Работа с текстовым редактором Microsoft Office Word 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с текстовым редактором Microsoft Office Word



Задание №1 «Форматирование текста»

Цель: научиться форматировать текст (абзацы и символы); вставлять символы шрифта, отличного от основного.


ББК 22.1я2я72

Г96

Домосед Александр Петрович

Математические игры и развлечения

Избранное

Редактор Копылов А.Н.

Техн. редактор Мурашова Н.Я.

Корректор Сечейко Л.О.

Сдано в набор 26,09,2003. Подписано к печати 14.12.2003. Формат 84×108¼ Физ. печ. л. 8,375. Условн. печ. л. 13,74. Уч.-изд. л. 12,82. Тираж 200 000 экз. Заказ№979. Цена книги 50 руб.

Доморядов А.П.

Математические игры и развлечения: Ихбранное. – Волгоград: ВГПУ, 2003. – 20 с.

В книге представлены избранные задачи из монографии Доморяда А.П. «Математические игры и развлечения», которая была издана в 1961 году Государственным издательством физико-математической литературы г. Москвы.

ISBN 5-09-001292- X ББК22.1я2я72

© Издательство «ВГПУ»,2003


Задание №2 «Текст DOS, форматирование текста»

Цель: научиться преобразовывать текст DOS в текст формата Word; копировать часть текста; форматировать текст в соответствии с требованиями; использовать нумерованный список.

Предисловие

Из разнообразного материала, объединяемого различными авторами под общим названием математических игр и развлечений, можно выделить несколько групп "классических развлечений", издавна привлекавших внимание математиков:

Развлечения, связанные с поисками оригинальных решений задач, допускающих практически неисчерпаемое множество решений; обычно интересуются установлением числа решений, разработкой методов, дающих большие группы решений или решения, удовлетворяющие каким-нибудь специальным требованиям.

Математические игры, т.е. игры, в которых двое играющих рядом "ходов", делаемых поочередно в соответствии с указанными правилами, стремятся к определенной цели, причем оказывается возможным для любого исходного положения предопределить победителя и указать, как - при любых ходах противника - он может добиться победы.

"Игры одного лица", т.е. развлечения, в которых с помощью ряда операций, выполняемых одним игроком в соответствии с данными правилами, надо достигнуть определенной, заранее указанной цели; здесь интересуются условиями, при которых цель может быть достигнута, и ищут наименьшее число ходов, необходимых для ее достижения.

Классическим играм и развлечениям посвящена большая часть этой книги.

Каждый может попытаться, проявив настойчивость и изобретательность, получить интересные (свои!) результаты.

Если такие классические развлечения, как, например, составление "магических квадратов" могут оказаться по душе сравнтельно узкому кругу лиц, то составление, например, симметричных фигур из деталей разрезанного квадрата, поиски числовых курьезов и т.п., не требуя никакой математической подготовки, могут доставить удовольствие и любителям, и "не любителям" математики. То же можно сказать и о развлечениях, требующих подготовки в объеме 9-11 классов средней школы.

Многие развлечения и даже отдельные задачи могут подсказать любителям математики темы для самостоятельного исследования.

В целом книга рассчитана на читателей с математической подготовкой в объеме 10-11 классов, хотя большая часть материала доступна девятиклассникам, а некоторые вопросы - даже учащимся 5-8классов.

Многие параграфы могут быть использованы преподавателями математики для организации внеклассной работы.

Разные категории читателей могут по-разному использовать эту книгу: лица, не увлекающиеся математикой, могут познакомиться с любопытными свойствами чисел, фигур и т.п., не вникая в обоснование игр и развлечений, принимая на веру отдельные утверждения; любителям математики советуем изучать отдельные места книги с карандашом и бумагой, решая предлагаемые задачи и отвечая на отдельные вопросы, предложенные для размышления.


Задание №3 «Таблицы, колонки, назначение клавиш символам»

Цель: научиться использовать таблицы в тексте; располагать текст в несколько колонок; назначать вставляемым символам «горячие клавиши».

Определение задуманного числа по трём таблицам

Разместив в каждой из трёх таблиц подряд числа от 1 до 60 так, что в первой таблице они стояли в трёх столбцах по двадцати чисел в каждом, во второй – в четырёх столбцах по 15 чисел в каждом и в третьей – в пяти столбцах по 12 чисел в каждом (см. рис. 1), легко быстро определить задуманное кем-нибудь число N (N≤60), если будут указаны номера α, β, γ столбцов, содержащих задуманное число в 1-й, во 2-й и в 3-й таблицах: N будет равно остатку от деления числа 40α+45β+36γ на 60 или, другими словами, N будет равно меньшему положительному числу, сравнимому с суммой (40α+45β+36γ) по модулю 60. Например, при α=3, β=2, γ=1:

40α+45β+36γ≡0+30+36≡6 (mod 60), т.е. N=6.


I II III

1 2 3

4 5 6

7 8 9

. . .

. . .

. . .

