Архитектура государств Древнего мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура государств Древнего мира.



Тема 3.2.1.  Архитектура Древнего Египта XXVIII- I в.в. до н.э.

          Египетская культура возникла на узкой полосе плодородной земли долины Нила шириной в 15-20 км между Ливийской и Аравийской пустынями. Удобная водная связь поддерживала экономическое и политическое единство страны. Во главе государства, объединившего Верхний и Нижний Египет в конце IV тыс. до н.э. выделяется привилегированная верхушка во главе с царем-фараоном.

          Цикличность летне-осеннего разлива Нила накладывала определенные влияния на верования древних египтян, носившие тотемистический характер. В религии смешалось почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога солнца – Амона, сыном которого считался фараон.

          По цикличности жизни природы моделировалась и жизнь человека. Чтобы сохранить тело человека после смерти для его будущей жизни в загробном мире, тела покойников мумифицировали. Вся жизнь двора и фараона регламентировалась в соответствии с божественными мифами.

          С властью фараона соперничала власть верхушки жрецов. Именно с этим связаны многие перевороты в политической жизни Египта. Жрецы были носителями не только религиозных мифов, но и высоко развитой культуры и науки, часто носившей прикладной характер (геодезия, геометрия, математика, гидравлика).

          Этапы истории архитектуры Древнего Египта соответствуют периодам его социально-хозяйственного развития, известным по письменным источникам:

 

Додинастический и архаический период    с конца 4 тыс. до н.э.

Древнее (раннее) царство                                 3000-2400 г.г. до н.э.

Среднее царство                                           2100-1700 г.г. до н.э.

Новое царство                                                   1584-1071 г.г. до н.э.

Поздний Египет                                               1071-332 г.г. до н.э.

Эллинистический период                                  332–30 г.г. до н.э.

           В 30 г. до н.э. Египет становится одной из римских провинций и постепенно утрачивает культурную самостоятельность.

 

Додинастический и архаический периоды

В додинастический и архаический периоды в долине Нила закладываются основы своеобразной египетской культуры. До нас дошло очень мало памятников культуры этого времени.

Предполагается, что в доисторический период строились укрепленные поселения с жилыми домами из недолговечного материала - тростниковыми хижинами часто неправильной формы, обмазанными глиной. Несколько позже появляются здания, сложенные из кирпича-сырца размером 14 х 38 х 11 см на растворе из глины, извести и песка или без раствора. Следствием этого стало появление строений правильной прямоугольной формы из нескольких помещений. Иногда использовался каркас из дерева. Дерево применялось и для устройства перекрытий в виде настила. Применялись местные пальмы, длина ствола которых не превышала 4-5 метров, поэтому помещения были узкими и длинными. Реже применялись распорные или ложные своды.

Камень был привозным и поэтому применялся только для устройства фундаментов, строительства дворцов и храмов, а также в качестве облицовочных плит.

 Столицей объединенного Египта этого периода стал г. Мемфис.

К III тысячелетию до н.э. формируются основные религиозные верования египтян, происходит зарождение культа мертвых, появляются первые некрополи, сложенные из кирпича-сырца и облицованные каменными плитами. Часто они имели уступчатый профиль плана (гробница фараона Менеса в Нагада).

Поскольку это время неолита, то характерной чертой для всех культур, в т.ч. и Египта является использование различных видов керамических изделий и посуды. Одновременно с геометрическим узором (спирали. треугольники, елочки, зигзаги) появляются сосуды в виде рыб, головок животных. Широко применяется мелкая пластика: фигурки богов, жанровые сценки, портретные изображения. В это время происходит зарождение искусства, особенностью которого стала канонизация изображений (палетка Нармера).

Древнее царство

Благодаря централизации государства укрепляется экономика Египта, централизованно проводятся крупные гидротехнические работы, расширяется площадь орошаемых земель. В период Древнего Царства формируются основные типы жилища, происходит развитие строительной техники, это время начала строительства пирамид и возведения обелисков.

          Пирамиды служили символом вечности и незыблемости государства. Вечная сохранность мумии как бы символизировала вечность жизни погребенного. Египетские гробницы с их лаконичными формами поражают своей простотой и величием. В своем развитии они прошли несколько этапов от простейших захоронений до классических пирамид в Гизе.

Этапы развития пирамид

1. Первоначально подземная часть захоронений делалась в виде погребальной камеры, имеющей сверху земляную насыпь. В эпоху первых фараонов гробницы с наклонными стенами и плоской крышей, называемые мастаба (каменная скамья-араб.) имели сходство с хижинами земледельцев. Постепенно подземная часть расширилась, а надземную стали камнем. Делалось несколько кенотафов -камер с ложным захоронением, устраивались помещения для вложений домашней утвари, украшений и настоящее захоронение. При входе на невысокой площадке размещали скульптурные головы быков (отголосок тотемистических верований).

