ТЕМА Право природопользования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА Право природопользования



1. Понятие и виды;
2. Право общего природопользования;
3. Признаки специального природопользования;
4. Права и обязанности ПП-пользователей;
5. Общая характеристика правовых форм ПП;
6. Защита прав ПП-пользователей.

 

1. В объективном смысле ПП - совокупность правовых норм, установлевающих порядок использования природных ресурсов.

В субъективном, -это объем прав и обязанностей субъектов осуществляющих использование природных ресурсов.

Данные права и обязанности возникают при закреплении за конкретным ПП-пользователем природных ресурсов и состоит в праве непосредственной эксплуатации природного ресурса.

Виды:

- от вида использованногоприродного ресурса:

1) землепользование (подвиды ст. 6,7 КоЗ);
2) водопользование (ст. 38 ВК);
3) недропользование (ст. 28 ВК);
4) лесопользование (ст. 36 ЛК);
5) пользование объектами животного мира (ст. 24 ЗоЖМ);
6) пользование объектами растительного мира (ст. 44 ЗоРМ).

- в зависимости от основания возникновения:

1) общие ПП;
2) специальные ПП.

- в зависимости от очередности использования:

1) первичные;
2) вторичные.

- в зависимости от круга лиц, учавствующих в ПП:

1) обособленные;
2) совместные.

- по признаку срочности:

1) бессрочные;
2) временное.

2. Признаки общего природопользования -ч.2 СТ. 16 ЗООС: 1) не требуется разрешение; 2)без закрепления природных ресурсов за пользователями; 3) без взимания платы; 4) осуществляющуюся для удовлетворения собственных потребностей; 5) Субъекты- только физические лица (в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих как результат рождения и существования человека.

3. Специальное ПП- ч.3 СТ.16 ЗООС; представляет собой осуществляющиеся ПП в процессе экономической деятельности.

Признаки:

1)разрешительный характер. Разрешается ФЛ и ЮЛ только на основании решений специальных уполномоченных органов (исполкомы, мСд, Минприроды, Миндесхоз);
2)платный характер - СТ.16,83 ЗООС. Если иное не установлено законодательными актами;
3)целевой характер. Госорган указывают цель, для осуществления которой предоставлен природный ресурс (земли, зем.участки распределяются по категориям земель в зависимости от их целевого назначения и правового режима их использования и охраны). Использование природных ресурсов не по целевому назначению - основание прекращения права специального природопользования.
4)Рациональный характер - установление использования природных ресурсов без снижения его первоначальной кадастровой оценке. Критерием установленности выступают данные соответствующего гос.кадастра.
5)Установление сроков ПП: бессрочное ПП

Временное(1.краткосрочное(водопользование до 5 лет) и долгосрочное(землепользование до 99 лет)-аренда и концессия).

Проблема: законодатель указывают на общ. ПП, а в том или ином случае отсутствуют признаки общего ПП. К общ.пользованию объектов животного мира причисляются виды, на которые требуется специальное разрешение: охота - СТ.25 ЗоЖМ.

В качестве субъектов водопользования могут выступать как ФЛ, так и ЮЛ -СТ.25 ВК.

В качестве землепользователей, которые обладают правом на осуществление определенной деятельности с недрами на предоставленный им земельный участок могут выступать не только ФЛ, но и ЮЛ - СТ.17 КоН. => существующие проблемы разграничения права общего и специального природопользования. Нет универсального признака, который бы подходил для всех случаев общего или специального ПП. Существует позиция, что таким универсальным признаком является его осуществление в процессе экономической деятельности, но и здесь есть исключения (пароходство).

Существует понятие право общего пользования объектов животного мира, право пользования объектов растительного мира, право общего водопользования, но отсутствуют такие понятия, как право общ. землепользования, недропользования. => нет терминологического единообразия (СТ.263 ГК; СТ. 17 КоН).

 

4. Права и обязанности возникшие с момента получения документов, удостоверяющих право природопользования.

Наиболее общие права:

- иметь право собственности на результат своей деятельности;
- самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность;
- использовать для своих нужд иные природные ресурсы;
- возводить строения, сооружения, соответствующие целям пользования.

Наиболее общ. обязанности:

- рационально использовать природные ресурсы;
- использовать в соответствии с целевым назначением и условиями предоставления;
- осуществлять комплекс мероприятий по охране природных ресурсов;
- не нарушать права других пользователей.
- Конкретный перечень в зависимости от вида ПП установлен в соответствующем головном законе, регулирующем охрану и использование того или иного КПС.

5. Общая характеристика правовых форм ПП

Правовые формы ПП можно разделить:

1)по правовой природе: - гражданско-правовую природы(вещные и обязательственные права); - имеющие административно-правовую или публичную природу;
2)по целям использования, которые определяются отраслевым законом для каждого вида ПП:

- По срокам (-постоянное ПП, - временное ПП).