55 56 57

58 59 60

I II III IV  
1 2 3 4  
5 6 7 8  
. . . .  
. . . .  
. . . .  
53 54 55 56  
57 58 59 60  
I II III IV V
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
. . . . .
. . . . .
. . . . .
51 52 53 54 55
56 57 58 59 60

Рис. 1

Аналогичный вопрос может быть решён для чисел в пределах до 420, размещённых в четырех таблицах с тремя, четырьмя, пятью и сембю столбцами: если α, β, γ, δ – номера столбцов, в которых стоит задуманное число, то оно равно остатку от деления числа 280α+105β+336γ+120δ на 420

 

Задание №4 «Таблицы, колонки, списки»

Цель: научиться изменять границы таблиц; использовать обтекание таблиц текстом; использовать список и располагать его в несколько колонок.


Солитёр

    73 74 75    
    63 64 65    
51 52 53 54 55 56 57
41 42 43 44 45 46 47
31 32 33 34 35 36 37
    23 24 25    
    13 14 15    

Игра под названием солитёрпроводится на доске с тридцатью тремя клетками. Такую доску легко получить, прикрыв шахматную доску листом картона с крестообразным вырезом.   

На рисунке каждая клетка обозначен парой чисел, указывающих номера горизонтального и вертикального рядов, на пересечении которых находится клетка. В начале игры все клетки, за исключением какой-нибудь одной, заняты шашками.

Требуется снять 31 шашку, причём задаются пустая «начальная» клетка (a,b) и «конечная» (c,d) на которой должна оказаться уцелевшая в конце игры шашка. Правила игры таковы: любая шашка может быть снята с доски, если рядом с ней (в горизонтальном или вертикальном направлении) находится с одной стороны какая-нибудь шашка («снимающая»), а с противоположной стороны – пустая клетка, на которую «снимающая» шашка должна быть при этом переведена.

Из теории игры следует, что решение будет в том и только в том случае, когда a ≡ c (mod 3) и b ≡ d (mod 3)

Приведём для примера решение задачи, в которой клетка (44) является и начальной, и конечной.


64-44

56-54

44-64

52-54

73-53


 75-73

53-63

73-53

54-52

35-55


65-45

15-35

45-25

37-35

57-37


34-36

37-35

25-45

46-44

23-43


31-33

43-23

51-31

52-32

31-33

14-34

34-32

13-33

32-34

34-54

64-44


Здесь в записи каждого хода указаны для «снимающей» шашки номер исходной клетки и номер клетки, на которую она ставится (при этом с доски снимается шашка, стоящая на промежуточной клетке)

Попробуйте снять 31 шашку:

При начальной клетке (5,7) и конечной (2,4);

При начальной клетке (5,5) и конечной (5,2)


 

Задание №5 «Формулы, таблицы, нижние индексы»

Цель: научиться вставлять формулы в текст; выносить некоторые кнопки на панель инструментов; использовать нижние символы в тексте; объединять ячейки таблицы.

Сложение и вычитание вместо умножения

До изобретения таблиц логарифмов для облегчения умножения многозначных чисел применялись так называемые простаферетические таблицы (от греческих слов «простезис» - прибавление и «афайрезис» - отнятие), представляющие собой таблицы значения функции  при натуральных значениях z. Так как при a и b целых ab≡ =  (числа  и  либо оба чётные, либо оба нечётные; в последнем случае дробные части у  и  одинаковы), то умножение a на b сводится к определению  и  и, наконец, разности чисел  и , взятых из таблицы.

Для перемножения трёх чисел можно воспользоваться тождеством:

 (*) из которого следует, что при наличии таблицы значений функции  а мелкими – значения k, где при .

   

Единицы

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Десятки

0   01 08 13 216 55 90 147 218 309
1 4116 5511 720 9113 1148 14015 17016 20417 2430 28519
2 3338 38521 44316 50623 5760 6511 7328 8203 91416 10165

 

Нетрудно, пользуясь формулой (*) и таблицей, получить:

9 ∙ 9 ∙ 9 = 8203 - 309 - 309 - 309 = 729,

17 ∙ 8 ∙ 4 = 10165 – 38521 - 9113 + 55 = 544 (проверьте!) (неверно! Не хватает 1)


 

Задание №6 «Рисование, формулы, гиперссылки»

Цель: научиться создавать рисунки с помощью панели «Рисование»; сочетать текст с рисунками; использовать ссылки на указанную часть документа.

Функция [x] (целая часть x)

3
2
1
-1
-2
-3
-2
-3
1
2
3
4
y
x
Рис.2
Функция [х] равна наибольшему целому числу, не превосходящему х (х – любое действительное число). Например:

, , .

Функция [х] имеет «точки разрыва»:

при целых значениях х она «изменяется скачком».

На рис.2 дан график этой функции, причем левый конец каждого из горизонтальных отрезков принадлежит графику (жирные точки), а правый — не принадлежит

Попробуйте доказать, что если каноническое разложение числа n! есть , то

Аналогичные формулы имеют место для δ, γ …, σ.

Зная это, легко определить, например, сколькими нулями оканчивается число 100! Действительно пусть 100! = 2α ∙ 3β ∙ 5γ ∙ … ∙ 97σ. Тогда

 и .

