Тема 1: Феномен насилия в современном обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: Феномен насилия в современном обществе.



Тема 1: Феномен насилия в современном обществе.

План:

Характерные черты насилия в обществе

Истоки насилия в обществе

Формы социального насилия

Одна их самых актуальных проблем современного мира – это проблема насилия. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежедневно в результате насилия погибает 1,5 миллиона человек. Насилие является одной из основных причин смерти людей 15-44 лет. Из-за него происходит 14% случаев смерти мужчин и 7% случаев женщин во всем мире. На каждого погибшего человека приходится гораздо больше людей, получивших травмы и страдающих по различным причинам в области физического, сексуального, репродуктивного и психического здоровья. Исходя из приведенных данных, актуальность изучения нашей дисциплины трудно переоценить.

В буквальном смысле слова «жизненно важная проблема насилия» породила обширнейшую литературу и науку о нем — виолентологию (от лат. violentia — насилие) или вайоленсология (от англ. violence).

Но в научной литературе до сих пор не существует точного и однозначного определения насилия, так как оно принимает множество форм и по-разному понимается в разных странах и культурах.

Всемирной организацией здравоохранения было предложено следующее рабочее определение: «Насилие – намеренное применение физической силы, фактически или в качестве угрозы, против себя самого, другого лица или против сообщества, которое имеет следствием травму, смерть, психологический урон, порок развития и потерю»

Есть еще и такое определение:

Истоки насилия в обществе

 

Сложились три типа теорий, объясняющих истоки насилия.

Первый тип объединяет те концепции, которые выводят насилие из природы человека. При этом предполагается, что существуют врожденные склонности, инстинкты, которые подталкивают человека к насилию. Якобы мы произошли из животного мира, поэтому у нас присутствует животная агрессия.

Насилие в человеческом обществе отличается от агрессивности животных не только масштабами, не только отсутствием «витальной необходимости» (нам не нужно применять насилие чтоб, например, добыть еду), но и тем, что оно сопровождается враждебным отношением к объекту насилия (волк не испытывает «вражды» к зайцу).

Итак, агрессия присуща всему живому, насилие — только человеку.

К этому типу можно отнести и философские концепции, объясняющие насилие присущей только человеку волей к большей власти, господству над другими себе подобными.

1) Второй тип теорий выводит применение насилия из экономических и социальных условий жизни. Экономическое и социальное неравенство поражает дифференциацию общества на группы, общественные классы и, как следствие противоречия и борьбу между ними. Преодоление этой борьбы лежит через установления социального равенства или, во всяком случае, смягчения неравенства. Соответственно определяются допустимые пределы разрыва в уровне жизни различных классов для обеспечения стабильности общественной жизни.

2) Третий тип теорий связывают насилие с динамикой конфликта. В любом обществе возникают конкурирующие группы – экономические, политические, духовные. Первоначальное состояние конкурирующих групп и личностей – это потенциальный конфликт. Он становится реальным, когда насилие становится реальным. Это именно та стадия, когда насилие становится весьма вероятным. Конфликт всегда находит свое разрешение в победе одной из конфликтующих сторон. Утверждается новая иерархия. Наступает период адаптации к ситуации. Это период, когда формируются новые конкурирующие группы. История разрешения конфликта повторяется вновь и вновь многократно.

 

Формы социального насилия

1) насильственные преступления против личности – нелегитимные запрещенные уголовным законом деяния, посягающие на жизнь, здоровье, физическую (в том числе, половую) неприкосновенность личности (убийства, нападения, изнасилования.

Требование подчинения жены своемумужу, как унижающее женщину, привело к тому, что в Англииотказались от церковного бракосочетания.

Одна из основных догм христианства – грехопадение по винеженщины, за что из рая были изгнаны Адам и Ева. Согласнопредставлению о грехопадении, женщина является виновницейвсего плохого, что происходит в мире, в том числе и всех бедженщин. А раз так, то мужчины имеют право наказывать виновниц.

Виды домашнего насилия

Циклы домашнего насилия

Виды домашнего насилия

Конкретный случай домашнего насилия может включать в себя несколько видов насилия или один из них.

Наиболее распространенный и опасный вид – это физическое насилие. Оно характеризуется такими действиями как толчки, хватание, бросание, нанесение ударов ладонью и/или кулаком и/или посторонними предметами, удерживание, удушение, пинки; использование оружия, ожоги и т.п. Согласно российским данным, примерно каждая третья россиянка страдает от физического насилия со стороны мужа. Физическое насилие представляет серьезную угрозу здоровью и жизни женщин. Ежегодно более десяти тысяч россиянок погибают от рук мужа или партнера.

