Тема 9.Основы экологического права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9.Основы экологического права



Программное содержание

Рассмотрите понятие экологического права. Экологическая функция государства и права. Источники экологического права. Экологические правоотношения. Компоненты природы, подлежащие правовой охране. Экологические права и обязанности граждан. Право природопользования. Правовая охрана окружающей среды. Правовые основы экономического обеспечения природопользования и охраны окружающей среды. Ответственность за нарушение норм экологического права.

Методические рекомендации

Изучите источники экологического права. Экологические правоотношения и экологическую функцию государства. Компоненты природы, подлежащие правовой охране. Экологические права и обязанности граждан. Право природопользования. Правовая охрана окружающей среды. Правовые основы экономического обеспечения природопользования и охраны окружающей среды. Ответственность за нарушение норм экологического права.

Экологическое право как отрасль права представляет собой комплексное правовое образование, совокупность юридических норм и возникающих на их базе отношении в области использования, воспроизводства, охраны и защиты природных объектов и ресурсов, в сфере взаимодействия общества и природы.

Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие по поводу использования и охраны компонентов природной среды, а также охраны окружающей среды.

Система экологического права – это совокупность правовых институтов, регулирующих различные виды экологических отношений. В системе экологического права как комплексного правового образования можно выделить три уровня правового регулирования, которые включают общую, особенную и специальную часть.

Под источниками экологического права понимаются нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и окружающей среды (эколого-правовые нормы).

Первый уровень составляют нормативные правовые акты собственно экологического содержания, принятые в целях регулирования отношений по использованию и охране компонентов природной среды (природоресурсное законодательство), регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (природоохранное законодательство).

Природоресурсное законодательство состоит из нескольких самостоятельных отраслей, каждая из которых регулирует использование и охрану соответствующего компонента природной среды. К ним относятся: земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, о растительном мире, об атмосферном воздухе, об охране озонового слоя. Каждую отрасль возглавляет базовый законодательный акт, систематизирующий правовые нормы, касающиеся природных компонентов: Кодекс Республики Беларусь о земле, Кодекс Республики Беларусь о недрах, Водный кодекс Республики Беларусь, Лесной кодекс Республики Беларусь, и специальные законы – Закон Республики Беларусь «О растительном мире», Закон Республики Беларусь «О животном мире», Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха», Закон Республики Беларусь «Об охране озонового слоя».

Природоохранное законодательство включает Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды», который консолидирует систему экологического законодательства и закрепляет правовой механизм охраны окружающей среды и природопользования и другие источники. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» является базовым законодательным актом в этой области, закрепленные в нем отношения в дальнейшем находят развитие в законах и иных актах законодательства. Например, законы Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях», «О государственной экологической экспертизе», «Об обращении с отходами» предусматривают более детальное закрепление некоторых общих положений по охране окружающей среды, содержащихся в Законе «Об охране окружающей среды».

Составной частью природоохранного законодательства являются нормативные правовые акты, направленные на обеспечение экологической безопасности в различных областях хозяйственной и иной деятельности. Основными являются законы Республики Беларусь «О правовом режиметерриторий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О радиационной безопасности населения», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности генно-инженерной деятельности», «Об использовании атомной энергии».

Экологические правоотношения – урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества с окружающей средой.

Эти отношения делятся на два вида:

· по использованию природных ресурсов, их восстановлению и охране (природоресурсные отношения);

· по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности(природоохранительные правоотношения).

Субъектами экологических правоотношений являются:

· Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области охраны окружающей среды, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также иные государственные органы, органы территориального общественного самоуправления в пределах их компетенции;

· физические лица (граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства) в том числе индивидуальные предприниматели;

· общественные объединения, иные юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами),

· иностранные государства, в случаях установленных законодательством.

Объектами отношений в области охраны окружающей среды являются земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство, леса, растительный и животный мир в его видовом разнообразии, особо охраняемые природные территории и природные территории, подлежащие специальной охране, национальная экологическая сеть, биосферные резерваты, типичные и редкие природные ландшафты и биотопы, климат, естественные экологические системы, иные природные объекты, а также право природопользования.

Компоненты природной среды – земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Компоненты природной среды, сохранившие свои природные свойства, объединяются в природный объект – естественную экологическую систему, или природный комплекс.

Природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт, биотоп и составляющие их компоненты природной среды, сохранившие свои природные свойства.

Природный комплекс – функционально и естественно связанные между собой природные объекты, объединенные географическими и иными соответствующими признаками.

Вовлеченные в хозяйственную деятельность природные компоненты рассматриваются как природные ресурсы, обладающие полезными свойствами для человека элементы природной среды.

Природные ресурсы – компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Антропогенные объекты, входящие в состав окружающей среды, не обладают свойствами объектов естественного происхождения, но необходимы для поддержания надлежащего состояния окружающей среды. Антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Дл возникновения экологических правоотношений требуется наличие определенных юридических фактов.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Для экологических правоотношений характерно наличие в виде основания возникновения или прекращения правоотношения юридического факта – события, т.е. явления, происходящего в реальной действительности независимо от воли человека (например землетрясения, извержения вулканов) и относительный характер – они возникают по воле человека вследствие его деятельности, но развиваются и протекают по мимо его воли (истощение озонового слоя, потепление климата, насыщение воздуха вредным веществами).

Экологические права и обязанности граждан.

Экологические права граждан закреплены в международных актах, Конституции Республики Беларусь и получили развитие в экологическом законодательстве.

