Феноменология конфликта. Структура конфликта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феноменология конфликта. Структура конфликта.



Функции конфликтологии:

1. Создание теорий конфликтов;

2. Создание систем конфликтологичного образования;

3. Создание систем практической работы специалистов по оказанию помощи;

4. Разработка диагностических, коррекционных и развивающих процедур помощи.

Функции психолога-конфликтолога:

1. Коммуникативная.

2. Перцептивная.

3. Генератор идей.

4. Функция соц. контроля.

5. Высокий моральный уровень.

6. Релаксационная.

С точки зрения социальной психологии, конфликт – это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречий в интересах, позициях, ценностях и взглядах. Для философии это борьба противоречий; борьба противоположностей.

С точки зрения социологии (Л.Козер) – это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы.

 


Феноменология конфликта. Структура конфликта.

1. Субъекты и участники конфликта:

Субъекты – активные участники конфликта, у которых есть противоречия по ситуации. Различаются по статусу, рангу, ресурсами, возможностями. Ранг – позиция, занимаемая одним из субъектов конфликта по отношению к противоборствующей стороне.

Группы участников:

· подстрекатели.

· Поддерживающие конфликтующих.

· Случайные люди.

· Медиаторы (посредники).

· Психологи, родственники, судьи.

2. Объект конфликта. Это конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. (3 вида):

· Неделимые на части, владеть ими совместно невозможно.

· Делимые в различных пропорциях между участниками конфликта.

· Ситуация «мнимого конфликта», при которой оба участника конфликта могут владеть объектом совместно.

3. Предмет конфликта – суть с сущностью противоречий. Предмет определяется через зоны разногласий.

4. Мотивы (ресурсы, мотериальное благо, духовные ценности).

Микро и макросреда

6. Конфликт действия – конфликтогены, слова и действия, способствующие наращиванию напряжения.

 


Виды конфликтов.

Все конфликты, в зависимости от целей исследования, классифицируются по существующим признакам, связям, функциям, отношениям:

1. По критерию масштабности – микроуровневые (конфликты в малой группе) и макроуровневые, которые предполагают включение большого числа людей, регионов, стран. Макроклимат обладает свойствами персонификации.

2. По критерию сфер жизнедеятельности – семейные конфликты (супружеские, детско-родительские, семьи с родственниками), служебные конфликты (вертикальные, горизонтальные, смешанные), педагогические конфликты (дисциплины, отношений, деятельности).

3. По критерию источника конфликта – ценностный (внутриличностный, межличностный).

4. По критерию зоны разногласий – экономический, политический, ценностный.

5. По критерию количества вовлеченных лиц – межличностный, внутриличностный, групповой, межгрупповой, личности и группы.

6. Классификация конфликтов по субъекту – межличностные, трудовые, межрегиональные и межэтнические, социальные конфликты в разных общественных структурах.

7. По исходу завершения – конструктивные и деструктивные.


Этапы развития конфликта.

1. Предконфликтная ситуация. Это положение дел накануне конфликта. Начинается внезапно и определяется неожиданным всплеском переживаний, неприятных эмоций, субъектом осознается или нет.

2. Инцидент – это первая стыка конфликтов. Первый обмен конликтогенами, проявляется предмет конфликта (осознается или не осознается).

3. Эскалация – сам конфликт, постоянный обмен конфликтогенами, может быть крутой, вялой, хронической (затяжной).

4. Кульминация – это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы. Затем наступает бессилие, затишье. Если не осознается, то №3, если осознается, то №5.

5. Завершение конфликта. Завершение конфликта происходит потому, что конфликтанты устают конфликтовать, привыкают друг к другу и приспосабливаются к существованию. Стол переговоров, разрушение образа врага, создается множество выходов, распределение ответственности, время исполнения решения.

6. Постконфликтная ситуация. Последствие конфликта может быть деструктивным, негативным, отрицательно сказывающимся на жизни и деятельности конфликтантов, сообществ или организаций, а может быть и конструктивным, позитивным, способствующим перемене дел к лучшему, введению полезных инноваций, выявлению и разрешению существенных проблем, ранее остававшихся в тени. Чаще бывает и тем и другим.

Формы завершения конфликтов:

· Конструктивная и деструктивная.

· Урегулирование

· Затухание – временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта (противоречия и напряженность).

· Устранение – воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются структурные компоненты конфликта.