Следовательно, 100! Делится на (2∙5)24, т.е. оканчивается двадцатью четырьмя нулями.
Задание №7 «Рисование, сноски»

Цель: закрепить умение создавать рисунки с помощью панели «Рисование»; научиться вставлять сноски.

Фигуры из кусочков квадрата

(a)
(b)
Рис.3
К числу полезных и увлекательных развлечений относят составление фигур из семи кусочков квадрата, разрезанного в соответствии с рис. 3 (а), причём при составлении заданных фигур должны быть использованы все семь кусочков, и они не должны быть налегать, даже частично, друг на друга.

Рис. 4

На рис. 4 приведены симметричные фигуры[1]. Попробуйте сложить эти фигуры из частей квадрата, изображённого на рис. 3, (а)

Из этих же чертежей можно складывать и многие другие фигуры (например, изображения различных предметов, животных и т.п.).

Менее распространённым вариантом игры является составление фигур из кусочков квадрата, изображённого на рис. 3, (b).


Задание №8 «Расположение текста с помощью «невидимых» таблиц»

Цель: научиться использовать «невидимые» таблицы для более красивого расположения текстов; закрепить умение использовать гиперссылки.

Магические квадраты

Магическим «n2-квадратом» назовем квадрат, разделенный на n2 клеток, заполненных первыми n2 натуральными числами так, что суммы чисел, стоящих в любом горизонтальном или вертикальном ряду, а также на любой из диагоналей квадрата, равны одному и тому же числу .

Если одинаковы лишь суммы чисел, стоящих в любом горизонтальном и вертикальном ряду, то квадрат называется полумагическим.


16 3 2 13
5 10 11 8
9 6 7 12
4 15 14 1

 

6 7 2
1 5 9
8 3 4

 

2 7 6
9 5 1
4 3 8

Магический 42 -квадрат назван именем Дюрера, математика и художника XVI века, изобразившего квадрат на известной картине «Меланхолия».

Кстати, два нижних средних числа этого квадрата образуют число 1514 — дату создания картины.
Существует лишь восемь девятиклеточных магических квадратов. Два из них, являющиеся зеркальным изображением друг друга, приведены на рисунке; остальные шесть могут быть получены из этих квадратов вращением их вокруг центра на 90°, 180°, 270°.


Задание №9 «Нумерация страниц, оглавление»

Цель: научиться нумеровать страницы документа; создавать оглавление и использовать его для перехода на нужный раздел документа.

Оглавление

Задание №1 «Форматирование текста». 1

Задание №2 «Текст DOS, форматирование текста». 3

Задание №3 «Таблицы, колонки, назначение клавиш символам». 4

Определение задуманного числа по трём таблицам. 4

Задание №4 «Таблицы, колонки, списки». 4

Солитёр. 5

Задание №5 «Формулы, таблицы, нижние индексы». 6

Сложение и вычитание вместо умножения. 6

Задание №6 «Рисование, формулы, гиперссылки». 7

Функция [ x ] (целая часть x) 7

Фигуры из кусочков квадрата. 8

Задание №8 «Расположение текста с помощью «невидимых» таблиц». 9

Магические квадраты.. 9

Задание №9 «Нумерация страниц, оглавление». 10

Приложение. 11

 

Задание №10 «Создание рекламного листа брошюр издательства»

Цель: закрепить умение создавать объекты WordArt; научиться вставлять растровые рисунки; научиться обрамлять текст и устанавливать заливку.


Издательство
Школьник
представляет
Математический марафон


Удивительные встречи с занимательной математикой

Интереснейший набор задач

Книги можно заказать по почте: 400012, г. Волгоград, ул. Триумфальная, 28, каб 2-24
Прекрасное лицо царицы наук МАТЕМАТИКИ
Приложение

1. Как известно, n! = 1 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ … ∙ (n -2) ∙ (n -1) ∙ n    (**)

Если перебирать по порядку эти множители, то через каждые p1 «шагов» будут встречаться множители, кратные простому числу p1; число их равно , но из них  множителей делятся на ,  – делятся на  и т.д.

Следовательно, число множителей в равенстве (**), в состав которых множитель  входит ровно 1один, два, три и т.д. раза, соответственно равно числам: , ,  и т.д.

Поэтому

2. Нетрудно полностью исследовать вопрос о магических квадратах при n =3. Действительно, S 3 = 15, и существует лишь восемь способов представления числа 15 в виде суммы различных чисел (от единицы до девяти):

15=1+5+9 =1+6+8=2+4+9 =2+5+8=2+6+7=3+4+8=3+5+7=4+5+6. Заметим, что каждое из чисел 1,3, 7, 9 входит в две, а каждое из чисел 2, 4, 6,8 – в три указанные суммы и лишь число 5 входит в четыре суммы, С другой стороны, из восьми трехклеточных рядов: трех горизонтальных, трех вертикальных и двух диагональных — через каждую из угловых клеток квадрата проходит по три, через центральную клетку по четыре и через каждую из остальных клеток по два ряда. Следовательно, число 5 должно обязательно стоять в центральной клетке, числа2, 4,6, 8 — в угловых клетках, ачисла1,3, 7,9 – в остальных клетках квадрата.


 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 2036; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.084 с.)