К практическим (Семинарским) занятиям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К практическим (Семинарским) занятиям



Методические указания

К практическим (Семинарским) занятиям

 

по дисциплине

 

История политических учений

 

 

Направление подготовки: 030200 Политология

Специальность: 030201 Политология

Формы обучения (очная)

 

 

Тула 2010 г.

 

 

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям составлены доцентом Ю.А. Головатым и обсуждены на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета

протокол № 4 от "21" апреля 2005 г.

Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина

 

 

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям пересмотрены и утверждены на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета

протокол № 12 от "23" сентября 2008 г.

Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина

 

 

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям пересмотрены и утверждены на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета

протокол № 1 от "31" августа 2009 г.

Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина

 

 

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям пересмотрены и утверждены на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета

протокол № 10 от "03" марта 2010 г.

Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина

 

 

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям пересмотрены и утверждены на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета

протокол № 1 от "31" августа 2010 г.

Зав. кафедрой________________ И.А. Батанина

 

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

1. Политическая мысль Запада во второй половине XX в.: эволюция основных направлений 2 ч.

2. Неолиберализм                                                                                                                       2 ч.

3. Неоконсерватизм                                                                                                                    2 ч.

4. Социалистическая мысль во второй половине XX в.                                                                   2 ч.

5-7. Политическая мысль стран Азии и Африки                                                                   6 ч.

8. Политическая мысль в Советском Союзе в конце 20-х – начале 50-х гг.                         2 ч.

9. Советская политическая мысль в конце 50-х – начале 80-х гг.                                        2 ч.

10. Политическая идеология в период перестройки                                                             2 ч.

11. Развитие политической мысли в постперестроечный период                                      2 ч.

12. Возникновение новой науки – политологии – и ее эволюция                                      2 ч.

13. Американская политическая наука                                                                                   2 ч.

14-15. Европейская политическая наука                                                                               4 ч.

16. Российская политическая наука на рубеже XX и XXI вв.                                            2 ч.

17. Прогнозы мировой политической науки на XXI век                                                                  2 ч.

       Итого:                                                                                                                             34 ч. 

 

 

Тема 1. Политическая мысль Запада во второй половине XX века:

Эволюция основных направлений

1. Общая характеристика западной политологии второй половины XX в.

2. Особенности политической идеологии этого периода

3. Политико-правовой анализ тоталитаризма

4. Концепция технократии

Основные понятия

Бихевиоризм – метод исследования, используемый в политологии. Заимствован западными учеными из психологии. Концентрирует внимание на индивидуальных особенностях политического поведения, игнорируя социальные факторы. Утверждает, что поведение людей или групп обусловлено системой психологических «подкреплений». Изучение политического поведения людей позволяет оптимизировать управление ими. Родоначальником этого метода считается американский психолог и педагог Э. Торндайк (1874-1949).

 

Индустриальное общество – концепция, выдвинутая на Западе в 50-60-е гг. XX в.(Р. Арон, У. Ростоу, А. Турен), один из вариантов технологического детерминизма. В ней утверждается, что тип общества непосредственно определяется уровнем его технического, индустриального развития, причем последнее рассматривается в отрыве от производственных отношений и социально-классовой структуры.

 

Постиндустриальное общество – концепция, утверждающая возникновение новой стадии развития капиталистического общества, которое приходит на смену индустриальному обществу. В нем исчезает класс капиталистов, а его место занимает правящая элита (избранные ученые, менеджеры, предприниматели). Собственность теряет свое значение, классовое деление уступает место профессиональному. Решающим становится уровень образования и знаний. Основной социальный конфликт проявляется в борьбе между знанием и некомпетентностью. Концепция отвергает неизбежность социальной революции и даже структурных реформ. Авторы концепции: Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Ж.Фурастье, К. Боулдинг.

