Цель, задачи и виды экономического анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель, задачи и виды экономического анализа



Цель экономического анализа заключается в максимизации прибыли путем выявления резервов повышения эффективности использования капитала.

Задачи экономического анализа:

1. Оценка эффективности использования материальных ресурсов и выявление резервов улучшения использования.

2. Анализ трудовых ресурсов и выявление резервов роста производительности труда.

3. Анализ себестоимости продукции и выявление резервов снижения прямых и косвенных затрат.

4. Анализ финансовых ресурсов и рентабельности и выявление резервов их роста.

5. Анализ финансового состояния и выявление резервов улучшения платежеспособности и финансовой устойчивости.

6. Выбор направлений использования капитала и оценка эффективности их использования.

Объектом экономического анализа является финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Предметом экономического анализа являются финансовые результаты деятельности предприятия.

Виды экономического анализа определятся в зависимости от классификации признаков. В экономической теории в качестве основных группировочных признаков выступают объект и субъект анализа, цели, его периодичность и т. п. Так, по цели анализ может быть функциональным, оценочным, например, выявление резервов производства при разработке текущих планов, исследование использования производственных мощностей, выявление «узких мест» производства и пр.

Существуют различные виды анализа по объектам и видам производства:

1) по характеру сравнений анализ может быть внутри– и межзаводским;

2) по уровню проведения анализ может быть народнохозяйственным, отраслевым, региональным, локальным (по предприятию, цеху, участку);

3) по степени повторяемости – периодическим, разовым;

4) по времени проведения – предварительным, оперативным, последующим;

5) по содержанию – комплексным, тематическим;

6) по степени охвата – сплошным, выборочным;

7) по субъектам выполнения – исполняемым службами предприятия, финансовых органов, вышестоящими органами и прочими;

8) по степени механизации – механизированным, частично механизированным, в системе АСУ;

9) по направленности во времени:

- перспективным, который проводится по плановым показателям;

- ретроспективным, который проводится по фактическим данным;

- оперативным, который проводится сразу после осуществления хозяйственной операции;

- отчетным, который проводится по отчетным данным за период;

10) по субъектам анализа:

- внутренним, который проводится работниками предприятия;

- внешним, который проводится контролирующими органами, банками, аудиторскими компаниями, инвесторами;

11) по методике анализа:

- факторный - методика комплексного, системного исследования влияния факторов на результативный показатель;

- детерминированный- анализ функциональной взаимосвязи между результативным и факторными показателями;

- стохастический - анализ вероятности взаимосвязи между результативным и факторными показателями;

- маржинальный - основан на зависимости объема продаж, постоянных и переменных затрат и прибыли от реализации;

- инвестиционный- направлен на оценку эффективности инвестиционных проектов;

- маркетинговый- анализ эффективности маркетинговой стратегии;

12) по объектам анализа:

- технико-экономический – анализ взаимосвязи технической производительности и экономических показателей.

- социально-экономический- анализ зависимости социальных и экономических показателей;

- финансовый – анализ формирования финансовых результатов и финансового состояния;

- экономико-статистический – методика изучения массовых явлений и объектов;

- экономико-экологический - анализ экономической эффективности от мероприятий, связанных с предотвращением или возмещения ущерба окружающей среды.

Таким образом, предметом экономического анализа производственной и хозяйственно–финансовой деятельности предприятий промышленной отрасли является любая сфера деятельности цехов, участков, бригад или судна, а также предприятия в целом. Например, предметом анализа может быть использование производственных фондов, производственных мощностей, организация производств, труда и управления, наличие и использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия. Следовательно, анализ производственной и хозяйственно–финансовой деятельности является необходимой функцией управления промышленным производством, и от его качества зависит уровень экономических показателей.

 

Метод и приемы анализа

 

В процессе экономического анализа изучаются виды показателей:

1) по способу измерения:

- натуральные, которые рассчитываются в физических измерителях. Каждый показатель имеет свои единицы измерения: штуки, тонны, метры и т.д.;

- стоимостные, которые измеряются в денежных единицах (рубли, тысячи рублей);

- трудовые, которые измеряются в затратах рабочего времени;

- коэффициентные, которые измеряются в долях от единицы или в процентах;

2) по способу расчета:

- абсолютные, характеризуют количество или стоимость. Абсолютная величина является именованным числом. Абсолютные величины выражают общий размер совокупности и ее частей;

- относительные, представляют собой отношение двух абсолютных показателей.