Сексуальное насилие – это: принуждение к половым отношениям посредством силы, угроз или шантажа (изнасилование); принуждение к половым отношениям в неприемлемой для женщины форме. Сексуальное насилие очень часто присутствует в ситуации насилия в семье и обладает повышенной латентностью. Изнасилование в браке все еще остается преступлением, которое многие просто не хотят замечать и отказывают ему в праве на существование. Проблема коренится в бытующих гендерных стереотипах: в России, как и во многих других странах мира, брак зачастую расценивается как наделение мужчин безусловным правом на сексуальные отношения с супругой и на применение силы в случае ее нежелания вступить в сексуальный контакт. Так, согласно проведенному в 2002 году в России исследованию, большинство (60%) мужчин и половина (50%) женщин считают, что изнасилование в браке в принципе невозможно. Вместе с тем, данные этого же исследования показывают, что 18% всех опрошенных женщин пострадали от сексуального насилия со стороны мужа (был вынужденный секс, и/или изнасилование, и/или секс после побоев).

Психологическое насилие подразумевает: наличие вербальных (словесных) оскорблений; шантажа; актов насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнером; угрозы суицида со стороны обидчика; угрозы по отношению к жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушения предметов; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам (получению социальной и медицинской помощи, общению с друзьями, получению образования, работе и т.п.); принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий; контроль над распорядком дня жертвы, и т.п. Этот тип насилия также является наиболее распространенным и присутствует практически во всех случаях насилия в семье. Повторяющееся насилие приводит к посттравматическому стрессу, депрессии, постоянному чувству страха, а иногда и к попыткам самоубийства.

 

Результатом данного вида насилия также могут стать обострения хронических заболеваний. Многие специалисты, работающие с пострадавшими от домашнего насилия, считают, что психологические последствия домашнего насилия гораздо серьезнее, чем переживания по поводу агрессии со стороны хулигана на улице.

Э кономическое насилие может выражаться в следующих формах: отказ в содержании детей; утаивание доходов, трата обидчиком семейных денег только на собственные нужды, самостоятельное принятие большинства финансовых решений, строжайший контроль над расходами членов семьи; и т.п. Часто женщины зависимы от мужчин экономически в силу разных причин – рождения ребенка, запрета со стороны мужа на работу, безработицы, дискриминации на рынке труда и т.п. С другой стороны, даже работающие и зарабатывающие больше мужа женщины могут стать жертвами насилия.

Использование детей для установления контроля над взрослой жертвой – другой вид домашнего насилия. Это может быть физическое или сексуальное насилие над детьми, использование детей как заложников, принуждение детей к вовлечению в физическое и психологическое насилие над взрослой жертвой, борьба за родительские права с использованием манипуляции над детьми, и т.п.

Циклы домашнего насилия

Особенно важно для специалистов, занимающихся проблемой домашнего насилия, отличить конфликт от случаев домашнего насилия, понимать как развивается ситуация насилия и пр. Для ответа на эти вопросы обратимся к так называемой «теории трех фаз». Впервые изложение данной теории было осуществлено в книге «Избиваемая женщина» Ленор Уокер, которая в ходе практической работы с пострадавшими выявила цикличность инцидентов насилия2. Правильность ее теории была подтверждена и в рамках работы российских кризисных центров. Данная теория основана на определении домашнего насилия, которое мы привели выше. Ленор Уокер предлагает рассматривать в целом ситуацию домашнего насилия как систему, функционирующую по принципу цикла из трех фаз, следующих одна за другой.

Первая фаза, которую можно назвать «напряжением», характеризуется отдельными вспышками гнева. Женщины обычно стараются реагировать на них спокойно, стараются разрядить обстановку. Они также могут пытаться защитить себя с помощью ответной реакции. В то же самое время оба партнера могут попытаться оправдать поведение обидчика, ища объяснение его срывам в стрессах - из-за работы, отсутствия денег, и т. д. Во время этой фазы женщины часто прибегают к использованию адаптивного поведения, ошибочно полагая, что это поможет контролировать вспышки насилия или хотя бы сократить их длительность. Именно на этой стадии женщины наиболее часто пытаются найти поддержку.

