Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ речи клиента. «картина мира» клиента и ее значение в консультативной практике.
Чтобы достигнуть целей консультирования, психолог должен изучить психологическую реальность клиента, его взаимодействие с окружением и «теорию мира». Каждый человек в процессе роста и развития создает свою модель мира. Он выдвигает и проверяет гипотезы в ходе игры, работы и общения. Выявленные закономерности включаются в концепцию мира. Иногда эти построения меняются в течение жизни, иногда остаются неизменными. Например, в картине мира ребенка его папа и мама могут выступать как самые сильные, добрые, умные. Проходит время, ребенок превращается во взрослого человека, у которого обычно появляется более дифференцированный взгляд на своих родителей, так как изменяется окружение, возникают новые возможности и основания для сравнения. Люди обычно описывают мир при помощи системы конструктов — биполярных признаков, параметров, шкал. Перед консультантом встает проблема понимания того, как конкретный клиент познает и воспринимает сложный мир социальных отношений, других людей и самого себя, с помощью каких конструктов он систематизирует события. Большинство клиентов, обратившихся к психологу, обладают неэффективной системой конструктов, описывающих себя и мир. Известно, что в основе действий человека лежат те или иные потребности. Искажение конструктов ведет к тому, что эти потребности не осознаются либо удовлетворяются очень сложным, «непрямым» способом. Важно помочь человеку осознать, как он конструирует свой мир, взаимодействует с ним, какие именно потребности стоят за тем или иным действием клиента. Для этого психологу необходимо отбросить собственные теории и интерпретации, отвлечься от собственных стереотипов восприятия и на время принять позицию клиента, посмотреть на мир через его «очки». Согласно позиции Дж. Келли, для эффективной оценки потребностей клиента нужно выявить следующие компоненты: - проблему, с которой пришел клиент; - картину мира клиента; - то, как эта проблема выглядит в системе его картины мира, какие конструкты привели к ее появлению; - соотношение между картиной мира клиента, с одной стороны, и теориями, которые использует психолог, с другой. Обычно психолог выявляет систему конструктов клиента уже во время первой встречи (интервью), в ходе которой клиенту предлагается рассказать о причинах и мотивах обращения к консультанту, об ожиданиях от консультирования, о главных проблемах и трудностях.
Важным моментом в консультировании является понимание психологом того факта, что клиент существует не в вакууме, а в определенной среде, к которой клиент более или менее удачно адаптируется. Проблема человека иногда вызвана окружением (например, у ребенка может быть жестокий отец-алкоголик). Задача психолога — выявить конструкты, с помощью которых клиент описывает реальность: свои потребности, поведение, отношения. Если помочь клиенту сделать их более гибкими, он может взглянуть на ситуацию по-другому. Речь клиента в консультативном диалоге - уникальное исследовательское явление, позволяющее раскрыть глубинные закономерности внутренней жизни человека. Углубленное изучение этих развернутых реплик, произнесенных клиентами, показывает наличие в них особых речевых фрагментов, получивших наименование диалогических структур (ДС). По своему содержанию диалогическая структура представляет оформление консультируемым во внешней речи ранее не имеющего своего вербального выражения качественно нового отношения к проблеме. Нередко диалогические структуры принимают вид вербализованного внутреннего диалога, обращения клиента к самому себе. Как показывают наблюдения, проявление диалогических структур в речи сопровождается сменой эмоционального состояния клиента. Наиболее часто встречаемые из которых: потрясение, раскаяние, чувство вины, растерянность. При этом консультанту приходится наблюдать изменения физиологического характера: смену ритма дыхания, нарушение кровоснабжения (бледность, покраснение лица и рук), нарушение функционирования секреторных желез (слёзы, сухость во рту, «холодный» пот) и т.д. Клиенты также обращают внимание на смену своего эмоционального и физиологического состояния, что находит отражение в их высказываниях. Благодаря наблюдению над функционированием в речи клиента диалогических структур, мы можем наблюдать изменения самого процесса мышления. Выделение ДС в речи консультируемых позволяет также изучить основные стратегии речевого поведения психолога в работе с клиентами, реализующие цели и задачи психологического консультирования - помочь осознать обратившимся за помощью истинные причины проблем и найти реальные пути их решения.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.005 с.) |