ТЕМА Правовой режим объектов Растительного мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА Правовой режим объектов Растительного мира



1. РМ как объект использования и охраны законодательства о РМ;

2. Госрегулирование (управление) в области использования и охраны объектов РМ;

3. Право пользования объектов РМ;

4. Правовая охрана объектов РМ;

5. Нарушение законодательства о РМ.

 

1. Юридически значимым представляется раздел РМ на такие составы как:

- леса;
- нелесная древесно-кустарниковая растительность;
- растительность, занесённая в Красную Книгу РБ или подлежащая специальной охране.

Каждый из этих групп имеет специфический правовой режим использования и охраны.

В зависимости от того включаются ли леса в состав РМ в литературе можно встретить:

- узкое понимание РМ (только 1 гр);
- широкое (все группы).

Определено в ст. 1 ЗОРМ отражает широкое понимание РМ (это совокупность произрастающих дикорастущих растений...). Тем не менее, сами нормы ЗОРМ можно разбить на 2 группы:

- нормы, регулирующие отношения только по поводу нелесной древо-кустарниковой растительности (подавляющее большинство);
- по поводу всех произрастающих дикорастущих растений ст. 18-24, 26-29 ЗОРМ.

Объектами отношений в области обращения с объектами РМ является:

- произрастающие дикорастущие растения; образованные ими популяции, растения сообщества или насаждения;
- изъятые или удаленные дикорастущие растения, их чсати или продукты жизнедеятельности (искл);
- среда произрастания объектов растительного мира;
- право пользования ОРМ (объектами растительного мира).

Ч.2 ст.5 З «О рм» - указание на объекты, на которые не распространяется действие З «О рм».
Объекты РМ могут находится как в гос, так и в некоторых случаях в частной собственности, собственности иностранных государств и МО (ст. 6 З «О рм»).

Случаи:

1) ОРМ, посаженные и культивированные на законных основаниях являются собственностью пользователей земельных участков или водных объектов, в границах которых произрастают эти ОРМ;

2) Дикорастущие растения и (или) их части, удаленные ЮЛ и гражданами, в порядке, установленном законом;

3) Объекты, расположенные в границах земельных участков, находящихся в ЧС, ПНВ граждан, иностранных государств и МО, ЧС негос. ЮЛ.

4) Госорганы, передавая такие земельные участки должны принимать решение о судьбе расположения на них ОРМ.

 

Объектами отношений в области обращения с объектами растительного мира являются:

- произрастающие дикорастущие растения; образованные ими популяции, растущие сообщества или насаждения;

- изъятые или удаленные дикорастущие растения, их части или продукты жизнедеятельности (исключения)

- среда произрастания объектов растительного мира;

- право пользования объектами растительного мира.

 

Ч. 2 ст. 5 Закона «О растительном мире» - указание на объекты, на которые не распространяется Закон «О растительном мире»

Объекты растительного мира находящиеся как в государственной собственности, так и в некоторых случаях в частной собственности, собственности иностранных государств и МО (ст. 6 Закона «О растительном мире»)

Случаи:

1) Объекты растительного мира, посаженные и культивируемые на законных основаниях, являются собственностью пользующей земли, участков или водных объектов, в границах которых произрастают эти объекты растительного мира.

2) Дикорастущие растения или(и) их части, удаленные ЮЛ и гражданами, в порядке, установленном законом.

3) Объекты, расположенные в границах земельных участков, находящихся в частной собственности, ПНВ граждан, собственности иностранных государств и МО, частной собственности негосударственных ЮЛ.

Государственные органы, передавая такие земельные участки, должны принимать решения о судьбе расположения на них объектов растительного мира.

Как соотносятся понятия охраны и исполнения растительного мира и обращения с объектами растительного мира?!

Законодательство:

 

- Закон «О растительном мире» от 14.06.2003

Принятие данного акта усилило тенденцию всё большего разделения законодательства об охране и использовании растительного мира и лесного законодательства.

Ст. 2 Закона «О растительном мире» - разграничение с иностранным законодательством:

 

- значение численности международного НПА, участником которых является РБ.

