Архитектура центральной и Южной Америки ( VIII В. До Н. Э. -xvв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура центральной и Южной Америки ( VIII В. До Н. Э. -xvв. )



 Монументальные сооружения и религиозно-административные центры народов Майя: ступенчатые пирамиды, храмы и дворцы городов Тикаль, Ушмаль, Паленке.

     Строительные материалы и конструкции (щебень, известковый раствор, камень, дерево; плоские перемычки, ложные своды). Сооружения общественного и хозяйственного назначения (стадионы, резервуары).

    Архитектурные памятники государства инков на западном побережье Южной Америки: монументальные культовые и оборонительные сооружения городов Куско и Мачу-Пикчу.

 

Тема   3.2.4.  Архитектура Эгейского (Крито – Микенского) мира

 (XXX – XII в. в. до н.э.)

          Основы античной архитектуры были заложены древней цивилизацией народов, населявших Восточное побережье Средиземного моря и острова Эгейского моря, где были развиты виноградарство, скотоводство и морская торговля, которая способствовала ускоренному созданию и развитию культуры, объединившей в себе достижения всех соседних народов. Условно архитектуру Эгейского мира делят на три периода:

  Троянский период                                   IV – III тыс. до н. э.

  Критская (Миносийская) культура     I8 – I4 в. до н. э. 

  Микенский период                                  I4 – II в. до н. э.  

Троянский период

Изучение Эгейского мира началось с изучения и раскопок на холме Гиссарлык

г. Трои (Илиона) Г. Шлиманом в конце 19 века. Троя возводилась на протяжении несколько веков на одном и том же месте. Было насчитано около 8 культурных слоёв, которые сохранили культурные памятники в сравнительно хорошем состоянии, но под ними находились, по крайней мере, ещё 2 - 3 –слоя, изучить которые нет возможности из-за их древности.

Из самых древних слоёв сохранилась Троя – 2, которая представляла цитадель с укреплёнными воротами и стенами, внутри которой находились жилые и культовые сооружения.

Основным типом жилых сооружений является – мегарон – вытянутое по продольной оси прямоугольное или овальное помещение с лоджией входа, без окон, с отверстием в потолке, образованным перекрещенными балками, опирающимися на стены или столбы, если помещение было большим. В центре находился круглый очаг или жаровня. Тип мегарона оказал большое влияние на развитие древнегреческой архитектуры: его схема легла в основу греческих храмов.

Характерные черты троянского периода:

1. Малые размеры городов-крепостей, строящихся на одном и том же месте на протяжении длительного времени;

2. Основным типом жилища является мегарон;

3. Основными строительными материалами являются: камень (стены крепостей, дворцов, фундаменты), кирпич – сырец с деревянным каркасом и связями или деревянная каркасная конструкция с глинобитным заполнением.

 

Критская (Миносийская) культура.

       В XVIII в. до н. э. (эпоха бронзы) выходцами из Малой Азии на о. Крит и прилегающих островах была заложена новая культура. По легенде основоположником нового государства был царь Минос, сын Зевса и Европы.

       Всего на островах насчитывалось около 90 – 100 городов по 2-4тыс. человек. Расположенные на склонах гор, эти города имели нерегулярную планировку, стихийную застройку из террасных домов. В центре таких городов находился дворец правителя. Одним из таких центров-дворцов является открытый археологом Эвансом Кносский дворец.

Кносский дворец.

          По легенде у царя Миноса и его жены родился полу бык - получеловек Минотавр. Чтобы скрыть позор, царь построил дворец в виде лабиринта

       Кносский дворец был сооружён на месте более древних построек, в плане максимально занимает 120 х 120м. Дворец постоянно достраивался и перестраивался: это было связано с многочисленными землетрясениями в этом районе. Его отдельные первоначальные здания постепенно слились в единый комплекс вокруг большого прямоугольного внутреннего двора (рис.11).

       Здания в 2-3 этажа террасами спускаются по склону и имеют множество длинных зданий с залами, тупиковыми коридорами. Многочисленными складскими помещениями, заглубленными в первом этаже, на 2-м и 3-м этаже культовые и парадные помещения. Жилые помещения выделены в отдельный восточный блок, к которому ведёт портик-лестница. На окраинах находились мастерские, жилища слуг и рабов, птичники.

       Дворец имел высокую ступень благоустройства: водопровод, канализацию, уборные с водосливом, во многих помещениях и царских покоях были найдены тайники. В тронном зале сохранился трон из известняка.

       Лучше сохранилась нижняя часть, выложенная ортостатами – крупными каменными блоками с заполнением между ними. Выше – деревянный каркас с лёгким заполнением, сырцовой кладкой или бутовым камнем на глине. Такая система была более сейсмостойкой. С этой же целью был выработан особый тип критской ордерной системы из свободно расставленных колонн, поставленных на пьедесталы (парапеты). Колонны приземистые, с широкой капителью и расширением колонн вверху, что обеспечивало дополнительную устойчивость (рис. 12). Перекрытия из круглых балок. Стены зданий дворца украшались резным и штампованным рельефом, фресками с изображением растений, животных, акробатических игр, праздника сбора урожая.

       В XV в. до н.э. после землетрясений и пожаров происходит захват острова ахейцами – предками греков.