Относительная величина – это отношение фактического уровня показателя к его уровню, запланированному на тот же период. Ее числитель – величина, которую хотят сравнить, а знаменатель – величина, с которой производится сравнение. Знаменатель относительной величины называют базой сравнения. Относительные величины широко применяются в процессе экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия, они характеризуют выполнение плана, структуру изучаемых явлений, частоту или интенсивность изменения показателей во времени.

Относительные величины структуры можно выразить не только в процентах, но и в правильных простых и десятичных дробях. Каждую отдельную относительную величину структуры называют долей или удельным весом данной группы в совокупности.

Пример. Если было запланировано производство продукции на 25 тыс.ц, а фактически произведено 28 тыс.ц, то относительная величина выполнения плана 112%, т.е. (28/25)×100. Таким образом, план выполнен на 112 %, или перевыполнение плана составило 12%.

3) по характеристике объекта:

- количественные, которые характеризуют количество или стоимость. Измеряются в физических или денежных измерителях

- качественные, которые характеризуют внутренние свойства объекта, чаще всего это относительные показатели

4) по используемым данным:

- плановые, которые определяются в различных по уровню и срокам планирования документах;

- фактические, которые характеризуют уже достигнутые в данном периоде результаты;

- аналитические, которые получают в результате проведения анализа различных явлений и показателей;

- средние величины, определяют характерные свойства изучаемой совокупности.

Средняя величина является обобщающим показателем, который дает общее представление об изучаемом явлении. В экономическом анализе наиболее часто применяются следующие виды средних величин: арифметические (простые и гармонические взвешенные) и геометрические.

Средняя арифметическая – самый распространенный вид средней величины.

Средняя арифметическая простая рассчитывается по формуле:

 

                                                           (8.1)

где:

х – значения признаков в каждом периоде;

n – количество признаков.

Пример. Месячная заработная плата 5 рабочих составила 20000, 18000, 19500, 20500 и 21000 руб.; общая месячная зарплата 99000 руб. (20000 + 18000 + 19500 + 20500 + 21000). Если обозначить среднюю величину месячной заработной платы рабочего х, то получим х = 99000/5 = 19800 руб.;

- нормативные, которые определяют минимально допустимый или максимальный уровень показателя. Также нормативные показатели могут быть критериями, уровень которых позволяет проводить оценку;

- отчетные, которые содержаться в данных различных видов отчетов, как бухгалтерских, так и финансовых;

5) по объектам анализа:

- показатели использования основных средств, в том числе структура движение, техническое состояние, экстенсивность и интенсивность использования, фондоотдача, фондоёмкость;

- показатели использования оборотных активов, в том числе оборачиваемость, обеспеченность предприятия оборотными активами, эффективность использования материальных элементов оборотных активов;

- показатели эффективности использования трудовых ресурсов, в том числе структура, движение, обеспеченность персоналом, эффективность его использования, производительность труда, резервы ее роста, эффективность использования средств на оплату труда;

- показатели себестоимости, в том числе структура и динамика элементов и статей затрат, прямые и косвенные затраты, затраты на 1 рубль товарной продукции, резервы снижения затрат;

- показатели финансовых результатов, в том числе прибыль от реализации продукции, балансовая прибыль, чистая прибыль, рентабельность продукции, рентабельность капитала, резервы роста прибыли и рентабельности;

- показатели финансового состояния, в том числе структура и динамика имущества и источников его финансирования, финансовая устойчивость, ликвидность баланса, платежеспособность, диагностика финансового кризиса, кредитоспособность, инвестиционная привлекательность.

Методом экономического анализа является способ подхода к изучению хозяйственных процессов, позволяющий проникать в суть изучаемых фактов, относящихся к исследуемым объектам. Он реализуется на основе использования как общих научных методов исследования при проведении анализа, так и специфических подходов и приемов. В числе общих методов можно выделить основанные на следующих подходах.

Исторический подход заключается в рассмотрении каждого явления во взаимосвязи его исторических форм. Связь различных исторических форм существования одного и того же явления означает, что современное состояние исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее состояние – закономерный результат развития в прошлом и настоящем. При таком подходе логическое исследование является отражением исторического хода общественного развития.