Право пожизненно наследуемого владения земельным участком для ведения КФТ (правовая природа, цель, срок).

6. Способы защиты:

1) происходит из понимания КПС как вещей ст.11 ГК (восстановление положения, существующего до нарушения права; признание недействительным акта госоргана; возмещение убытков; принуждение к исполнению обязательств) виндикационный иск – ст. 282 ГК, негаторный иск – ст. 285 ГК;
2) происходит из понимания ПС как КПС. В качестве способов можно рассматривать приостановление или запрет хозяйственной деятельности в случае нарушения экологических требований; возмещение вреда, причиненного ОС; возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу ЮЛ.

ТЕМА Правовой режим недр

1. Недра как объект использования и охраны законодательства о недрах;
2. Право пользования недрами;
3. Право охраны недр;
4. Право пользования недрами;
5. Ответственность за нарушение законодательства о недрах.

1. Недра - часть земельной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при отсутствии ниже земельной поверхности...

Особенности:

1) является КПС;
2) выступает объектом самостоятельных отношений, складывающийся по поводу использования, в тч охраны недр;
3) верхняя и нижняя граница недр законодательством не устанавливается;
4) разграничение недр и земельных участков производится с учетом цели использования.

Значение недр:

- экономическое;
- экологическое;
- природно-оздоровительное.

2. Гос. Регистрация в области использования и охраны недр

В ст. 8 КоН содержится исчерпывающий перечень органов, которые осуществляют гос. Управление и регистрацию в области использования и охраны недр:
- Президент (ст. 9 КоН);
- Совмин РБ (ст.10 КоН);
- Минприроды (ст. 11 КоН);
- МЧС РБ (ст. 12 КоН);
(безопасность) (ст. 13 КоН);
- местные советы депутатов (утверждено территориальной программой по использованию и охране недр в пределах АТЕ);
- исполкомы (ст. 13 КоН).

3.  Право пользования недрами

В объективном смысле – система правовых норм, регулирующая пользование и условия предоставления и использования участков недр, права и обязанности недропользователей.

В субъективном – совокупность прав и обязанностей, приобретенных ими, в соответствии с предоставленными участком недр, в пользование.

Виды и сроки пользования недрами:
1) Геологическое изучение недр – до 5 лет (Гл. 9 КоН);
2) Добыча полезных ископаемых – на срок, определенный проектной документацией, но не больше 50 лет;
3) Использование подземных пр-в в измен., пред. Ст 27 КоН
Гл. 12 КоН
(для строительства какого- либо сооружения: Белкалий);
со строительством и (или) эксплуатацией подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых – срок, определенный проектной документацией.
4) использование геотермальных ресурсов недр – на срок, определенный проектной документацией, но не больше 50 лет (глава 11 КоН),
При передаче участков недр по концессии (инвестиционному договору срок определяется договором, но не больше 99 лет) срок пользования недрами исчисляется со дня возникновения у пользователей права пользования недрами. В этот период включается время, необходимое для восстановления нарушенного состояния земель.
Объекты – ст. 3 КоН (горный отвод);
Субъекты – ст. 4 КоН;
в качестве правовых основ пользования недрами выделяют:
а) акт, удостоверяющий геологический/горный отвод;
б) свидетельство о гос. Регистрации работ по геологическому изучению недр;
(документы, удостоверяющие право землепользования на земельный участок (при пользовании недрами в соответствии с п.1 ст.17 КоН));
в) разрешение на специальное водопользование: при заборе землепользователем подземных вод в объеме не более 5 см3 /в суткипри эксплуатации сооружений в недрах предназначенных для забора подземных вод.
Право пользования недрами возникает со дня государственной регистрации указанных выше документов.
Недропользователь не может быть вторичным, т.е. пользователь не вправе передавать, предоставленное ему право иным лицам.
Перечень случаев, когда пользование запрещено (огр. – п. 4 ст. 30 КоН (ООПТ, территория радиационных загрязнений).
Пользование недрами является платным, кроме п.1 ст. 17 КоН.
Концессию недр смотреть в теме концессии.
Предусмотрен особый порядок пользования недрами для землепользователей/ собственников, владельцев и арендаторов зем. участков – ст. 17КоЗ.
Право землепользователя:
- добыча общеспространенных полезных ископаемых до 5 м, если больше – нужнен акт, удостоверяющий горный отвод;
- использование и (или) эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых до 5 м;
- использование полезных ископаемых, извлечение из недр, при строительстве подземных частей, зданий, сооружений и иных объектов, не связанных с пользованием недр;
_ использование и эксплуатация буровых скважин, колодцев и иных сооружений, предназначенных для забора п.в.

