Тема 5-7. Политическая мысль стран азии и африки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5-7. Политическая мысль стран азии и африки



Первое занятие

 

1. Национально-освободительные движения в странах Востока и их идеология. Политическая мысль Китая в начале ХХ века

2. Политическая концепция Сунь Ятсена

3. Образование КНР. Политическое учение Мао Цзедуна и его источники

4. Дэн Сяопин и программа модернизации Китая

Основные понятия

Гоминьдан (букв. национальная партия) – национально – демократическая партия в Китае. Была создана Сунь Ятсеном в 1912 г. как прогрессивная антифеодальная и антиимпериалистическая партия. Ее цель – создать парламентарную республику в Китае. Объединяла мелкую и среднюю национальную буржуазию, рабочих, крестьян. В блоке с ней выступали коммунисты, сохраняя свою политическую и организационную самостоятельность. В основу программы гоминьдана легли 3 принципа Сунь Ятсена: национализма, народовластие, народное благоденствие. Для осуществления программы лидер партии выдвинул 3 политические установки: союз с коммунистами, поддержка крестьян и рабочих, союз с СССР. После смерти Сунь Ятсена (1925) руководство в партии перешло к Чан Кайши. Партия превратилась в контрреволюционную силу, развязавшую гражданскую войну. В 1949 г. была провозглашена КНР. Потерпевшие поражение гоминьдановцы во главе с Чан Кайши бежали на о. Тайвань.

 

Маоизм – учение Мао Цзедуна и политический режим, основанный на нем. Это учение коммунистическое по форме, националистическое и гегемонистское по направленности. Социальная природа маоизма коренится в традициях, взглядах и психологии мелкобуржуазных и деклассированных слоев китайского населения. С точки зрения методов, тактики, механизма функционирования власти напоминает бонопартизм (опора на армию, социальная демагогия, лавирование между классами). Несмотря на крупные ошибки Мао Цзедуна, его идеи и политика оцениваются в Китае как оригинальный вклад в теорию и практику социализма.

 

Политика четырех модернизаций – стратегический курс на модернизацию народного хозяйства КНР до 2000 г., сформулированный в 1978 г. Цель политики– развитие промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, обороны за счет проведения глубоких хозяйственных реформ, а также за счет привлечения ресурсов извне, в частности, в рамках политики «открытых дверей». Инициатором этой политики стал Дэн Сяопин.

 

Персоналии

Сунь Ятсен (1866-1925) – видный политический деятель Китая, вождь Китайской революции 1911-1913 гг., основатель партии гоминьдан, первый (временный) президент Китайской республики Автор программных документов Китайской революции. Источники политического учения Сунь Ятсена: конфуцианство и достижения европейской политической мысли. Проявлял интерес к учению В.И. Ленина в последние годы жизни. Основные труды: «Записки о китайской революции: программа строительства государства», «Три народных принципа», «Основы национального возрождения».

 

Мао Цзедун (1893-1976) – один из основателей КПК и руководителей КНР. Вместе с Лю Шаоци, Чжоу Эньлаем, Чжу Дэ, Чэнь Юнем, Дэн Сяопином возглавлял социалистическую революцию и строительство нового Китая. Допустил ряд крупных ошибок в последние годы: политика «большого скачка», «культурная революция», авантюризм во внешней политике, разрыв отношений с СССР в 60-70-е гг. и др. Один из творцов концепции социализма с «китайской спецификой». До сего времени живет в памяти китайского народа за вклад в китайскую революцию. Оставил ряд теоретических работ: «Вопросы стратегии революционной войны в Китае», «Вопросы стратегии партизанской войны против японских захватчиков», «Китайская революция и коммунистическая партия Китая», «О новой демократии», «О правильном разрешении противоречий внутри народа», «Шестьдесят тезисов о методах работы», «О десяти важнейших взаимоотношениях» и др.

 

Дэн Сяопин (1904-1997) – один из основателей КНР, занимал ряд крупных постов в КПК и правительстве. В конце 70-х гг. выступал с инициативой китайских реформ. Сформулировал три критерия их эффективности: рост производства, повышение жизненного уровня народа, умножение мощи государства. Освободил мышление людей от идеологических пут. Прекратил смуту в китайском обществе. Главный труд – «Основные вопросы современного Китая».

 

Литература

1.Бурлацкий Ф.М. Мао Цзедун. – М.: РИПОЛ Классик, 2003.

