ТЕМА: Источники природоресурсного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА: Источники природоресурсного права



ТЕМА Природоресурсные правоотношения

1. Понятие ПП;
2. Субъекты ПП;
3. Объекты ПП.

 

1. ПП - урегулированные нормами правамобщественные отношения, возникающие по поводу рационального использования природных ресурсов.

Классификация ПП:

- по степени воздействия на природную среду в процессе хозяйственной деятельности:
1) связаннные с изучением природного вещества из природной среды (добыча полезных ископаемых);
2) не связанные (все виды землепользования).

- по объекту природопользования:

1) отношения по использованию земли;
2) недр и тд по КПС.

- по содержанию (в соответствии с правовым режимом):

1) правоотношения собственности на природные ресурсы (ПС);
2) правоотношения по использованию ПС;
3) по госрегулированию;
4) охранительные.

- в зависимости от национальной природы субъекты природоресурсных отношений:

1) с иностранным элементом;
2) без иностранного элемента.

Возможны и другие классификации.

 

2. Субъектами ПП признаются лица, обладающие правами и обязанностями, предусмотренные природоресурсным законом.

Субъекты ПП перечислены в ст.6 ЗООС; Перечень таких субъектов в НПА природоресурсной направленности (ст.4 КоН).

Проблема отсутствия единообразия при изложении перечня субъектов.

1) Государство, которое обладает правомочиями в сфереиприродопользования;
2) Госорганы, обладающие компетенцией по регулированию и управлениюв сфере природопользования;
3) Природопользователи - ЮЛ и ФЛ, иностранные государства, МО, которые наделены соответствующей правоспособностью.

 

3. Объекты ПП- реальные блага (явления, предметы окружающего мира), на которые направлены права и обязанности в сфере использования ПР.

1) КПС является объектом ПП при условии, чтотони используются или могут быть использованы, то есть являются ПС;
2) Природные объекты- группировка КПС (например лес).

В качестве отдельных объектов ПП рассматривается право природопользования (если ориентироваться на ЗООС).

для того чтобы КПС, ПО (комплекс) могли быть признаны в качестве объектов ПП он должен обладать следующими юридически значимымими признаками:

1) естественное происхождение;
2) естественная связь с ОС;
3) (фак) выполнение жизнеобеспечивающих человека функций.

ТЕМА Правовой режим недр

1. Недра как объект использования и охраны законодательства о недрах;
2. Право пользования недрами;
3. Право охраны недр;
4. Право пользования недрами;
5. Ответственность за нарушение законодательства о недрах.

1. Недра - часть земельной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при отсутствии ниже земельной поверхности...

Особенности:

1) является КПС;
2) выступает объектом самостоятельных отношений, складывающийся по поводу использования, в тч охраны недр;
3) верхняя и нижняя граница недр законодательством не устанавливается;
4) разграничение недр и земельных участков производится с учетом цели использования.

Значение недр:

- экономическое;
- экологическое;
- природно-оздоровительное.

2. Гос. Регистрация в области использования и охраны недр

В ст. 8 КоН содержится исчерпывающий перечень органов, которые осуществляют гос. Управление и регистрацию в области использования и охраны недр:
- Президент (ст. 9 КоН);
- Совмин РБ (ст.10 КоН);
- Минприроды (ст. 11 КоН);
- МЧС РБ (ст. 12 КоН);
(безопасность) (ст. 13 КоН);
- местные советы депутатов (утверждено территориальной программой по использованию и охране недр в пределах АТЕ);
- исполкомы (ст. 13 КоН).

3.  Право пользования недрами

В объективном смысле – система правовых норм, регулирующая пользование и условия предоставления и использования участков недр, права и обязанности недропользователей.

В субъективном – совокупность прав и обязанностей, приобретенных ими, в соответствии с предоставленными участком недр, в пользование.

