Урок 25. Клавишные инструменты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 25. Клавишные инструменты.




Самый большой из всех музыкальных инструментов - орган. Играют на нем, как на фортепиано, нажимая на клавиши. Но в отличие от фортепиано орган не струнный, а духовой инструмент и родственником он оказывается не клавишным инструментам, а маленькой флейте.

В древние времена, когда сложных музыкальных инструментов еще не было, несколько тростниковых дудочек разной величины стали соединять вместе. Инструмент этот древние греки называли флейтой Пана. Считалось, что придумал его бог лесов и рощ Пан. На одной дудочке играть легко: ей нужно немного воздуха. А вот играть на нескольких сразу значительно труднее - не хватает дыхания. Поэтому уже в глубокой древности люди искали механизм, заменяющий человеческое дыхание. Такой механизм нашли: нагнетать воздух стали мехами, такими же, как те, которыми кузнецы раздували огонь в горне.



 

 

Орган – старинный клавишно-духовой инструмент сложного устройства. Его называют королем музыкальных инструментов. Он состоит из труб, механизма для нагнетания воздуха и кафедры (аппарата управления). В кафедре находятся клавиатура для рук, клавиатура для ног и переключатели регистров.

 

Клавиатура для рук называется мануал. У органа может быть от двух до пяти мануалов. Клавиатура для ног называется педаль. Она нужна для исполнения очень низких звуков.

Группа труб одинакового тембра называется регистром органа. Регистры дают возможность подражать звучанию разных инструментов, например флейты или гобоя. Благодаря своему устройству орган имеет густой, тянущийся, богатый по тембру и динамике звук. Широкий диапазон инструмента включает все октавы.

В средние века орган привлек к себе внимание церкви. Его торжественное и мощное звучание очень подходило к архитектуре соборов с уходящими вверх линиями, высокими сводами


 

· Послушаем «Псалом» Пёрселла (XVI век).

 У нас в России орган был больше светским, а не церковным инструментом, потому что в православной церкви он не использовался в богослужении.

Замечательным органистом был композитор И. С. Бах. Он написал для органа множество произведений. Иногда он обрабатывал для органа церковные песнопения – хоралы.

Ÿ Послушаем «Хоральную прелюдию» фа- минор Баха.

         

Клавесин – это клавишно-струнный щипковый инструмент. Существовали клавесины двух типов: крыловидной формы большого размера (вертикальный или горизонтальный) и меньшего размера – квадратной, прямоугольной или пятиугольной формы. Инструменты первого типа обычно называют клавесином, а второго – спинетом. Вёрджинелом в Англии в 16 в. называли оба типа клавесина, но чаще – инструменты квадратной формы.


 

    


Значительной была роль клавесина как сольного инструмента. Пьесы для него писали многие композиторы XVII - XVIII веков: итальянские, французские, немецкие, английские. В истории музыки их называют клавесинистами. Наиболее известны французские клавесинисты - Куперен, Дакен, Рамо. Они писали танцы для клавесина, такие, как менуэт, гавот, ригодон, создавали своеобразные музыкальные портреты и картинки: «Жнецы», «Вязальщицы», «Флорентинка», «Цыганка», «Бабочки» и даже... «Курица». Эти изящные небольшие пьесы, обильно изукрашенные мелизмами, были вполне в духе того времени, когда носили пудреные парики, платья со множеством бантиков и кружев.


 

 

К этому «галантному стилю» очень подходил и тембр клавесина, напоминающий звук струнных щипковых инструментов, но более полный и богатый. При нажатии на клавишу струну зацепляет воронье перо. Звук получается нежный, звенящий, быстро затихает. Чтобы его продлить, часто использовались украшения – трели, морденты, форшлаги.


Ÿ Послушаем пьесы Рамо «Тамбурин» и «Ригодон»».

Ÿ  Берд «Флейта и барабан» из сюиты «Битва».

