Профессиональная культура учителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная культура учителя



Брянский филиал Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

(БФ НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине

 

«Педагогика»

 

 

Студента отделения

Заочного обучения (ОЗО)

II курса 21 - АУЗ группы

Головочев В.В.

 

 

Проверил(а) преподаватель ____________________

 

Брянск 2015

Содержание

1. Профессиональная культура учителя……………………………….…3

Список использованной литературы……………………………………11

Профессиональная культура учителя

Проблема профессиональной культуры педагога предполагает комплексный подход к раскрытию сущности и слагаемых данного феномена. Определение содержания категории «профессиональной культуры учителя» возможно путем раскрытия содержания основных понятий и их производных, образующих вкупе с основной категорией своего рода «категориальное дерево».

Согласно концепции М.С.Кагана, сущность культуры следует понимать как определенную форму сосредоточения духовной энергии человечества в единстве с совокупностью идеально-практических способов и результатов освоения и преобразования мира [11].

Основой и центральным звеном культуры является структура культуротворческой деятельности, так как культура, в первую очередь, – это созидание системы ценностей, творчество нового, обновление и увеличение разнообразия мира. Стабилизирующим фактором культуры выступает культурная традиция.

На уровне личностного социально-ролевого проявления одной из слагаемых культуры выступает профессиональная культура, включающая в себя, по утверждению А.М. Трудкова, многоуровневый комплекс, слагаемыми которого выступают:

Система ценностей, определяющая общественную и индивидуальную значимость средств, результатов и последствий профессиональной деятельности.

Целеполагание, характеризующее уровень представлений личности о нормах в сфере профессиональной жизнедеятельности.

3. Система средств и методов профессиональной деятельности, включающая в себя научный понятийный аппарат и знание нормативного использования профессиональных технологий и мыслительных операций с целью преобразования проблемных ситуаций.

Информационно - операциональные ресурсы профессиональной культуры, наработанные предыдущей практикой.

Нравственная культура педагога включает в себя культуру мышления, культуру чувств и культуру поведения, рассматриваемого под углом зрения моральной ценности его субъективных побуждений. Являясь составной частью духовной культуры личности, она раскрывает объективный нравственный смысл поведения учителя и субъективную оценку этого поведения.

Философское мировоззрение в самом общем виде представляет собой целостную совокупность представлений о природе, обществе, культуре, человеке и находящий выражение в системе ценностей, идеалов, убеждений личности педагога.

Методологическая рефлексия обусловливает развитие у учителя потребности в творческом мышлении и его реализации на индивидуально-личностном уровне. Это позволяет педагогу осознавать, осмысливать диалектическую природу педагогической действительности и собственного «Я», познавать и преобразовывать их в зависимости от личностно-профессионального целеполагания и уровня развития методологического информационно-операционального багажа знаний, умений и т.д.

Прикладной аспект методологической культуры учителя отражает такой ее содержательный компонент, как педагогическое проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, методологическая культура учителя есть творческая самореализация его личности в процессе проектирования педагогической деятельности и собственного профессионального уровня. Реализуя в педагогической деятельности свой методологический багаж, учитель раскрывает перед учащимися картину мира, собственную систему ценностей, что в наибольшей степени способствует обогащению чувственной сферы школьников, их знаний и норм освоения культуры, развитию личностной культуры детей.

Роль психологических знаний в формировании профессиональной культуры учителя трудно переоценить. Они выступают катализаторами правильного понимания учителем самого себя, совершенствования отношений с другими людьми, бережного отношения к внутреннему миру другого человека, формирования соответствующей мотивации и т.д. Главная цель психологической образованности – способствование профессиональной пригодности и росту личности учителя.

В качестве фундаментального фактора, определяющего эффективность и оптимальность протекания развивающих процессов, выступает психологическая культура учителя, которая, считает А.Б.Орлов, «предполагает культуру его убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении и к самому себе (прежде всего!), и к учащимся» [8, с.146]. Психологическая культура учителя складывается из следующих компонентов:

· социально обусловленные культурные нормы и ценности, научно-теоретические, практические и обыденные психологические знания;

· приемы и способы организации активной, творческой педагогической деятельности, постижения возрастно-психических явлений, законов освоения действиями;

· культура общения, речи, поведения, чувств, мышления и т.д.

Совершенная психологическая культура учителя является важнейшим созидательным фактором воздействия на духовный мир подрастающего поколения. Педагог, стремящийся по праву называться психологически культурным, помимо правил внешнего поведения и профессионального этикета, обязан досконально изучить, в том числе, и правила психогигиены и психопрофилактики. Без этих знаний не будет иметь возможности широко раскрыть свои общие и педагогические способности и ощутить полноту и богатство жизнедеятельности.

Список использованной литературы

 

1.  Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.. 1996.

2.  Ангеловски К. Учителя и инновации. – М., 1991.

3.  Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. – 1996. - № 4.

4.  Библер В.С. Философия диалога культур. – М., 1993.

5.  Гусейнов А.А. Нравственное воспитание // Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – Т. 2.

6.  Каган М.С. Философия культуры. – СПб, 1996.

7.  Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990. – С. 9.

8.  Краевский В.В. Три измерения в педагогике // М.Н.Скаткин и современное образование: Материалы научно-практической конференции: В 2 т. – М., 2000. – Т. 1.

9.  Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие. – М., 1998.

10. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. – М., 1995.

11. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998.

12. Сараф Г. Культура – духовность – профессия // Высшее образование в России. – 1996. - № 2.

 

Брянский филиал Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

(БФ НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине

 

«Педагогика»

 

 

Студента отделения

Заочного обучения (ОЗО)

II курса 21 - АУЗ группы

Головочев В.В.

 

 

Проверил(а) преподаватель ____________________

 

Брянск 2015

Содержание

1. Профессиональная культура учителя……………………………….…3

Список использованной литературы……………………………………11

Профессиональная культура учителя

Проблема профессиональной культуры педагога предполагает комплексный подход к раскрытию сущности и слагаемых данного феномена. Определение содержания категории «профессиональной культуры учителя» возможно путем раскрытия содержания основных понятий и их производных, образующих вкупе с основной категорией своего рода «категориальное дерево».

Согласно концепции М.С.Кагана, сущность культуры следует понимать как определенную форму сосредоточения духовной энергии человечества в единстве с совокупностью идеально-практических способов и результатов освоения и преобразования мира [11].

Основой и центральным звеном культуры является структура культуротворческой деятельности, так как культура, в первую очередь, – это созидание системы ценностей, творчество нового, обновление и увеличение разнообразия мира. Стабилизирующим фактором культуры выступает культурная традиция.

На уровне личностного социально-ролевого проявления одной из слагаемых культуры выступает профессиональная культура, включающая в себя, по утверждению А.М. Трудкова, многоуровневый комплекс, слагаемыми которого выступают:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.107 с.)