Виды и сроки пользования недрами:
1) Геологическое изучение недр – до 5 лет (Гл. 9 КоН);
2) Добыча полезных ископаемых – на срок, определенный проектной документацией, но не больше 50 лет;
3) Использование подземных пр-в в измен., пред. Ст 27 КоН
Гл. 12 КоН
(для строительства какого- либо сооружения: Белкалий);
со строительством и (или) эксплуатацией подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых – срок, определенный проектной документацией.
4) использование геотермальных ресурсов недр – на срок, определенный проектной документацией, но не больше 50 лет (глава 11 КоН),
При передаче участков недр по концессии (инвестиционному договору срок определяется договором, но не больше 99 лет) срок пользования недрами исчисляется со дня возникновения у пользователей права пользования недрами. В этот период включается время, необходимое для восстановления нарушенного состояния земель.
Объекты – ст. 3 КоН (горный отвод);
Субъекты – ст. 4 КоН;
в качестве правовых основ пользования недрами выделяют:
а) акт, удостоверяющий геологический/горный отвод;
б) свидетельство о гос. Регистрации работ по геологическому изучению недр;
(документы, удостоверяющие право землепользования на земельный участок (при пользовании недрами в соответствии с п.1 ст.17 КоН));
в) разрешение на специальное водопользование: при заборе землепользователем подземных вод в объеме не более 5 см3 /в суткипри эксплуатации сооружений в недрах предназначенных для забора подземных вод.
Право пользования недрами возникает со дня государственной регистрации указанных выше документов.
Недропользователь не может быть вторичным, т.е. пользователь не вправе передавать, предоставленное ему право иным лицам.
Перечень случаев, когда пользование запрещено (огр. – п. 4 ст. 30 КоН (ООПТ, территория радиационных загрязнений).
Пользование недрами является платным, кроме п.1 ст. 17 КоН.
Концессию недр смотреть в теме концессии.
Предусмотрен особый порядок пользования недрами для землепользователей/ собственников, владельцев и арендаторов зем. участков – ст. 17КоЗ.
Право землепользователя:
- добыча общеспространенных полезных ископаемых до 5 м, если больше – нужнен акт, удостоверяющий горный отвод;
- использование и (или) эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых до 5 м;
- использование полезных ископаемых, извлечение из недр, при строительстве подземных частей, зданий, сооружений и иных объектов, не связанных с пользованием недр;
_ использование и эксплуатация буровых скважин, колодцев и иных сооружений, предназначенных для забора п.в.

Эти мероприятия они осуществляют:
а) в установленном порядке;
б) в границах их земельных участков;
в) для целей, не связанных с извлечением полезных ископаемых;
г) без горного отвода;
д) без установления нормативов в области использования и охраны недр.
Порядок предоставления участков недр – гл. 6 КоН.
Случаи, приостановления и прекращения права пользования – гл. 8 КоН.

4. Право пользования недрами

Система мер, направленная на обеспечение рационального использования недр, предупредить их истощение и загрязнение в интересах удовлетворения экономических потребностей населения, ООС.

Меры охраны – гл. 13, ст. 65 КоН основное требование по рационализации использования и охраны недр. (5-6 мер + 1 из них подробно!!!)

 

5. ст. 85 КоН - лица, нарушающее законодательство о недрах несущие административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.

В новом КоН законодатель отходит от практики перечисления основных правонарушений в области использования и охраны недр, как это было в ст. 53 утв. КоН.

Административная ответственность нар. права государственной собственности на недра и это определяется в КоАП - ст. 10.1, 15.18,15.19,15.20 КоАП.

Единственный состав, относящийся к данной сфере - ст. 271.

Ответственность, учитывающая имущественную и природоохранную состовляющую недр:

- Имуществ - признание сделок с недрами недейств. (недра не могут быть предметом отчуждения, тк находятся в исключительной государственной собственности - (возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу граждан, имуществу ЮЛ);

-Природоохр. - возмещение вреда, причиненного ОС (по нормам эк. зак-ва У П #348.

 

Возмещение морального вреда - (имуществ).

Специальные меры воздействия (пред-еы в КоН) применяются при нарушении законодательства о недрах - ст. 86 - самовольное пользование недрами.

-Прекращение без возмещения затрат, производится за время самовольного пользования недрами;

- Приведение участков недр в состоянии пригодного, для их дальнейшего использования.

Решение применяется госорганами, исполком на жто или судом.

ст. 86 КоН

Приостановление (запрет) деятельности (по правилам экологического законодательства).

ПСМ #260 от 29 февраля

ТЕМА Правовой режим вод

1. Воды как объекты использования и охраны;
2.
Законодательство в области использования и охраны вод;
3.
Государственное регулирование (управление);
4.
Право водопользования;
5-6.
Правовая охрана вод и ответственность за нарушение законодательства о водах.

1.  Водные ресурсы – это поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной и иной деятельности (ст.1 ВК).

водный объект – сосредоточение природных вод на поверхности суши либо в горных породах, имеющее характерные формы распространения и черты режима; (ст.1 ВК).
водные ресурсы – запасы поверхностных и подземных вод данной территории; (ст.1 ВК).
воды – вся вода, находящаяся в водных объектах; (ст.1 ВК).

Воды – самостоятельный КПС, который выступает объектом водных отношений. (ст.1 ВК).

