Древнейший период. Освоение людьми территории современного Донбасса в первобытную эпоху. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнейший период. Освоение людьми территории современного Донбасса в первобытную эпоху.



 

Для первобытных обществ, существовавших на разных уголках планеты, были характерны общие черты развития. К ним относят присваивающий тип ведения хозяйства, основанный на собирательстве и охоте. Основой производственных отношений были коллективная собственность на средства производства, низкий уровень производительных сил. Распределение материальных благ было уравнительным.

В Донбассе заселение началось 150 тыс. лет назад в среднекаменном веке. На найденных стойбищах остались следы деятельности людей -  раздробленные кости съеденных животных, затупившиеся каменные орудия труда и осколки камня. Во время раскопок в пещерах были найдены очаги. Первобытные люди знали огонь, охотились на крупных животных, переходили с места на место в поисках пищи. Поскольку стойбища находились под открытым небом, то археологический материал сохранился плохо. Остатки стойбищ сохранились у города Амвросиевки на берегу реки Крынки, недалеко от Артемовска, в Макеевке, в Изюме, возле Луганска, у поселка Кирово Артемовского района. Все эти находки свидетельствуют о редком, но равномерном заселении края.

Основным камнем, из которого изготавливались орудия труда был кремень. Он был достаточно мягким для обработки, но быстро тупился. Кремневые орудия труда были найдены возле с. Зеленый Гай в Тельмановском районе. Это приблизительно 300-140 тыс. лет назад. Наиболее молодым является зубило, найденное на берегу р. Крынка возле г. Амвросиевка. Следы стоянок обнаружены возле сел Богородичное, Пришиба, Татьяновка в Донецкой области. В Луганской области стоянки найдены возле сел. Колесниковка, Веселая горка.

На стоянках Приазовья найдены кости оленей, лошадей, волков. Основным охотничьим оружием служили метательные копья с кремневыми наконечниками. Каменные орудия изготавливались с особой тщательностью. Скребла, ножи, остроконечники и другие инструменты имеют разнообразные формы. Большинство из них предназначалось для разделывания туш убитых животных. Люди умели изготавливать примитивную одежду из шкур животных и какие-то деревянные приспособления (древки копий, рукояти ножей, корзины, колотушки и пр.).

В 1968-1970 гг. донецкий археолог Д. С. Цвейбель исследовала стоянку древних людей в селе Белокузьминовка Константиновского района. Найдены нуклеусы, кремневые осколки, скребла и орудия с зубчатыми краями. Еще один памятник известен у поселка Курдюмовка недалеко от Артемовска. В древнем слое на глубине около 10 метров залегали кости древних бизонов и носорога, кремневые скребла и остроконечники.

После таяния ледников (14-12 тыс. лет назад) климат приблизился к современному. В лесах и степях, изрезанных речками, появились кабаны, быки, волки, лисицы, лошади. Люди стали селиться вдоль Северского Донца, Бахмутки, рек Волчьей, Деркула. Они занимались охотой, рыболовством, о чем свидетельствовали найденные топорики, наконечники стрел, ножи, черепки посуды.

Приазовские степи с их разнотравьем были благоприятны для разведения скота.

В позднем палеолите окончательно формируется родовая организация общества. Род включал несколько семей, ведущих совместное хозяйство. Родовой поселок в позднем палеолите состоял из 7-8 семей и насчитывал 30-40 человек. Браки внутри рода никогда не заключались. Образовать новую семью могли только представители разных родов. Роду принадлежали охотничьи угодья, добытые животные, поэтому каждый человек зависел от других жителей посел­ка и не мог жить в одиночку.

В VIII- III-тыс. д.н.э. палеолит сменился новым каменным веком, неолитом. Неолит – закономерное явление в экономическом и социальном (общественном) развитии древних обществ. Ее суть состоит в вынужденной резкой интенсификации труда, направленной на преодоление пищевого кризиса. Общества, основанные на производящей экономике, испытывают глубокую всестороннюю перестройку: складывается оседлость, развивается домостроительство, формируются новые культы и мифы о строении мира, происходят сдвиги в общественном устройстве. Многие неолитические племена полностью перешли к новым способам обеспечения себя пищей, другие (в основном в лесной зоне) по-прежнему занимались охотой и собирательством. Земледелие и скотоводство получили развитие, прежде всего в теплых районах, где были условия для выращивания урожая и выпаса скота.

В этом периоде человек стал использовать металл. В Донбассе во II тыс. д.н.э. уже широко применялись изделия из меди и бронзы. Это привело к разделению труда – появлению скотоводства и земледелия. Хозяйство стало производящим. Племена, населявшие Приазовье и Подонцовье, вели оседлый образ жизни, матриархат первобытного строя сменился патриархатом.

В Подонцовье проживали в основном племена днепро-донецкой культуры. Они были сосредоточены в бассейне Северского Донца, в междуречье Днепра и Дона (археологическая культура обозначает большую группу людей - несколько племен, которые жили на определенной тер­ритории, разговаривали на одном языке, вели одинаковое хозяйство и одинаковым образом строили дома, изготавли­вали посуду, каменные орудия и т.д.). На раннем этапе днепро-донецкой культуры керамика была еще неизвестна.

