Национальная и международная экономическая деятельность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальная и международная экономическая деятельность.



 

План лекции:

1. МТ: основные понятия, виды, формы и методы.

2. МР: понятие, сущность, основные характеристики, функции в МЭ.

3. Экономическая независимость, зависимость и взаимозависимость.

4. Национальная и международная экономическая безопасность.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
МТ на современном этапе является наиболее развитой формой МЭО.

 

Развитие МТ обусловлено:

 - Образованием МР, как исторической предпосылки мирового производства

 - значительным расширением размеров производства, и емкости международного рынка, в то время как емкость внутреннего рынка всегда ограничена платежеспособным спросом населения страны

(в мировом рынке спрос потребителей не ограничен рамками одной страны и дает возможность привлечения потребителей из других стран)

 - неравномерностью развития отдельных отраслей в разных странах, МРТ.

% МЭО – это международная торговля.

МТ реализует 1 /3 мирового ВВП

 

 

МТ рассматривается в трех аспектах:

1. Организационно-технический – изучает физический обмен товарами и услугами между странами. Основное внимание уделяется проблемам, связанным с закупкой, продажей конкретных товаров субъектами МТ, с обязательным пересечением государственных границ и с последующими расчетами между ними.

2. Организационно-рыночный – совокупность мирового спроса и мирового предложения, которые материализуются в двух встречных потоках мирового экспорта и мирового импорта.

3. Социально-экономический – МТ – это особый тип общественно –экономических отношений, возникающих между странами по поводу обмена товарами и услугами.

 

Признаки:

· Всемирный характер

· Интегратор МЭ (страны мира объединяются в некую устойчивую систему взаимоотношений, на основе внутренних экономических интересов формируют внешний спрос)

· Эти отношения объективны, т.е. не зависят от воли людей (зачастую эти отношения подвержены воли людей, но изначально по своей сути они объективны и вызваны экономической необходимостью)

· Универсальны (подходят абсолютно для всех стран мира)

· Носят систематизирующий характер, в данном случае место каждого государства определяется долей ВТ/О страны в МТ/О, в результате все страны расставляются в иерархическом порядке.

 

Типы экономик в зависимости от среднедушевого внешнеторгового оборота:

Малые экономики – те экономики, которые не могут оказать влияние на изменение цен на мировом рынке, если изменит свой спрос на какой-либо товар. Для этого они объединяются в интеграционные блоки.

Большие экономики

 

Товары – предмет, который удовлетворяет какую-либо потребность и произведен для обмена, имеет ценность.

Товары:

· Торгуемые (в нашем предмете оперируем только данной категорией)

· Неторгуемые

 

1 точка зрения – деление с точки зрения мобильности неторгуемые – реализуются в стране, где произведены, не могут передвигаться между странами (товары с/х, добывающей, обрабатывающей промышленностью).

2 точка зрения – с точки зрения степени законности. Неторгуемые – все группы товаров, запрещенные к торговле в рамках существующего законодательства (люди, наркотики, предметы старины и искусства, которые представляют культурное наследие нации, оружие массового поражения и тд)

 

Товарная структура МТ

Товарная структура внешней торговли может быть описана тремя моделями:

Сырье – готовая продукция (в экспорте страны преобладает сырье, а в импорте – готовая продукция, страна участвует в МРТ на межотраслевой основе, специализируется на какой-либо отрасли, уровень производительности ниже среднемирового, экстенсивный тип), пример Россия

Готовая продукция – сырье. В экспорте – готовая продукция, в импорте – сырье. МРТ – межотраслевая основа, уровень развития производственных сил – выше мирового, тип воспроизводства – интенсивный, пример – Сингапур, Япония

Готовая продукция – готовая продукция. Уровень производственных сил – выше среднемирового, тип воспроизводства – интенсивный, пример – Китай.

 

Географическая структура МТ

Географическая структура - это распределение товарных потоков по странам, либо по группам стран.

Различают следующие направления товарных потоков:

Между ПРС (между развитыми): Запад-Запад (З-З), Север – Север, около 60% М Т/О

Между ПРС и РС (между развитыми и развивающимися): З-Ю, С-Ю, около 20% М Т/О

Между ПРС И СПЭ (развитые и страны с переходной экономикой): З-В, около 10% М Т/О

Между РС (Между развивающимися): Ю-Ю, около 10% М Т/О

Между СПЭ (Между странами переходной экономики): В-В, около 1% М Т/О

Между РС и СПЭ (Между развивающимися и странами с переходной экономикой): Ю-В, около 1% М Т/О

 

Основные показатели МТ

1. Совокупный объем мирового экспорта и импорта (объем мирового экспорта должен быть равен объему мирового импорта, но это не всегда так). Товары, обращаемы в экспорте учитываются по ценам FOBs, товары по импорту считаются по ценам CIF (учитываются расходы, страховка и фрахт).