Классификация:
1) по расположению:
- поверхностные (водотоки, водоемы, родники) – ст. 5 ВК;
- подземные (находящиеся ниже уровня земной поверхности…)

2) по происхождению:
-естественные;
- искусственные

3) по физ. Свойствам:
- пресные;
- минеральные;
- термальные

4) по назначению:
- питьевые;
- хоз-технические;
- лечебные;
- сточные.

Экологическая составляющая – статус поверхностных водных объектов и их частей. Показатели определяются при проведении мониторинга поверхностных вод:
-отличное;
- хорошее;
- удовлетворительное;
- плохое;
- очень плохое.

Специальное – обязательное использование гидро-технических сооружений.

Осуществляет Минприроды РБ. Отражается в государственном водном кадастре и размещается на официальном сайте Минприроды.

Необходимо учитывать:
- все воды на территории РБ – исключительная собственность государства;
- ст. 8 ВК;
- право собственности на добытую (изъятую) воду принадлежат водопользователю, осуществляющему ее добычу на законных основаниях.
Обособл. В об. Недвиж. Им-во (ст.130 ГК).

2. - НПА, комплексно регулирующий общественные отношения по поводу охраны и использования вод (ВК от 30 апреля 2014), вступивший силу спустя год (свидетельствует о важности данного акта).

СТ. 2 ВК - круг общественных отношений, подлежащих правовому регулированию (связанный с охраной и использованием вод, возникающих в области питьевого водоснабжения, сан-эпидем. благополучия населения...).

Головной акт в области питьевого водоснабжения - З "О питьевом водоснабжении".

Закон "О питьевом водоснабжении"

Подземные воды - недра => сначала смотрим законодательство о недрах, затем о водах.

Питьевое водоснабжение - сначала о водах, затем о питьевом водоснабжении.

Международные договоры:

1)Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющее международное значение (Указ от 25 мая 1992);

2)Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр (Указ от 21 апреля 2003).

Гармонизация законодательства осуществляется в том числе, в соответствии с Постановлением Международной Ассамблеи государств участников СНГ "О модельном ВК от 16 ноября 2007 #27.

ПМС "О некоторых мерах по реализации ВЕ от 2 марта 2015 - утверждено несколько положений.

Указ "О компетенции природоохр - разр. от 17 ноября 2011.

Положение "О порядке выдачи компл. прир. разреш" утв. ПМС от 2011 года.

3. Гл. 2 ВК - закрепляется компетенция госорганов:

1)Президент (СТ 10 ВК);

2)Совмин РБ (ст. 11);

3)Минприроды РБ (ст. 12 ВК);

4)мСд;

5)местные исполнительные и распорядительные органы.

4. Водопользование - использование водных ресурсов и (или) воздействия на водные объекты при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Право водопользования - совокупность правовых норм, регулирующие порядок рационального пользования водами.

Водопользователи - ЮЛ, граждане, в том числе ИП, которые используют природные ресурсы и (или) оказывают воздействие на водные объекты при осуществлении хозяйственной или иной деятельности (отличать от водопотребителей - получают в установленном порядке воды для собственных нужд (не являются субъектами в отн.)).

Водные объекты:

- общее;

- специальное;

- обособленное.

Делится на 2 случая:

1. обособленное водопользование прудами-копанями, расположенными в границах земельных участков, предоставляющиеся соответствующим лицам и техническим водными объектами (на основании док-тов, удостоверяющих права земельных участков…срок водопользования определяется сроком пользования земельными участками, на которых расположены объекты)

2. обособленное водопользование поверхностными водными объектами для хоз-питьевых, гидро-энергетических и нужд обеспечения обороны (такие объекты в обособленное водопользование могут быть предоставлены юрлицам)..не предоставляются, если объекты расположены на территории населенных пунктов…юрлицу необходимо получить госуд.акт на право государственного водопользования, где указаны срок, цель и сроки обособленного водопользования..получение гос.акта на право госуд.водопользования не исключает необходимости получения разрешения на специальное разрешение или комплексного природоохранного разрешения (п.2 ст.30 ВК)..водопользователи обязаны устанавливать знаки, содержащиеся о их деятельности на таких водных обьектах и частях, опубликовать эти сведения в СМИ и размещать на офиц.сайтах местных исполкомов…

в обособленное водопользование-до 25 лет, но если водопользователь настаивает, что ему он нужен на меньший срок-то гос.орган так и делает(только с согласия водопользователя..срок указывается в гос.акте на право обособленного водопользования)

В зак-ве прописан порядок предоставления водного объекта

3 стадии

1) Подача заявления

2) Принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении (мсд)-в течении 30 дней, кто принимает…

3) Оформление и выдача госуд.акта на право обособленного водопользования

 

3. Аренда поверхностных и водных обьектов для рыболовства (только для разведения рыбы и ее продажи)-Вк-ст.32…положение о порядке предоставления поверхностных и водных обьектов для рыболовства (25 апреля 2015 г.)

