Анализ речи клиента. «картина мира» клиента и ее значение в консультативной практике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ речи клиента. «картина мира» клиента и ее значение в консультативной практике.



Чтобы достигнуть целей консультирования, психолог должен изучить психологическую реальность клиента, его взаимодействие с окружением и «теорию мира».

Каждый человек в процессе роста и развития создает свою модель мира. Он выдвигает и проверяет гипотезы в ходе игры, работы и общения. Выявленные закономерности включаются в концепцию мира. Иногда эти построения меняются в течение жизни, иногда остаются неизменными.

Например, в картине мира ребенка его папа и мама могут выступать как самые сильные, добрые, умные. Проходит время, ребенок превращается во взрослого человека, у которого обычно появляется более дифференцированный взгляд на своих родителей, так как изменяется окружение, возникают новые возможности и основания для сравнения.

Люди обычно описывают мир при помощи системы конструктов — биполярных признаков, параметров, шкал. Перед консультантом встает проблема понимания того, как конкретный клиент познает и воспринимает сложный мир социальных отношений, других людей и самого себя, с помощью каких конструктов он систематизирует события.

Большинство клиентов, обратившихся к психологу, обладают неэффективной системой конструктов, описывающих себя и мир. Известно, что в основе действий человека лежат те или иные потребности. Искажение конструктов ведет к тому, что эти потребности не осознаются либо удовлетворяются очень сложным, «непрямым» способом. Важно помочь человеку осознать, как он конструирует свой мир, взаимодействует с ним, какие именно потребности стоят за тем или иным действием клиента. Для этого психологу необходимо отбросить собственные теории и интерпретации, отвлечься от собственных стереотипов восприятия и на время принять позицию клиента, посмотреть на мир через его «очки».

Согласно позиции Дж. Келли, для эффективной оценки потребностей клиента нужно выявить следующие компоненты:

- проблему, с которой пришел клиент;

- картину мира клиента;

- то, как эта проблема выглядит в системе его картины мира, какие конструкты привели к ее появлению;

- соотношение между картиной мира клиента, с одной стороны, и теориями, которые использует психолог, с другой.

Обычно психолог выявляет систему конструктов клиента уже во время первой встречи (интервью), в ходе которой клиенту предлагается рассказать о причинах и мотивах обращения к консультанту, об ожиданиях от консультирования, о главных проблемах и трудностях.

Важным моментом в консультировании является понимание психологом того факта, что клиент существует не в вакууме, а в определенной среде, к которой клиент более или менее удачно адаптируется. Проблема человека иногда вызвана окружением (например, у ребенка может быть жестокий отец-алкоголик). Задача психолога — выявить конструкты, с помощью которых клиент описывает реальность: свои потребности, поведение, отношения. Если помочь клиенту сделать их более гибкими, он может взглянуть на ситуацию по-другому.

Речь клиента в консультативном диалоге - уникальное исследовательское явление, позволяющее раскрыть глубинные закономерности внутренней жизни человека. Углубленное изучение этих развернутых реплик, произнесенных клиентами, показывает наличие в них особых речевых фрагментов, получивших наименование диалогических структур (ДС). По своему содержанию диалогическая структура представляет оформление консультируемым во внешней речи ранее не имеющего своего вербального выражения качественно нового отношения к проблеме. Нередко диалогические структуры принимают вид вербализованного внутреннего диалога, обращения клиента к самому себе. Как показывают наблюдения, проявление диалогических структур в речи сопровождается сменой эмоционального состояния клиента. Наиболее часто встречаемые из которых: потрясение, раскаяние, чувство вины, растерянность. При этом консультанту приходится наблюдать изменения физиологического характера: смену ритма дыхания, нарушение кровоснабжения (бледность, покраснение лица и рук), нарушение функционирования секреторных желез (слёзы, сухость во рту, «холодный» пот) и т.д. Клиенты также обращают внимание на смену своего эмоционального и физиологического состояния, что находит отражение в их высказываниях.

Благодаря наблюдению над функционированием в речи клиента диалогических структур, мы можем наблюдать изменения самого процесса мышления. Выделение ДС в речи консультируемых позволяет также изучить основные стратегии речевого поведения психолога в работе с клиентами, реализующие цели и задачи психологического консультирования - помочь осознать обратившимся за помощью истинные причины проблем и найти реальные пути их решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.005 с.)