Комплексный подход предусматривает рассмотрение явлений в их связи и закономерности. Для его реализации используется системный подход, который предполагает исследование каждого явления действительности как систему ряда связанных между собой частей, элементов, обеспечивающих в целом определенные свойства и функции исследуемого объекта.

Системный подход представляет собой логический образ мышления, согласно которому процесс выработки и обоснования любого решения вытекает из общей системы и подчинения достижения этой цели деятельности всех подсистем, включая планы развития и все другие параметры. При этом данная система рассматривается как часть более крупной, а общая цель ее развития согласуется с целями развития этой крупной системы.

В процессе анализа применяется ряд приемов, способов методического и технического характера.

 

Простые методы анализа

Метод сравнения заключается в сопоставлении плановых или отчетных данных с фактическими, базовыми, средними за период, данными других периодов или других предприятий.

При использовании этого метода необходимо соблюдать следующие условия:

- единство объемных, стоимостных, количественных и структурных характеристик;

- единство периодов времени за который рассчитаны показатели;

- единство методики расчета показателей и их состава

- сопоставимость исходных технико-экономических условий.

Сравнение (сопоставление) является важнейшим приемом анализа производственной и хозяйственно–финансовой деятельности предприятий и судов.

Необходимым условием сравнения является сопоставимость показателей (во времени и пространстве). Сопоставимость обеспечивается с помощью следующих приемов:

1) стоимостные показатели формируются на базе сопоставимых оптовых цен, при изменении которых сравнимые показатели пересчитываются в цены одного периода;

2) при сравнении показателей предприятий, находящихся в различных географических районах, где действуют цены различных поясов или районные коэффициенты, стоимость продукции приводится к одному уровню;

3) при изменении методики расчета или инструкции учета показателей, в частности объема продукции и себестоимости, необходимо привести показатели в соответствие с последней действующей инструкцией;

4) при различных уровнях в себестоимости поступающих со стороны полуфабрикатов, используемых при выработке продукции, их приводят к одинаковому уровню;

5) при сравнении показателей предприятия за различные периоды, в которых произошли организационно – административные и структурные изменения, показатели приводят к сопоставимому виду с учетом этих изменений;

6) в случаях неодинакового количества рабочих дней за различные периоды при сравнении показателей работы предприятия и судов показатели приводят к одинаковому числу рабочих дней.

Для сравнения показатели необходимо привести в сопоставимый вид, для нейтрализации объемного фактора фактический объем продукции нужно пересчитать с учетом плановых затрат:

                                                                    (8.2)

                                                                       (8.3)

                                                                (8.4)

где:

 – плановый объем выпуска продукции в стоимостном выражении;

- плановый объем выпуска i-го вида продукции в натуральном выражении;

– плановая себестоимость единицы i-го вида продукции;

– фактический объем выпуска продукции в стоимостном выражении;

– фактический объем выпуска i-го вида продукции в натуральном выражении;

– фактическая себестоимость единицы i-го вида продукции;

– плановый объем выпуска продукции в стоимостном выражении, приведенный в сопоставимый вид.

Для нейтрализации стоимостного фактора, фактический объем выпуска продукции пересчитывается с учетом плановых цен.

 

                                                                 (8.5)

                                                                    (8.6)

                                                              (8.7)

где:

– плановый объем товарной продукции;

 - плановый объем выпуска i-го вида продукции в натуральном выражении;

– плановая цена единицы i-го вида продукции;

– фактический объем товарной продукции;

 – фактический объем выпуска i-го вида продукции в натуральном выражении;

– фактическая цена единицы i-го вида продукции;

– плановый объем товарной продукции, приведенный в сопоставимый вид.

Для нейтрализации качественного фактора, объем продукции повышается или понижается, качество нужно привести к обычному. Для нейтрализации структурного фактора необходимо фактический объем выпуска продукции распределить в соответствии с плановой структурой.

Структура- соотношение разных видов продукции в общем объеме выпуска:

                                              (8.8)

                                                            (8.9)

где:

– плановый удельный вес i-го вида продукции в общем объеме выпуска;

– фактический удельный вес i-го вида продукции в общем объеме выпуска.

Для нейтрализации временного фактора в производственном анализе можно использовать относительные и сравнительные показатели.