Период напряжения сменяется второй фазой, которую можно обозначить как «инцидент насилия». Эта фаза отличается интенсивной разрядкой, сопровождаемой эмоциональными вспышками и физическими действиями в насильственной форме. Это - самая короткая фаза, которая может продолжаться от двух до двадцати четырех часов. Во время этой фазы или же сразу после нее пострадавшая может обратиться за помощью в полицию, социальные службы, кризисные центры для женщин, а также в травмопункт за медицинской помощью.

После этого обычно наступает некоторое отрезвление со стороны обидчика и отрицание им серьезности инцидента. Это - третья фаза: «медовый месяц» или «фаза примирения (раскаяния)». В это время мужчина может преобразиться, демонстрировать.

 

необыкновенную доброту, уверять в своей любви, раскаиваться. Он может пообещать исправиться, но при этом обвинять женщину в том, что это она спровоцировала насилие, "довела его до срыва". Для женщины стадия "медового месяца" - словно возвращение в существовавшие когда-то счастливые отношения, и именно в этот период женщине труднее всего уйти. Однако через некоторое время «медовый месяц» опять переходит в первую фазу «напряжение», за которой неизбежно последует вторая.

ЦИКЛ НАСИЛИЯ

 

От домашнего насилия

Исходя из общего определения домашнего насилия, можно сделать выводы об особенностях организации социальной работы с пострадавшими: во-первых, домашнее насилие представляет собой серьезную угрозу здоровью и жизни пострадавших; во-вторых, домашнее насилие имеет латентный характер; в-третьих, это явление очень широко распространено.

Эти основные характеристики домашнего насилия непосредственно воздействуют на выбор стратегий выявления и профилактики домашнего насилия. За основу социальной работы с проблемой домашнего насилия должен быть положен комплексный подход, в рамках которого к разрешению этой проблемы привлекаются представители правоохранительных органов, психологических служб, медицинские работники.

Учитывая распространенность проблемы и ее латентность, работа с пострадавшими от домашнего насилия не должна ограничиваться только работой с прямыми обращениями. Следует проводить специальный скрининг (выявление) домашнего насилия и при работе с другими категориями клиентов – например, с детьми, престарелыми, инвалидами - независимо от характера того или иного обращения.

Кроме того, при организации этого вида социальной работы необходимо учитывать специфику домашнего насилия, в частности, тот факт, что пострадавшие обращаются за помощью непосредственно во время травмирующей ситуации, которая угрожает их здоровью и жизни. Именно по этой причине работа с пострадавшими от домашнего насилия должна быть основана на особом подходе, базирующемся на теории домашнего насилия.

От домашнего насилия

В основу организации эффективной социальной работы с пострадавшими должны быть положены следующие принципы:

Во-первых, принцип безопасности, так как домашнее насилие несет угрозу жизни пострадавших. В ситуациях домашнего насилия существует большая вероятность как летального исхода (убийство), так и суицидального (самоубийство). Вот почему все технологии социальной помощи должны быть подчинены принципу безопасности женщины. В частности, прием пострадавших должен осуществляться в безопасном месте, в отсутствие обидчика.

Во-вторых, принцип взаимного доверия и уважения объекта и субъекта социальной работы, то есть пострадавшей и социального работника. Это требование диктуется специфическим характером проблемы и включает такие аспекты как конфиденциальность, отказ от стремления “переделать” пострадавшую, и т.д.

В-третьих, принцип безоценочности. Социальным работникам необходимо полностью принимать рассказ пострадавшей женщины, не оценивать ее поступки, не критиковать ее действия.

В-четвертых, принцип просветительской деятельности, направленной как на конкретных пострадавших, с которыми проводится непосредственная работа, так и на общество в целом. Это позволяет утверждать, что при работе с такой сложной проблемой как домашнее насилие, необходимо дополнять социальную работу элементами социальной педагогики. Если социальная работа направлена на поддержку клиентки в ситуации насилия и на совместный поиск способов разрешения этой ситуации, то социальная педагогика направлена, в первую очередь, на ее личностное развитие.

В-пятых, принцип комплексного анализа, который должен быть положен в основу диагностики проблемы. В связи с латентностью домашнего насилия, а также с отсутствием у пострадавших знания основных характеристик проблемы, социальный работник должен подвергнуть комплексному анализу всю информацию, полученную от женщины.

В-шестых, принцип самостоятельного принятия решений пострадавшей - он должен стать основным методом социальной работы. Женщине не следует навязывать определенные сценарии действий, ей можно лишь обозначить разные варианты и возможности поведения, предложить помощь в осуществлении выбранных методов – например, сопровождение в суд или в полицию. Выбор и принятие решения остается за женщиной.