Все музыкальные инструменты непрерывно совершенствовались. Продолжали поиски и клавирные мастера. И вот в 1711 году в итальянском городе Падуе клавесинный мастер Бартоломеo Кристофори изобрел новый инструмент.

Фортепиано – это клавишно- ударный струнный инструмент. Во время нажатия на клавишу по струне ударяет специальный деревянный молоточек, обтянутый войлоком. Теперь исполнитель мог играть громче или тише – пиано или форте. Отсюда и пошло название инструмента. Со временем появились педали, которые сдвигали молоточки так, что они задевают не все струны, а одну или две. Это меняет тембр звука и его силу. Правая педаль позволяет звуку тянуться, пока не угаснет. Благодаря этому в фортепианной музыке появились новые краски, новые эффекты. Мастером таких эффектов был французский композитор Клод Дебюсси.

Ÿ Послушаем две его пьесы из «Детского уголка» - «Маленький пастух» и «Колыбельная Джимбо».


 


 

Очень многие композиторы XIX и XX века писали для фортепиано. Их привлекают его огромные, поистине безграничные возможности. Его диапазон включает в себя диапазоны почти всех остальных музыкальных инструментов. Сила звука может быть самой различной, от легчайшего пианиссимо до мощного фортиссимо. На фортепиано исполняют и певучие мелодии, и многозвучные аккорды, и виртуозные пассажи. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может, и как целый оркестр.


На протяжении XIX века сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный - рояль (по-французски royal - королевский) с корпусом в виде крыла и вертикальный - пианино (по-итальянски pianino - маленькое пиано). Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Пианино мы встречаем в тех местах, где нельзя поставить большой и громоздкий рояль, где можно обойтись меньшей силой звука.

Для фортепиано писали Бетховен, Шуберт, Шуман, Мендельсон, Шопен и Григ, Чайковский, Мусоргский, Балакирев, Рахманинов и Скрябин. Очень большую роль в раскрытии возможностей этого инструмента сыграл Лист, который не только сочинял фортепианные пьесы, но и перекладывал для рояля различные произведения, написанные для симфонического оркестра, вплоть до симфоний Бетховена. Лист хотел доказать, что рояль не уступает оркестру по своим выразительным, художественным возможностям.

Ÿ Послушаем пьесу Листа «Кампанелла».

 

Урок 26. Контрольный


 

 

Тема 5. Содержание музыкальных произведений.

Урок 28. Особенности содержания и программность в музыке.

О чем говорит нам произведение искусства? Почему одни произведения умирают быстро, едва появившись на свет, а другие живут в веках, приобщая все новые и новые поколения к своим глубинам?

Когда-то древнегреческий философ Аристотель подчеркнул разницу между прекрасным лицом и прекрасно нарисованным лицом. Он одним из первых угадал, что смысл искусства не в изображении красивых явлений, а в поиске скрытой сущности вещей. В чем же эта сущность?

Умение видеть скрытое, глубинное – одно из условий подлинного творчества.

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                           Ф. Тютчев.

Для того, чтобы на свет появилось произведение искусства, недостаточно самого тонкого слуха, самого острого зрения, самой чуткой интуиции. Мало увидеть и понять – нужно ещё и воплотить. Воплощение – это и есть самая напряженная и мучительная сторона творчества. Оно требует не всегда много времени, но всегда полной самоотдачи, самозабвения, чтобы найти ту истинную фразу или мелодию, отвечающую замыслу создателя.

Единство замысла и его воплощения, содержания и формы – идеал каждого художника.

О содержании в музыке говорить намного труднее, чем о содержании в других видах искусства. В музыке не всегда есть сюжет, как в литературе или в живописи, её не всегда можно пересказать словами. Только музыка умеет выразить невыразимое.

В жизни человека не всё и не всегда протекает гладко и безоблачно. Даже радости и волнения порой оставляют в душе глубокий след. Ещё более глубоко воздействуют на нас сильные эмоциональные потрясения: открытия, потери, разочарования, новые надежды. Все эти впечатления – составляют огромный невидимый пласт человеческой жизни, мир его души.

