Функции профессионально-педагогической культуры спортивного педагога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции профессионально-педагогической культуры спортивного педагога.



Основные функции профессионально-педагогической культуры педагога могут быть выделены исходя из специфики его деятельности, многообразия видов отношений и общения, системы ценностных ориентаций, возможностей творческой самореализации личности[12]. Каждая функция должна отражать различные способы решения педагогом педагогических задач. Таким образом раскрывается процессуальная сторона культуры.

Гносеологическая(от греч. gnosis −знание, учение) функция обеспечивает целостность представлений о педагогической деятельности, о путях ее познания и освоения. Педагогическая культура не сводится к знаниям о педагогическом процессе, формах и методах его организации, она охватывает всю область педагогической действительности. Гносеологическая функция педагогической культуры проявляется в целенаправленном исследовании, отборе и систематизации знаний о субъектах и объектах педагогического процесса. Эта функция направлена не только на познание и анализ педагогических явлений, но и на изучение и осознание педагогом самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей, уровня профессионализма.

Гуманистическая функция педагогической культуры. В основе лежит целостное представление о педагогической деятельности в эпицентре которой находится личность ребенка. Сущность данной функции состоит в особом ценностном отношении к детству как уникальному, неповторимому периоду человеческой жизни и каждой детской личности. Поэтому основное поле деятельности педагога − в создании культурной среды развития личности ребенка и оказании ему помощи в выборе ценностей, среды жизнедеятельности и способов культурной самореализации в ней.

Коммуникативная функция занимает особое место в числе других функциональных компонентов педагогической культуры в силу того, что педагогический процесс немыслим вне общения, вне установления многообразных коммуникативных связей между педагогами (тренерами, преподавателями) и воспитанниками (спортсменами, учащимися). Педагогическая культура предполагает такие способы и правила коммуникации, которые соответствуют требованиям профессиональной этики, конкретной ситуации, целям совместной деятельности. Коммуникативная активность личности педагога обусловлена его интеллектуальными, психологическими и другими особенностями. Осуществление коммуникативной функции педагогической культуры требует перехода от авторитарной позиции педагога к равноправному сотрудничеству и сотворчеству.

Большое значение для общения имеет речевая культура педагога. Речь достигает желаемых результатов лишь в том случае, если она не только несет в себе какую-либо информацию, но и активизирует мысли и чувства воспитанников. При проведении учебных, тренировочных занятий и воспитательной работы речь является основным средством воздействия педагога на воспитанников. С помощью слова педагог управляет учебным процессом, руководит практическими действиями, передает необходимые знания, прививает навыки правильного поведения. Речь нередко сопровождается мимикой и телодвижениями, что усиливает эмоциональное воздействие. Спортивному педагогу необходимо постоянно работать над повышением культуры устной и письменной речи, добиваться улучшения таких ее качеств как правильность, чистота, точность, логичность, выразительность, доступность, уместность речи.

Культура речи спортивного педагога связана с речедвигательной координацией, под которой понимают умение одновременно показывать и объяснять упражнение, не нарушая ни качество его исполнения, ни плавность и выразительность речи.

Обучающая функция педагогической культуры реализуется в деятельности спортивного педагога, которая направлена на овладение учащимися (спортсменами, студентами) системой знаний, формирование умений и навыков, необходимых в жизни и спортивной деятельности.

Воспитывающая функция педагогической культуры отражает область воспитательной деятельности педагога. Основными направлениями воспитательной деятельности является воспитание нравственных, эстетических и др. сторон личности ребенка.

Информационная функция педагогической культуры самым тесным образом связана со всеми ее вышеперечисленными функциями. Увеличение информационного потока, дифференциация и интеграция научного знания потребовали от педагогов специального умения обращаться с информацией, т.е. определенной информационной культуры. Способ передачи информации предполагает не простое воспроизведение, а индивидуально-творческое использование системы знаний. Педагог должен хорошо ориентироваться в огромном потоке психолого-педагогической информации, должен уметь пользоваться рукописными, книжными, электронными носителями информации.

Необходимо отметить, что эффективность деятельности педагога, его педагогическая культура будет тем выше, чем больше накопленный им объем информации и чем оперативнее он пользуется ею. Ограничение информации в научной и педагогической деятельности сдерживает развитие научных знаний и практического опыта.

 

4. Самостоятельная научно-исследовательская работа студентов.

Самообразование студентов является составной частью всей системы научной работы вуза, которая предполагает умение учиться, самостоятельную работу с различными источниками знаний, выработки потребности познать, формирования любознательности. Благодаря самообразованию студенты получают навыки самостоятельного овладения знаниями, элементами научного мышления, методами научных исследований, формируют готовность к постоянному обновлению и приобретение новых знаний, а также к последующему профессионального самообразования, иначе говоря - не ограничиваются получением значительного объема знаний.