В анализе применяются следующие относительные показатели:

1. Относительная величина планового задания- это отношение планового значения показателя к отчетному;

2. Степень выполнения плана – отношение фактического значения показателя к плановому за тот же период;

3. Относительный показатель динамики характеризует темп роста или прироста показателей за период времени.

Темп роста характеризует общие изменения показателя.

ТР = П0100,                                                                            (8.10)

где:

ТР – темп роста показателя;

П01 – значение показателя в исследуемом периоде;

П00 – значение показателя в базовом периоде.

Темп прироста характеризует, на сколько изменится показатель:

ТПР = (П01 – П00) / П00,                                                   (8.11)

ТПР = ТР – 100%,                                                                     (8.12)

где – темп роста показателя.

Показатели динамики могут быть цепными и базовыми, цепные рассчитывается как отношение последующего показателя временного ряда к предыдущему. Базовые рассчитывается как отношение каждого показателя временного ряда к первому, наиболее раннему

4. Показатели структуры характеризуют удельный вес части в общем.

 

Балансовый метод – используется для анализа двух групп показателей, результаты которых должны быть тождественными. Этот метод используется для анализа баланса рабочего времени и обеспеченности предприятия различными видами ресурсов. Этот метод используется для анализа реализаций и товарной продукции и позволяет оценить влияние на эти показатели остатков готовой нереализованной продукции на начало и конец периода:

                                                                (8.13)

 

где:

– остатки готовой нереализованной продукции на складе на начало периода;

 – остатки готовой нереализованной продукции на складе на конец периода.

Балансовый метод может использоваться при проведении факторного анализа для оценки правильности исходной информации и результатов анализа:

 

                                                   (8.14)

где:

 – результат фактический;

– результат плановый;

– изменение результата под влиянием первого фактора;

 – изменение результата под влиянием второго фактора;

– изменение результата под влиянием третьего фактора.

Cпомощью балансового метода можно определить измерители результативности показателя под влиянием отдельных фактора

                                                (8.15)

или

                                                     (8.16)

где  – общее изменение результата.

Балансовый метод анализа применяется для проверки и взаимной увязки плановых и фактических показателей хозяйственно – плановой деятельности предприятий. Сопоставление при анализе в виде балансовых таблиц позволяет определить взаимосвязи отдельных факторов.

Графические методы анализа используются для иллюстрации результатов анализа. К графическим методам относятся:

1) диаграммы динамики – характеризуют изменение показателя в течение времени. Используются столбиковые диаграммы (рис. 8.1) или линейные графики (рис. 8.2).

 

 


             t1    t2 t3    

               Рисунок 8.1                              Рисунок 8.2

 

2) диаграммы сравнения- позволяют сравнивать значения показателя по разным объектам, могут быть столбиковые (рис.8.3) или полосные (рис.8.4).

 

 


 

 

              Рисунок 8.3                                  Рисунок 8.4

 

3) диаграммы структуры – характеризуют соотношение элементов, составляющих объект, могут быть столбиковые (рис.8.5) или круговые (рис.8.6).

60%               35%     33535%

 


                                                                               

          40% 35% 25%

              Рисунок 8.5                               Рисунок 8.6

 

4) графики контроля- используются для контроля за выполнение планов (рис.8.7)

 

 

 


                Рисунок 8.7

                                   

Табличные методы анализа

Таблица - это система, которая состоит из горизонтальной и вертикальной строк, граф, при заполнении таблицы в нее в хронологическом порядке включаются сначала абсолютные, а затем относительные показатели.

 

Виды таблиц:

1. Таблица характеристики объекта

Основные средства Среднегодовая стоимость Тэксп. Амортизация

 

2. Таблица отражает порядок расчета показателей

Показатели Данные на начало периода Данные на конец периода
1.Выручка    
2.Себестомость    
3. Прибыль    
4.Рентабельность продаж    

 

3. Таблица отражает выполнение плана

Показатели План Фактически Степень выбытия,%

 

4. Таблица отражает структурные изменения

Источники формирования

2014 год

2015год

Отклонения

2014-2015гг

Темп

роста

14-15г.

%(+/-)

2016год

Отклонения

 2015-2016гг

Темп

роста

2015-2016гг, %

абс.изм.

руб.

уд.изм

%(+/-)

руб.

%

руб.

%

руб.

%

абс.изм руб.