2.Бурлацкий Ф.М. Мао Цзедун и его наследники. – М.: Междунар. отнош., 1979.

3.Буров В.Г. Современный китайский марксизм // Свободная мысль, 2008, № 2.

4.Дэн Сяопин. Статьи и беседы// Антология мировой политической мысли. Т. 2.

5.Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. – М., 1998.

6.Зотов В.Д. Дэн Сяопин – реформатор китайского социализма // Соц.-гуманит. Знания, 2007, № 2.

7.Кузнецов В.С. Сунь Ятсен // Вопр. истории, 2009, № 7

8.Мао Цзедун. О новой демократии. О демократической диктатуре народа. К вопросу о разрешении противоречий внутри народа// Антология мировой политической мысли. Т. 2.

9.Панцов А. Мао Цзедун. – М.: Молодая гвардия, 2007 (ЖЗЛ).

10. Переломов Л.С. Конфуцианство и стратегический путь Китая. – М.: ЛКН, 2007.-252 с.

11. Политическая мысль второй половины ХХ в. Хрестоматия. Пермь, 1999/ Мао Цзедун. Дэн Сяопин/

12. Пожилов И.Е. Чжу Дэ// Вопросы истории, 2006, №10.

13. Сунь Ятсен. Избранные произведения. – М., 1964.

14. Сунь Ятсен. Общая программа строительства государства. Конституция пяти властей// Мухаев Р.Т. Хрестоматия по истории политических учений. М. 2000.

15. Тихвинский С.Л. К 100-летию со дня рождения Чжоу Эньлая// Новая и новейшая история, 1998, № 5.

16. Шорт Ф. Мао Цзедун. Пер. с англ. – М.: АСТ, 2002.

Тематика самостоятельных работ

1. Политическая программа Сунь Ятсена

2. Политическая доктрина маоизма

3. Влияние идей Мао Цзедуна на движение «новых левых»

4. Внешнеполитические установки маоизма

5. Дэн Сяопин – отец китайских реформ

6. Политическая мысль современного Китая: состояние и тенденции развития

7. Конфуцианство в современном Китае

Вопросы для самопроверки

1. Какова роль Сунь Ятсена в демократизации китайского общества?

2. Какие принципы лежали в основе политической концепции Сунь Ятсена?

3. Что собой представляла теоретически «Конституция пяти властей» Сунь Ятсена?

4. Каковы основные положения политического учения Мао Цзедуна?

5. Что означал провозглашенный Мао Цзедуном в 1958 г. курс «трех красных знамен»? В чем суть «большого скачка» в политике Китайского руководства?

6. Какую цель преследовала маоистская теория культурной революции?

7. Каково содержание теории народно-демократической революции Мао Цзедуна?

8. Как следует оценивать учение Мао Цзедуна?

9. В чем заключался принцип 4-х модернизаций Дэн Сяопина?

10. Какой теоретической платформы придерживается руководство современного Китая?

Второе занятие

 

1. Национально-освободительная борьба в Индии в ХХ в.: политические цели, идеалы, средства

2. Политическое учение М. Ганди

3. Политические взгляды Д. Неру, его роль в строительстве независимой Индии

4. Политическое и духовное влияние Индии на современный мир

Основные понятия

Гандизм – социально-политическое и религиозно-философское учение, созданное М.Ганди (1868-1948) и представляющее идеологию индийского национально-освободительного движения. Главные принципы: а) достижение независимости мирными, ненасильственными средствами путем вовлечения в борьбу всего народа; б) возможность достижения классового мира; в) использование патриархальных национальных традиций; г) обращение к религиозным чувствам людей.

 

Сатьяграха (букв. упорство в истине) – способ ненасильственного сопротивления, разработанный М. Ганди в начале XX в., в борьбе за независимость Индии, включавший две формы: несотрудничество с колониальной администрацией и гражданское неповиновение, т.е. неисполнение законов. Это не тактика пассивного сопротивления, а убежденность в божественном характере души, единой во всех людях и откликающейся на любовь. Закон любви, воплощенный в ненасилии, - основной закон, определяющий жизнь человека, ключ ко всем социальным проблемам. Закон силы – антигуманен и противоестественен.

 

Ахимса- ненасилие: в негативном плане – неприменение силы; в позитивном плане – любовь к человеку и животным, служение им, милосердие, самопожертвование. Цель ненасилия – побудить противника понять свою неправоту, раскаяться и добровольно удовлетворить справедливые требования. Ненасилие – принцип мировоззрения, а не только метод сопротивления или тактика борьбы.

