Экспансия восточных кочевых народов на земли Приазовья и Подонцовья. Киммерийцы, скифы, сарматы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспансия восточных кочевых народов на земли Приазовья и Подонцовья. Киммерийцы, скифы, сарматы.



На территории Донбасса в дославянский период в разное время жили представители многих других народов, приходивших с Юга и Востока. Как считал академик В.Мамутов, «ветер с Юга и Востока» преобладал нал «ветром с Запада и Севера». Дославянские аборигены были здесь на протяжении веков из всех народов, пересекавших степи Донбасса сложился сплав различных этносов. Он представляет собой сложившуюся общность, отражающую самобытность края, особенность его, силу.

Этот процесс происходил на протяжении веком, в которые одни этносы сменяли другие, а также ассимилировали третьи, все вместе формировали определенные устои жизни, перенимали отдельные элементы культуры, взглядов, устройства, языка, верований.

К IX ст. д.н.э. люди научились выплавлять железо, что изменило коренным образом их занятия и общественно-экономическую систему. Изменение климата, засуха расширили степные районы, и значительная часть народов ушла в поисках более благоприятного климата. В степной полосе в основном остались те племена, которые занимаясь скотоводством, сумели приспособиться к климату, но вынуждены были кочевать по степи в поисках подножного корма для скота и удовлетворения своих нужд.

Таким образом, в IX в. до н.э. степи вновь, более чем на 15 веков, заселяют кочевники.

Одним из первых, известных науке народов, были киммерийцы. В начале VПI ст. д.н.э. причерноморские степи захватили пастушеско-хлеборобские племена киммерийцев.

Их относят к ираноязычным народам. Степные коевники были активные и воинственные, в своих походах они доходили до Малой Азии. Так, в ассирийских клинописных глиняных табличках содержатся сведения о разгроме киммерийцами в 714 г. до н.э. урартского царя Русы I. Походы киммерийцев в Малую Азию продолжались и при скифском владычестве, после изгнания их из Северного Причерноморья. На короткое время они даже создали здесь свое государство. Ассирийцы называли страну киммерийцев в Малой Азии Гаммир. В VII в. до н.э. киммерийская культура Северного Причерноморья полностью сменяется скифской.

Киммерийцы вели подвижный, кочевой образ жизни и оставили в наследство потомкам свои погребения и клады. Своих поселков у них не было. Они хоронили своих умерших в курганах бронзового века, и иногда возводили свои насыпи.

В Донбассе наиболее известностно киммерийское погребение у села Черногоровка в Бахмутском уезде (часть современного Артемовского района), раскопанное в начале XX века Городцовым В. А. Погребения этого времени обнаружены также у сел Луганка, Веселая Долина, Камышеваха Артемовского района. Многие изделия из киммерийских погребений были привозными с запада (в основном посуда) и Кавказа (мечи, украшения). В могилах находили бронзовые удила, детали конской сбруи и уздечного набора, литые и костяные наконечники стрел, редкие украшения из золота, глиняные кубки и корчаги, бляшки, костяные застежки, иногда дорогую посуду, цилиндрические сверленые каменные молоты, биметаллические (т.е. сделанные из железа и бронзы) мечи и кинжалы.

    С VП ст. д.н.э. по донецкой степи кочевали ираноязычные племена скифов или скитов. Сами они себя называли сколоты.

До нашествия в Восточную Европу скифы были кочевыми скотоводами, обитавшими на далеких просторах Азии. В процессе своего продвижения в Европу они столкнулись с киммерийцами и покорили их. Известны военные походы скифов в Переднюю Азию, прошли Сирию, Палестину и дошли до Египта. Свои походы они совершали их Причерноморья, где обосновалась большая группа скифов. После походов VI в. д.н.э. они вернулись в Причерноморье и на Северный Кавказ.

