинают злоупотреблять алкоголем и наркотиками, совершают преступления, что причиняет обществу значительный социальный ущерб. Отсутствие ярко выраженных внешних проявлений, как, например, в случаях физического или сексуального насилия, приводит к позднему выявлению случаев пренебрежения основными потребностями ребенка.

От других форм жестокого обращения с ребенком пренебрежение его основными потребностями отличается тем, что охватывает не только умышленные (сознательные, целенаправленные) действия или бездействие родителей, но и неисполнение ими своих обязанностей вследствие отсутствия возможности заботиться о ребенке. В современных условиях бедность оказывается одной из наиболее распространенных причин, лишающих родителей возможности в полном объеме удовлетворять потребности ребенка. Ответственность за низкий уровень жизни семей с детьми в значительной мере лежит на государстве. Очевидно, что уровень развития экономики - явление объективное, оно не может быть изменено только усилиями органов государственной власти. Это имеет особое значение для определения критериев пренебрежения основными потребностями ребенка в развивающихся странах и странах, на территории которых происходят военные конфликты.

Конвенция ООН о правах ребенка не требует от государств-участников обеспечения единого уровня жизни для всех семей с детьми. По объективным причинам благосостояние детей в США будет выше, чем в Уганде или Сомали. Поэтому международное сообщество призвано оказывать экономическую и гуманитарную помощь беднейшим странам. Иная ситуация имеет место в государствах с выраженным социальным расслоением, в том числе и Российской Федерации, где доходы наиболее обеспеченной части населения в 15 раз выше, чем доходы беднейшей части. Эти государства должны проводить эффективную социальную политику, направленную на поддержку малообеспеченных граждан, имеющих детей, путем выплаты им пособий, предоставления жилья и оказания иных услуг. Детство - это важнейший этап в развитии человека, поэтому невозможность удовлетворения основных потребностей ребенка вследствие бедности не может быть компенсирована в полной мере, когда ребенок вырастет.

Пренебрежение основными потребностями ребенка приводит к тому, что детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и внимания общения со взрослыми, превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от недоедания, холода, безразличного отношения взрослых и постоянно болеет. Пренебрежение основными потребностями ребенка часто сочетается с физическим и психическим насилием. Дети, лишенные любви и заботы родителей, готовы полюбить и довериться любому взрослому, который проявит к ним хоть немного внимания. Поэтому они имеют высокий риск оказаться объектом сексуального посягательства со стороны педофилов, которые могут завоевывать их привязанность, делая небольшие подарки и демонстрируя свое участие.

В раннем возрасте пренебрежение основными потребностями ребенка проявляется в замедленном, не соответствующем возрастным нормам, психическом и физическом развитии, отсутствии гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Выраженность отставания в психическом развитии может быть столь значительной, что ее бывает трудно отличить от умственной отсталости. Однако, при помещении в благоприятную семейную обстановку (усыновление, передача в патронатную семью) эти дети чрезвычайно быстро достигают возрастных нормативов психического и физического развития. Одним из наиболее демонстративных признаков пренебрежения основными потребностями таких детей следует считать задержку речевого развития при отсутствии органической патологии головного мозга.

В дошкольном возрасте на первый план выступают признаки отставания в психофизическом развитии (маленький рост, низкая масса тела ограниченность знаний об окружающем мире) в сочетании с эмоциональными нарушениями (высокий уровень тревоги, сниженная самооценка) и расстройствами поведения. Недостаток любви и внимания со стороны родителей не может быть компенсирован полноценным или даже избыточным удовлетворением материальных потребностей ребенка. Ребенок, которому занимающиеся бизнесом родители не уделяют должного внимания или которому они наняли квалифицированную, но равнодушную няню, будет отставать в психическом развитии, несмотря на обилие игрушек, дорогую одежду и полноценное питание.

В школьном возрасте отсутствие или недостаток внимания со стороны родителей приводит к так называемой социально-педагогической запущенности: низкой успеваемости, пропускам занятий без уважительных причин, нарушениям взаимоотношений с одноклассниками и учителями, агрессивности и правонарушающему поведению. Таким детям трудно усваивать учебный материал из-за ограниченных представлений об окружающем мире, несформированности учебных навыков, отсутствии помощи со стороны родителей, частых пропусков занятий по болезни. Среди одноклассников дети, родители которых пренебрегают их потребностями, зачастую не пользуются популярностью из-за неопрятного внешнего вида, плохой одежды, отсутствия предметов, играющих важную роль в жизни подростков (мобильный телефон, компьютер или игровая приставка). Такой ребенок оказывается ненужным не только в семье, но и в школе, что нарушает его социализацию и создает высокий риск формирования девиантного поведения.

