Научение как концептуальная ценность бихевиоризма. Стратегия предотвращения рецидивов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научение как концептуальная ценность бихевиоризма. Стратегия предотвращения рецидивов.



Модель научения через ответное обуславливание дала консультированию и психотерапии ключ к пониманию того, как условно-рефлекторные связи между стимулами могут быть прерваны в случае, если они создают болезненный эффект (например, посттравматические фобии). Таким образом, появился метод систематической десенситизации (или реципрокного подавления); он целесообразен в основном при тревожных реакциях и реакциях избегания, часто комбинируется с техниками релаксации заключается в составлении иерархии тревожащих клиента стимулов и пошаговой сенситизации к каждому из них.

Модель оперантного обуславливания позволяет модифицировать поведение и изменение его последствий. Работы Скиннера, Шелдона, Гудзона и Макдонолда показали роль позитивного подкрепления в обучении, переучивание и оказали огромное влияние на формирование нового качества отношений в обществе. (Мать не дает ребенку конфету – ребенок плачет – мать дает ему конфету)

Научение через наблюдение заключается в копировании чьего-либо поведения без необходимости самому проходить через все пробы и ошибки. Главное отличие от первых двух моделей заключается в том, что подкрепление не является необходимым. А. Бандура читает, что существуют три эффекта того, что он называет моделированием: приобретение новых знаний и умений, имитирование и освоение социальных навыков, уменьшение реакций страха.

Четвертой моделью научения, возникшей в относительно более позднее время, является когнитивная модель; она стала разрабатываться бихевиористами в связи с тем, что глубокие и настойчивые экспериментальные поиски и исследования привели их к пониманию, что не все человеческое поведение обусловливается только внешними факторами и стимулами среды: поведение так же может быть обусловлено внутренними факторами.

Предотвращение рецидивов. Данные стратегии помогают клиенту поддерживать нужное поведение после завершения консультирования. Задача психолога – помочь клиенту построить программу, которая помогла бы клиенту справиться с рецидивами, чтобы не растерялись новоприобретенные навыками (пятая стадия интервью). Стратегии предотвращения рецидивов могут разделить на следующие категории: а) предвидение трудных ситуаций; б) регуляция мыслей и чувств; в) определение необходимых дополнительных навыков (тренировка настойчивости, четкое временное расписание и т.д.); г)выстраивание системы значимых поощрений за желательные поступки и правильное поведение.

Техники предотвращения рецидивов позволяют клиенту самостоятельно использовать стратегию достижения желательного поведения в условиях, когда окружение противостоит этим намерениям (например, клиент хочет бросить курить, в то время как мир вокруг – друзья, телевидение – формируют образ "крутого" курильщика). Эти техники важны для психологии в целом, так как в любом терапевтическом подходе возникают проблемы рецидивов.

Рецидивы, срывы случаются у большинства клиентов. Задача психолога состоит в том, чтобы на обобщающей стадии интервью построить программу, которая помогла бы справиться с рецидивом.

Эта стратегия дает возможность клиенту контролировать себя в трудных ситуациях. Стратегии предотвращения рецидивов разделяются по следующим категориям: предвидение трудных ситуаций, регулирование мыслей и чувств; выявление нужных дополнительных навыков, выстраивание благоприятных последовательностей.

Исследования показывают эффективность программ предотвращения рецидивов. Основные пункты программы предотвращения рецидивов выглядят следующим образом:

1. Выбор подходящего поведения. Описание его в деталях, решение клиентом вопроса о том, насколько часто еще ему будет нужно это поведение и как он поймет, что произошел срыв.

2. Стратегия предупреждения рецидивов: стратегия поведения состоит в том, что клиент фиксирует происшедший рецидив и описывает, в чем он состоит. Затем анализирует, в чем разница между обучением трудному поведению и его использованию в трудных ситуациях. Затем анализируется, кто из известных клиенту людей может помочь ему придерживаться желаемого поведения. Затем обсуждаются ситуации с высоким уровнем риска, люди, события, места, которые провоцируют срыв.

3. Стратегия рационального мышления предлагает анализ эмоционального отклика клиента на временный срыв или рецидив, а также анализ того, что поможет ему мыслить более эффективно в трудных ситуациях или после срыва.

4. С клиентом обсуждается практика, направленная на поддержку выработанных навыков. Обсуждается вопрос о том, какие дополнительные навыки ему нужны, чтобы удержаться в рамках выработанного поведения.

5. При стратегии определения желаемых выводов психолог и клиент обсуждают будущие выгоды его нового поведения, способы вознаграждения им себя за выполненное действие.

6. Стратегия предсказания последствий первого рецидива направлена на описание в деталях первого рецидива — людей, мест, времени, возможного эмоционального состояния.

Техника предотвращения рецидива важна не только для психологии бихевиоризма. Проблема рецидивов существует в работе психологов всех направлений, решение ее психологами-бихевиористами заслуживает огромного внимания всех практических психологов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.004 с.)