Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 32 - 33. Сюита Э. Грига из музыки к спектаклю «Пер Гюнт».
Музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт» написана Григом в 1876 году. Ей сопутствовал огромный успех. В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья. Герой пьесы – Пер Гюнт – крестьянский парень из норвежской деревушки, фантазёр и мечтатель. Он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях. Два человека дороги Перу: мать Озе и девушка Сольвейг. Любовь к матери и Сольвейг, дар сказочника и фантазёра – лучшее, что есть в душе Пера. Но он так безмерно эгоистичен, так стремится к богатству, что бессердечие и алчность берут в нём верх над добротой и бескорыстием. За тяжкие проступки односельчане изгоняют Пера из родных мест. От горя умирает мать. Покинутая им Сольвейг остаётся одна. Долгих сорок лет она будет ждать Пера. В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты – сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет всё. Через сорок лет усталый, измученный Пер Гюнт возвращается на родину. Он стар и одинок. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту. Музыка Грига так понравилась публике, что для концертного исполнения композитор составил две сюиты. В них вошли лирические пьесы – пейзажи («Утро»), портреты («Танец Анитры», «Песня Сольвейг»), сказочно-фантастические картины («В пещере горного короля»). «Утро». Мелодия напоминает незатейливый пастуший наигрыш. Она построена на опевании мажорного трезвучия, а её основные звуки образуют пентатонику – пятиступенный лад. Уравновешенность подъёмов и спадов мелодии совпадает с равномерным чередованием в гармонии двух трезвучий. Эта музыка напоминает «пастораль» - картину природы или сельской жизни. Флейты и гобои, солирующие в пьесе, напоминают звучание пастушьей свирели, а валторна звучит как охотничий рог. Развитие пьесы вариационно: растёт звучность от piano к forte, в музыкальную ткань включаются всё новые инструменты, уплотняется фактура. Звучание становится мощным и ярким. Будто под лучами восходящего солнца из предутренней мглы всё ярче проступают очертания и цвета предметов. В центре среднего раздела мелодия исчезает, уступая место гармонии, красочным сочетаниям аккордов. Затем звучность постепенно ослабевает, становясь вновь прозрачной и тихой. В этой пьесе нарисована не только картина природы, но и чувства восторга перед её красотой.
«Смерть Озе». Этот музыкальный портрет решён в жанре траурного шествия. Пер сидит у постели умирающей матери и рассказывает одну из самых своих красивых сказок. Увлекаемая в волшебный сказочный мир, Озе засыпает… Печальная, строгая мелодия, тяжело поднимаясь к вершине, горестно ниспадает. Монотонный ритмический рисунок, строгость и торжественность аккордовой фактуры, сумрачная тональность си минор, медленный темп создают образ горестного оцепенения. Во второй части пьесы вдруг с вершины льётся свет, нисходящие мотивы мелодии сотканы из полутоновых «вздохов». Постепенно колорит музыки «темнеет»: тема переносится в низкий регистр, и движение, прерываемое паузами, застывает. В оркестровке пьесы преобладают струнные инструменты – самые тёплые, «поющие» тембры оркестра. «Танец Анитры». Путешествуя по жаркой Аравийской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю племени бедуинов. Дочь вождя – Анитра – пытается очаровать Пера своей красотой. Изящество этой пьесы определяется танцевальностью, разнообразием штрихов струнной группы оркестра. Мелодия исполняется скрипками, а аккомпанемент – виолончелями и контрабасами приёмом pizzicato, то есть щипком. В ажурном кружеве струнных нежный звон треугольника подобен сверканию драгоценных камней в наряде красавицы. Капризно-угловатый мелодический рисунок изобилует скачками, форшлагами и трелями. В среднем разделе пьесы звучат певучие фразы в восточном стиле. Их сменяют короткие насмешливые мотивы, повторяемые имитационно. В этих капризных сменах настроений угадывается непостоянный, своевольный нрав восточной красавицы. «В пещере горного короля». Странствуя, Пер Гюнт попадает в царство троллей – фантастических, злых существ. Пер не подозревает об опасности и чуть не погибает в мрачной пещере, окружённый «духами тьмы». Тема троллей звучит настороженно и таинственно. Лёгкие штрихи pizzicato струнных в низком регистре изображают крадущиеся шаги троллей. Музыка напоминает сказочно-фантастический марш. Развитие темы вариационно. Неизменная мелодия повторяется в нарастающем темпе, динамике и жёсткости звучания. Такое мощное нарастание с ускорением и перемещением темы в высокий регистр превращает марш-шествие в дикую пляску. Вторжение резких аккордов и паузы прекращают её неожиданно.
«Песня Сольвейг». Эта песня звучит в спектакле несколько раз. Она стала символом любви и верности. Песня обрамлена коротким вступлением и заключением – печальной напевной мелодией в народном духе. В песне два куплета, каждый из которых состоит из запева и припева. Мелодия запева повествовательна и спокойна. В музыке выражены и щемящая грусть, и покорность судьбе, и просветлённость чувства (см. текст песни). Гармония проста: на выдержанных в басу квинтах звучат аккорды тоники и доминанты. Припев звучит изящно и легко, в характере оживлённого танца. Музыка припева – воспоминание Сольвейг о первой встрече с Пером на шумном деревенском празднике. Он звучит всю жизнь в душе Сольвейг. Он для неё – музыка надежды и счастья. Подвижнее становится темп, на смену минорному запеву приходит мажор – словно солнце выглянуло из-за тучи, мир стал радостным и сверкающим. В заключении возвращается одноголосный первоначальный напев в миноре, который усиливает настроение печали
Урок 34. Контрольный.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.007 с.) |