К основным конституционным правам граждан, которые имеют экологическое содержание, относятся:

· право граждан на благоприятную окружающую среду, которое закреплено в ст. 46 Конституции и предусматривает, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Впервые право на благоприятную окружающую среду было закреплено в международных документах (Декларация Стокгольмской конференции по окружающей человека среде 1972 г.). Право на благоприятную окружающую среду принадлежит гражданину от рождения и подлежит защите как личное неимущественное право в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь; это право является основным экологическим правом граждан, с которым связаны все другие права в области охраны окружающей среды;

· право на получение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды (ст. 34 Конституции).

В соответствии с законом «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, а также на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной экологической информации.

Граждане имеют право:

· создавать в соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы;

· обращаться в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной экологической информации;

· принимать участие в общественных обсуждениях проектов экологически значимых решений, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке;

· вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

· оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды;

· обращаться в государственные органы, иные организации в письменной, электронной или устной форме, а также вносить индивидуальным предпринимателям замечания и (или) предложения в книгу замечаний и предложений по вопросам охраны окружающей среды и получать мотивированные ответы;

· предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду, и о приостановлении (запрете) хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду.

Основная обязанность граждан в области охраны окружающей среды сформулирована в Конституции (ст. 55): охрана природной среды – долг каждого. Эта конституционная норма конкретизирована в Законе «Об охране окружающей среды».

Законодательством могут быть определены иные права и обязанности граждан в области природопользования и охраны окружающей среды.

Граждане обязаны:

· соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды;

· повышать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения;

· беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы;

· выполнять требования в области обращения с отходами;

· выполнять требования пожарной безопасности;

· соблюдать правила охоты и рыболовства;

· выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в помещениях, на улицах, во дворах, на территории садоводческих товариществ (кооперативов), в местах отдыха и иных общественных местах;

· выполнять требования (предписания) государственных органов и должностных лиц, осуществляющих контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;

· возмещать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вред, причиненный их действиями окружающей среде.

Право природопользования.

Право природопользования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств для удовлетворения экономических, экологических и иных интересов общества.

Право природопользования осуществляется в виде общего и специального пользования.

Право природопользования осуществляется в виде общего и специального пользования.

Общее природопользование обусловлено естественными жизненными процессами взаимодействия человека и природы и может осуществляться без всяких нормативных предписаний. В силу того, что общее природопользование не оказывает существенного воздействия на природную среду, оно осуществляется в упрощенном порядке. Гражданам гарантируется право общего природопользования для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих ресурсов за конкретными пользователями и без каких-либо разрешений.

Общее природопользование присуще физическим лицам в силу принадлежащих им естественных прав, поэтому оно возникает с момента рождения человека и прекращается со смертью. Оно не может быть прекращено в принудительном порядке, но может быть ограничено в случаях, предусмотренных законодательством. Такие ограничения допускаются в интересах охраны жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды, национальной безопасности, других природопользователей.

Субъектами права общего природопользования являются физические лица, за исключением общего водопользования, которое допускается и для юридических лиц.

Специальное природопользование допускается исключительно в разрешительном порядке. Оно направлено на извлечение из окружающей среды природных ресурсов, необходимых для экономической деятельности, и ведется, как правило, с применением технических средств, оказывающих значительное воздействие на окружающую среду.

Субъектами специального природопользования являются юридические лица и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели.

Основанием возникновения права специального природопользования является предоставление природного объекта в пользование по решению соответствующего государственного органа (административный акт), а в отельных случаях – на основании гражданско- правовых договоров (аренда природных ресурсов, концессия природных ресурсов, безвозмездное пользование). Природопользователь может пользоваться только теми природными ресурсами, которые указаны в решении о предоставлении их в пользование. Основанием возникновения комплексного природопользования, предусматривающего несколько видов природопользования одновременно, является комплексное природоохранное разрешение – единый разрешительный документ, удостоверяющий право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов.

Общие права природопользователей:

· право собственности на результаты своей деятельности по эксплуатации природных ресурсов;

· право самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность; право использовать природные ресурсы в соответствии с их целе­вым назначением;

· право возводить строения и сооружения, соответствующие целям пользования.

Общие обязанности природопользователей:

· использовать природные ресурсы в соответствии с целевым назна­чением и условиями предоставления;

· рационально использовать природные ресурсы; осуществлять комплекс мероприятий по охране природных ресурсов; своевременно вносить плату за природопользование; не нарушать права других природопользователей.

Ответственность за нарушения норм экологического права.

Эколого-правовая ответственность – это правовое последствие нарушения норм экологического законодательства, которое заключается в применении к правонарушителям мер государственного принуждения.

Объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

За нарушения экологического законодательства могут применяться меры дисциплинарной, административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.

Субъектами экологических правонарушений могут быть юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Вопросы для самопроверки:

1. Определите понятие и сущность административного права.

2. Раскройте содержание административно-правовых норм.

3. Определите понятие и признаки административного правонарушения.

4. Охарактеризуйте состав административного правонарушения.

5. Дайте характеристику объективной стороны правонарушения.

6. Охарактеризуйте субъект правонарушения.

7. Охарактеризуйте виды административных взысканий.

Литература по теме:

1. Конституция Республики Беларусь// Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. 1999. №1

2. Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды»,

3.Основы права: учеб. / под общ. Ред. Л.М. Рябцева, Г.Б. Шишко. Минск: РИПО, 2014. – 317 с.;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.194.84 (0.04 с.)