Знакомство с древней ассирийской и вавилонской культурой оказало большое влияние на развитие скифского общества, формирование скифского искусства, что привело к формированию классической скифской культуры.

О пребывании скифов в донецких степях в VI в. до н.э. свидетельствует уникальная каменная статуя из села Ольховчик (г. Шахтерск). Она изображает бородатого скифского воина в полном боевом облачении. Возле городов Новоазовск и Славяногорск найдены бронзовые втульчатые наконечники стрел и железные мечи-акинаки с характерным перекрестием в форме бабочки.

К концу VI в. до н.э. относится самая героическая страница истории скифов. В 512 г. до н.э. персидский царь Дарий I пытался захватить скифские земли, дошел до азовских степей, но потерпел неудачу. Подробно об этих событиях пишет Геродот и другие античные авторы.

В V в. до н.э. культура скифов достигает своего наивысшего расцвета. Современником скифов этого периода был Геродот. Он описал греческие и скифские легенды о происхождении скифов, их обычаи, образ жизни, одежду и пищу, религию, погребальный обряд, известные ему события скифской истории. Свидетельства Геродота являются бесценным источником по истории и географии скифов.

Согласно Геродоту, в степях к востоку от Борисфена (Днепр) до Геррос (Молочная) жили скифы-кочевники, а дальше до Меотиды (Азовское море) и до Танаиса (Дон) находились земли царских скифов, которые называли всех остальных своими рабами. В IV в. д.н.э. земли донецкого края входили непосредственно во владения скифского царства Антейя. Царские скифы управлялись могущественными владыками. Их могилы находились в области Герры (современная Запорожская область). Скифы кочевали по степи со своими стадами, почти не делая остановок. В Донецкой области найдены следы только двух таких кратковременных скифских стоянок. Одно из них, наиболее крупное, находится у села Райгородок близ Славянска.

Общественный строй у скифов был военной демократией, основная власть была сосредоточена у вождей. Курганы – захоронения для вождей насыпались очень богатые. Археологами раскопаны курганы возле Мариуполя, ст. Яма Донецкой области, сел Каменка, Городище Луганской области.

В Донбассе археологи нашли более десятка скифских курганных захоронений V-II вв. до н.э. Наиболее известны два из них – Двугорбая Могила близ Мариуполя и Передериева Могила у Шахтерска. К сожалению, они были ограблены еще в древности. Находки в Двугорбой Могиле практически полностью соответствуют картине погребения царя, описанной Геродотом. После смерти владыки его тело бальзамировали и в течение 70 дней возили на деревянной двуколке по подвластным территориям. Затем его привозили в местность, где находились царские могилы. Вырывали глубокую яму и подземные камеры и хоронили туда царя вместе со своими слугами, лошадьми и большим количеством вещей. Погребали также котел с заупокойной пищей, двуколку, телохранителей. Сверху насыпали большой курган. Главной находкой Передериевой могилы стал золотой шлем с изображением сцены сражения. Золотой шлем был изготовлен по заказу богатого скифа в одной из греческих ювелирных мастерских, скорее всего, в Боспорском царстве. Здесь делалось много золотых художественных изделий для скифской знати.

Менее значительные скифские захоронения обнаружены в окрестностях Мариуполя, у сел Шевченко Володарского района и Стыла Старобешевского района, у города Новоамвросиевка. В них также содержались предметы вооружения, остатки пластинчатых медных и железных панцирей, детали конской упряжи, обломки бронзовой греческой посуды, бляшки в скифском зверинном стиле.

Во время постоянных перемещений по степи семьи скифов и их небогатый скарб находились в больших шестиколесных войлочных кибитках, запряженных безрогими быками. Весь день скифские мужчины проводили в седле. Одеждой им служили кожаные или металлические пластинчатые доспехи, бронзовые шлемы греческой работы, боевые пояса. Главными видами холодного оружия были акинаки, копья, чеканы. Скифы были прекрасными наездниками и стрелками из лука, который был сильно изогнут, отличался небольшими размерами и мощностью. Стрелы делались из тростника. Стрелы (до 300 штук) и лук помешались в специальный футляр - горит. Единичные находки скифских бронзовых стрел известны практически по всей Донецкой области.

