Тема 5. Появление новых типов профессий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Появление новых типов профессий



И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ МУЛЬТИМЕДИА

       Массовое развитие Интернет-технологий, появление огромного количества компьютерных программ, автоматизирующих деятельность компаний, компьютеризация всех отраслей промышленной сферы и быта ведут к существенным изменениям на рынке труда.

       Шансы найти работу в сфере ТИСЭ – телекоммуникация, информационные технологии, СМИ и электроника – намного превышают шансы при поиске рабочего места в других областях.

       Самый большой спрос возникает на специалистов междисциплинарного профиля, которые интегрируют в себе знания, умения и навыки в области технических, прежде всего, компьютерных и гуманитарных, управленческих технологий. На стыках технологий рождаются новые профессии, рынки труда буквально «взрываются», появляются новые специальности, по которым еще не создано новых программ и еще нет соответствующих средств обучения. Ряд из них только начинает проходить экспериментальную апробацию в научных лабораториях, а значит, требуется время для поисков и нахождения адекватных решений для их воплощения в реальную практику обучения.

       Новые технологии диктуют новые типы профессий и, соответственно, специалистов нового уровня, способных к работе в команде, коммуникабельных, надежных мультипрофессиональных всезнаек, умеющих связать знания экономики с техническими навыками и творческим талантом. Все больше и больше концернов стремятся найти таких разносторонне одаренных людей либо по Интернету, либо с помощью многочисленных виртуальных бирж труда. Кто откликается на Интернет-запрос, тот, по словам руководителей персональных отделов, в большинстве случаев имеет более высокую квалификацию.

       Факторы, влияющие на развитие рынка труда:

       1 - изменение общей структуры занятости, все большая часть работников занята не изготовлением стандартных материальных благ массового спроса (добыча сырья и топлива, производство продуктов основной химии, металлов, базовых продуктов питания, одежды, обуви и других потребительских товаров), а оказанием информационных, инновационных и коммерческих услуг, обслуживанием сложной наукоемкой продукции, проектированием и т.д.;

       2 - сдвиг в профессиональной структуре занятости в сторону увеличения доли высококвалифицированных работников универсальной квалификации в сфере информационных, управленческих, финансовых и дистрибьютерских услуг;

       3 - изменение содержания труда: уменьшение доли стереотипных операций, требующих в основном физической силы, ловкости и привычки к монотонному труду, при этом увеличивается роль творческого труда, требующего умения ориентироваться в потоке информации, концептуально мыслить, принимать нестандартные решения при неполной и противоречивой информации;

       4 - сдвиги в системе мотивации и контроля труда, - материальная мотивация направлена, прежде всего, на стимулирование повышения уровня образования и квалификации.

       Новые информационные технологии обеспечивают возможность развития новых предпринимательских структур. Трансформируется представление о рабочем месте: люди работают в офисах, у клиента, дома и находясь в пути. Перенесение рабочего места может привести к большей мобильности в отношении пространства и времени для сторон трудового договора и их трудового правоотношения.

       Технологический прогресс способствует повышению благосостояния, новая продукция стимулирует повышение спроса, а значит, и повышение инвестиций в ее производство, что неизбежно приводит к возникновению новых рабочих мест.

       Специалисты в области информационно-коммуникационных технологий:

1 - менеджер по управлению информацией и знаниями (information management specialist, knowledge management specialist);

2 - специалист по электронному бизнесу и маркетингу;

3 - системный администратор по информационным технологиям;

4 - изготовитель рекламы для СМИ;

5 - редактор фильма и видео;

6 - медиа-дизайнер;

7 - ведущий/ая Интернет-видеоконференций в режиме онлайн (новая должность, о которой недавно объявила питерская компания I-Models.Ru).

       Оформители и художники:

1 - специалист по компьютерной графике;

2 - режиссер мультимедийных CD-ROM-проектов;

3 - разработчик-составитель концепции мультимедийного произведения;

4 - редактор сети;

5 - специалист по фото- и видеопродукции для людей с ограниченными возможностями;

6 - оформитель средств массовой информации по обработке фото- и звукоматериалов;

7 - оформитель средств массовой информации по обработке цифровых и печатных средств.

       Техники и мастера:

1 - специалист по компьютерному программному обеспечению;

2 - администратор сети;

3 - продюсер подключения к сети;

4 - инженер по программному обеспечению;

5 - web-дизайнер;

6 - web-мастер;

7 - специалист по продвижению сайтов и usability.

       Консультанты и продавцы:

1 - продавец-специалист по вычислительной технике;

2 - консультант по электронной обработке данных;

3 - информационный брокер;

4 - руководитель мультимедийного проекта;

5 - специалист по торговле в области информационных технологий;

6 - специалист по продаже аудиовизуальных средств;

7 - консультант по информационным системам.

       Педагоги и советники:

1 - преподаватель по программному обеспечению;

2 - преподаватель по электронной обработке данных;

3 - преподаватель в области мультимедиа, создатель электронных изданий;

4 - телеучитель и мн. др.

       Основные проблемы, связанные с появлением новых профессий:

       1 – проблема специалистов и их классификация, - на рынке труда существует недостаточно рабочих кадров по новым специальностям, кроме того, недостаточна их квалификация; особенно это относится к специалистам, занимающихся информационными технологиями в определенной области знания, например, мультимедиа в сфере культуры; для создания мультимедийного проекта важно иметь не только опыт в области компьютерных технологий, но и в прикладной культурологии; многие кандидаты обладают широкими теоретическими знаниями (от основ HTML и до тонкостей цифрового монтажа), но им не хватает профессиональной практики, при прохождении которой они могли бы углубить и расширить свои умения и навыки;

       2 – проблема финансирования образования, - препятствием в области профессионализации кадров являются ограничения в выделении бюджетных средств на повышение качества человеческого капитала; основной причиной недостаточной подготовленности специалистов для занимаемых позиций это - урезание бюджетов на найм персонала; кроме того, в целях экономии компании стараются тратить меньше средств на тренинги, в ходе которых сотрудники могли бы приобрести дополнительные профессиональные знания;

       3 – проблема запросов и профессиональных ожиданий, - при устройстве на работу новых сотрудников играют важную роль три показателя: квалификация, зарплата, профессиональные ожидания, кандидаты с низкой квалификацией приходят с высокими требованиями о зарплате и к тому же ожидают, что у них будет не нормированный рабочий день, а работодатель же пытается нанять высококвалифицированного программиста по «цене» простого верстальщика, поэтому они часто не приходят к взаимному согласию.

       Экспансия всех сфер и направлений деятельности в виртуальную среду (бизнес-процессов, науки, образования, культуры, социально-культурной деятельности, межличностных коммуникаций и т.п.) предъявляет новые требования к специалистам.

       Тенденции развития информационного общества определяют изменения приоритетов в сфере образования и переход к подготовке специалистов нового поколения, которые наряду с комплексом профессиональных знаний, умений и навыков, овладевают новыми компьютерными и другими цифровыми технологиями, знаниями в области программирования, понимания внутренних процессов проектирования, функционирования и использования программных приложений.

       Способ решения кадровой проблемы для новой отрасли на стадии ее становления – профессиональная миграция, основанная на инициативе, поиске новых ниш для самореализации, на самообразовании.

       Изменение потребностей рынка, появление новых профессий, создание новых специальностей и специализаций в образовательных учреждениях способствует формированию и развитию новых исследовательских направлений по созданию и разработке масштабных проектов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.44.9 (0.021 с.)