«Панча шила» (на языке хинди – пять принципов мирного сосуществования) – 1) взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета; 2) ненападение; 3) невмешательство во внутренние дела друг друга; 4) равенство и взаимная выгода; 5) мирное сосуществование. Впервые нашли отражение в преамбуле соглашения между Индией и КНР о торговле и связях Тибетского района Китая с Индией (1954), в решениях Бандунганской конференции (1955) и многих других последующих международных документах. Разработаны Д. Неру.

 

Персоналии

Ганди Мохандас Карамчанд (1869-1948) – идеолог индийского национально-освободительного движения, один из его лидеров. Прозван в народе Махатмой («Великой душой»). Он положил начало широкому движению за национальную независимость, объединил различные общественные силы, превратил Индийский национальный Конгресс в массовую партию политических действий. Его идеология сочетала различные принципы, была внутренне противоречива. Гандистский идеал – соединение утопического социализма с ненасильственным анархизмом. Тем не менее итогом борьбы стало достижение свараджа – самоуправления, независимости Индии. Основные произведения: «Моя жизнь», «Все люди братья», «Самоуправление Индии».

 

Неру Джавахарлал (1889-1964) – видный политический деятель, строитель новой Индии, человек энциклопедически образованный, оставивший огромное литературное наследие. Во внешнеполитической сфере разработал политику «позитивного нейтралитета», направленную на борьбу за мир, международное сотрудничество, неприсоединение к военным блокам и афро-азиатскую солидарность, против угрозы войны, против неоколониализма и расизма. Его мировоззрение формировалось под влиянием трех источников: гандизм, западная либерально-реформистская традиция и марксизм. Став премьер-министром, в реальной политике склонялся в большей степени к западно-либеральным ценностям, к парламентской демократии. За вклад в развитие международных отношений удостоен высшей награды Всемирного Совета Мира – «Золотой медали мира» им. Фредерика Жолио-Кюри. Основные труды: «Взгляд на всемирную историю», «Открытие Индии», «Автобиография».

 

Литература

1. Взлет по-индийски // Мировая экономика и междунар. отнош., 2009, № 2-3.

2. Володин А.Г., Шаститко П.М. «Пусть не обманет надежда!»: Жизнь и борьба Д. Неру. – М.: Политиздат, 1990.

3. Ганди М. Сатьяграха. Моя вера в ненасилие// Антология мировой политической мысли. Т.2.

4. Ганди М. Моя жизнь. – М., 1969.

5. Ганди М. Все люди братья// Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения в Индии ХХ в. – М., 1987.

6. Ганди Индира. Статьи, речи, интервью. Пер. с англ. – М., 1975.

7. Гопал С. Джавахарлал Неру. Биография. В 3-х томах. Пер. с англ. Под ред. П.В. Куцобина. – М., 1990.

8. Горев А.В. Махатма Ганди. – М., 1984.

9. Мартышин О.В. Политические взгляды Ганди. – М., 1969.

10. Мартышин О.В. Политические взгляды Д. Неру. – М., 1981.

11. Неру Д. Открытие Индии. Кн. 1-2. Пер. с англ. – М., 1989.

12. Ульяновский Р.А. Три лидера великого индийского народа. – М., 1986.

Тематика самостоятельных работ

1. Социальные основы и движущие силы национально-освободительной борьбы в Индии

2. Основные программные положения партии ИНК

3. Тактика политической борьбы в учении М. Ганди

4. Д. Неру как выдающийся политик ХХ в.

5. Мирные инициативы Д. Неру

6. Чему посвящен труд Д. Неру «Открытие Индии» /1945 г./?

7. Содержание доктрины «панча шила»

Вопросы для самопроверки

1. Каковы особенности национально-освободительного движения в Индии в середине ХХ в.?

2. Какую роль в этом движении сыграла партия Индийский национальный конгресс?

3. Какие новые идеи провозгласил М. Ганди?

4. Что представлял собой гандистский идеал?

5. Что понимал под насилием и ненасилием М. Ганди?

6. Под влиянием каких идей сложилось мировоззрение Д. Неру?

7. Как относился Д. Неру к учению М. Ганди?

8. Как менялась политическая платформа Д. Неру?

9. Что предпринял Д. Неру для обеспечения стабильности независимой Индии?

10. Какой вклад внес Д. Неру в развитие международных отношений?