  Конвенция о международной торговле дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения;

  Конвенция о биологическом разнообразии;

  Кортахенский протокол;

  Конвенция о создании организации защиты растительного мира Европы и Средиземноморья.

 

- подзаконные НПА

Положение о порядке установления ограничений и запретов в обращении с объектами растительного мира постановление совета министров от 1 декабря 2004.

ПМП об установлении списков редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории РБ видов диких животных и дикорастущих растений, включённых в КК РБ от 9 июня 2014.

Правила заготовки древесных соков, сбора, заготовки или закупки дикорастущих растений и(или) их частей ПМП и Минлесхоза от 31 августа 2005.

 

2. Глава 2 Закона «О растущем мире» - государственная регистрация и управления в области обращения с объектами растительного мира.

В отличие от иных головных природоресурсных актов – ст.11 закона «О растительном мире» - принципы государственной регистрации и управления в области обращения с объектами растительного мира, что

пред-ся спорным, как содержательно, так и с позиции разнообразия прав регулирования.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию и управление в данной сфере:

- Президент, ст. 11-1 Закона «О растительном мире»;

- СМ, ст.12;

- МП, ст. 13;

- местные СД, ст.14 Закона «О растительном мире»;

- исполнительные комитеты, ст.14;

- НАН, ст. 15.

- Минлесхоз может осуществлять управление;

- Министерство ЖКХ;

- Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте.

3. Пользование объектами растительного мира – использование юридическими лицами или гражданами РБ объектов растительного мира при осуществлении ими экономической и иной деятельности.

Пользование объектами растительного мира может быть ограничено или приостановлено в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасности РБ, прав и интересов граждан ….     

 - это часть обращения с объектами растительного мира.

• По порядку пользования:

- общее пользование, ст. 40 Закона «О растительном мире» (см. признаки общ. польз.)

  Граждане, имеющие право свободно пребывать на землях, в границах которых расположены               объекты растительного мира, и осуществлять все виды пользования объектами растительного мира.

- специальное пользование, ст. 41-43 Закона «О растительном мире» (см. признаки спец. польз.).

   Ключевой документ для возникновения прав специального пользования – решение местных исполкомов о предоставлении такого права. Существуют случаи, когда такое решение не требуется (для пользуемых земельных участков и в об. в отн. о. рм, расположенных на них).

• От цели пользования:

- заготовка древесных соков, ст. 45 Закона «О растительном мире»;

- сбор, заготовка или закупка дикорастущих растений и(или) их частей, ст. 45;

- заготовка древесины вне лесного фонда, ст. 45-1;

- сенокошение, ст. 46;

- пастьба скота, ст. 46;

- культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных или спортивных целях, ст. 47;

- научно-исследовательская деятельность, ст.48.

 

Сроки пользования объектами растительного мира:

1) постоянное;

2) временное (краткосрочное – до 1 года, долгосрочное – до 5 лет).

Конкретные сроки, на которые распространяется право пользования объектами растительного мира, установлены в Решении мСД (исполкомов).

Срок может быть продлен на период, не превышающий указанные сроки.

Охране подлежат: объекты растительного мира, расположенные в границах любых земельных участков или водных объектов, в границах которых разрешено удаление растительного мира.

 

Меры:

- предупреждение и пресечение самовольного пользования;

- предупреждение и пресечение уничтожения или повреждения объектов растительного мира.

Каждая из мер охраны растительного мира находит более детальную правовую регламентацию в иных нормах о растительном мире, а также иных НПА.

 

ст. 67 – система мониторинга + положение о Законе «О растительном мире».

порядке проведения национального системного мониторинга ОС, мониторинга растительного мира и использования его данных ПСМ от 14.04.2004г.

 

4. Правовая охрана РМ

В гл. 4-8 З «ОРМ» находится правовое закрепление меры (мероприятий) охраны РМ.

Охране подлежат:

а) объекты РМ, расположенные в границах любых земельных участков и (или) водных объектов, в границах которых разрешено удаление РМ;

б) все объекты РМ, в отношении которых установлены ограничения и запреты в соответствии с законодательством.