 

Факторы безопасности

Помимо определения факторов риска, необходимо отметить, что существуют факторы, которые понижают уровень риска и обеспечивают безопасностьребенка. Факторы безопасности ребенка – это противоположность факторамриска. Факторы безопасности относятся к сильным сторонам семьи и общества. Например, родители умеют контролировать свои эмоции, дети подросткового возраста способны самостоятельно обратиться за помощью, семья открыта помощи и готова оказать поддержку ребенку, СМИ уделяют должноевнимание проблеме жестокого обращения с детьми и т.п.

 

Формы физического насилия:

Избиение

Пощечины, подзатыльники, тычки, шлепки, щипки

Порка

Нанесение травм, ожогов

Вырывание волос

Фиксация в неудобной позе

Укусы

Изоляция (запирание в кладовке, туалете)

Преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды)

Грубое нарушение режима дня

Обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию (предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос)

Сильное встряхивание грудных детей

 

Как показывают исследования до 90% людей воспринимают физическое насилие как меру воспитания. Наказывают как правило родственники мужского пола. До 10 % детей получают тяжелые травмы, при этом 10% - в возрасте до 2-х лет.

Самый высокий процент детей, пострадавших от физического насилия в семье, приходится на подростковый возраст (12-17 лет). Низший уровень отмечается у дошкольников (до 5 лет).

Факторы риска физического насилия целесообразно объединить в следующие группы:

социо-культурные: отношение к физическому наказанию как допустимому и эффективному средству воспитания, отношение к ребенку как к «собственности» родителей, а не как к самостоятельной личности;

социально-экономические: бедность, безработица, плохие жилищные условия;

особенности семьи: нестабильные брачные отношения (частая смена супругов или партнеров), насилие со стороны супруга, развод или вдовство.

состояние здоровья родителей: плохое состояние здоровья, особенно болезнь матери, уменьшает стабильность семейных отношений, ограничивает адаптационные ресурсы семьи, затрудняет выполнение обязанностей по уходу и за ребенком и его воспитанию. Особо значимо влияние психических расстройств и алкоголизма (наркомании). В Российской Федерации наиболее распространенной причиной жестокого обращения с детьми является алкоголизм;

состояние здоровья ребенка: проблемы со здоровьем или инвалидность ребенка затрудняют воспитание ребенка, требуют дополнительного времени для ухода за ним;

недостаточная родительская компетентность: низкий образовательный уровень, недостаточность родительских навыков ограничивают возможности родителей отказаться от использования насилия при воспитании ребенка;

индивидуальные особенности родителей: молодость, социальная изоляция, наличие судимости за насильственное преступление, перенесенное в детстве жестокое обращение (социальное наследование насилия).

 

Выделяют следующие психологические и поведенческие нарушения, чаще всего возникающие у детей, подвергающихся физическому насилию.

Дети младшего раннего возраста (до3 лет):

 малоподвижность, слабая реакция на внешние стимулы (у грудных детей);

 плаксивость, капризность;

 боязнь родителей или взрослых;

 печальный внешний вид, редкое появление радости;

 агрессивность.

 

Дети дошкольного возраста

 пассивность;

 псевдо взрослое поведение;

 агрессивность;

 жестокость к животным;

 чрезмерная уступчивость, заискивающее поведение.

 

Дети младшего школьного возраста

 стремление скрыть причину имеющихся у них травм;

 нежелание возвращаться домой после школы;

 замкнутость, отсутствие друзей;

 плохая школьная успеваемость;

 агрессивность;

 воровство;

 уходы из дома.

 

Подростки:

 бродяжничество;

 делинквентное поведение;

 употребление алкоголя и наркотиков;

 депрессия, суицидальные попытки.

 

Есть также несколько дополнительных поведенческих признаков, характерных для детей, подвергающихся физическому насилию:

 общее избегание физического контакта;

 ношение одежды, неподходящей к погодным условиям (например, шерстяной свитер с высоким воротником, чтобы скрыть синяки на теле);

 необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребёнок теперь постоянно задумчив, грустен, замкнут);

 отчаянные просьбы ребёнка не сообщать родителям о его неудачах в школе (двойки, прогулы, плохое поведение).

 

Тема 1: Феномен насилия в современном обществе.

План:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.067 с.)