Третье занятие

 

1. Кризис колониализма в Африке и идейно-политическая борьба за выбор пути дальнейшего развития молодых государств

2. Модель некапиталистической ориентации

3. Западная модель развития африканских стран

 

Основные понятия

Некапиталистический путь развития – концепция общественно-политического развития отсталых стран от докапиталистических формаций к социализму, минуя капитализм. Предполагает проведение национальным фронтом прогрессивных революционных сил социально-экономических, антиимпериалистических и антифеодальных преобразований: национализация, создание государственного сектора экономики, аграрная реформа, контроль над внешней торговлей и др.

 

Африканский социализм – социально-политические концепции, распространенные в Африке в 50-60-е годы XX в. Выдвинуты национальными демократическими силами как программа преобразований некапиталистического характера. Их отличает игнорирование подлинно научных положений о социализме, стремление абсолютизировать самобытность африканских стран, национальные традиции, что ведет, в конечном счете, к национализму.

 

Исламский социализм – собирательное название идейно-политических течений, в которых отождествляются религиозные основы ислама и социализм. Основоположниками концепций явились Г.А. Насер, Х.Бумедьен и другие лидеры Востока. Носят утопический характер, так как предполагают обеспечить «обогащение бедных без обеднения богатых».

 

Панисламизм – политическая доктрина, направленная на политическое объединение всех мусульманских стран в единое государство. Возникла в конце XIX в. Наряду с антиимпериалистической идеей содержит реакционные положения.

 

Панамериканизм – политическая доктрина, в основе которой лежит идея «единства интересов», общности исторической судьбы, экономики, культуры США и всех остальных стран американского континента. Претендует на гегемонию в Западном полушарии. Лозунг: «Америка для американцев».

 

Чучхе (самостоятельность) – это официальная идеология Корейской Народно-Демократической Республики и Правящей Трудовой партии Кореи, выработанная северо-корейскими лидерами Ким Ир Сеном и Ким Чен Иром. В соответствии с этим учением все вопросы должны решаться с позиций самостоятельности, при опоре на собственные силы. Начало оформления идей чучхе относится к 50-м годам XX в. Идеология чучхе выступала как средство борьбы против внутриполитических противников Ким Ир Сена. В 1956-1966 годах она также выступала политическим инструментом в кампании, направленной на предотвращение проникновения в КНДР процессов десталинизации. Кроме того, идеям чучхе отводилась роль незаменимого фактора для балансирования между СССР и Китаем, а также для оправдания культа личности Ким Ир Сена. Согласно этой идеологии, самостоятельность каждой национальной компартии объявляется «священным правом, на которое никто не может посягать». Идеи чучхе используются правящей элитой КНДР как идеологическое оружие для легитимизации ее диктатуры и наследственной системы власти во внутренних делах, и как средство оправдать систему «закрытых дверей» во внешней политике, и как идеологическое средство осуществления коммунистической революции на Юге Кореи.

 

Персоналии

Насер Гамаль Абдель (1918-1970) – президент Египта с 1956 г. Руководил исполкомом политической организации «Свободные офицеры», упразднившей в 1952 г. монархию и провозгласившей республику. Возглавил партию «Арабский социалистический союз». Под руководством Насера была проведена национализация Суэцкого канала, осуществлена «египтизация» английских и французских банков, страховых компаний, торговых и промышленных фирм, построена с помощью СССР Асуанская плотина – африканское гидротехническое чудо. Египет превратился в авторитетное африканское государство. Труд: «Проблемы египетской революции» (избранные речи и выступления 1952-1970).

 

Нкрума Кваме (1909-1972) – видный деятель национально-освободительного движения Африки (в британской колонии Золотой Берег), первый президент будущей республики Гана. Основатель партии народного конвента, ставшей в авангарде борьбы за независимость своей страны. К. Нкрума хотел видеть Африку не только независимой, но и добиться единства и сплоченности всех стран и народов континента (идея панафриканизма). Об этом он писал в своей книге «Африка должна объединиться: действовать в одиночку значило бы сузить наши горизонты, обмануть наши надежды и поставить под угрозу нашу свободу». К Нкруме явился одним из основателей Организации африканского единства (1963), стоял у истоков политики неприсоединения. В 1962 г. ему была присуждена международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами». Его называли «африканским орлом», сравнивали с Неру. Из других произведений Нкрумы следует отметить: «Автобиография», «Я говорю о свободе. Изложение африканской идеологии».