Во внутренней отделке использовалось дерево и камень. В более поздний период перед мастаба появляются дворики – молельни. В наземной части находились заупокойные храмы со статуями богов и фараонов. С отмиранием тотемизма перед входом исчезают головы быков.

2. Ступенчатые пирамиды появились путем надстройки одной мастаба над другой. Примером является пирамида Джосера в Саккара (2650 г до н.э. Архитектор – Имхотеп). Пирамида построена на месте пирамиды основателя III династии Санахта из мелких каменных блоков. В плане прямоугольная (107 х 116 м). Большую роль играет декоративное оформление комплекса. Молельня увенчана карнизом с уреями. В каменной кладке гробницы имитируются деревянные конструкции. В орнаментике фризов и в капителях колонн использованы стилизованные изображение бутонов лотосов, урей, цветов папируса.

Пирамида лишена декора, она проста, лаконична, динамична. Впервые применяются полуколонны и колонны, стоящие рядок со стеной и не несущие нагрузку. У пирамиды 6 ярусов и 1 – подземный этаж. Высота пирамиды 60м. Внутри некоторых помещений сохранились панно из зеленых фаянсовых плиток.

    Гениальность Имхотепа, почитавшегося, как первого строителя каменных зданий, астронома и врача, заключалась в том, что впервые в истории древнеегипетской архитектуры на площади в 1500 кв.м сформирован архитектурный комплекс. Вокруг главной постройки он разместил дворы, в том числе для ритуального бега фараона, молельни, заупокойные храмы, коридорообразный проход, украшенный полуколоннами.

3. Трехступенчатая пирамида в Медуме является, по сути, следующим этапов в строительстве пирамид. Она достроена на месте пирамиды фараона III династии.        Первоначально пирамида имела 7 ступеней, которые постепенно, при возведении рядов кладки, облицовывались, а промежутки между ними засыпались обломками строительного материала и тоже облицовывались. Пирамида имеет 2 ступени (объединившие 4 и 2 ступени) и верхнюю сильно разрушенную часть.

4. Пирамида Снофру в Дашуре (рис. 2) представляет собой пирамиду не с прямыми, а изломанными гранями, верхняя имеет больший уклон. Внутри ее впервые применены свободно стоящие столбы, выполняющие конструктивную роль опор. Рядом находятся 2 заупокойных храма.

5. Классические пирамиды в Гизе 27 в. до н.э. (рис.3)

       Знаменитые пирамиды в Гизе последовательно прививших фараонов IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура, которых греки называли Хеопс, Хефрен и Миккерин являются следующим логическим звеном в этой цепи построек. В них идея величия и мощи нашла свое наиболее полное воплощение. Пирамиды правильно ориентированы, имеют кенотафы, сокровищницы, множество ложных ходов и камер, всевозможные звуковые и другие «охранные» эффекты.

       Пирамида Хеопса имела высоту 146,6 м. (сейчас - 137 м) и длину основания 234м. Архитектор Хемиун, племянник Хеопса. Пирамида сложена не из мелких блоков, вторящих кирпичной кладке, а из крупных блоков известняка, плотно подогнанных друг к другу без раствора. Вес их от 2 до 40 тонн.

       Для распределения давления над погребальным покоем устроена система разгрузочных камер, регулирующих процесс усадки, и свод из двойных каменных блоков, притесанных наклонно друг к другу. Гранитный саркофаг был помещен в небольшой камере, к которой ведет галерея длиной в 50 м. В пирамиде имеется система вентиляции и водоотводных каналов.

        10 лет прокладывалась дорога для доставки блоков и 20 лет шло, по словам Геродота, строительство пирамиды. 100 тыс. рабов уложили 2.3 млн. каменных блоков, держащихся за счет силы тяжести. Пирамида была облицована отполированными плитами из известняка, а верх пирамиды – алебастровыми плитами. Нижняя часть, возможно, была покрыта плитами из красного гранита.

       Камень доставлялся из каменоломен на правом берегу Нила. Блоки вырубались при помощи смачиваемых кусков дерева (клиньев) и доставлялись на полозьях, смазываемых жиром или илом, а также на бревнах – катках. Через Нил камень переплавляли на плотах.

