Классификация основных прав человека и их единство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация основных прав человека и их единство



Цели:

Обучающая: закрепить знания в области прав человека, углубить знания основных международных документов в области прав человека.

Развивающая: развивать умение работать с литературой, формировать собственное юридическое мышление в сфере прав человека.

Воспитательная: прививать чувство ответственности за принятие решений, воспитывать правовую культуру.

Оснащение рабочего места: Конституция Республики Беларусь; Шавцова, А.В. Право прав человека: ответы на экзаменац. вопр. / А.В. Шавцова. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: ТетраСистемс,2008-240с.; конспект, тетрадь для практических занятий.

Письменно решите тест:

1. Где впервые возникло понятие «права граждан»:

А) Америке

Б) Англии

В) Древней Греции

Г) Франции

2. Назовите представителей учений о естественном происхождении прав человека:

А) Ш. Монтескьё

Б) Джон Локк

В) Иоанн Безземельный

Г) Ликофрон

3. Укажите в каком году состоялось первое собрание Континентального конгресса:

А) 1776

Б) 1893

В) 1774

Г) 1779

4. Когда Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека

А) 10 декабря 1948 г.

Б) 10 декабря 1946 г.

В) 10 декабря 1958 г.

Г) 10 декабря 1956 г.

5. Какой политический режим не заинтересован в реализации гражданами основных прав и свобод:

А) демократический

Б) тоталитарный

В) авторитарный

Г) либеральный

6. Что из перечисленного ниже относится к политическим правам (свободам) человека:

А) право на участие в управлении страной

Б) право на восстановление в правах

В) право на достаточный жизненный уровень

Г) свобода информации

7. Право человека на жизнь основа системы прав:

А) гражданских

Б) политический

В) экономических

Г) социальных

8. Назовите основные международные документы в области прав человека

9. Назовите европейскую организацию межправительственного и парламентского сотрудничества, основанную в 1949 г.: А) Совет Европы Б) ЮНЕСКО В) ОБСЕ

 

 

Тема 3. Основы конституционного права

Программное содержание

Изучить понятие и предмет конституционного права. Место конституционного права в системе права. Источники конституционного права Республики Беларусь. Понятие, сущность и юридические свойства конституции. Понятие и назначение политической системы. Гражданство Республики Беларусь. Правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь. Органы государственной власти Республике Беларусь. Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь, Парламента Национального собрания Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь. Судебная власть в Республике Беларусь. Конституционный Суд Республики Беларусь. Понятие и система органов местного управления и самоуправления Республики Беларусь, их компетенция.

Методические указания

При изучении данной темы необходимо рассмотреть понятие и предмет конституционного права, место конституционного права в системе права. Соотношение системы права и системы законодательства. Источники конституционного права Республики Беларусь. Понятие, сущность и юридические свойства конституции. Понятие и назначение политической системы. Гражданство Республики Беларусь. Правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь. Органы государственной власти Республике Беларусь. Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь, Парламента Национального собрания Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь.

Конституционное право это система норм права, регулирующих организацию государственной власти, структуру органов государства и их полномочия, правовой статус личности и другие, наиболее важные вопросы государственного и общественного устройства.

Предметом конституционного права являются общественные отношения, регулируемые этой отраслью права, а именно принципы организации и порядка образования и функционирования институтов государственной власти, правовое положение граждан и их взаимоотношения с государством и др.

Конституционное право в отличие от других отраслей права имеет свои особенности. Так, нормы конституционного права закрепляют такие правила поведения, которые распространяют свое действие на все сферы жизнедеятельности общества и государства, другие отрасли права распространяют свое действие на общественные отношения в отдельных сферах.

Источники конституционного права это нормативные правовые акты посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

К источникам конституционного права Республики Беларусь следует относить:

· Общепризнанные принципы международного права;

· Нормативные правовые акты, в том числе законы, которыми придается обязательная юридическая сила международным договорам;

· Судебные прецеденты

· Правовые обычаи.

Виды нормативных правовых актов, действующих в Республике Беларусь:· Конституция Республики Беларусь· Решения референдумов· Программные законы· Кодексы Республики Беларусь· Законы Республики Беларусь· Декреты Президента Республики Беларусь· Указы Президента Республики Беларусь· Постановления палат Парламента — Национального собрания Республики Беларусь· Постановления Совета Министров Республики Беларусь· Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь· Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) · Приказы· Решения органов местного управления и самоуправленияОсобую группу нормативных правовых актов образуют регламенты, инструкции, правила, уставы (положения).

Необходимо отметить, что закон принятый народом (решения референдумов) обладает более высокой силой, чем иной национальный акт. Исключение касается международных договоров.

Конституция Республики Беларусь — Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Конституция – основной закон государства. Конституция является основным законом, который учреждает политическую форму государства, систему государственных органов, порядок их образования и деятельности, основные права и обязанности граждан и т.д.

