Брак и семья в первобытном обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Брак и семья в первобытном обществе.



Першиц 287-294

Брак — исторически сложившиеся социально (юридически) регулируемые отношения между мужчинами и женщинами, устанавливающие их права и обязанности в семейной организации.

Семья — основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью; это социальная общность, целостность которой обеспечивается за счет взаимодополняемости полов, социальных функций и ролей. Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми. А как социальный институт семья взаимодействует с обществом, государством и другими социальными институтами.

Согласно теории антропогенеза, человечество на ранней стадии своего развития находилось в добрачном состоянии. В тот исторический период при выборе сексуального партнера наши далекие предки, очевидно, «руководствовались» только животными инстинктами.

Во всяком случае, в человеческой истории были периоды, когда в отношениях между полами существовал промискуитет (от лат. promiscuis — смешанный, всеобщий) — групповой брак, или беспорядочное половые отношения. Известный историк античности Геродот (V в. до н. э.), описывая быт и нравы современных ему народов, отмечал, что у некоторых из них существует общность женщин и что «совокупляются... они с женщинами сообща, не вступая в брак, но сходятся подобно скоту»[1] [2] [3]. Об общности женщин у бриттов писал также Юлий Цезарь в I в. до н. э.

Переломной вехой между добрачным и брачным состояниями общества становится введение запретов на половые связи между ближайшими кровными родственниками — табу на инцест (лат. incestum — кровосмешение). С этого времени можно говорить о возникновении социального контроля над половым инстинктом, т. е. брака — социального института, регулирующего отношения между полами.

Что же заставило первобытных людей вводить запреты на кровосмешение и тем самым существенно ограничивать свои сексуальные потребности?

Одна из версий (условно ее можно назвать социально-биологической) объясняет этот революционный акт тем, что в результате сексуальных связей между ближайшими кровными родственниками рождались неполноценные дети и это приводило к депопуляции рода. Поэтому табу на инцест сторонники этой версии объясняют биологической целесообразностью.

Оппоненты социально-биологической версии считают, что первобытные люди вряд ли могли отслеживать пагубное влияние кровосмешения на потомков. Кроме того, негативные последствия инцеста могут проявляться не всегда и не сразу, а лишь во втором и последующих поколениях. Одним из основных аргументов в поддержку этой версии является тот факт, что некоторые архаичные племена и в наши дни не видят связи между половым актом и зачатием ребенка[4].

Сторонники другой версии — статусно-ролевой — считают, что запрет на кровосмешение был обусловлен не биологическими, а социальными причинами. Беспорядочные половые связи мешали установлению относительно стабильных статусно-ролевых отношений в родовой семье. Например, сексуальные связи между отцом и достигшей половой зрелости дочкой могли «отодвинуть» мать этой дочки на второстепенную роль, понизить ее социальный статус в родовой структуре отношений. Аналогичная ситуация могла возникнуть и с отцом, если его место в качестве сексуального партнера занимал сын.

Эта версия подтверждается исследованиями, проведенными М. Мид (1935 г.) в племенах Новой Гвинеи. Так, в племени мундугу- мор она обнаружила, что мужчины и женщины весьма враждебны и жестоки по отношению друг к другу и к своим детям. Одной из основных причин такой враждебности, по мнению М. Мид, является то, что в племени существует обычай, в соответствии с которым отцы вступают в брак со своими дочерьми, а матери — с сыновьями. Отцы видят соперников в своих сыновьях, а матери испытывают ревность к своим дочерям[5].

Введение табу на инцест, по мнению сторонников статусно-ролевой версии, способствовало урегулированию отношений не только между полами (мужчинами и женщинами), но и между поколениями (родителями и детьми).

Теория социального обмена обосновывает табу на инцест и экзогамный брак тем, что брачный обмен между родами, общинами и племенами был выгоден с точки зрения укрепления родственных связей и увеличения силы обменивающихся сторон. Отказ в обмене нередко отождествлялся с объявлением войны[6]. Эта теория не требует особых доказательств. С древнейших времен люди использовали брак для установления добрососедских отношений между родами, племенами и государствами, для упрочения положения семьи в обществе, для объединения капитала в бизнесе и т. д.

Некоторые исследователи связывают запрет на инцест с проявлением первых актов человеческого сознания. Например, Ю.М. Бородай пишет, «что эта первая форма первобытно-человеческого аскетизма была результатом не внешнего запрета, но самоограничением мужских особей, их внутреннего самоограничения, т. е. совести, непосредственным проявлением которой явился стыд. Человек стал человеком тогда, когда он впервые надел повязку на бедра»[7].

Существует также версия, согласно которой запрет на инцест не связан ни с биологическими, ни с социальными, ни с психологическими факторами, а достался человеку от его животных предков, т. е. существовал изначально на генетическом (инстинктивном) уровне[8]. В дальнейшем же в ходе эволюции человека, он (запет) приобретал социальные, психологические, этнические и иные особенности, становясь неотъемлемой частью культуры любого народа. В качестве аргумента в пользу такой версии приводятся факты из жизни некоторых видов животных, которые не вступают в половые связи со своими родителями и детьми. К таким животным, в частности, относятся некоторые виды приматов, львы и др.

Имеются версии, согласно которым запрет на кровосмешение был обусловлен сразу несколькими факторами. Например, В.И. Доб- реньков и А.И. Кравченко объясняют этот социальный феномен тремя взаимосвязанными причинами: во-первых, запрет предупреждал внутрисемейные конфликты; во-вторых, предотвращал смешение ролей и родственных отношений; в-третьих, брачный обмен способствовал укреплению межобщинных и межсемейных отношений[9].

Возможно, на ранних стадиях развития общества одна из перечисленных выше причин запрета на инцест являлась основной, но в ходе эволюции общества социальные функции брака и семьи становились более многообразными. Одновременно увеличивалось число родственников, на которых распространялся запрет. Так, если на раннем этапе развития запрещались половые отношения только между родителями и детьми, то на следующем этапе запрет был наложен также на братьев и сестер, а в дальнейшем в сферу его влияния попали более дальние родственники — дяди и тети, племянники и племянницы, двоюродные сестры и братья и т. д. При этом в каждой культуре существуют свои особенности брачных отношений.

Важнейшим условием возникновения и институционализации запрета на инцест являются появившиеся в ходе эволюции человеческого общества межродовые и межплеменные отношения. Именно они обеспечили возможность заключения браков между людьми, не состоявшими в близком кровном родстве друг с другом. Такие отношения расширили возможности брачного выбора и эффективность естественного отбора. Кроме того, межродовые и межплеменные брачные отношения также способствовали социокультурному обмену. Все это, по мнению исследователей, в немалой степени способствовало ускоренному развитию человечества[10].

Этнографами и антропологами были выведены такие понятия, как экзогамные и эндогамные браки.

Экзогамия — обычай, запрещающий браки внутри определенной социальной общности, например внутри рода, фратрии, общины.

Эндогамия — обычай заключения браков внутри определенной социальной общности, например племени, касты нации конфесии. У многих наций такие обычаи существуют и сейчас



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.160.110 (0.007 с.)