    В III ст. д.н.э. центром скифского царства был Неаполь Скифский (недалеко от Симферополя). Письменности скифы не оставили.

В III ст. д.н.э. в донецкие степи вторглись племена сарматов. По сравнении со скифами сарматы находились на более низком уровне развития. Они принадлежали к ираноязычным кочевым племенам и сформировались в Поволжье почти одновременно со скифами. Еще в VI - IV в. д.н.э. сарматы занимали земли к востоку от Дона. Геродот сообщал, что «за рекой Танаисом (Дон) уже не скифская земля: первый из тамошних участков земли принадлежал савроматам, которые от Меотийского озера (Азовского моря) заняли пространство на 15 дней пути к северу».

Римские писатели называли занятые сарматами причерноморские степи Европейской Сарматией, а территории к востоку от Дона — Азиатской Сарматией. Записал Геродот и легенду о происхождении сармат. Согласно этой легенде, савроматы произошли от заблудившихся на корабле воинственных женщин - амазонок и молодых скифов. В сарматском обществе действительно сохранились пережитки матриархата, и военное ремесло не было чуждым сарматским женщинам.

В Ш-П вв. д.н.э. сарматы начинают постепенно теснить скифов. Границы их земель заметно сократились, и они были вынуждены откочевать на запад за Днепр и в крымские степи. В Крыму скифы смешались с местным таврским населением и еще долго сохраняли свои язык и обычаи.

Таким образом, в степях Причерноморья во II в. д.н.э. установилось господство сарматских племен. Римский историк Диодор Сицилийский сообщал, что сарматы «опустошили значительную часть Скифии и превратили большую часть страны в пустыню

Античные авторы упоминают несколько наиболее крупных сарматских племен. Ими были аорсы, языги, роксоланы, сираки и аланы. Сарматские племена полностью покорили Скифию, Тамань и земли Северного Кавказа. Под их контролем оказались все греческие полисы Северного Причерноморья. Особенно сильным было влияние сармат в Боспорском царстве.

В донецких степях известны только могилы кочевых сармат. Они изредка встречаются под небольшими курганными насыпями. У села Новолуганское Артемовского района найдено воинское мужское погребение. Воина сопровождали железные нож и кинжал, лук, колчан со стрелами (более 80 шт.) и бронзовый котел. Наконечники сарматских стрел выкованы из железа и имеют три лопасти. Женское сарматское захоронение раскопано у села Васильевка Старобешевского района. Среди находок выделяются круглое серебряное зеркало и золотые украшения. К сарматскому времени относится разрушенный курган у поселка Острый Марьинского района. В нем обнаружены фрагменты римских амфор, сарматский железный меч и очень крупная пластина, которая защищала грудь боевого коня. Предметы вооружения и конская сбруя найдены в сарматском кургане у поселка Квашино Амвросиевского района. Здесь сохранились железный меч и тяжелые железные наконечники копий. Этим оружием обладал тяжеловооруженный всадник - катафрактарий. Катафракта - действующая в сомкнутом строю тяжелая конница. Римляне взяли на вооружение это сарматское военное новшество. Жизнь кочевых сармат отличалась стабильностью на протяжении нескольких веков. Сарматы продолжали господствовать во всем Северном Причерноморье и с наступлением новой эры.

    В середине П тыс. д.н.э. в Восточной Европе появились многочисленные славянские племена. Это были земледельческие племена. Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности. Прародиной славян по археологическим данным была территория к востоку от реки Одер на западе и до Карпатских гор на востоке. О славянах сообщали греческие, византийские, римские, арабские источники. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тыс. д.н.э.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.009 с.)