Понятие общей и профессионально-педагогической культуры личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие общей и профессионально-педагогической культуры личности.



Повышение качества и эффективности педагогической деятельности во многом обусловлено общей культурой педагога. Общая культура личности – это уровень её развития, выражающийся в системе потребностей, социальных качеств, в характере (стиле) деятельности и поведения. Она отражает определённый уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности. Культура включает в себя результаты предметной деятельности, реализуемой в знаниях, умениях, навыках, мировоззрении, уровне нравственного, эстетического, физического развития, способах и формах общения.

По определению Зимней И.А. (2006), общая культура личности есть единое целое, включающее:

а) внутреннюю культуру, определяемую собственно личностными, деятельностными особенностями человека, воспитанными в семье и системе образования;

б) образованность, как освоенную совокупность знаний, характеризующуюся системностью, широтой, всесторонностью и глубиной.

Таким образом, взрослого культурного человека характеризует:

− уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия;

− адекватность человека (внешний вид, манера поведения, общение) ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимодействия, т.е. культура быта, труда, отдыха, общения, соблюдение норм здорового образа жизни;

− соблюдение этно-социокультурных традиций, обычаев, норм, этикета в моно- и кросскультурном взаимодействии, т.е. культура нормативного поведения, этикета, социального взаимодействия;

− актуальная готовность использования общекультурного индивидуального фонда знаний (гуманитарных, естественнонаучных, экономических, политических, правовых и т.д.) сформированного содержанием полного среднего и высшего образования, т.е. культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта;

 

− ненасыщаемость потребности удовлетворения и продолжения личностного социокультурного (нравственного, интеллектуального, эстетического и т.д.) развития и саморазвития, т.е. культура саморегуляции, личностного самоопределения;

− ориентировка в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, общества; в основных направлениях истории и сохранения культурной жизни мира, страны (живопись, музыка, литература и т.д.), т.е. общецивилизационная культура;

− социальная ответственность за себя, свое поведение, ответственность за благополучие других, т.е. культура социального бытия[11].

Общая культура личности так же предполагает убеждённость в социальной значимости своей профессии, развитое чувство профессиональной гордости, трудолюбие, работоспособность, готовность быстро и качественно решать возникающие профессиональные задачи, передавать свой опыт, заинтересованность в расширении педагогического опыта, в достижении профессионального мастерства.

Составной частью общей культуры является педагогическая культура. Общая культура служит специфической основой педагогической культуры. Можно утверждать, что педагогическая культура – это специфическое проявление общей культуры в условиях педагогического процесса.

С точки зрения Исаева И.Ф. (2002), педагогическая культура − интегративное качество личности педагога-профессионала, условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога и цель профессионального самосовершенствования.

В структурном плане педагогическая культура представляет собой синтез психолого-педагогических убеждений и мастерства, профессионально-педагогических качеств, педагогической этики и системы многогранных отношений стиля деятельности и поведения.

Спортивный педагог является потенциальным носителем физической культуры, задача которой воздействовать на все стороны личности воспитанников. А значит, от того, какими личностными и профессиональными качествами он (педагог) обладает и каков уровень развития этих качеств, зависит эффективность его деятельности. Профессионально-педагогическая культура спортивного педагога − это высокий уровень проявления общекультурных и специальных знаний, практических умений и навыков, основанный на духовно-нравственном потенциале самой личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.005 с.)