Племена имели много общего с современными им памятниками культуры. Это позволило объединить все памятники неолита в Днепро-Донецкую культуру, для которой характерна гребенчато-наколочная керамика. По мнению археологов, эта культура оформилась в IV – III тыс. д.н.э. Такие керамические изделия были найдены при раскопках на территории современного завода «Азовсталь». Там были найдены 22 захоронения с орнаментальным рисунком изделий, характерным от Днепра до Дона.

Прекрасные степи с огромным количеством животного мира был привлекательным для многих кочевых народов. Некоторые из них оставили свои следы пребывания на донецкой земле. Самым распространенными следами пребывания народов были погребения. В III- II тыс. д.н.э. в степях Приазовья оставили свои захоронения народы индоиранской общности – меоты-молокоиды.

Древнеямные захоронения совершались в обычных ямах.Древнеямная культура Донбасса сформировалась на основе местных энеолитических племен. Она датируется XXV-XXI вв. до н.э. Древнеямные поселения были обнаружены в Подонцовье и в Приазовье - у села Раздольное в Старобешевском районе. Древнеямники занимались в основном скотоводством, разводили лошадей, быков, коз, овец, свиней. Основная масса населения перекочевывала от одного пастбища к другому. Пастушество дополнялось земледелием. Удельный вес земледелия был невысок. Антропологически древнеямники были рослыми и хорошо сложенными людьми. Они были индоевропейцами. Индоевропейская общность сформировалась в энеолите и бронзовом веке и включает в себя предков мно­гих современных народов Евразии.

В I пол. II тыс. д.н.э. возле п. Пески Ясиноватского района катакомбные захоронения оставили кочевые племена скотоводов. Катакомбные могилы имели глубокий входной колодец и боковую камеру — подбой (она называлась катакомбой). В них найдены были кибитки, возы, металлические предметы.

Катакомбники также относились к индоевропейской общности. Племена этой культуры сменили древнеямников и существовали на обширных просторах в ХХП-ХVП вв. до н.э. в Приазовье. Древнеямные и катакомбные племена некоторое время сосуществовали. Их хозяйство было во многом таким же, как и у предшественников. Образ жизни был пастушеским. Редкие поселения были известны только в лесостепи. Одно из них найдено в Славяногорске. Сохранились в степи только подкурганные захоронения. В Донецкой области было исследовано около 500 катакомбных могил. Особенно много их в Славянском и Артемовском районах. По погребальным сооружениям и инвентарю видно, что в обществе уже имелась социальная и имущественная дифференциация. У некоторых воинов, погребенных в катакомбах, находили особые символы власти в виде сверленых булав из дорогого привозного камня. Выделялись также погребения ремесленников, мастеров-металлургов, скорняков и др.

В ХV д.н.э в Подонцовье из далекого Поволжья пришли многочисленные ираноязычные племена так называемой срубной археологической культуры. Свои следы пребывания они оставили – в с. Краснолиманское, Старобешево. Своих умерших племена хоронили в деревянных срубах – в срубных могилах сооружался невысокий прямоугольный бревенчатый сруб (часто он заменялся каменным ящиком).

Они полностью освоили донецкие земли. Экономика срубного общества была основана на комплексном земледельческо-животноводческом хозяйстве. Земледелие было преимущественно мотыжным. Основной сельскохозяйственной культурой был ячмень. Животноводство срубных племен было в основном придомным. В теплое время года скот свободно выпасался вокруг поселков, зимой содержался в загонах или в жи­лищах людей. Разводили в основном быков и овец. Часть продуктов давали охота и рыболовство. Земледельческо-скотоводческая экономика определила оседлый образ жизни срубных племен. Они проживали в больших посел­ках, расположенных на берегах рек и балок. Жилища имели вид полуземлянок и углублялись в грунт на 1,0-1,2 метра. В Подонцовье на поселениях у Усова Озера, Лиманского Озера, села Ильичевки Краснолиманского района найдены жилища, возведенные с использованием дерева. В южных районах области в качестве основного строительного материала использовался камень. Срубные мастера были прекрасными гончарами. Больших успехов достигла обработка кости. Из рога и кости делались наконечники стрел и гарпуны, пряжки, спицы, украшения, различные орудия для обработки шкур животных. Особое значение в жизни срубных племен занимала металлургия бронзы. Донецкие срубники не только использовали изделия из привозного металла, но и научились выплавлять свою медь. Карьеры по добыче медной руды располагались у сел Выскривка, Пилипчатино, Клиновое в Артемовском районе. После добавления в медь олова получался прекрасный прочный и легкоплавкий металл — бронза. На долговременных по­селках металлургов в Подонцовье (Усово Озеро и др.) из бронзы отливали разнообразные изделия: топоры, тесла, долота, ножи и кинжалы, украшения. Эта продукция распространялась не только в Подонцовье, но поступала в Приазовье и к северным племенам.

В I пол. II тыс. д.н.э. возле п. Пески Ясиноватского района катакомбные захоронения оставили кочевые племена скотоводов. Катакомбные могилы имели глубокий входной колодец и боковую камеру – подбой (она называлась катакомбой). В них найдены были кибитки, возы, металлические предметы.

Древнегреческий историк Геродот в своих трудах утверждал, что между Азовским морем и Доном жили племена амазонок. Там были найдены 70 захоронений воинственных женщин. А Плутарх называл Дон Амазонской рекой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.006 с.)