Как вырваться из самого себя, преодолеть это вечное одиночество своих желаний, стремлений, снов, радостей, страданий? Одним из способов преодоления самого себя является творчество. В нём находят выражение чувства и мысли автора, его личный опыт поражения и побед, его богатая внутренняя жизнь.

Музыка способна выразить невыразимое, потому её так трудно объяснить словами. В этом – главная особенность её содержания.

Музыка – это язык человеческих чувств. Это не предметы во всей их реальности (как в живописи), это не конкретные описания героев (как в литературе). Музыка говорит нам о чём-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта, нашего знания о жизни.

Ÿ Послушаем «Лунную сонату» Бетховена (Сонату № 14 для фортепиано, 1-ю часть). Это не просто пейзаж, не картина лунной ночи, а именно дух лунной ночи с её таинственными шорохами, ароматами, с бескрайним звёздным небом. Слушая сонату, мы можем представить и тоскливую муку неразделённой любви, разлуку и одиночество, всю горечь человеческой печали. Это печаль всего мира, все его слёзы и страдания, и тоска. В содержании сонаты каждый угадывает свой собственный душевный опыт.

Точно также и радостная музыка открывает нам все радости мира, всё от чего люди смеются и веселятся. Музыка обладает свойством обобщать все похожие явления мира, она всегда даёт больше, чем может вместить опыт души одного человека.

Не только радости и печали, но все сказочные чудеса, всё богатство фантазии, всё таинственное и волшебное, что скрыто в непостижимых глубинах жизни, - всё это заключает в себе музыка – выразитель невидимого, чудесного, сокровенного.

Программность в музыке.

Когда мы слушаем инструментальную музыку, не имеющую слов, мы не только следим за её развитием, слушаем, как сменяют друг друга темы, мы ещё и представляем какие-то картины, образы, рождённые в нашем воображении музыкой. Одна и та же музыка может вызвать у разных людей и разные картины.

В некоторых сочинениях композиторы сами в названии указывают, что рисует музыка, каково её содержание. Такая музыка называется программной.

Программа в музыке может выражаться в точном заголовке («Ночь в Мадриде» Глинки, «Старый замок» Мусоргского), а иногда и в стихотворном эпиграфе к музыке («Времена года» Чайковского – все 12 пьес имеют краткие стихотворные пояснения к музыкальным картинам-настроениям).

Программа в музыке может быть связана с литературой или живописными полотнами. Литературные сюжеты часто лежат в основе театральных музыкальных сочинений (оперы или балета), а также симфонических жанров – увертюр («Ромео и Джульетта» Чайковского по трагедии Шекспира), симфоний («Фауст» Листа по роману Гёте, симфонии Берлиоза). Инструментальное сочинение называется программным, если автор поясняет его содержание. Это пояснение может быть подробным или обобщённым.

Ÿ Примером литературной программности может служить «Фантастическая симфония» Берлиоза по роману А. Мюссе «Исповедь сына века». Каждая из пяти частей симфонии имеет не только свой литературный заголовок («Мечтания. Страсти.», «Бал», «Сцена в полях», «Шествие на казнь», «Сон в ночь шабаша»), но и подробное описание событий каждой части. Послушаем фрагмент из 2 части, рисующей встречу героя со своей возлюбленной на балу под звуки вальса.

Программа в музыке может быть навеяна не только прочитанной книгой, но и подмеченным явлением природы, бытовой сценой, увиденной картиной художника. Впечатления от живописных работ художника Гартмана легли в основу фортепианного цикла Мусоргского «Картинки с выставки», а картины-пейзажи французских художников – импрессионистов стали толчком к созданию музыкальных шедевров Клода Дебюсси (прелюдий, «Детского уголка»).