К основным формам самостоятельной работы студентов относят работу над учебниками, учебными пособиями, первоисточниками на лекциях, семинарах и во внелекционное время (конспектирования, написание рефератов, составление тезисов) над конспектами лекций перед ними и после них; над документами; в лабораториях, на практических занятиях; решения задач, выполнения упражнений; самостоятельные наблюдения; написание сочинений и переводов; подготовка докладов, научных сообщений; перевод специальной литературы; выполнения задач по черчению, разного рода индивидуальных заданий, курсовых и дипломных проектов; привлечение студентов всех курсов к активной научно-исследовательской работы различной сложности и т.д.

Все виды самостоятельных работ студентов условно делятся на работы репродуктивного типа, творческие и комбинированные (включающие элементы творчества и репродукции).

Школьные методы самостоятельной работы малопригодны в вузовской системе обучения, и поэтому студентов, начиная с первого дня их пребывания в университете, необходимо обучать систематически и интенсивно самостоятельно работать в аудитории, в лаборатории, в библиотеке, чтобы они как можно быстрее овладели навыками самостоятельной учебной деятельности и вошли в ритм творческого студенческой жизни.

Прежде всего важно научиться читать книги. Под техникой чтения следует понимать навыки рационального и быстрого чтения. Техника быстрого чтения основывается на умении воспринимать одновременно несколько слов, а то и целый абзац, без их высказывания. В этот момент память и мышление настолько активизированы, позволяющие воспринимать почти весь текст. Понятно, что для этого нужны специальная подготовка и длительная тренировка, однако эта форма чтения Ознакомительная по характеру и доступна всем.

Вторым важным этапом в улучшении техники чтения является выделение соответствующей установки, готовности к самосовершенствованию. Важное место здесь занимают волевые усилия, умение заставить себя работать в заданном ритме и направлении.

Экономия времени в процессе работы с книгой достигается не только за счет скорости чтения, но и за счет выбора наилучшего в данных условиях разновидности чтения.

Предварительное чтение. В процессе такого чтения отмечаются все незнакомые, иностранные слова, научные термины и понятия, чтобы в дальнейшем можно было выяснить их значение, например, по словарям или справочниками.
Сквозное чтение (чтение подряд) - значит внимательное прочтения всего материала. Этот вид чтения используется по необходимости полностью охватить содержание раздела, статьи, книги в целом.

Выборочное чтение предполагает определенный отбор материала для чтения с целью его углубленного изучения. Иногда такая необходимость возникает, когда нужно найти ответ на определенный вопрос, то есть этот вид чтения определяется интересами и практическими потребностями.

Повторное чтение - с целью вернуться к тому, что очень нужно или не совсем понятно, через какое-то время есть потребность фундаментально осмыслить его.

Аналитическое чтение (или чтения с обработкой материала) -критическое разбор содержания с целью глубокого его изучения, конспектирования существенного. Используется при работе с первоисточниками, часто сопровождается выпиской фактов, цитат, выводов на карточки, составлением тезисов, рефератов и т. д.

Смешанное чтения - применение различных видов чтения завись лишь от содержания, целей и задач его изучения.

В учебном процессе вуза очень распространен такой вид самостоятельной работы, как работа, особенно часто используется при изучении гуманитарных дисциплин.

Реферат (от латинского refer- докладываю, сообщаю) - краткое изложение содержания документа или его части, включая основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.

Но работа - это не только краткое последовательное изложение содержания книги (или главы), журнальной или газетной статьи, то есть произведения печати. Понятием «реферат» охватывается также краткое изложение неопубликованной работы.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) высшего учебного заведения является одним из направлений их самостоятельной работы, основных условий подготовки высококвалифицированных педагогов.

Понятие научно-исследовательской работы студентов охватывает два обоюдного взаимосвязанных элементы: обучение студентов элементов исследовательской деятельности, организации и методики научного творчества; научные исследования, которые осуществляют студенты под руководством профессорско-преподавательского состава.

Научно-исследовательская работа студентов в рамках учебного процесса является обязательным для каждого студента и охватывает почти все формы учебной работы

- Написание рефератов по конкретной научной темы в процессе
изучения дисциплин социально-гуманитарного и психолого-педагогического циклов, фундаментальных и профессионально ориентированных, специальных дисциплин, курсов специализации и по выбору;

- Выполнение лабораторных, практических, семинарских и самостоятельных задач, контрольных работ с элементами проблемного поиска;

- Выполнение нетипичных задач исследовательского характера во
время педагогической (и других видов) практики, индивидуальных зав-дань;

- Разработка методических материалов с использованием исследовательских методов (педагогическое наблюдение, анкетирование, социометрия и др.);

- Подготовка и защита курсовых и дипломных работ, связанных с проблематикой исследований кафедр.

Вне учебного процесса научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств формирования высококвалифицированного педагога, которая предусматривает:

- Участие студентов в работе научных кружков, проблемных групп, творческих секций, лабораторий и др.;

- Написание статей, тезисов, докладов, других публикаций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.011 с.)