Жалоба и запрос клиента. Типология жалоб. Критерии запроса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жалоба и запрос клиента. Типология жалоб. Критерии запроса.



Жалоба клиента - адресованное консультанту выявление недовольства по поводу некоторых психологических трудностей, которые клиент хотел бы устранить, но не может сделать это самостоятельно. Жалоба, высказываемая клиентом, имеет свою структуру. Выделяются такие компоненты для ее анализа: во-первых, жалоба всегда ориентирована на кого-то или что-то (локус жалобы); во-вторых, она базируется на собственном объяснении клиентом тех или иных трудностей (самодиагноз); кроме того, в жалобе явно или неявно представлена психологическая проблема, т.е. необходимость что-то изменить в себе или в обстоятельствах; наконец, проблема конкретизируется в психологическом запросе, или в просьбе предоставить ту или иную помощь. Рассмотрим выделенные компоненты жалобы клиента более подробно.

1. Локус жалобы - направленность жалобы, то, на что она ориентирована. Локус жалобы делится на субъектный (на кого жалуется) и объектный (на что жалуется).

По субъектному локусу встречаются пять основных видов жалоб (или их комбинаций):

а) на ребенка (его поведение, развитие, здоровье);

б) на семейную ситуацию в целом (в семье “все плохо”, “все не так”);

в) на супруга (его поведение, особенности) и супружеские отношения (“нет взаимопонимания, любви” и т.д.);

г) на самого себя (свой характер, способности, особенности и т.д.);

д) на третьих лиц, в том числе на проживающих в семье или вне семьи бабушек и дедушек.

По объектному локусу можно выделить следующие виды жалоб:

а) на нарушение психосоматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости);

б) на ролевое поведение (несоответствие полу, возрасту, статусу) мужа, жены, детей, тещи, свекрови и т.п.;

в) на поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (например, нормам умственного развития ребенка);

г) на индивидуальные психические особенности (сверхактивность, медлительность, “безволие” и т.п. ребенка; отсутствие эмоциональности, решительности и т.п. супруга);

д) на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания);

е) на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т.д.).

2. Самодиагноз - это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству или его предполагаемому носителю.

3. Проблема - это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить.

4. Запрос - конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации. Обычно проблема и запрос по смыслу связаны между собой. Например, если клиент формулирует проблему: “Не умею, хочу научиться”, то запрос, скорее всего, будет “научите”.

Можно выделить следующие виды запросов:

1) Просьба об эмоциональной и моральной поддержке (“Я прав, не правда ли?”, “Я - хороший человек, не правда ли?”, “Мое решение правильно, не правда ли?”).

2) Просьба о содействии в анализе (“Я не уверен, что правильно понимаю эту ситуацию, не поможете ли мне разобраться?”).

3) Просьба об информации (“Что известно об этом?”).

4) Просьба об обучении навыкам (“У меня это не получается, научите”).

5) Просьба о помощи в выработке позиции (“Что делать, если он мне изменяет?”, “Можно ли наказывать за это моего ребенка?”).

6) Просьба в оказании влияния на члена семьи или в изменении его в интересах лица, о котором идет речь (“Помогите ему избавиться от этих страхов”, “Помогите ему научиться общаться с ребятами”).

7) Просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента (“Сделайте его более послушным”, “Помогите мне переломить его злую волю”, “Заставьте его больше любить и уважать меня”).

В предъявляемой клиентом жалобе может быть явное и скрытое содержание. Скрытое содержание жалобы - неявная информация, не прозвучавшая прямо, но поданная в подтексте жалобы клиента интонацией, мимикой, жестами, некоторыми высказываниями и другими вербальными и невербальными средствами. Несовпадение может быть по всем рассмотренным четырем параметрам. Например, локус жалобы - ребенок и его поведение, а скрытое содержание - позиция и поведение отца, не принимающего достаточно активного участия в воспитании.

Следует отметить, что скрытое содержание - не бессознательное вытеснение, а лишь недоговоренное содержание. В отличие от скрытого содержания подтекст жалобы может быть неосознанным или вытесненным, поэтому его выявление перед клиентом при первой встрече может нарушить контакт. Однако для самого психолога такая задача должна стоять. Получить неявное содержание жалобы помогает анализ мимики, жестов, пантомимики, интонации, то есть первичная диагностика.

Вопросы в психологическом консультировании.

Вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые.

Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Например: "Сколько Вам лет?", "Можем ли мы встретиться через неделю в это же время?", "Сколько раз случались с вами припадки гнева?" и т.п.

Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства. Примеры открытых вопросов: "С чего Вы хотели бы начать сегодня?", "Что Вы теперь чувствуете?", "Что Вас опечалило?" и т.п. Открытые вопросы дают возможность делиться своими заботами с консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир. Основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы:

*Начало консультативной встречи ("С чего сегодня Вы хотели бы начать?", "Что произошло за ту неделю, пока мы не виделись?").

*Побуждение клиента продолжать или дополнять сказанное ("Что Вы почувствовали, когда это случилось?", "Что еще Вы хотели бы сказать об этом?", "Не можете ли добавить что-нибудь к тому, что сказали?").

*Побуждение клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, чтобы консультант мог лучше их понять ("Не сможете ли Вы рассказать о какой-либо конкретной ситуации?"),

*Сосредоточение внимания клиента на чувствах ("Что Вы чувствуете, когда рассказываете мне?", "Что чувствовали тогда, когда все это произошло с Вами?").

Не следует забывать, что не всем клиентам нравятся открытые вопросы; у некоторых они повышают ощущение угрозы и увеличивают беспокойство. Это не значит, что от таких вопросов следует отказаться, но их надо тщательно формулировать и задавать в подходящее время, когда имеются шансы получить ответ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.007 с.)