Методологическая подсистема профессиональной культуры учителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологическая подсистема профессиональной культуры учителя.



Понятие «читель-исследователь» в педагогике употребляется как характеристика высшего уровня профессиональной культуры личности человека, занятого педагогической практикой. Мотивация к поиску, детерминирующая интерес к профессиональной деятельности, присуща творческой личности педагога. В этой связи В.В.Краевский утверждает, что, главным образом, целостная методологическая культура будет способствовать педагогу, отличать настоящую науку от имитации, новаторство от прожектерства [4].

Е.В. Бережнова определяет в качестве главных признаков методологической культуры учителя: навыки проектирования педагогического процесса; умение осознавать, формулировать и творчески решать задачи; способность к осуществлению методической рефлексии; потребность в научных педагогических знаниях [3].

Методологическая культура учителя предстает, исходя из концепции Э.Б. Абдуллина, в виде многокомпонентной и многоуровневой структуры, включающей в себя педагогический философское мировоззрение, методологическую рефлексию и операциональную сферу, выражающуюся в комплексе способов познавательно-преобразующей деятельности. Целостность структуры методологической культуры охватывает духовно-нравственную, мотивационную, интеллектуальную и деятельностную сферы личности учителя и определяет инновационный характер его мышления и активность педагогической деятельности [1].

Философское мировоззрение в самом общем виде представляет собой целостную совокупность представлений о природе, обществе, культуре, человеке и находящий выражение в системе ценностей, идеалов, убеждений личности педагога.

Методологическая рефлексия обусловливает развитие у учителя потребности в творческом мышлении и его реализации на индивидуально-личностном уровне. Это позволяет педагогу осознавать, осмысливать диалектическую природу педагогической действительности и собственного «Я», познавать и преобразовывать их в зависимости от личностно-профессионального целеполагания и уровня развития методологического информационно-операционального багажа знаний, умений и т.д.

Прикладной аспект методологической культуры учителя отражает такой ее содержательный компонент, как педагогическое проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, методологическая культура учителя есть творческая самореализация его личности в процессе проектирования педагогической деятельности и собственного профессионального уровня. Реализуя в педагогической деятельности свой методологический багаж, учитель раскрывает перед учащимися картину мира, собственную систему ценностей, что в наибольшей степени способствует обогащению чувственной сферы школьников, их знаний и норм освоения культуры, развитию личностной культуры детей.

Психологическая подсистема профессиональной культуры учителя.

Высокий уровень профессиональной культуры учителя немыслим без адекватного уровня развития ее психологического компонента. Это обусловлено значением психологии как теоретического и практического фундамента общей и педагогики и частных методик преподавания. Еще выдающийся педагог К.Д.Ушинский по этому поводу писал: «Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить» [10, с.55].

Роль психологических знаний в формировании профессиональной культуры учителя трудно переоценить. Они выступают катализаторами правильного понимания учителем самого себя, совершенствования отношений с другими людьми, бережного отношения к внутреннему миру другого человека, формирования соответствующей мотивации и т.д. Главная цель психологической образованности – способствование профессиональной пригодности и росту личности учителя.

В качестве фундаментального фактора, определяющего эффективность и оптимальность протекания развивающих процессов, выступает психологическая культура учителя, которая, считает А.Б.Орлов, «предполагает культуру его убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении и к самому себе (прежде всего!), и к учащимся» [8, с.146]. Психологическая культура учителя складывается из следующих компонентов:

· социально обусловленные культурные нормы и ценности, научно-теоретические, практические и обыденные психологические знания;

· приемы и способы организации активной, творческой педагогической деятельности, постижения возрастно-психических явлений, законов освоения действиями;

· культура общения, речи, поведения, чувств, мышления и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.004 с.)