Краткий словарь основных понятий и категорий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий словарь основных понятий и категорий



 

Абстракция – это операция мышления, которая состоит в выделении существенной стороны, свойства явления при одновременном отвлечении от других его сторон и свойств.

Анализ – это мыслительная операция, выражающаяся в выделении в познаваемом объекте его отдельных сторон, свойств, связей, отношений.

Аттракция – это умение человека вызывать к себе симпатию и расположение.

Аффект – это сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и некоторой дезорганизацией поведения.

Бессознательное – это совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых человек не отдает себе отчета.

 Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном предмете или явлении, имеющем личностное значение для человека.

Воля – это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия.

Воображение – это умственная деятельность человека по созданию новых образов на основе преобразования прошлого опыта.

Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.

 Девиантное (отклоняющееся) поведение – это действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям и приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

Деятельность – это осознанная и целенаправленная активность человека, направленная на познание и творческое преобразо­вание окружающего мира, включая самого человека и условия его су­ществования.

Задатки – врожденные функциональные особенности человека, которые служат основой развития способностей и способствуют или препятствуют овладению или выполнению деятельности.

 Идентификация - это способ познания другого человека, при котором предположение о внутреннем состоянии собеседника строится на основепопытокпоставить себя на его место.

Индивид – человек как представитель рода, имеющий природные свойства.

Индивидуальность – уникальная и самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.

Интеллект – это общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; система всех познавательных способностей человека.

Каузальная атрибуция – это механизм интерпретации поступков и чувств другого человека, стремление к выяснению причин его поведения.

Конкретизация – это операция мышления, которая состоит в рассмотрении объекта во всей полноте его индивидуальных особенностей.

Коэффициент интеллектуальности – это показатель, отражающий связь между умственным и хронологическим возрастом человека.

Креативность – это способность к творчеству, включающая, кроме интеллекта, мотивационную направленность человека, ориентацию на приобретение новых знаний, готовность к реализации изобретательских потенций.

Личность – человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Мотив – это побуждение, направленное на удовлетворение определенной потребности, это причина действия или поступка личности.

Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

 Мышление – это опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств, связей и отношений, предметов и явлений окружающего мира.

 Навыки – это полностью автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

 Настроение – это более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.

 Обобщение – это операция мышления, заключающаяся в выделении общего в предметах и явлениях и основанном на этом объединении их друг с другом.

Обучаемость – это общая способность к освоению новых знаний и способов деятельности.

Общение – это вид деятельности, направленный на установление личных и деловых взаимоотношений между людьми, позволяющий общающимся обмениваться информацией, достигать взаимопонимания, взаимодействовать и оказывать психологическое влияние друг на друга.

Одаренность (общая) – это уровень развития общих способностей, определяющих диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений.

Потребность — это побуждение к активности (деятельности), которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то.

Представление – это вторичный чувственный образ, который либо непосредственно, благодаря памяти, воспроизводится в сознании субъекта, либо является результатом умственных манипуляций с различными чувственными образами, т. е. деятельности воображения, в которой присутствуют элементы мышления.

Психика – это системное свойство высокоорганизо­ванной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждае­мой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психологическая защита – это механизм психики, предназначенный для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания и выражения.

Психология – это наука, изучающая факты, механизмы и законы, характеризующие функционирование и развитие психики.

Психопатия – это аномалия характера человека, обычно обусловленная врожденной неполноценностью нервной системы.

Рефлексия это механизм самопознания в процессе об­щения, в основе которого лежит способность че­ловека представлять и осознавать то, как он воспринимается партнером по общению.

Синтез – этооперация мышления, выражающаяся в объединении выделенных анализом компонентов в целое.

Сознание – это высшая форма психики, психическое образование, которое поддается самоотчету, самообъяснению.

С оциализация – это двусто­ронний процесс, вклю­чающий, во-первых, усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей путем вхожде­ния в социальную среду и, во-вторых, активное воспро­изводство индивидом системы социальных связей в про­цессе деятельности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способом и приемам деятельности.

Страсть – это выраженное и длительное заострение эмоциональности, скон­центрированное вокруг определенного человека, вида деятельности или пред­мета.

Стресс – это защитная реакция организма на внешние и внутренние раздражители.

Суждение – форма мышления, в которой отражаются связи и отношения между предметами и явлениями действительности или между их признаками.

Темперамент – это врожденное индивидуальное психологическое свойство человека, характеризующее динамические особенности его психической деятельности (основа индивидуальности).

Умения –это сознательно контролируемые части деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством.

Умозаключение – форма мышления, которая представляет собой такую последовательность суждений, где в результате установления отношений между ними появляется новое суждение, отличное от предыдущих.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуально – психологических особенностей, определяющих поведение человека и отражающих его отношение к другим людям, к самому себе, к деятельности, к вещам.

Цель – это тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Чувство – это устойчивое эмоциональное переживание, связанное с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека.

Эмоции – особый класс психических процессов и состоя­ний, отражающих в форме непосредственных переживаний отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Эмоциональный тон ощущений – врожденные гедонические (от греч. «наслаждение») переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные, болевые и др.).

Эмпатия – это эмоциональное вчувствование в другого человека или сопереживание ему.

Я - концепция – это система представлений, оценок и отношений человека к самому себе.

 


Учебная литература

 

1. Гуревич, П. С. Психология [Электронный ресурс]: учебник. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 319 с. // Режим доступа - // http://biblioclub.ru

2. Копылова Т.Ю. Психология [Текст]: учебное пособие: [для студентов очной и заочной форм обучения, изучающих дисциплину «Психология»] / Т.Ю. Копылова, Е.А. Никитина; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск: ЮЗГУ, 2015. – 126 с.

3. Копылова Т.Ю. Психология [Электронный ресурс]: учебное пособие: [для студентов очной и заочной форм обучения, изучающих дисциплину «Психология»] / Т.Ю. Копылова, Е.А. Никитина; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск: ЮЗГУ, 2015. – 126 с.

4. Кондаков, И. М. Психология [Текст]: иллюстрированный словарь / И. М. Кондаков. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 783 с.

5. Кравченко А.И. Психология и педагогика [Текст]: учебник / А.И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2016. – 400 с.

6. Леонтьев А.А. Психология общения [Текст]: учебное пособие. – 5-е изд. стер. – М.: Академия, 2008. – 368 с.

7. Нуркова В. В. Психология [Текст]: учебник для бакалавров / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2012. — 575 с.

8.Общая психология[Текст]: учебник / под ред. А. В. Карпова. – М: Гардарики, 2005. – 232 с.

9. Першина Л.А. Общая психология [Текст]: учебное пособие / Л.А. Першина. – М.: Академический проект, 2004. – 436 с.

10.  Степанов В.Е. Психология [Текст]: учебник для вузов / В.Е. Степанов, В.П. Ступницкий. – М.: Дашков и К, 2005. – 576 с.

11. Утлик Э.П. Психология личности [Текст]: учебное пособие / Э.П. Утлик. – М.: Академия, 2008. – 320 с.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которые могут быть использованы в процессе обсуждения теоретических вопросов дисциплины

1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн: http://www.biblioclub.ru/

2. Электронно-библиотечная система «Лань» коллекции изданий гуманитарного профиля и периодические издания: http://e.landbook.com/

3. Электронная библиотека ЮЗГУ: http://library.kstu.kursk.ru

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.017 с.)