Последствия пренебрежения основными потребностями ребёнка – искажение эмоционального и физического развития.

Чаще всего дети погибают на первых годах жизни по следующим причинам:

 несбалансированного питания, что приводит к ослаблению иммунитета;

 плохие жилищные условия;

 недостаточный санитарный уход;

 несвоевременное обращение к врачу;

 отсутствие постоянного надзора за ребёнком.

Пренебрежение основными потребностями относят к жестокому обращению, т.к. последствия те же самые – нанесение вреда психическому и физическому здоровью ребёнка.

Ребёнок развивается, это развитие происходит с разной скоростью на каждом возрастном этапе. При пренебрежении основными потребностями ребёнка скорость развития значительно ниже.

Признаки пренебрежения основными потребностями ребёнка

Дошкольный возраст

 недостаточные знания об окружающем мире;

 физическое недоразвитие (рост, вес);

 эмоциональные нарушения (высокая тревожность, низкая самооценка)

Школьный возраст

 педагогическая запущенность;

 прогулы школы;

 нежелание общения с семьёй

По статистическим данным, озвученным Е.И.Цымбалом,

1/5 населения планеты – дети

50.000 детей – не учатся

15% случаев жестокого обращения в Англии – это пренебрежение основными потребностями ребёнка.

Чаще всего от такой формы насилия страдают дошкольники, так как дети в этом возрасте очень сильно зависят от родителей.

Основные потребности ребёнка:

 потребность в любви и заботе родителей (для детей первых лет жизни очень важен телесный контакт как основа общения);

 питание;

 образование;

 сон;

 потребность в получении положительных эмоций;

 потребность в медицинском обслуживании;

 потребность в комфортном жилье;

 потребность в безопасности (ребёнок нуждается в контроле);

 в раскрытии особых способностей;

 потребность в свободе (умеренной и сочетающейся с контролем);

 потребность в уважении (признание самостоятельности ребёнка, не унижение его человеческого достоинства).

Основные потребности ребёнка в зависимости от возраста ребёнка

1 год жизни

 питание;

 уход;

 сенсорная стимуляция;

 комфорт;

 постоянное общение со взрослым.

от 1 года до 3 лет

 безопасность;

 питание;

 сон;

 знакомство с окружающим миром.

Чем старше ребёнок, тем больше роль вербального (словесного) общения.

Дошкольники

 потребность в эмоциональном общении;

 поддержка взрослых;

 игра.

В этом возрасте очень важным является развитие у ребёнка эмоциональной сферы. К концу дошкольного возраста ребенок должен многое знать и уметь, контролировать своё поведение.

Младшие школьники

 потребность в проявлении самостоятельности

Дети уже сами должны уметь организовывать сою повседневную жизнь (умываться, одеваться, рассчитывать время на отдых и на выполнение домашних заданий).

Подростки

С одной стороны нуждаются во внимании, а с другой – в контроле. Важно обсуждать с ребёнком различные моменты, жизненные моменты.

Основная причина пренебрежения потребностями детей – алкоголизация родителей.

Признаки пренебрежения основными потребностями ребёнка:

 отставание в физическом или психоречевом развитии;

 безразличие ко всему, апатия;

 частые заболевания;

 неизбирательная доверчивость;

 одежда ребёнка не соответствует сезону, погоде;

 худосочность

 частые травмы;

 агрессивность;

 неуспеваемость;

 девиантное поведение.

Потребности ребенка зависят от его возраста, однако все дети нуждаются в адекватном питании, теплом жилом помещении, любви, внимании, безопасности, образовании и медицинском обслуживании. В наибольшей степени интересам ребенка отвечает ситуация, когда заботу о нем осуществляют любящие мать и отец. В настоящее время существуют различные походы к описанию и классификации потребностей. Некоторые авторы отождествляют основные потребности ребенка с элементарными, биологическими потребностями (в воздухе, воде, пище, сне, физической защищенности, крыше над головой), то есть не включают в число основных потребностей эмоциональные и психологические. Такой подход нам представляется проявлением чрезмерной биологизации. Человек существо социальное, в связи с этим потребности, имеющие первостепенное значение для оптимального психического развития ребенка должны быть отнесены в число основных. С точки зрения создания оптимальных условий для развития ребенка основными можно признать следующие потребности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.023 с.)