 

Теория конвергенции – (от лат. сближаюсь, схожусь) – возникла в 50-60 гг. XX в (П.А. Сорокин, У. Ростоу, Ф. Перру, О. Флехтгейм, Я. Тинберген, Х. Шельски и др.). Заимствована из биологии. Акцентирует внимание на тенденции к сближению двух социальных систем – капитализма и социализма с их последующим синтезом в «смешанном обществе», сочетающая в себе лучшие черты и свойства каждой из них. Кроме позитивной конвергенции имеется вариант негативной конвергенции (Г. Маркузе, Ю. Хабермас), согласно которой обе социальные системы усваивают друг у друга не столько положительные сколько отрицательные элементы, что ведет к кризису.

Сциентизм – (от лат. наука) – понятие, в основе которого лежит представление о науке как наивысшем и единственном виде достоверного и объективного знания, способном решать все социальные проблемы. Сциентизм ориентируется главным образом на достижения и методы естественных и технических наук. Альтернативу данному направлению составляет антисциентизм, критически оценивающий возможности науки и техники в решении фундаментальных проблем человека и социума и требующий уравнивания науки с другими формами общественного сознания (мораль, искусство, религия).

 

Технократия – (от греч. мастерство, ремесло + власть) – концепция, обосновывающая политическую власть технических специалистов, утверждающая возможность замены политического решения рациональным техническим решением, в результате чего управление обществом будет осуществляться на базе научного знания, применяемого группами технических специалистов в интересах всех людей. Частные интересы того или иного класса в расчет не будут приниматься. Центральное понятие концепции – «техноструктура» - иерархия технических специалистов в зависимости от функции управления и уровней принятия решений.

 

Технологический детерминизм – установка философско-социологического направления, признающая решающую роль технического (технологического) прогресса в общественном развитии, абсолютизирующая влияние техники и технократии в социальной жизни, их особого предназначения. 

 

Технократические теории – теории, проповедующие переход власти и управления в капиталистическом обществе от собственников и политиков к инженерно – техническим специалистам (технократии) и менеджерам (управляющим). Зародились еще в 20-30-е гг. XX в. Одним из создателей теории был Т. Веблен (1857-1929) – американский социолог, экономист, социальный критик. Главный его труд «Теория праздного класса». В нем он подверг критике финансовую олигархию, тормозившую развитие техники и производства. Другие авторы: Р. Арон, Д. Бернхем, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Г. Кан, Ж. Эллюль, Ф. Поллок, П. Друкер.

 

Персоналии

Белл Дэниел (р. 1919) – американский политолог и социолог, представитель сциентистско – технократического направления. В 60-е годы XX в. разработал концепцию постиндустриального общества, в которой обосновал трансформацию капитализма в новую социальную систему, превосходящую индустриальное общество, на основе прогресса науки и техники. В его рамках формируется новая, без классовых противоречий, политическая система.. Власть переходит к новому классу – меритократии –наиболее одаренных и энергичных личностей из всех слоев. Наука, знание становятся основой цивилизации. Называл себя «социалистом в экономике, либералом в политике, консерватором в культуре».

 

Лассуэл Гарольд Дуайт (1902-1978) – классик американской политической науки, представитель бихевиористского направления. Большое внимание уделил созданию единой интегрированной политической науки, учитывающей потребности политической практики. Разработал функциональный подход к политике. В своих работах использовал методы социальной психологии, психоанализа и психиатрии в изучении политического поведения, массовых коммуникаций. Исследовал проблему типологии политических деятелей, выделив три основных типа политика: администратор, агитатор, теоретик. Автор работ: «Психопатология и политика», «Политика: кто получает, что, когда, как», «Власть и личность», «Будущее политической науки». Основные направления научной деятельности: анализ элит, политическая коммуникация, политическая психология, интеллектуальный и политический процесс.