Структура конституции представляет собой систему группировки конституционных норм и последовательное их расположение. Конституционные нормы включаются в разделы и главы. Структура Конституции Республики Беларусь имеет преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения. Весь текст Конституции состоит из 146 статей. В преамбуле сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. Значение текста преамбулы состоит в том, что ее положения имеют фундаментальное (базовое) значение для уяснения других норм Конституции. Основная часть Конституции состоит из восьми разделов, разделы III, IV и VI состоят из глав (всего восемь глав). Политическая система – э то организационно-правовой механизм, объединяющий государство, политические партии, общественные объединения и трудовые коллективы, через которые народ осуществляет власть.

Гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь.Под правовым статусом гражданина понимается совокупность прав, свобод гражданина, а также его обязанностей и гарантий, которые в определенной мере удовлетворяют потребности человека, создают условия для его всестороннего и гармоничного развития

Президент Республики Беларусь – Глава государства, гарант Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Права и обязанности Президента определены в законе «О Президенте Республики Беларусь», других законодательных актах. Исходя их этих документов можно выделить следующие полномочия:

· В сфере народовластия, формирования коллегиальных представительных органов.

· В кадровой сфере (выражаются в праве назначать и освобождать от должности соответствующих лиц).

· В области руководства внутренней политикой и взаимоотношений с другими государственными органами.

· В области осуществления конституционного статуса личности.

· В области внешней политики.

· В области обеспечения безопасности и обороны государства, стабильности общественного порядка.

· В законодательном процессе.

Конституцией предусмотрены следующие виды правовых актов Президента: декреты, указы, распоряжения. В практике последних лет имеет место издание Президентом директив – указов программного характера.

ПарламентНациональное собрание Республики Беларусь как представительный и законодательный орган государства

Согласно Конституции (ст. 90) Парламентом является Национальное собрание Республики Беларусь – представительный и законодательный орган государства. Срок полномочий Парламента – 4 года.

Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. В составе Палаты представителей 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Каждая из палат Парламента обладает самостоятельными полномочиями. В соответствии с 97 ст. Конституции Палата представителей:

· рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

· рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов;

· назначает выборы Президента;

· дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

· заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

· рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

· по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;

· принимает отставку Президента;

· выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;

· отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

В соответствии с 98 ст. Конституции Совет Республики:

· одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;

· дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

· избирает шесть судей Конституционного Суда;

· избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

· отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

· принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

· рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;

· рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

Правительство – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов государственной власти.

В Республике Беларусь правительство имеет название – Совет Министров. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

В соответствии ст. 107 Конституции Правительство Республики Беларусь:

· руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

· разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

· разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

· обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

· принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

· выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

· обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

· отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

· осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.

Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются на основе Конституции законом о Совете Министров Республики Беларусь.

Судебная власть – это разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом процедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.

В соответствии с ст.109 Конституции судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом. Образование чрезвычайных судов запрещается.

Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики из числа судей на срок 5 лет. Срок полномочий членов Конституционного Суда – 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда – 70 лет.

Компетенция Конституционного Суда определена в Конституции, Кодексе о судоустройстве и статусе судей, а также в Декрете Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь».

В соответствии со ст. 116 Конституции на Конституционный Суд возложена обязанность:

· осуществлять проверку на соответствие Основному Закону нормативных правовых актов всех государственных органов;

· давать заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции, что может явиться основанием для их роспуска.

Декретом дополнительно к конституционным нормам предусмотрено право Конституционного Суда:

· осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь, – до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь.

· по предложению Президента Республики Беларусь излагает позицию о конституционности международных договоров – до подписания Президентом Республики Беларусь нормативных правовых актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих международных договоров.

· по поручению Президента Республики Беларусь дает официальное толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;

· по предложению Президиума Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства.

· по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.

Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан.

Местное самоуправление – форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

В соответствии с ст. 117 Конституции местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года. Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов.

К полномочиям местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов относятся:

· решение вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;

· исполнение решений вышестоящих государственных органов;

К исключительной компетенции относятся:

· утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

· установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

· определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

· назначение местных референдумов.

Вопросы для самопроверки:

1. Определите понятие и предмет конституционного права

2. Перечислите источники конституционного права

3. Назовите юридические свойства конституции

4. Назовите полномочия Президента Республики Беларусь

5. Дайте характеристику Парламенту Национальному собранию Республики Беларусь как представительныму и законодательныму органу Республики Беларусь.

6. Дайте характеристику Правительству как исполнительному органу Республики Беларусь

Литература по теме:

1. Конституция Республики Беларусь// Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. 1999. №1;

2. Основы права: учеб. / под общ. Ред. Л.М. Рябцева, Г.Б. Шишко. Минск: РИПО, 2014. – 317 с.;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.072 с.)