 

Характерные черты архитектуры критского периода:

1. Своеобразие планировки внутреннего пространства дворцов;

2. Высокая степень благоустройства;

3. Были выработаны новые типы сейсмостойких конструкций:

-расширяющиеся вверху колонны на пьедестале с широкой капителью и     большой квадратной абакой;

-накатные перекрытия из круглых балок;

-применение деревянного каркаса со связями и заполнением, выполненными из сырца и каменных блоков;

4. Сложился тип 2-х колонного портика «в антах»;

5. Помещения штукатурятся и украшаются фресками и резными рельефами с изображением сбора урожая, игр - это первая известная после палеолита реалистичная живопись;

6. Возникновение основ ландшафтной архитектуры

 

Микенская культура

 

          Культура о. Крит оказала огромное влияние на формирование культуры материковых Микен. Археологи Шлиман и Эванс установили связь в одежде, культовых и бытовых предметах. В микенских могилах находили посуду критских мастеров.

       С севера в Микены пришли древние предки греко-ахейцов, покорившие  Крит и безуспешно нападавшие на Египет. При слиянии местных традиций и культуры, принесённой ахейцами, возникает новая культура.

       В микенских поселениях храмовые постройки и дворцы образовывали священный участок акрополя, стены которого возводились из крупных камней циклопической кладки.

       Акрополь – расположенная на возвышенности городская крепость, религиозно – политический центр города.

       Дворцовые постройки имеют свободную планировку с отдельными осевыми композициями зданий, составляющими единый комплекс с учётом рельефа и пейзажа. Одним из их наиболее сохранившихся акрополей является Тиринфский акрополь

Тиринфский акрополь (XIII в. до н. э.)

        В центре ансамбля находится крупный 9,75х11,75м двухнефный мегарон 4-я опорами по главной оси. Это единственный отдельно стоящий храм эгейской культуры. Колонны перестильного двора перед храмом и дворцовые колонны более стройные по сравнению с критскими и тщательнее отделаны.

       В основе акрополя лежит геометрически организованная асимметрическая композиция. У его подножья – «нижний» город, оснащённый сложной системой входов.

       В начале XII в. вожди микенской Греции объединяются и создают своеобразный союз для похода против Трои (VII).

     Одним из крупнейших акрополей этого периода является Микенский акрополь.

Микенский акрополь (2-я половина XI в. до н. э.)

          Акрополь имеет дворец, множество жилых, складских и надгробных сооружений. Благодаря огромному весу камней циклопической кладки, стены акрополя не имеют уширения книзу. Ярким памятником Микен является проход в акрополь: Львиные ворота с пролётом 3,5м и ложным сводом до 6м открытые в 1876г. Шлиманом. (рис13). Ворота украшены 1-ым известным в Эгейском мире каменным рельефом изображающим 2-х львов, как бы охраняют колонну дорического ордера. Вес рельефа 168т.

             Ворота находятся перед площадью собраний, посередине которой – могилы героев. Круг из каменных плит, посередине – алтарь с чашей. Недалеко – 4-угольная шахта и на глубине 5,5м – захоронение 3-х воинов. Чуть дальше ещё 5 могил (9 мужчин, 8 женщин и 2 детей).        

       Погребальные сооружения крито-микенской культуры по форме восходят к древнейшим мегалитическим сооружениям. Одним из таких сооружений является Гробница Атрея в Микенах.

Гробница Атрея в Микенах (XIV в. до н. э.)

          Гробница Атрея (сокровищница), над которой был насыпан земляной курган, состоит из шлемовидной основной камеры (диаметр 14,5м, высота13,2м) и небольшого второстепенного помещения, к ним ведёт открытая галерея – дромос длиной 36м шириной 6м. Ложный свод основной камеры и дромос сложены из крупных, хорошо отёсанных каменных блоков, в швы между которыми были вставлены бронзовые розетки.

       Вход в камеру высотой 5,4 м перекрыт тяжелым камнем, а над ним устроен разгрузочный треугольник, сейчас пустой. Портал входа оформляли тонкие мраморные колонны (рис.14).

 

          Основным типом жилища на протяжении всего времени крито-микенской культуры и позже оставался мегарон. Перед входом находился 2-хколонный портик, за ним продомос. Далее - одно или несколько жилых помещений. Посередине – очаг. Стены украшались росписью. Освещение – через дверь, дым уходил через отверстие в потолке. Портик часто находился в антах.

       Ант – сильно выступающий торец продольных стен греческого и дорического дома или храма.

Особенности архитектуры микенского периода:

1. Сложился новый тип монументальных гробниц;

2. Появляются новые типы оборонных сооружений – акрополи;

3. Появляются (двухнефные) храмы, прообразом которых является мегарон;

4. Новые типы конструкций – ложные своды и купола.

 

Основные сходные черты всех периодов эгейской культуры:

1. В планировке учитываются природные и ландшафтные особенности местности;

2. Применение одинаковых строительных материалов – кирпич-сырец, камень, дерево для перекрытий и каркаса;

3. Образование единой ордерной системы. Колонны украшаются спиралями, зигзагами, узорами из металлических колец и т. п.  

 

  3.3. Античная архитектура.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.019 с.)