 

Гэлбрейт Джон Кеннет (р. 1908) – известный американский социолог, мыслитель, экономист, дипломат, общественный деятель. Стремился показать воздействие на экономику политики, государства, других социальных институтов. Критиковал подход, отводивший ведущую роль в экономической системе рынку и свободной конкуренции, отстаивал необходимость планирующего государственного воздействия на экономическое развитие. В 50-60-е гг. XX в. был приверженцем концепций общества изобилия, нового индустриального общества, конвергенции. Пытался преодолеть крайности технократизма, признавая, что цели общества и корпораций расходятся. Выделял три типа власти: заслуженная, компенсирующая, регулирующая, соответствующих традиционному, капиталистическому и современному обществам. В качестве источников власти в них выступают соответственно: личность, собственность, организация. Основные труды: «Новое индустриальное общество», «Экономические теории и цели общества».

 

Арендт Ханна (1906-1975) – немецко–американский философ, политолог и социолог, ученица М. Хайдеггера, К. Ясперса, В. Беньямина. Одна из главных тем исследований – разрушение политической сферы тоталитарными режимами. Центральный вопрос политической философии – предпосылки и условия политического действия. В работе «Происхождение тоталитаризма» (1951) она рассматривает тоталитаризм как кризисный феномен современных обществ, как воплощение абсолютно злого в мире, при котором человек перестает быть политическим субъектом. Тоталитарные государства используют главным образом два средства - идеологию и террор. В труде «О насилии» (1970) дан анализ политической власти, которая позитивно оценивается. Тоталитаризм разрушает политическую власть, заменяя ее насилием. Насилие нельзя отождествлять с властью. Насилие всегда персонифицировано, тогда как власть формируется, реализуется и осуществляется множеством людей. С крахом власти насилие достигает апогея и повсеместного распространения. Власть легитимируется общественностью и выводится исключительно из признания ее последней. В сочинении «О революции» (1963) дается обоснование политического господства, источником которого является не человеческая природа, а соглашения, консенсус. Всякая революция проходит два этапа: освобождение от господства и формирование новой политической системы.

 

Джилас Милован (1911-1995) – югославский политолог и публицист. С 1940 по 1954 г. входил в руководство Союза коммунистов Югославии (СКЮ). В последующем за критику правящего режима был смещен со всех постов и подвергался судебным преследованиям. В своих трудах «Новый класс», «Несовершенное общество. Теоретическая критика современного социализма», «Беседы со Сталиным», «Моя дружба с Тито» проанализировал политику нового класса – партийно-бюрократической элиты (номенклатуры), выступил с критикой существовавшего в СССР и странах Восточной Европы, включая Югославию, тоталитарного режима. Слыл «еретиком коммунизма». Проявил себя как последовательный борец с фашизмом и национализмом.

 

Арон Раймон (1905-1983) – французский философ, социолог, политолог, публицист, один из авторов концепции единого индустриального общества, конвергенции социализма и капитализма, деидеологизации и методологии исторического познания. Основные работы посвящены философии истории, исследованию современных индустриальных обществ и их политических систем, критике тоталитаризма, истории социологии, теории международных отношений. Будучи антикоммунистом, опубликовал книгу «Опиум для интеллигенции», посвященную критике марксизма. Известность автору принесли труды: «Изменение исторического сознания», «Введение в философию истории», «Мнимый марксизм», «Демократия и тоталитаризм», «Этапы развития социологической мысли», «50 лет размышлений о политике», «Мемуары». Р. Арон вошел в историю как идеолог правого крыла либеральной буржуазии.

 

Литература

1. Антология мировой политической мысли. Т. 2. Зарубежная политическая мысль. XX век. – М., 1997

2. Антология мировой правовой мысли. Т. 3. Правовая мысль в XX в. – М., 1999

3. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. Пер. с англ. – М., 1996

4. Арон Р. Избранное. Изменение исторического сознания. – М.: РОССПЭН, 2004

5. Арон Р. 50 лет размышлений о политике. Мемуары. – М.: Ладомир, 2002

6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. – М., 1999

7. Белл Д. Возобновление истории в новом столетии // Вопросы философии, 2002, №5

8. Белл Д. Эпоха разобщенности. Интервью // Свобод. мысль, 2006, №6

9. Бузгалин А. В. «Постиндустриальное общество» - тупиковая ветвь социального развития// Вопросы философии, 2002, №5