уд.изм %

Имущество(всего)

1283967

100

1119698

100

(-164269)

(-)

(-12.8)

1238218

100

118520

(-)

10,6

 

Комплексные - включают элементы всех таблиц.

 

Способ группировок – один из основных методов экономического анализа, позволяющий изучить связи и взаимосвязи между показателями, а также выделить главные, существенные факторы хозяйственной деятельности предприятия.

Чтобы перейти от показателей единичных объектов к сгруппированным данным, необходимо руководствоваться следующими правилами:

1) Выявить группировочные признаки;

2) Установить по каждому из них интервалы группировки;

3) Определить, какие из признаков должны комбинироваться друг с другом;

4) Установить для каждой группировки показатели, которыми должны характеризоваться группы.

Различают группировки с равными и неравными интервалами. Равные интервалы используют в тех случаях, когда равное изменение группировочного признака дает примерно равнозначное изменение его абсолютной величины.

Неравные интервалы применяются обычно вследствие того, что для больших значений группировочного признака абсолютное изменение его величины является менее существенным, чем такое же его изменение для малых значений.

Для анализа концентрации производства в промышленности, производящей однородную продукцию, может быть применен показатель выработки продукции в натуральном выражении. Однако большой ассортимент продуктов промышленной отрасли не позволяет анализировать уровень концентрации всего производства по указанному признаку. Натуральные показатели применяются при измерении объема выпуска (млн.условных единиц), материалов производства (тыс.т), производства продукции (тыс.ц.) и др. При анализе уровня концентрации оборудования промышленной отрасли группировка машин производится по мощности главного двигателя (л.с.). Таким образом, метод группировки может быть широко использован при анализе уровня концентрации промышленных предприятий.

 

Одной из важнейших задач экономического анализа является изучение явлений во времени. Эта задача решается при помощи составления и анализа ряда динамики (или временных рядов). Если показатели ряда динамики характеризуют явления за ряд периодов, то ряд называют интервальным, а если на определенные даты, то – моментным. Числовые значения того или иного статистического показателя, составляющие динамический ряд, называют уровнями ряда.

Для анализа рядов динамики чаще всего применяются показатели среднего уровня ряда, абсолютного прироста, коэффициенты и темпы роста, средние коэффициенты и темпы роста и прироста.

Абсолютный прирост – это разность последующего и предыдущего уровней ряда динамики.

Сглаживание путем укрупнения интервалов – простейший способ обработки ряда с целью выявления закономерности изменения его уровней.

Сглаживание способом скользящей заключается в замене фактических уровней рядов подвижных (скользящих) средних, которые рассчитываются для определения последовательно подвижных (скользящих) интервалов и относятся к середине каждого из них. Сглаживание указанным способом можно производить по любому числу членов ряда.

Аналитическое выравнивание – более совершенный способ обработки динамических рядов с целью установления основной тенденции развития по аналитическим формулам.

 

7. Индексы – относительные величины, характеризующие изменение экономических явлений во времени, соотношение их в пространстве или сравнение фактических данных с плановыми. Индексы применяются лишь для изучения однородных процессов и явлений. Различают индивидуальные, простые и сложные индексы.

Индивидуальный индекс представляет собой отношение показателя, характеризующего простое явление, составные части которого измеряются одной и той же единицей измерения к базе сравнения. Если необходимо измерить изменение объемов производства различных видов продукции с различными ценами, применяют общие индексы. Общий индекс, полученный путем сопоставления и исчисленный с помощью весов итогов, выражающих величину изучаемого явления в отчетном и базисном периодах, или в отчетном периоде и по плану, исчисляется по формуле:

 

                                                                                                                      (8.17)

 

где I – общий индекс,

 – индексируемый показатель в двух сравниваемых вариантах,

 – вес, с которым индексируемый показатель включает в общий итог.

Такой способ исчисления общего индекса называется агрегатным, так как в числителе и знаменателе формулы расчета суммируются наборы, агрегаты индексируемых показателей. Сам индекс, исчисленный таким способом, получил название агрегатного.

 

Экономико–математические методы применяются для анализа сложных экономических процессов в условиях использования электронно–вычислительных машин.

При исследовании количественных соотношений между факторами и результативными признаками следует различать функциональную и корреляционную связь.

При функциональной связи каждой определенной системе значений факторных признаков соответствует одно или несколько строго определенных значений результативного признака. Изменение факторов приводит к строго определенному изменению результативного показателя.