Особенности аренды:

- осуществляется по договору аренды, заключ. Местными исполкомами с соответствующими субъектами (необходимо решение мсд)

Объекты-могут предоставлятся пруды и ободненные карьеры

Пруд, ободенный карьер - ст.1 вк

На срок от 5 до 25 лет, устанавливается в договоре (арендатор не вправе сдавать в субаренду)

- заключение договора аренды не исключает необходимости получения разрешения на специальное водопользование, комплексное природоохранное разрешение в случае, если технологии ведения рыболовства предусматривают сброс сточных вод, поверхностные воды (необходимо возвратить арендуемый поверхностный водный объект, после того, как будут проведены мероприятия по его восстановлению)

Ст.34 ВК-ограничение прекращения обособленного водопользования

Платежи-ст.35 ВК

ГЛ 7 ВК

 

5.

Охрана вод-система мер, направленных на предоставление еили ликвидацию загрязения засорения вод, а также на их сохранение и восстановление

- Нормирование-гл 4 ВК

- Установление водоохранных зон и прибрежных полос и режима осуществления в них хозяйственной или иной деятельности

- Создание и функционрование системы мониторинга, поверхностных вод, мониторинга подземны вод, локального мониторинга (ст.55-56 ВК)+положение о порядке проведения в составе национ.системе мониторинга окр.среды, мониторинга поверхностных вод и использования его данных (28 апреля 2004 года)

- Соблюдение требования к сбросу сточных вод и условий сброса карьерных дренажных вод (ст.47-49 ВК)

- Учет добываемых подземных вод, сточных вод (ст.57)

- ликвидация гидротенических, не подлежащих дальнейшему использованию и иных мер, … (ст.51 ВК)

- ведение государственного водного кадастра (ст.58 ВК), а также положение о порядке ведения госуд.водного кадастра. (2015 г.)

- контроль за охраной и использованием вод (ст.59)

Особенности установления

Тема Правовой режим лесов

1. Леса как объекты использования и охраны. Законодательство о лесах;

2. Госрегулирование (управление) в области использования и охраны лесов;

3. Право лесопользования;

4. Правовая охрана лесов;

5. Нарушение законодательства.

6. Леса как объекты использования и охраны. Законодательство о лесах;

1. Леса как объекты использования и охраны. Законодательство о лесах

Лес - совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях.

В соответствии со ст. 4 ЛК, леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли, предоставленные для нужд лесного хозяйства, образуют лесной фонд.

Распределение лесов на группы и категории защитности, перевод их из одной группы в другую осуществляются Советом Министров Республики Беларусь в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

К первой группе относятся:

• леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

• леса особо ценных участков лесного фонда, имеющие генетическое,

научное и историко-культурное значение;

• водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах

водоохранных зон по берегам водных объектов);

• защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль

железных дорог и автомобильных дорог общего пользования);

• санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса)).

Вторую группу составляют леса, не вошедшие в первую группу (эксплуатационные леса). Согласно земельному законодательству земли лесного фонда являются самостоятельной категорией земель и подразделяются на две части – покрытые лесом и не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства (ст. 3, 125 КоЗ). При этом следует обратить внимание на то, что леса могут произрастать также на землях иных категорий (на землях водного фонда, транспорта, населенных пунктов, природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, промышленности, обороны, связи, энергетики). Территория, занимаемая лесами, таким образом, значительно шире земель лесного фонда.

В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь, ст. 7 ЛК леса являются исключительной собственностью государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан и в общегосударственных интересах.

ТЕМА: Источники природоресурсного права

1. Понятие и особенности источников ПП;
2. Система природоресурсного законодательства;
3. Конституционные основы ПП;
4. Закон "Об охране окружающей среды", место и роль в системе ПП
5. НПА, регулирующие природоресурсные отношения.

 

1. Источники ПП - НПА (в основном), содержащие нормы, регулирующие природоресурсные отношения.

Особенности источников.