10. Бжезинский З. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. – М.: Междун. отнош., 2007

11. Власть. Очерки современной политической философии Запада. – М., 1989

12. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. – М., 1969

13. Джилас М. Лицо тоталитаризма. Пер. с серб.-хорват. – М., 1992

14. Лассуэл Г.Д. Психология и политика // Вестник Моск. ун-та. сер. 18. 2001, № 1-2

15. Мухаев Р. Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических учение. Пособие для вузов. – М., 2000

16. Новичкова Г.А. Р. Арон о политике и власти // Вопр. философии, 2009, № 2

17. Ногаев И.В. Экономический прагматизм Дж. К. Гэлбрейта // США- Канада. ЭПК, 2008, № 10

18. Политическая наука: новые направления /Под ред. Р. Гудвина и Х.-Д. Клингеманна. Пер. с англ. – М.: Вече, 1999

19. Ростоу У. Политика и стадии роста. – М., 1973

20. Хайек Ф. Дорога к рабству. – М., 1992

 

Тематика самостоятельных работ

1. Дж. Гэлбрейт о критериях прогресса, его движущих силах и целях

2. Бихевиористский метод исследования политических явлений

3. Технократический подход к изучению политических процессов

4. Исследование Р. Ароном проблем демократии и тоталитаризма

5. Критика идеологии тоталитаризма в произведении Х. Арендт «Истоки тоталитаризма»

6. Оценка М. Джиласом общества, построенного в СССР и странах Восточной Европы («Лицо тоталитаризма»)

7. У. Ростоу и его теория индустриального общества

8. Влияние НТР на развитие политических учений во второй половине XX века

9. Теория постиндустриального общества

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие изменения произошли в западных странах во второй половине XX в.?

2. Как повлияли эти изменения на содержание политических учений?

3. Какая тенденция в содержании политических учений данного периода оказалась доминирующей?

4. Как трактуется в этот период понятие «политика»?

5. Какие течения социально-политической мысли выдвигаются на передний план?

6. Почему во второй половине XX в. не спадает научный интерес к исследованию проблемы тоталитаризма?

7. Почему во второй половине XX в. возник культ точных наук и неопозитивизм превратился в одно из основных направлений философии XX в.?

8. Как повлияла НТР на возникновение технократической концепции?

 

 

Тема 2. Неолиберализм

1. Понятие неолиберализма, его отличие от классического либерализма

2. Причины возникновения неолиберальных теорий

3. Идеология неолиберализма и их вклад в развитие политической науки

4. Взаимоотношения либерального и консервативного направлений в конце XX века

 

Основные понятия

Неолиберализм (социальный либерализм) – социально-политическая доктрина, своеобразная модификация классического либерализма. В отличие от последнего стремится обосновать и осуществить некоторое государственное регулирование экономической и социальной жизни, создать «государство всеобщего благоденствия». В умеренной форме придерживается идей эгалитаризма (равенства), сглаживания имущественных различий, разрыва в доходах людей путем гибкой налоговой политики, выполнения социальной программы, выдачи дотаций, пособий и т.п. Настороженно относится к массовой демократии как к «тирании большинства».

 

Кейнсианство – либеральная теория, получившая свое название по имени ее создателя – Дж. М. Кейнса, акцентирующая внимание на государственном регулировании экономики, стимулировании занятости как постоянной функции государства. Разработана еще а 30-е гг. XX века. Исследует практические пути стабилизации экономики. Решающим фактором этого процесса называет рынок. Основная цель – поддержание «эффективного спроса» и «полной занятости». Средства стабилизации: увеличение расходов государственного бюджета, расширение общественных работ, увеличение количества денег в обращении, регулирование занятости. Позднее указанную совокупность мероприятий по спасению экономики на Западе назвали «кейнсианской революцией», противопоставив ее коммунистическим революциям в странах Восточной Европы после Второй мировой войны.