2. Объем экспорта и импорта на душу населения

3. Стоимостной и физический объем внешнеторгового оборота

Стоимостной предполагает измерение товарооборота в международной валюте, физический объем говорит о единице измерения (зерно – тонны, объем техники – штуки, и т.д.). Чтобы понять за счет чего увеличивается экспорт и импорт, за счет увеличения стоимости или количества.

4. Внешнеторговый оборот – предполагает суммирования экспорта или импорта конкретной страны.

Внешнеторговый оборот = экспорт + импорт

5. Внешнеторговый оборот на душу населения

6. Темпы роста и прироста внешнеторгового оборота

7. Внешнеторговое сальдо = экспорт – импорт

Является сбалансированным, когда внешнеторговое сальдо не превышает +-5% от внешнеторгового оборота

8. Индекс специализации – доля торговли одной отрасли в общем объеме мирового т/о. Находится в пределах от 0 до 1. Чем ближе к 1, тем глубже МРТ.

9. Индекс индустриализации = доля машино-технической продукции в общем объеме экспорта. Находится в пределах от 0 до 1. Чем ближе к 1, тем ближе к общемировым тенденциям.

10. Экспортная квота = (экспорт/ВВП)*100%

Показывает экспортную ориентированность данной экономики и конкурентоспособность ее товаров.

11. Импортная квота = (импорт/ВВП)*100%

Показывает импортную зависимость данной экономики и невозможности производить ввозимый товар внутри страны.

 

 

12. Внешнеторговая квота = ((экспорт+импорт)/2ВВП)*100%

Показывает роль и место МТ в национальной экономике, зависимость от МТ, степень открытости или закрытости экономики.

Меньше 10% - закрытая экономика

Больше 25% - закрытая экономика

10-25% - относительно открытая/закрытая экономика.

13. Индекс «условия торговли» - отношение индекса средних цен экспорта к индексу средних цен импорта.

Если <1, то условия торговли неблагоприятные по сравнению с базисными, >1 – благоприятные, =1 – остались неизменными.

14. Коэффициент эластичности МТ = отношение темпов индексов роста физического объема ВВП и товарооборота.

Показывает, насколько % увеличилось ВВП при росте Т/О на 1%.

15. Коэффициент эластичности экспорта и импорта.

 

Виды МТ

А) в зависимости от масштабов

· Оптовая

· Розничная

· Оптово-розничная

 

Б) в зависимости от товарной специализации

· МТ готовой продукцией

· МТ машинами и оборудованием

· МТ сырьем и полуфабрикатами

· МТ услугами

· МТ результатами интеллектуальной собственности (инжиниринг)

 

 

Встречная торговля – это торговые операции, условия которых предусматривают встречные обязательства продавцов закупать товары на часть или полную себестоимость закупаемых товаров, эти условия прописываются в контракте. Встречная торговля также предполагает минимизацию использования денежных средств в торговых расчетах между субъектами.

Виды встречной торговли:

Чистый бартер – обмен согласованными между сторонами партиями товаров, сделка имеет непродолжительный характер. Денежные расчеты сведены к минимуму, поскольку обмен товара на товар.

Клиринговое соглашение – взаимный зачет встречных требований и обязательств. Отсутствует третья сторона. Понятие возникло в период Второй Мировой Войны, поскольку не было возможности производить расчеты по поставкам, страны модернизировали форму чистого бартера для обеспечения бесперебойную работу ключевых секторов экономики.

СВИТЧ – форма клирингового соглашения, к которой привлекается третья сторона, которой могут быть проданы права на долги, образуемые в результате односторонней товарообменной сделки.

Офсет – джентельменское соглашение, не содержит имеющих законную силу обязательств экспортеров в отношении встречной закупки, предполагает согласие экспортеров закупить товар у импортера в юридически неустановленнном количестве.

Встречная закупка – происходит встречная поставка товаров в течение установленного периода на основе внешнеторгового контракта купли-продажи. Предусмотрены денежные расчеты, экспорте обязан закупить у импортера товар.