      Пирамида Хефрена является второй по величине. Возле нее сохранился один из заупокойных храмов. Мощные блоки его гранитных архитравов поддерживают свободно стоящие массивные гранитные прямоугольные столбы. Стены выполнены из розового гранита, пол - из белого известняка. Статуи Хефрена, стоящие вдоль стен выполнены из черно-зеленого диорита. Высота пирамиды 139 м. Рядом с пирамидой находится Большой сфинкс (длина 60 м.) в образе льва с человеческой головой в царском платке. Сфинксы меньшего размера установлены с 2-х сторон прямоугольных входов в нижний заупокойный храм.

       Это самые крупные пирамиды Египта. Каждая из пирамид в Гизе окружена архитектурным ансамблем из маленьких пирамид цариц и мастаба придворных.           

6. Последней ступенью развития строительства пирамид стали пирамиды среднего царства, Они намного ниже, очень часто вместо полноценной каменной постройки выполнялся только каменный остов пирамиды, между подпорными стенами которого производилась засыпка из строительного мусора и битого камня. Сверху пирамиды облицовывались каменными плитами.

                                                     

       О жилищах древних египтян нам известно благодаря глиняным моделям, сохранившимся в захоронениях и археологическим исследованиям. (рис.4)

       Дом бедняка обычно имел небольшой огород, обнесенный глиняной стеной и хижину неправильной формы в 1-2 комнаты из камыша, обмазанного глиной.

       У более богатых египтян жилые дома были прямоугольной в плане формы с длинными коридорами, рядом маленьких комнат и залов с внутренними колоннами. Дома в основном одно- или двухэтажные с небольшой террасой на крыше.

 

Среднее царство

       Народные восстания, междоусобицы и борьба за власть отделяют Древнее и Среднее царства.

       Новое объединение страны относится к XI-XIII династии. Благодаря интенсивным гидротехническим работам: увеличению и расширению оросительных каналов, осушению большой территории дельты Нила, сооружению плотин и водохранилищ (Меридово озеро и 1-я попытка провести Суэцкий канал в 1934 г до н.э. фараоном Сезострисом) увеличивается торговый оборот и происходит новый расцвет Египетского государства – Среднее царство. Столицей становится город Фивы.

       Для защиты от внешних нападений и от наводнений города обносятся валами и ставятся на террасы. Строятся крепости со стенами толщиной до 8 метров и бревнами, выполняющими роль арматуры. Для усиления оборонительных свойств, линию стен делают изломанной, вынося вперед боевые башни с контрфорсами (из сырца).

      Застройка городов в основном стихийная и только в культовых центрах – с учетом астрономических ориентиров. Храмовые дороги обсаживаются пальмами. Некоторая степень благоустройства была в кварталах-усадьбах знати. Кварталы рабов и бедноты носили казарменный характер и имели прямоугольную планировочную сетку.

Жилища аристократии стали строить в 2-3 этажа с внутренней лестницей. Жилые помещения ориентировались на север и выходили в сад с бассейнами.

       Дворцовые постройки строятся из кирпича- сырца, поэтому памятников почти не осталось, о них можно судить только по записям фараона Аменемхета I, оставившего описание своего дворца.

        Каждый фараон обычно строил себе новую резиденцию. Вместе с ним перемещались и усадьбы приближенных. Старые кварталы приходили в запустение.

        В Древнем Египте формируются несколько типов городов: царские резиденции (Фивы, Мемфис), города-крепости на приграничных территориях, храмовые центры (Луксор, Элефантина), торговые города и города мертвых (Гиза).

 

       В период Среднего царства складываются основные типы египетских колонн. Их типология была очень разнообразной (рис.5)

:

· Деревянные колонны

· Колонны – столбы, в том числе с канелюрами, протодорические.

· Пальмовидные

· Папирусовидные (с открытыми и закрытыми метелками)

· Лотосовидные (с бутонами и раскрытыми цветами)

· Композитные

· Гаторические (богиня красоты Гатор или Хатор)

· Осирические столбы

  В Древнем Египте впервые применяется ордерная система.

Ордер – (порядок, строй, лат.) – определенная художественная система стоечно-балочной конструкции.

  Колонна состоит из: базы, ствола и капители.

                             .

          В период Среднего царства получают развитие скальные и полускальные заупокойные храмы, т.е. происходит отклонение от канонов, когда гробницы (часто с пирамидами) совмещаются с заупокойными храмами и молельнями (рис.6).

         Примером является комплекс в Дейр-эль-Бахри, расположенный недалеко от Фив. В его ансамбль входят несколько храмовых ансамблей. Наиболее сохранившимися являются заупокойный храм Ментухотепа I, Аменемхета III и храм женщины – фараона Хатшепсут. Церемониальные залы располагались на террасах, куда вели пандусы. Колонны портика были выполнены в форме 4-х гранных столбов. Иероглифы I-го ряда колонн были окрашены в желтый цвет, а второго- в голубой. Стены портика имели цветные рельефы. Гробница фараона находилась под гипостильным залом, а под полом открытого двора – захоронения жен фараонов, погребения приближенных.