 

Теория справедливости – либеральная теория (автор Дж. Роулс, утверждающая, что справедливость в политике так же важна и необходима, как истина для логики, добро для этики, красота для эстетики. Принципиальными для теории справедливости являются следующие принципы: а) принцип равной свободы: любой человек должен располагать максимальной свободой, совместимой с такой свободой других людей; б) принцип равной доступности: все, что представляет собой ценность, должно быть равно открыто для любого человека; в) принцип различия: социальное неравенство оправдано только тогда, когда оно приносит выгоду наименее благополучным членам общества. Например, менее талантливым людям должно уделяться больше социального внимания, чем более талантливым. Но при этом нельзя переходить грань, за которой общество начинает терять выгоду от такого распределения. Это касается также и бедных, инвалидов, нетрудоспособных. Отличается от теории утилитаризма. Последняя не принимает во внимание факт существенных различий между индивидами и считает, что любой индивид – некая точка, в которой сходятся блага и полезности. Теория справедливости постулирует, что блага должны быть распределены так, чтобы повысить полную или же среднюю общественную полезность, и основывается на понятии честность.

 

Государство всеобщего благоденствия – концепция, возникшая на Западе в 50-60-е гг. XX в. Утверждает, что капиталистическое общество вследствие технологических преобразований, роста экономики, совершенствовании организации управления способно обеспечить для всех своих граждан высокий уровень жизни. Государство становится нейтральной «надклассовой» силой, отражает интересы всех слоев общества, уничтожает социальное неравенство гибкой политикой справедливого распределения. Опирается на теорию кейнсианства, делает упор на смешанную экономику, сочетание частного и государственного секторов. Автором концепции является американский ученый Дж. Гэлбрейт, шведский - Г. Мюрдаль.

 

Полиархия – (букв. – множественность, рассредоточенность власти) – концепция, анализирующая политический режим, важнейшими чертами которого являются высокий уровень политического участия граждан и открытое соперничество политических групп и лидеров за поддержку избирателей. При нем дозволено правление меньшинства под контролем большинства (управление народом посредством элиты, вышедшей из народа). Там существуют политико – правовые и социальные гарантии, защищающие граждан от безответственности и произвола элит. Основоположником теории является Р.А. Даль.

 

Плюрализм политический – (от лат. «множественный») – концепция, выросшая из либеральных идей, выдвигающая и защищающая идею многообразия и свободного соревнования политических идей, взглядов, институтов; допускающая наличие в обществе легально действующей оппозиции, конкурентной борьбы за власть в рамках закона. Направлена против узурпации и монополизации власти каким-либо индивидом или группой, на создание в обществе многообразия и единства, децентрализация и централизма, конкуренции и солидарности. Разработчиками данной концепции явились: Д. Мэдисон, Г. Ласки (впервые ввел в научный оборот понятие «плюрализм»), Э. Бернштейн, Р.Гильфердинг.

 

Персоналии

Даль Роберт Алан (р. 1915) – американский политолог, один из основоположников теории плюралистической демократии. В работах «Введение в теорию демократии», «Политические оппозиции в западных демократиях», «Плюралистическая демократия в США», «Дилеммы плюралистической демократии» Р. Даль рассматривает проблемы трансформирования политических систем, предпосылки демократии, соотношение свободы, равенства и демократии. Р.Даль разработал теорию полиархии, представив последнюю как результат демократизации и либерализации политических институтов национального государства. Он исследовал процесс возникновения и развития полиархии, определив суть ее как правление элиты, но в условиях демократического политического режима, который вырабатывает соответствие между интересами граждан и политикой правящих элит и смягчает последствия неравного доступа граждан к власти («Полиархия. Участие и оппозиция», «Демократия, свобода и равенство»).