Функциональные зависимости на практике встречаются относительно редко. Большинство экономических процессов формируется под непрерывным влиянием объективно действующих законов. Наиболее распространенной формой связи между показателями является корреляционная связь. Это такая связь, при которой каждому значению независимой переменной может соответствовать ряд значений функции. Уравнение, характеризующее изменение средней величины результативного признака в зависимости от изменений значений факторного признака или признаков, называется уравнением корреляционной связи, или уравнением регрессии. Корреляционный анализ предназначен для изучения тесноты связи между факторными и результативными признаками, а регрессионный анализ – для нахождения уравнения корреляционной связи (регрессии), оценки их точности и надежности.

Методы корреляции позволяют всесторонне исследовать экономическую действительность, вскрывать тенденции изменения признаков, определять возможности совершенствования производства. В настоящее время методы корреляции могут широко применяться в анализе экономических зависимостей, при разработке норм и нормативов, планировании и прогнозировании экономических показателей.

 

Факторный анализ – это методика комплексного системного исследования влияние факторов на результативный показатель.

Результативный показатель- итоговый показатель, действиями каких-либо причин. Факторным называется показатель, который является причинами изменения результативных показателей.

В процессе факторного анализа изучаются виды факторов:

1) по происхождению:

- природно-климатические;

- технико-экономические;

- социально-экономические;

2) по степени зависимости от деятельности:

- объективные;

- субъективные;

3) по сфере возникновения:

- внешние;

- внутренние;

4) по характеру действия:

- экстенсивные;

- интенсивные;

5) по способу измерения:

- количественные;

- качественные;

6) по способу воздействия:

- основные;

- второстепенные;

7) по степени однородности:

- простые;

- сложные;

8) по степени распространенности:

- общие;

- специфические;

9) по времени действия:

- постоянные

- переменные;

10) по степени иерархии:

- факторы 1-го уровня, которые оказывают непосредственное воздействие на результативные показатели;

- факторы 2-го уровня, которые оказывают влияние на факторы 1-го уровня, влияя таким образом на результаты показателей.

Детерминированный факторный анализ – это методика комплексного системного исследования влияния факторов на результативный показатель, взаимосвязь между которыми носит функциональный характер. Факторные модели представляют собой математическое описание экономических процессов, при построении факторной модели в нее сначала включают количественные, а затем качественные факторы.

Виды детерминированных факторных моделей:

1) аддитивные – в которых результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму факторных показателей

 

,                                                             (8.18)

 

где  – i-тый факторный показатель.

Для преобразования аддитивных моделей используются приемы разложения, которые заключаются в том, что один несколько факторов можно представить в виде суммы однородных факторов

 

                                        (8.19)

 

Пример:

Прибыль = Выручка – Себестоимость = Выручка – Затраты переменные –Затраты постоянные

2) мультипликативные - в которых результативный показатель представляет собой произведение факторов:

 

                                               (8.20)

 

Для преобразования мультипликативных моделей используется прием разложения, который заключается в том, что один или несколько факторов можно представить в виде произведения однородных факторов:

 

.                                                  (8.21)

Пример:

 

где  – выпущенная товарная продукция, руб.

– численность рабочих, чел.

– среднегодовая выработка рабочего, руб

 – фонд времени работы, час

- среднечасовая выработка рабочего, руб.

– количество рабочих дней, дни

 - средняя продолжительность рабочего дня, час.

3) кратные – в которых результативный показатель представляет отношение 2-х факторов:

 

                                                                               (8.22)

 

Для преобразования кратных моделей используются:

- разложение (заключается в том, что числитель исходной модели можно представить, как сумму или произведение однородных факторов):

 

. (8.23)

Пример

 

где – затраты на рубль товарной продукции, руб/руб.

– полная себестоимость продукции, руб.

ТП – выпущенная товарная продукция, руб.

Мз – материальные затраты, руб.

ЗП – расходы на отплату труда с начислениями, руб.

А – амортизация основных средств, руб.

МЕ – материалоемкость, руб/руб.

ТЕ – трудоемкость, руб/руб.

ФЕ – фондоемкость, руб/руб.

- формальное удлинение (заключается в том, что знаменатель исходной модели можно представить в виде суммы или произведения однородных факторов):

 

.                                              (8.24)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.194.15 (0.217 с.)