      Общая длина ансамблей, уходящих в толщу скал достигала 300 метров

      В храме женщины – фараона Хатшепсут (1525-1503 гг до н.э.) архитектор Сененмут применил гаторические колонны с головками богини Хатор, имеющих портретное сходство с Хатшепсут, богатые рельефные изображения.

      Еще одним значительным ансамблем Среднего царства стала постройка при Аменемхете III легендарного Лабиринта площадью 72 тыс. кв. км.(305х244м). Около 1,5 тысяч помещений наземных и столько же подземных формировали сложную структуру сокровищницы, доступную лишь избранной касте жрецов.     

       Искусство Среднего царства носит более светский характер. В это время совершенствуется искусство рельефа, стены украшаются прорезными контурными рисунками-текстами с раскраской.

      Подъем культуры Среднего царства закончился со вторжением азиатских племен гиксосов.

Новое царство

       После изгнания гиксосов на престол вступила XVIII династия (Тутмос III). В начале 16 века до н.э. пал последний оплот завоевателей, их столица Аварис, гиксосы были окончательно изгнаны из страны. С этого момента страна вновь объединяется вокруг Фив, фараоны ведут завоевательную политику. За счет стран восточного побережья Средиземного моря они расширяют египетские владения и, несмотря на то, что основным божеством остается Амон, под влиянием соседних цивилизаций начинается разложение традиционной египетской культуры.

       В период Нового царства окончательно складывается планировка древнеегипетского храма.

      Перед входом в храмы находились обелиски – каменные монолитные столбы с заостренной верхушкой, символы солнечного луча.

      Вход был оформлен башнями – пилонами в виде двух глухих сужающихся вверх башен. За ними следовал перистильный дворик – открытый внутренний двор, окруженный колоннадой. За двориком - гипостильный зал – многоколонный зал с базиликальным  разрезом. В глубине находилось святилище и служебные помещения.

      Классическим примером египетского храма является храм Хонсу (рис.7).

      Возле храмов сажались священные рощи. Идея осевой композиции культового сооружения, зародившись в мегалитических постройках достигает своего наивысшего выражения в храмовых ансамблях Карнака и Луксора.

Храм Амона в Карнаке.

      Храм строился на протяжении почти тысячи лет с начала 2 до 1 тысячелетия до н.э. архитекторами Инени, Аменхотепом сыном Хану, Аменхотепом Младшим и др..

    Впервые в храме была применена базилика (рис.7). Гипостильный зал построенный Сети I и Рамзесом II имел ширину 103 и глубину - 52 м. Покрытие поддерживалось 16 рядами колонн. Средние колонны были выше - 24,4 м. при диаметре 3,57 м, в виде открытых цветков лотоса. Капители боковых колонн – в виде бутонов лотоса. Колонны сложенные из песчаника были покрыты цветными частично врезанными, а частично рельефными изображениями.

     В зале Инени особенно ярко проявился синтез искусств – сочетание архитектуры, скульптуры и живописи на колоннах, потолках (небо), на стенах – иероглифические тексты. Для храма характерно искусное размещение на ландшафте, в 300 м. от Нила. Аллея из овцеголовых сфинксов (длиной 120 м) ведет к храмовому комплексу. У стен -33 метровые обелиски, которые изготавливались 35 лет и 43,3 метровые пилоны.

     В плане храм имеет многократно повторяющиеся гипостили и открытые перистильные дворы. Общие габариты комплекса 320х110 м. Впоследствии зал Инени был полностью разрушен.

Храм Амона в Луксоре (1455-1251г.г до н.э.)

       Храм несколько меньше по размерам. Он имеет зал ромбовидной формы со 140 папирусовидными колоннами диаметром 3,5 метра в виде пучков закрытых цветов. Форма плана обусловлена расположением храма относительно Нила.

       Опоры храма перекрывались каменными архитравными балками с невысокой прочностью на изгиб, поэтому пролеты между колоннами небольшие. Настил выполнен из тонких каменных плит. Чтобы усилить эффект неба и предохранить края капителей от скалывания на верх капителей укладывались невысокие плоские каменные плиты - абаки незаметные снизу.

 

        В период Нового царства в Нубийских скалах на берегу Нила продолжается строительство полускальных и скальных усыпальниц. Уникальным по своим формам является скальная усыпальница Рамзеса II и его жены Нефертари в Абу-Симбеле.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.036 с.)