Байбек – «обратный выкуп». Экспортер обязан закупить у импортера товар, произведенный с использованием определенного оборудования.

Реэкспорт – вывоз ранее ввезенных товаров, которые не подверглись в данной стране значительной переработки. Если стоимость переработки превысила 50% цены товара, товар превращается в экспорт. Реэкспорт – вынужденный, спекулятивный, технологический и учетный.

Вынужденный реэкспорт – возвращение товара по причине невозможности реализации.

Спекулятивный реэкспорт – закупка товаров с целью перепродажи с повышением цен.

Технологический – характерен для компаний, оказывающих инжиниринговые услуги или производящих оборудование.

Учетный – операции без завоза товара в страну, например, с территории свободной экономической зоны.

Реимпорт – ввоз в страну ранее эспортируемых товаров, которые не подверглись в другой стране значительной обработке. Причины: невозможность продать товар, бракованный товар, возврат непроданного товара по причине банкротства или ликвидации зарубежного партнера или филиала, возвращение товара обратно страну с какой-либо выставки.

Международные биржи, аукционы, торги – это одновременно и формы, и методы международной торговли.

Международные биржи – организационно-оформленные и регулярно действующие площадки, на которых продаются и покупаются стандартные партии товаров (нефть, бензин, мазут, цветные металлы-медь, алюминий, олово, зерновые, мясо, текстиль, промышленное сырье, пищевкусовые товары). В зависимости от специализации: универсальные (торговля происходит с широкой номенклатурной базой- Чикагская, Токийская) и специализированные (торгуют специфическими товарными группами – Лондонская биржа цветных металлов)

Международные аукционы – площадки, где покупатели и продавцы имеют возможность соревноваться за товар. Аукционный товар отличается от биржевого. Это товары, которые торгуются определенными лотами, имеют качественные уникальные характеристики. К ним относят пушнину, шерсть, табак, предметы старины и антиквариата, скаковые лошади. Примеры – аукцион в Лондоне, Нью-Йорке, Санкт-Петербурге (пушной аукцион). Отличие от биржевых товаров - аукционные товары уже произведены, с ними можно ознакомится. На бирже торгуют и товарами, которые будут произведены в будущем. Еще одно отличие – количество участников. На международных аукционах производителей намного меньше, нежели на бирже. На биржах больше конкурируют продавцы, на аукционах – покупатели.

Аукционы:

Повышательный аукцион – кто предложит высшую цену, покупает.

Понижательный аукцион (Голландский – связан с торговлей цветами и тюльпанами).

Международные торги – предполагают привлечение к определенному сроку несколько подрядчиков, поставщиков, заключение договора с предложившим наиболее выгодные условия. Способ закупки оптовых товаров для реализации неких проектов в будущем.

 

ОТЛИЧИЯ

 

Биржевые товары могут не иметься в данный момент в наличии, они идентичные по своим качественным характеристикам, продавцов много.

Аукционные товары – имеют свои уникальные специфические качества, привязанные к времени года, сезону, географической местности, в которой произведены, не повторяют своих характеристик из года в год, уже произведены. Конкурируют больше покупатели.

Товары торгов – высокая коррупционная составляющая, ограниченный круг покупателей и продавцов, способных реализовать те или иные заказы, каждый из предложенных в будущем контрактов имеет свою уникальность и неповторимость.

 

Методы международной торговли:

  1. Прямой - предполагает непосредственное установление торговых отношений между резидентами разными страны (импорт, экспорт, лизинг, международны торги)
  2. Косвенный - участвуют в международном обмене посредники

Виды посредников:

  • простые посредники (отдельные брокерские конторы или лица, берущие на себя обязательства найти, получают вознаграждение в виде процентов от сделки (брокеры -, маклеры)
  • Поверенные - физическое или юридическое лицо (фирма, организация), которое на основании договоров поручения с продавцами или покупателями товаров (доверителями) подыскивает для них контрагента и заключает с ними контракты от имени и за счет доверителей
  • Комиссионеры - от своего имени, но за счёт заказчика, договор комиссии не оговаривает ответственность за выполнение условий контракта
  • Агенты - выполняют функции простых посредников, осуществляют торговые сделки от своего имени и за свой счёт, но действуют в интересах своего производителя
  • Дистрибьюторы - фирма, осуществляющая оптовую закупку, или индивидуальный предприниматель, осуществляющий мелкооптовую или крупнооптовую закупку определённых товаров у крупных промышленных фирм-производителей с целью последующего сбыта этих товаров ритейлерам или дилерам на региональных рынках.
  • Торговые дома - является крупной оптово-розничной фирмой, интегрированной в сферу производства и финансов