· Перерастание в другой конфликт – происходит, когда в отношении сторон появляется новое значимое противоречие и смена объекта конфликта.

· Исход конфликта - результат борьбы, точек зрения и их отношения к объекту конфликта.


 

Гришина. Н. В.:

1) путь борьбы, направленный на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого,

2) уход от конфликта,

3) ведение переговоров с целью найти приемлемое решение возникшей проблеме.

Для описания стратегий и тактик конфликтного взаимодействия на практике часто применяют двухмерную модель К. У. Томаса и Р.Х. Килмена. За основу здесь берется степень ориентация на собственные интересы и интересы партнера.

Конкуренция –удовлетворение своих интересов, высокий уровень активности.

Сотрудничество – удовлетворение своих и других интересов с высокой степенью активности.

Приспособление –удовлетворение своих интересов и интересов других при низкой активности.

Уход –пассивное поведение.

Компромисс –умеренность в удовлетворении интересов своих и других.

На основе этого выделяют 3 стиля индивидуального поведения в конфликте (по Паркеру):

1. Проблемно–сфокусированный – стратегия активного поведения, планирование собственного поведения, подавление конкурента (самообладание, сдержанность).

2. Эмоционально–сфокусированный – проявление в поиске эмоциональной поддержки (поиски позитивной ориентации события, принятие позитивной поддержки; выход из ситуации с помощью юмора).

3. Потенциально–дисфункциональный – данный стиль поведения предполагает реакции отрицания, отказа от достижения целей, концентрация на негативных эмоциях и их выражении во вне.


 

Основные условия

1. Отказаться от стратегии общения в стиле обвинения и перейти к общению без обвинений

2.Необходимо учитывать проекции/перенос наших мыслей на других людей

3.Необходимо работать со своим субъективным «Я»

4.Анализировать подавленные потребности для того, чтобы выявить истинность предметов в конфликтных ситуациях

5. Необходимо проанализ неприемлемые качества или черты характера

6. Анализировать неразрешенные потребности Альтернативное решение разрешение конфликтов основывается на следующих положениях:

· процесс разрешения конфликта должен осуществляться таким образом, чтобы свести к минимуму его деструктивные возможности и, наоборот, способствовать максимальному проявлению его позитивных функций;

· конструктивное разрешение достигается лишь в том случае, если будут удовлетворены интересы всех сторон-участниц и достигнут результат, отвечающий подходу «выигрыш-выигрыш»

· решение задачи конструктивного разрешения конфликта и достижение результата «выигрыш-выигрыш» возможно лишь в случае отказа сторон от опозиционного торга в пользу ведения переговоров на основе интересов.

 


 

Функции конфликтологии:

1. Создание теорий конфликтов;

2. Создание систем конфликтологичного образования;

3. Создание систем практической работы специалистов по оказанию помощи;

4. Разработка диагностических, коррекционных и развивающих процедур помощи.

Функции психолога-конфликтолога:

1. Коммуникативная.

2. Перцептивная.

3. Генератор идей.

4. Функция соц. контроля.

5. Высокий моральный уровень.

6. Релаксационная.

С точки зрения социальной психологии, конфликт – это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречий в интересах, позициях, ценностях и взглядах. Для философии это борьба противоречий; борьба противоположностей.

С точки зрения социологии (Л.Козер) – это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы.

 


Феноменология конфликта. Структура конфликта.

1. Субъекты и участники конфликта:

Субъекты – активные участники конфликта, у которых есть противоречия по ситуации. Различаются по статусу, рангу, ресурсами, возможностями. Ранг – позиция, занимаемая одним из субъектов конфликта по отношению к противоборствующей стороне.

Группы участников:

· подстрекатели.

· Поддерживающие конфликтующих.

· Случайные люди.

· Медиаторы (посредники).

· Психологи, родственники, судьи.

2. Объект конфликта. Это конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. (3 вида):

· Неделимые на части, владеть ими совместно невозможно.

· Делимые в различных пропорциях между участниками конфликта.

· Ситуация «мнимого конфликта», при которой оба участника конфликта могут владеть объектом совместно.

3. Предмет конфликта – суть с сущностью противоречий. Предмет определяется через зоны разногласий.

4. Мотивы (ресурсы, мотериальное благо, духовные ценности).

Микро и макросреда

6. Конфликт действия – конфликтогены, слова и действия, способствующие наращиванию напряжения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.017 с.)