Иногда инструментальная музыка может обобщать идею большого театрального сочинения, в то же время, рисуя конкретную картину. Музыка, в которой есть подражание звукам окружающего мира, называется изобразительной. Музыкальные приёмы, при помощи которых достигается такой эффект, получили название звукоподражание.

Ÿ Например, вступление к опере Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». Слушая музыку, мы словно видим, как загорается на небе розовая полоска зари, как первые лучи солнца золотят сначала кресты колоколен и верхушки теремов старой Москвы. А потом радостный утренний свет заливает весь пробуждающийся город. Это достигнуто постепенным «просветлением» музыки, все более ясным и чистым звучанием песенной мелодии, переходящей от тихого пиано к мощному форте. Есть здесь и подражание «голосам утра»: пению птиц, крику петухов, звону колоколов. Однако эта звуковая картина пробуждающейся природы имеет и символическое значение – воссоздаёт картину пробуждающейся России.

 Музыкальное содержание часто избегает конкретности, в нём всегда есть обобщающий смысл. Музыка говорит своими мелодиями, ритмами, гармониями, она выражает настроение независимо от представляемой картины.

Урок 30. Старинная сюита.

 

   Слово «сюита» в переводе с французского означает «ряд», «последовательность». В средние века появились первые сюиты, состоящие из двух танцев: паваны и гальярды.

Павана – очень медленный, торжественный танец – шествие в 2-х дольном размере. Плавные движения, гордые повороты, поклоны делали танец парадным и величавым («паво» по латински означает «павлин»).

Гальярда – весёлый итальянский танец с энергичными прыжками в 3-х дольном размере, подвижном темпе, аккордовой фактуре.

· Послушаем «Павану и гальярду» Д.Дауленда. Эти танцы написаны в одной тональности, но контрастны по темпу и размеру. Они исполнялись на лютне, а позже – на клавесине.

Принцип соединения контрастных по характеру, темпу и движению танцев в одном циклическом произведении стал основным в классической танцевальной сюите, которая состоит из 4-х обязательных танцев: аллеманды, куранты, сарабанды и жиги. Они чередуются в строго определённом порядке и звучат в одной тональности.

Аллеманда – умеренно- медленный старинный немецкий танец – шествие. Музыка спокойная, размер чётный, 2-х дольный, мелодия плавная. Как придворный танец она появилась в Англии, Франции, Нидерландах из приветственных сигналов трубы, звучавших при встречах высоких особ – князей, графов, герцогов.

Куранта – быстрый французский танец (в переводе – «бегущая», «текущая»), со сложными, затейливыми фигурами, в 3-х дольном размере.

Сарабанда – медленный испанский 3-х дольный танец. Имеет суровый, мрачный характер (иногда звучал в траурных церемониях).

Жига – старинный танец английских моряков – быстрый, весёлый, с триольным ритмом в размере 6/8 или 12/8. Исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которую за выпуклую форму прозвали «жига», что означает «окорок».

· Послушаем эти танцы в сюитах Пёрселла («Аллеманда») и «Французской сюите» Соль-мажор Баха («Куранта», «Сарабанда» и «Жига»).

Иногда между сарабандой и жигой вставляются и другие танцы – гавот, менуэт, буре, ригодон. Могли появляться в сюите и нетанцевальные пьесы – прелюдии, арии, рондо, фуги.

В19 веке появились сюиты совсем другого типа – программные сюиты: «Карнавал» Шумана, «Картинки с выставки» Мусоргского, «Карнавал животных» Сен-Санса, «Шехеразада» Римского-Корсакова. От старой танцевальной сюиты сохранится лишь принцип чередования контрастных частей. В сюиту объединятся не только танцы, но и разнохарактерные пьесы любого содержания, любых жанров и форм. К ним мы вернёмся позже.

                         Композиторы создают сюиты из музыки к драматическим спектаклям, операм, балетам, а в 20-м веке и из музыки к кинофильмам. С такой сюитой Грига к спектаклю «Пер Гюнт» мы познакомимся в этом году.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.033 с.)