Эти мероприятия они осуществляют:
а) в установленном порядке;
б) в границах их земельных участков;
в) для целей, не связанных с извлечением полезных ископаемых;
г) без горного отвода;
д) без установления нормативов в области использования и охраны недр.
Порядок предоставления участков недр – гл. 6 КоН.
Случаи, приостановления и прекращения права пользования – гл. 8 КоН.

4. Право пользования недрами

Система мер, направленная на обеспечение рационального использования недр, предупредить их истощение и загрязнение в интересах удовлетворения экономических потребностей населения, ООС.

Меры охраны – гл. 13, ст. 65 КоН основное требование по рационализации использования и охраны недр. (5-6 мер + 1 из них подробно!!!)

 

5. ст. 85 КоН - лица, нарушающее законодательство о недрах несущие административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.

В новом КоН законодатель отходит от практики перечисления основных правонарушений в области использования и охраны недр, как это было в ст. 53 утв. КоН.

Административная ответственность нар. права государственной собственности на недра и это определяется в КоАП - ст. 10.1, 15.18,15.19,15.20 КоАП.

Единственный состав, относящийся к данной сфере - ст. 271.

Ответственность, учитывающая имущественную и природоохранную состовляющую недр:

- Имуществ - признание сделок с недрами недейств. (недра не могут быть предметом отчуждения, тк находятся в исключительной государственной собственности - (возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу граждан, имуществу ЮЛ);

-Природоохр. - возмещение вреда, причиненного ОС (по нормам эк. зак-ва У П #348.

 

Возмещение морального вреда - (имуществ).

Специальные меры воздействия (пред-еы в КоН) применяются при нарушении законодательства о недрах - ст. 86 - самовольное пользование недрами.

-Прекращение без возмещения затрат, производится за время самовольного пользования недрами;

- Приведение участков недр в состоянии пригодного, для их дальнейшего использования.

Решение применяется госорганами, исполком на жто или судом.

ст. 86 КоН

Приостановление (запрет) деятельности (по правилам экологического законодательства).

ПСМ #260 от 29 февраля

ТЕМА Правовой режим вод

1. Воды как объекты использования и охраны;
2.
Законодательство в области использования и охраны вод;
3.
Государственное регулирование (управление);
4.
Право водопользования;
5-6.
Правовая охрана вод и ответственность за нарушение законодательства о водах.

1.  Водные ресурсы – это поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной и иной деятельности (ст.1 ВК).

водный объект – сосредоточение природных вод на поверхности суши либо в горных породах, имеющее характерные формы распространения и черты режима; (ст.1 ВК).
водные ресурсы – запасы поверхностных и подземных вод данной территории; (ст.1 ВК).
воды – вся вода, находящаяся в водных объектах; (ст.1 ВК).

Воды – самостоятельный КПС, который выступает объектом водных отношений. (ст.1 ВК).

Классификация:
1) по расположению:
- поверхностные (водотоки, водоемы, родники) – ст. 5 ВК;
- подземные (находящиеся ниже уровня земной поверхности…)

2) по происхождению:
-естественные;
- искусственные

3) по физ. Свойствам:
- пресные;
- минеральные;
- термальные

4) по назначению:
- питьевые;
- хоз-технические;
- лечебные;
- сточные.

Экологическая составляющая – статус поверхностных водных объектов и их частей. Показатели определяются при проведении мониторинга поверхностных вод:
-отличное;
- хорошее;
- удовлетворительное;
- плохое;
- очень плохое.

Специальное – обязательное использование гидро-технических сооружений.

Осуществляет Минприроды РБ. Отражается в государственном водном кадастре и размещается на официальном сайте Минприроды.

Необходимо учитывать:
- все воды на территории РБ – исключительная собственность государства;
- ст. 8 ВК;
- право собственности на добытую (изъятую) воду принадлежат водопользователю, осуществляющему ее добычу на законных основаниях.
Обособл. В об. Недвиж. Им-во (ст.130 ГК).

2. - НПА, комплексно регулирующий общественные отношения по поводу охраны и использования вод (ВК от 30 апреля 2014), вступивший силу спустя год (свидетельствует о важности данного акта).

СТ. 2 ВК - круг общественных отношений, подлежащих правовому регулированию (связанный с охраной и использованием вод, возникающих в области питьевого водоснабжения, сан-эпидем. благополучия населения...).

Головной акт в области питьевого водоснабжения - З "О питьевом водоснабжении".

Закон "О питьевом водоснабжении"

Подземные воды - недра => сначала смотрим законодательство о недрах, затем о водах.

Питьевое водоснабжение - сначала о водах, затем о питьевом водоснабжении.

Международные договоры:

1)Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющее международное значение (Указ от 25 мая 1992);

2)Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр (Указ от 21 апреля 2003).

Гармонизация законодательства осуществляется в том числе, в соответствии с Постановлением Международной Ассамблеи государств участников СНГ "О модельном ВК от 16 ноября 2007 #27.