1) значимая часть природоресурсных норм содержится в законах, в т.ч. кодексах (4 кодифицированных НПА): КоЗ от 23.07.2008 #425; ЛК от 14.07.2000 #420; ВК от 30.04.2014 # 149; ЗоЖМ от 10.07.2007 #257; ЗООС от 26.11.1992; КоН от 14.07.2008 # 406; ЗоРМ от 14.07.2003 #205.
2) нормы, на основании которых регулируется природоресурсные отношения, создаются также в источниках иных отраслей права.
3) в числе источников значимое число занимают международные правовые акты(практически по каждому КПС есть международные соглашения).
4) в редких случаях в качестве источника может выступать правовой обычай (ст.222ГК РБ; ст. 40 ЗоРМ).

в данных нормах - обращение в собственность.

2. Система природоресурсного законодательства.

Ст.5 Закона «О НПА»

НПА приводится в единую систему, характеризуется внутренней согласованностью и обеспечивает правовое регулирование общественных отношений путем определения иерархии НПА. Основой иерархии во всей системе иерархии является юридическая сила НПА:

1) Специальные НПА (КоН, КоЗ);
2) Общие НПА (регулируют иные общественные отношения, но может создать нормы, которые регулируют природоресурсные отношения), (УК, КоАП, ГК).
3) Международные НПА

Можно провести следующую классификацию НПА, являющиеся источниками ПП:

- по содержанию: общие и специальные;
- по юридической силе: в зависимости от ратификации;
- по уровню нормотворчества: международные и национальные.

Ст.2 ЗООС – устанавливается приоритет природоресурсного законодательства над природоохранным в регулировании соответствующих отношений. Нормы, разграничивающие законодательство содержатся в ст.2 конкретных головных природоресурсных актов.

При построении системы природоресурсного законодательства руководствуются двумя подходами:

1) ПП – самостоятельная отрасль права;
2) ПП – совокупность отраслей.

3. Значения Конституции:

- на основе конституционных норм формируется вся система законодательства, в том числе природоресурсного;

- основные положения также определены в Конституции;

- К закладывает экономическую основу природоресурсных отношений, в частности право собственности на природные ресурсы;

- К определяет гарантии в природоресурсной сфере.

Нормы, содержащиеся в К и имеющие природоресурсное содержание условно можно разделить на 4 группы:

1) имеющие непосредственную взаимосвязь с таким ключевым правом, как право каждого на благоприятную окружающую среду (ст.46;24;34;35-37, 40, 45 К РБ)
2) устанавливающие экономические основы природоресурсных отношений (ст.9, 13, 44)
3) определяющие основы природопользования (ст.46)
4) закрепляющие основы ответственности за нарушение природоресурсного законодательства (ст.44, 46, 60).

(Норм о моральном вреде – ст.14 ЗООС).

4. Закон "Об охране окружающей среды", место и роль в системе ПП

Применение данного НПА явилось результатом наличия большого объема НПА природоохранной и природоресурсной направленности. С другой стороны, данный НПА позволил внедрить ряд новых механизмов, в том числе в природоресурсной сфере.

Место и роль ЗООС определился следующими особенностями:

1) установлены общие принципы и подходы в регулировании, в том числе природоохранные отношения;
2) головной (базовый) З в компоексной связке ООС и использование природных ресурсов;
3) является актом, который направлен на консолидацию, в том числе и природоресурсного законодательства;
4) определяет общий уровень правового воздействия, в том числе на сферу использования природных ресурсов;
5) способность к формированию, в том числе системы природоресурсного законодательства.

ЗООС не в полной мере консолидирует систему природоохранного и природоресурсного законодательства, т.к.:

1) в системе природоресурсного законодательства -4 кодекса, которые по юр силе выше закона;
2) ч.1 ст.2 ЗООС (не устанавливается приоритет закона, он ставится вровень с др. законами природоохранной и природоресурсной сферы);
3) ч.2 ст.2 ЗООС.

 

5. Влияние МП ОС и природопользования на формирование национально-правововых норм обусловлено следующими факторами:

1) многие правовые идеи, лежащие в основе правового регулирования восприняты из МП;
2) появление целых институтов связано с применением международных норм (норма о biodiversity);

ст.8 К - приоритет общепризнаных принципов МП и обеспечивающиеся соответствие им законодательства.

Нормы права, содержащиеся в МД РБ:

1) подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из МД следует, что для применения таких норм требуется суд. внутригосударственный НПА;
2) имеет силу того НПА, которым выражено согласие РБ на обязательность для нее соответствующего МД;
3) признается частью действующего на территории РБ законодательства.

Все МНПА природоресурного содержания подлежат непосредственному применению. МД- международный договор.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.115 с.)