 

Дарендорф Ральф Густав (р. 1929) – немецкий социолог, политолог, философ, политический деятель, начиная с 1960-ых годов XX в. интенсивно занимается теорией современного либерального общества. Этой теме посвящены работы «Общество и свобода» (1961), «Конфликт и свобода» (1972), «Современный социальный конфликт» (1982). Параллельно с научной деятельностью занимал должность комиссара ЕС в Брюсселе, с 1974 по 1984 г. возглавлял Лондонскую школу экономики, с 1984 г. – ректор Колледжа Святого Антония в Оксфорде. Разработал теорию социальной стратификации и теорию конфликта. Причину формирования конкурентных групп в обществе видел в отношениях господства и подчинения в постиндустриальном обществе, хотя основной социальный конфликт переместился из сферы отношений собственности в сферу управления, заметно сократилась роль классовой борьбы, тем не менее отношения господства и подчинения сохранились. Тем самым создается мотивация сопротивления, подчинения, а значит и остается почва для конфликтов. В духе либерализма Дарендорф выступает за выравнивание индивидуальных жизненных шансов членов общества как условия свободы. Свободное общество, по его мнению, представляющей собой признанный и организованно решаемый конфликт.

 

Роулс Джон (р. 1923) – известный американский философ. Почти все его труды посвящены одной теме – проблеме справедливости: «Справедливость как честность», «Теория справедливости», «Политический либерализм». Решая ее, Роулс опирается на ряд известных учений: общественного договора Руссо, этику Канта, а также на концепции распределяющей справедливости Аристотеля: «существующие в обществе блага должны распределяться на основании взаимных требований людей и на основании максимально возможного равенства». В число «первичных благ» Роулс включает свободу, равные возможности, материальный достаток. Именно они обеспечивают человеку его автономию, самостоятельность. Большое значение придает принципам справедливого распределения: а) требования равного обладания основными правами и свободами, б) требования равенства – как равного обладания свободой и равного распределения благ (принцип равных возможностей для получения определенного социального статуса). Дж. Роулс в категорию «справедливость» вносит некоторые новые содержательные аспекты: правильность, добросовестность, беспристрастность, которые обеспечиваются с помощью правовых норм и актов, включая конституции.

 

Ласки Гарольд (1893-1950) – видный английский теоретик политики и политический деятель, идеолог лейбористской партии. Он сформулировал и впервые в политический лексикон ввел понятия как политический плюрализм, плюралистическая теория государства. Большое внимание уделил исследованию современного типа государства, который зародился в эпоху реформации, когда правители получили всю полноту власти. В дальнейшем по мере утверждения капиталистического строя государственная власть бюрократизируется и преобразуется в централизованную иерархическую систему управлений (монистическое государство). Даже наличие представительных учреждений (парламент и органы местного самоуправления) сути дела не меняют. Большинство демократических идей и свобод носит декларативный характер. Отсюда он делал вывод: «капитализм несовместим со свободой». Подлинную свободу Ласки увидел в условиях нового общественного строя – промышленной демократии. Частная собственность в нем сохранится, но функции управления передаются коллективам трудящихся. На смену централизованной организации приходит плюралистическое государство. Политическая власть рассеивается по многочисленным объединениям, представляющим различные социальные интересы. Увеличивается число центров власти, что означает федеративную природу общества. Переход к промышленной демократии Ласки представлял мирным. Система учреждений будет построена по территориальному принципу. Ее дополняют органы представительства профессиональных интересов (производственные ассоциации), профсоюзы, объединения деятелей культуры и образования, церковные организации. Ласки не был согласен с концепцией правового государства. Он считал, чтобы стать правовым, современному государству надо обеспечить гражданам естественные права человека: право на прожиточный минимум, достаточный досуг, право на объединение.