ПМС "О некоторых мерах по реализации ВЕ от 2 марта 2015 - утверждено несколько положений.

Указ "О компетенции природоохр - разр. от 17 ноября 2011.

Положение "О порядке выдачи компл. прир. разреш" утв. ПМС от 2011 года.

3. Гл. 2 ВК - закрепляется компетенция госорганов:

1)Президент (СТ 10 ВК);

2)Совмин РБ (ст. 11);

3)Минприроды РБ (ст. 12 ВК);

4)мСд;

5)местные исполнительные и распорядительные органы.

4. Водопользование - использование водных ресурсов и (или) воздействия на водные объекты при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Право водопользования - совокупность правовых норм, регулирующие порядок рационального пользования водами.

Водопользователи - ЮЛ, граждане, в том числе ИП, которые используют природные ресурсы и (или) оказывают воздействие на водные объекты при осуществлении хозяйственной или иной деятельности (отличать от водопотребителей - получают в установленном порядке воды для собственных нужд (не являются субъектами в отн.)).

Водные объекты:

- общее;

- специальное;

- обособленное.

Делится на 2 случая:

1. обособленное водопользование прудами-копанями, расположенными в границах земельных участков, предоставляющиеся соответствующим лицам и техническим водными объектами (на основании док-тов, удостоверяющих права земельных участков…срок водопользования определяется сроком пользования земельными участками, на которых расположены объекты)

2. обособленное водопользование поверхностными водными объектами для хоз-питьевых, гидро-энергетических и нужд обеспечения обороны (такие объекты в обособленное водопользование могут быть предоставлены юрлицам)..не предоставляются, если объекты расположены на территории населенных пунктов…юрлицу необходимо получить госуд.акт на право государственного водопользования, где указаны срок, цель и сроки обособленного водопользования..получение гос.акта на право госуд.водопользования не исключает необходимости получения разрешения на специальное разрешение или комплексного природоохранного разрешения (п.2 ст.30 ВК)..водопользователи обязаны устанавливать знаки, содержащиеся о их деятельности на таких водных обьектах и частях, опубликовать эти сведения в СМИ и размещать на офиц.сайтах местных исполкомов…

в обособленное водопользование-до 25 лет, но если водопользователь настаивает, что ему он нужен на меньший срок-то гос.орган так и делает(только с согласия водопользователя..срок указывается в гос.акте на право обособленного водопользования)

В зак-ве прописан порядок предоставления водного объекта

3 стадии

1) Подача заявления

2) Принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении (мсд)-в течении 30 дней, кто принимает…

3) Оформление и выдача госуд.акта на право обособленного водопользования

 

3. Аренда поверхностных и водных обьектов для рыболовства (только для разведения рыбы и ее продажи)-Вк-ст.32…положение о порядке предоставления поверхностных и водных обьектов для рыболовства (25 апреля 2015 г.)

Особенности аренды:

- осуществляется по договору аренды, заключ. Местными исполкомами с соответствующими субъектами (необходимо решение мсд)

Объекты-могут предоставлятся пруды и ободненные карьеры

Пруд, ободенный карьер - ст.1 вк

На срок от 5 до 25 лет, устанавливается в договоре (арендатор не вправе сдавать в субаренду)

- заключение договора аренды не исключает необходимости получения разрешения на специальное водопользование, комплексное природоохранное разрешение в случае, если технологии ведения рыболовства предусматривают сброс сточных вод, поверхностные воды (необходимо возвратить арендуемый поверхностный водный объект, после того, как будут проведены мероприятия по его восстановлению)

Ст.34 ВК-ограничение прекращения обособленного водопользования

Платежи-ст.35 ВК

ГЛ 7 ВК

 

5.

Охрана вод-система мер, направленных на предоставление еили ликвидацию загрязения засорения вод, а также на их сохранение и восстановление

- Нормирование-гл 4 ВК

- Установление водоохранных зон и прибрежных полос и режима осуществления в них хозяйственной или иной деятельности

- Создание и функционрование системы мониторинга, поверхностных вод, мониторинга подземны вод, локального мониторинга (ст.55-56 ВК)+положение о порядке проведения в составе национ.системе мониторинга окр.среды, мониторинга поверхностных вод и использования его данных (28 апреля 2004 года)

- Соблюдение требования к сбросу сточных вод и условий сброса карьерных дренажных вод (ст.47-49 ВК)

- Учет добываемых подземных вод, сточных вод (ст.57)

- ликвидация гидротенических, не подлежащих дальнейшему использованию и иных мер, … (ст.51 ВК)

- ведение государственного водного кадастра (ст.58 ВК), а также положение о порядке ведения госуд.водного кадастра. (2015 г.)

- контроль за охраной и использованием вод (ст.59)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.069 с.)