3. Кооперативный - через особого посредника, который представлен некой особой формой бизнеса

Формы:

  • пиггибэкинг - компания, которую используют для выхода на зарубежный рынок
  • Экспортный консорциум - временный союз малых, средних компаний, которые в рамках договоренности сохраняют свою временную самостоятельность
  • Картель - объединение экспортёров по ряду вопросов (страны ОПЕК, например)

4. Встречная торговля - торговля, объединяющая операции, в пределах которых предусматриваются встречные обязательства экспортёров закупить у импортёров товары или услуги на часть или полную стоимость товаров, что экспортируются.

  1. Институциональный метод - осуществление операций через институты (международные биржи, торга)
  2. Электронный метод

Понятие мирового рынка

А ) с точки зрения субъектов - система субъектов МЭ, предъявляющих совокупный спрос и совокупное предложение

Б) с точки зрения эк.теории - совокупность актов купли-продажи между субъектами МР

В) с точки зрения институциональных структур - это комплекс формальных и неформальных правил, регулирующих деятельность субъектов мирового рынка

 

Функции мирового рынка:

  • индикативная – информация для субъектов рынка о тенденции спроса и предложения;
  • регулирующая – воздействие на движение мировых цен;
  • коммуникативная – обеспечивает связь между субъектами рынка;
  • санирующая – ликвидирует неэффективные фирмы.
  1. интегрирующая или объединяющая
  2. Системообразующая
  3. Опосредующая
  4. Информационная
  5. Стимулирующая
  6. Санирующая

 

Показатели мирового рынка:

  1. Степень включения каждого национального рынка в МР определяется степенью включения каждого национального хозяйства в МХ(мировое хозяйство)
  2. Количество продавцов и покупателей
  3. Характеристики товаров и услуг
  4. Емкость МР - совокупное предложение (AS) на каждый конкретный момент времени на рынке, т.е. совокупный объём товаров, который производитель готов продать при существующем уровне цен.
  5. Спрос - совокупный спрос (AD), обеспеченный деньгами
  6. Конъюнктура МР - соотношение совокупного спроса и предложения, если:
  • AD > AS - высокая конъюнктура
  • AD < AS - низкая конъюнктура
  • AD = AS - равновесие
  1. Товарная (нефть, машинная продукция) и географическая (азиатские, европейские) структура МР

Виды рынков:

  1. по товарной номенклатуре
  • МР нефти
  • МР машинотехничечких товаров

 

Отнесение того или иного рынка к разряду мировых зависит от дислокации на нем продавцов и покупателей. Они должны быть размещены по всему миру. По отдельным товаров рынок может быть региональным или субрегиональным.

В 90-х гг. большое значение приобрели внутрикорпоративные рынка или квазирынки.

 

2. Географическая структура МР:

  • европейский
  • Азиатсий
  • Американский
  • Африканский

3. по степени концентрации рынка:

  • рынок совершенной конкуренции
  • рынок несовершенной конкуренции

4. С точки зрения соответствующего законодательства:

  • Легальные
  • Нелегальные

 

Пространственный признак

  • внутренний рынок - форма хозяйственного общения, при которой все предназначенное для продажи сбывается производителем внутри страны
  • Национальный рынок - внутренний рынок, часть которого ориентируется на национального покупателя
  • Международный рынок - часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками
  • Мировой рынок - сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторах производства
  1. Экономическая независимость, зависимость и взаимозависимость. Национальная и международная экономическая безопасность.

Национальная экономическая безопасность - обеспечение совокупности внутренних факторов устойчивого экономического и социального развития национального хозяйства

Международная экономическая безопасность - обеспечение внешних и внутренних факторов устойчивого экономического и социального развития национального хозяйства

 

В основе экономической безопасности любого государства лежит:

  1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, наличие в стране достаточно развитых отраслей и производств, имеющих жизненно важное значение для государства.
  2. Достойный уровень жизни населения и возможность его сохранения. Коэффициент Джинни
  3. Стабильность финансовой системы
  4. Рациональная структура внешней торговли

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 1692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.115.99 (0.069 с.)