 

Каддафи Муамар (р. 1942) – лидер ливийской революции, глава Ливийской Арабской Джамахирии. В 1969 г. члены тайной организации «Свободные офицеры юнионисты-социалисты», в числе которых был и капитан Каддафи, свергли монархический режим и провозгласили Ливию арабской республикой. Каддафи, став президентом, провел национализацию всех нефтяных компаний и банков с участием иностранного капитала, запретил все политические организации, кроме Арабского социалистического Союза, выступил с учением об исламском социализме. Каддафи разработал «третью мировую теорию», выдвинув ее в качестве альтернативы капиталистической и коммунистической идеологии. Отдельные ее положения имеют сходство социально-философскими взглядами европейских анархистов (отрицание государства). В 1977 г. в Ливии провозглашается Джамахирия – общество народных масс, где законодательная власть принадлежит первичным народным собраниям, объединяющим все взрослое население страны, а исполнительная – народным комитетам, избираемым этими собраниями. Политические реалии оказались более суровыми по сравнению с теоретическими проектами. Ливийской республике приходится выбирать более гибкий политический курс. М.Каддафи является автором «Зеленой книги» и других произведений.

 

Нетто Антонио Агостиньо (1922-1979) – крупный политический деятель африканского континента, руководитель партии Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА – Партия труда). Один изх известных африканских поэтов. Окончил Лиссабонский университет, получил диплом доктора медицины (1958). Вернувшись на родину, вступил в МПЛА, одновременно занимаясь медицинской практикой. Подвергся аресту, издевательствам за активную политическую деятельность со стороны португальских колонизаторов. Мировая общественность выступила в его защиту. 11 лет шла борьба за независимость, за объединение всех ангольских освободительных движений. 11 ноября 1975 г. был избран первым президентом НРА.

 

Литература

1. Агарышев А.А. Гамаль Абдель Насер. – М., 1979.

2. Азарк А.Э., Малышева Д.В., Шестопал А.В. Концепции революции в развивающихся странах. Критические очерки. – М., 1979.

3. Беляев И.П., Примаков Е.М. Египет: время президента Насера. – М., 1982.

4. Всемирная история. 1961-1970. Т.13, ч. 3, главы ХІІІ-ХІV. – М.: Мысль, 1983.

5. Гафуров Б.Г. Актуальные проблемы современного национально-освободительного движения. – М., 1976.

6. Ибрахими А. Социально-политические аспекты «третьей мировой теории» М. Каддафи // Власть, 2009, № 11.

7. Каддафи М. Зеленая книга. В трех частях. 1976-1979

8. Мандела Н. Нет легкого пути к свободе. Статьи, речи, выступления. Пер. с англ. – М., 1968.

9. Мартышин О.В. Социализм и национализм в Африке. Очерки развития общественно-политической мысли в странах Африки. – М., 1972.

10. Насер Г. А. Проблемы египетской революции. Избранные речи и выступления. 1952-1970. Пер. с арабск. – М., 1979.

11. Нкрума К. Африка должна объединиться. – М., 1964.

12. Международное рабочее движение. Вопросы истории и теории. Т.7. Рабочий класс и национально-освободительные революции после второй мировой войны. Отв. ред. Г.Ф. Ким. – М., 1985.

13. Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. – М., 1982.

14. Рясов А.В. Политическая концепкия М. Каддафи в спектре «левых» взглядо. -М.: 2008, -328 с.

15. Ульяновский Р.А. и др. Политические портреты борцов за национальную независимость. – М.: Политиздат, 1983.

Тематика самостоятельных работ

1. Политические взгляды Г.А. Насера

2. Политические воззрения лидеров африканских государств /М. Каддафи, К.Д. Каунда, П. Лумумба, Н. Мандела, А. Нето, К. Нкрума/

3. Политическая и идейно-теоретическая основа некапиталистического развития освободившихся стран

4. Предпосылки капиталистического пути развития молодых государств

5. Рецидивы неоколониализма и их идеологическое обеспечение

6. Развивающиеся страны в эпоху глобализма

Вопросы для самопроверки

1. Чем объяснить огромный размах национально-освободительного движения во второй половине ХХ в.?

2. Под какими политическими лозунгами развивалось это движение?

3. Какие новые государства образовались в период 1961-1970 гг.?

4. Какие политические теории получили определенную поддержку в африканских странах?

5. Почему появились концепции некапиталистического развития?

6. В чем причины политического раскола во многих африканских странах?

7. Какая идейно-политическая программа могла бы помочь молодым африканским демократическим силам?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.058 с.)