 

Ростоу Уолт Уитмен (р. 1916) – видный американский экономист, социолог, политический деятель. Автор теорий стадий экономического роста, индустриального общества. Выделил 5 основных этапов (стадий) развития всякого общества: а) аграрное (традиционное); б) переходное; в) стадия «сдвига» (период проявления революции); г) стадия зрелости (индустриальное общество); д) общество «высокого массового потребления». Концепция выдвинута как альтернатива марксизму и в дальнейшем стала источником теории постиндустриального общества. Стоял на позициях технологического детерминизма. Основные труды: «Стадии экономического роста» (1960), «Политика и стадии роста».

 

Кейнс Джон Мейнард (1883-1946) – известный английский экономист. Главное произведение - «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), произвело настоящую революцию в экономической науке и во взглядах на государственную экономическую политику («кейнсианство»). Подверг критике отношения свободной конкуренции, при которых наживаются биржевые спекулянты, не заинтересованные в расширении производства, что ведет к спаду предпринимательской активности. Кейнс предложил обложить спекулятивные сделки высокими налогами, направить свободные средства на развитие производства и решение социальных проблем, не допустить массовой безработицы и обострения социальных конфликтов. Кейнсианская теория делает поворот от социально нейтральной экономики к исследованию государственного регулирования. Ценность экономической науки Кейнс рассматривает с прагматической точки зрения - как средства осуществления экономической политики государства.

 

Литература

1. Антология мировой политической мысли. Т. 2. – М., 1997

2. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М., 1976

3. Даль Р. Демократия и её критики. – М.: РОССПЭН, 2003

4. Даль Р. О демократии. Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 2000

5. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. Пер. с нем. – М.:РОССПЭН, 2002

6. Дарендорф Р. Фрагменты нового либерализма// Антология мировой политической мысли, т. 2

7. Кашников Б. Н. Либеральный утилитаризм и его критика в политической философии Д. Роулза// ОНС, 2003, №2

8. Кравченко И. И. Либерализм: политика и идеология// Вопросы философии, 2006, №1

9. Козер Л. Функции социального конфликта. Пер. с англ.М.: Идея-Пресс, 2000

10. Малышева Н. С. Политические идеи Г. Д. Ласки// Социально-политический журнал, 1992, №1

11. Мизес Л. фон. Либерализм в классической традиции// Антология мировой политической мысли, т. 2

12. Мизес Л. фон. Либерализм. Пер. с англ. М.: Экономика. 2001

13. Ногаев И.В. Экономический прагматизм Дж. Кеннета Гэлбрейта (к 100-летию рождения) //США – Канада, 2008, № 10

14. Осадчая И. Великий реформатор экономики капитализма// Наука и жизнь, 1997, №11-12 / о Дж. Кейнсе/

15. Оукешотт М. Теория справедливости// Антология мировой политической мысли, т. 2

16. Политическая мысль второй половины ХХ в. Хрестоматия. Сост. В. А. Мальцев – Пермь, 1999.

17. Роулс Дж. Теория справедливости. – Новосибирск, 1995

18. Роулс Дж. Философский спор вокруг идей демократии// Антология мировой политической мысли, т. 2

19. Скидельски Р. Джон Мейнард Кейнс. 1883-1964:экономист, философ, государственный деятель. В 2-х книгах. Пер. с англ. – М.,2005

20. Сартори Дж. Переосмысливая теорию демократии // Антология мировой политической мысли, т. 2.

Тематика самостоятельных работ

1. Учение Р. Даля о демократии

2. Основные положения теории конфликта Р. Дарендорфа

3. Кейнсианство и его влияние на политическую практику

4. Теория справедливости Дж. Ролза

5. Признаки и свойства неолиберализма

Вопросы для самопроверки

1. Когда возник неолиберализм?

2. Почему стала испытывать кризис классическая либеральная теория?

3. Почему теория либерализма подверглась критике в консервативных кругах?

4. Кто является идеологами неолиберализма?

5. В чем состоит идеал плюралистической демократии?

6. Каково содержание учения о государстве всеобщего благоденствия?