Охрана объектов РМ осуществляется специально уполномоченными органами (Минприроды, Госинсп при Президенте, исполкомы).

Основные меры по охране РМ перечислены в ч. 3 ст.18 З «ОРМ», их около 20.

Разрешение споров, связанных с РМ: Минприроды/ его терр. Орг. и/или судами; местные исполкомы, в пределах их компетенции.

Позитивная ответственность:

компенсация выплаты и компенсация посадки

ПСМ от 25.10.11г. положение о порядке определения…

ПСМ от 14.04.04г. О порядке проведения в рамках нац. системы мониторинга…

5. Вопросам ответственности за нарушение законодательства о растительном мире посвящена Гл. 15 Закона «О растительном мире»

ст. 15.22 КоАП

ст. 15.26 КоАП

ст. 15.30 КоАП

ст. 15.27 КоАП

 Уголовная ответственность за экоцид, в том числе за умышленное массовое уничтожение РМ ст. 131 УК.

 Порубка или повреждение – ст. 277 УК.

Нарушение правил установленных. для борьбы с сорной растительностью - ст. 280 УК

 

Главные меры:

1) Признание сделок, нарушающих ПС РБ на ОРМ недействительными (по праву гр. законодательства);

2) Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате вредного воздействия на ОРМ (по нормам гр. Законодательства об обязательствах вследствие причинения вреда);

3) Возмещение вреда, причиненного окружающей среде в результате вредного воздействия (по нормам экологического законодательства);

4) Приостановление, запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на ОРМ (по нормам экологического законодательства).

Специальные меры:

Прим за незаконное изъятие, удаление, пересадку юридическими лицами и гражданами дикорастущих растений и(или) их частей, находящихся в собственности РБ.

Разрешение споров, связанных с обращением с ОРМ:

1) Специальными уполномоченными РОГУ;

2) Местными исполнительными и распорядительными Органами в пределах их компетенции и(или) судом.

Позитивная ответственность в данной сфере:

1) компенсация выплаты и компенсация посадки.

Положение о порядке выдачи разрешений на удаление ОРМ … ПСМ от 25.10.2011г.

Положение о порядке определения условий, определяющих компенсацию посадок либо осуществление компенсации выплат стоимости удаляемых пересаживаемых ОРМ.

ПСМ от 25.10.2011г.

 

Тема Правовой режим лесов

1. Леса как объекты использования и охраны. Законодательство о лесах;

2. Госрегулирование (управление) в области использования и охраны лесов;

3. Право лесопользования;

4. Правовая охрана лесов;

5. Нарушение законодательства.

6. Леса как объекты использования и охраны. Законодательство о лесах;

1. Леса как объекты использования и охраны. Законодательство о лесах

Лес - совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях.

В соответствии со ст. 4 ЛК, леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли, предоставленные для нужд лесного хозяйства, образуют лесной фонд.

Распределение лесов на группы и категории защитности, перевод их из одной группы в другую осуществляются Советом Министров Республики Беларусь в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

К первой группе относятся:

• леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

• леса особо ценных участков лесного фонда, имеющие генетическое,

научное и историко-культурное значение;

• водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах

водоохранных зон по берегам водных объектов);

• защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль

железных дорог и автомобильных дорог общего пользования);

• санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса)).

Вторую группу составляют леса, не вошедшие в первую группу (эксплуатационные леса). Согласно земельному законодательству земли лесного фонда являются самостоятельной категорией земель и подразделяются на две части – покрытые лесом и не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства (ст. 3, 125 КоЗ). При этом следует обратить внимание на то, что леса могут произрастать также на землях иных категорий (на землях водного фонда, транспорта, населенных пунктов, природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, промышленности, обороны, связи, энергетики). Территория, занимаемая лесами, таким образом, значительно шире земель лесного фонда.

В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь, ст. 7 ЛК леса являются исключительной собственностью государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан и в общегосударственных интересах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.043 с.)