Тема 3. Неоконсерватизм

1. Рост влияния консервативных учений во второй половине ХХ в. и его причины

2. Экономическая программа неоконсерваторов

3. Идеологические основы неоконсерватизма

4. Национальные модели неоконсерватизма

Основные понятия

Неоконсерватизм – социально – политическая доктрина, разновидность консервативной идеологии. Сложился в 70-е годы XX в. как ответ на леворадикальные взгляды и программы. Выход общества из кризиса видит в минимизации государственного вмешательства в экономические процессы, в укреплении индивидуального предпринимательства, развитии рыночных отношений, укреплении законности, порядка, авторитета власти. Защищает ценности морали, права, религии, семьи. Активизирует механизмы соединения гражданского общества с государственной властью. Разработчики теории: Д.Белл, З.Бжезинский, Ф.фон Хайек, И.Кристолл, Н. Подгорец. Выразителем ее в практической политике были Р. Рейган, М. Тэтчер.

 

Монетаризм – экономическая теория, возникшая в США в 50-е г. XX в. как антипод кейнсианства. Рассматривает денежную массу, находящуюся в обращении, как определяющий фактор в хозяйственно-экономической деятельности. Устанавливает причинную связь между изменениями количества денег и величиной ВВП. Один из ее ведущих авторов – М. Фридмен (США).

 

Тэтчеризм – политика главы английского правительства 70-80-х гг. М. Тетчер, осуществляемая в духе доктрины неоконсерватизма. Суть этой политики: ограничение государственного регулирования экономики, отмена ограничений в сфере частного бизнеса, продажа в частные руки нерентабельных государственных предприятий, реконструкция базовых отраслей, поощрение централизации капитала, более активное использование достижений науки и техники.

 

Рейганомика – неоконсервативная политическая программа президента США Р. Рейгана в 1980-1988 гг., направленная на ослабление кризисных процессов. Положила начало структурной перестройке экономики и ее подъему на основе стимулирования частного капитала путем льготного кредитования, сокращения системы государственного регулирования, ограничения социальных программ.

 

Концепция нового класса – родилась во 2-ой половине XX в. как попытка связать изменения в экономике с политическим, социальным и культурным развитием западного общества. Под «новым классом» понималась социальная группа, не обладающая частной собственностью, но имеющая высшее образование, профессиональные навыки и творческие способности. Д. Белл, И.Кристол, С. Липсет, Н. Подгорец, М. Новак и др. неоконсерваторы отрицательно отнеслись к этой социальной группе как носителю критической функции.

 

Персоналии

Хайек Фридрих Август фон (1899-1988) – австро-английский экономист, политический философ. Полемизировал с Дж. Кейнсом. Всегда был противником государственного регулирования экономики, считал рынок и конкуренцию наиболее совершенным механизмом хозяйственной деятельности. Ф. Хайек отверг идею социальной справедливости и трактовал ее лишь как уважение закона и установленных прав. Справедливость, по его мнению, не может существовать без признания частной собственности. Ф. Хайек – либеральный (умеренный) консерватор. С 1950-х годов он развивает комплексную концепцию, в которой соединяются либерально-политическая философия, теория рынка, методология экономического знания. Либеральные аспекты его мышления нашли свое отражение в трудах «Индивидуализм и экономический порядок», «Составляющие свободы», «Право, законодательство и свобода». В своих произведениях «Дорога к рабству», «Пагубная самонадеянность», «Ошибки социализма» Хайек критикует социализм и пытается доказать его научную несостоятельность.. За заслуги в области экономической науки Ф. Хайек был удостоен Нобелевской премии (1974г.)

 

Шмитт Карл (1888-1985) – немецкий правовед, государствовед политолог, социолог. Последовательный критик либерализма, теоретик тотального государства. Понятие права он подчинял понятию государства, а государство, с его точки зрения, имеет своей предпосылкой более фундаментальное понятие – «политическое» (das Politische). Политическое характеризуется им размежеванием, готовностью к борьбе и борьбой, способностью к принятию реше



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.123 с.)