Урок 13. Простые формы. 2-х и 3-х частные репризные формы. Куплетная форма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 13. Простые формы. 2-х и 3-х частные репризные формы. Куплетная форма.



     Рассмотрим становление простых форм на примере лирических жанров

вокальной музыки – романса и песни.

     Самой распространённой формой вокальной музыки является куплетная форма. Она состоит из двух мелодий в форме периода: запева и припева. Вспомним пьесу Чайковского из «Детского альбома» - «Шарманщик поёт», написанную в простой 2-х частной форме.

· Аналогичным образом построен и романс Глинки «Венецианская ночь».

 Романс написан в жанре итальянской баркаролы (от слова barka –«лодка»), что означает песню гребца или гондольера. Здесь воспевается поэзия весенней южной ночи (стихи И.Козлова). Романс состоит из 3-х куплетов. Строение куплета – 2-х частно.

А – период в Сиb- мажоре, размере 6/8 – воссоздаёт атмосферу волшебной тишины итальянской ночи с её журчанием волн Бренты, шёпотом цветов померанцев и мирт.

В – период в соль – миноре, с возвратом в исходную тональность – овеян лёгкой грустью.

         Иногда куплетность сочетается с варьированием.

· Например, «Вечерняя серенада» Шуберта (стихи Л.Рельштаба).

Серенада – жанр лирической музыки, исполнялась в старину рыцарем под балконом Прекрасной Дамы как признание в любви. В ней речь шла о чувствах и переживаниях героя. В «Серенаде» Шуберта – три куплета, в каждом есть запев (А) и припев (В). Им предшествует краткое вступление из 4-х тактов, имитирующее гитарный аккомпанемент и передающее печально-просветлённое настроение героя. Завершается каждый куплет фортепианной кодой, где чередование мажорных и минорных аккордов выражает чувство сомнения влюблённого. В музыке «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живёт сердце влюблённого: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. В3-ем куплете мелодия заметно меняется – становится призывной, восторженной. Варьируется и тональное развитие.

Репризные формы.

Если сравнить движение музыкальной мысли с литературным произведением, то станет ясной большая близость музыки к поэзии, нежели к прозе. В музыке, как и в поэзии, основу развития составляют всевозможные повторы (репризы). Повторами богата и поэзия. Например, стихотворение А.Фета «Свеж и душист твой роскошный венок». Музыкальные формы, имеющие повторы, используются в музыке намного чаще, чем формы безрепризные.

    

2-х частная репризная форма – состоит из двух периодов, где второй период включает как новый материал (1-е предложение), так и повтор из первого периода (2-е предложение): а а / в а.

· В такой форме написана тема первой части из «Сонаты №11» В.Моцарта. Она звучит в жанре сицилианы – старинного итальянского танца, в 3-х дольном ритме, с мягкими, плавными интонациями. Первый период состоит из двух повторных предложений, а второй – развивает мотивы первой темы, а затем повторяет её 2-е предложение с небольшим расширением. На этой теме в дальнейшем строится вариационная форма.

3-х частная репризная форма может быть простой и сложной. В простой 3-х частной форме чередуются две темы в форме периода: А - В – А. В сложной – чаще бывает три или четыре темы (смотрите схему в приложении). В таких формах часто пишут танцы и марши. Эти формы строятся на принципе симметрии, который музыка взяла из природы. Цветы, листья, люди имеют симметричное строение. В живописи, архитектуре тоже часто используют законы симметрии.

Вспомним «Норвежский танец» Грига или пьесы из «Детского альбома» Чайковского – «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Сладкая грёза». Все они написаны в простой 3-х частной форме.

· Послушаем одну из них – пьесу «Сладкая грёза». Первая тема (А) написана в форме периода повторного строения, имеет спокойный, ласковый характер, песенные интонации. Вторая тема (В) – более солидная и уверенная, звучит в низком регистре. Реприза – точно повторяет первую тему.

Урок 14. Сложная трёхчастная форма.

 

           Строение этой формы основано на сложении трёх простых форм:

А В А – С D C – А В А.

Средняя часть (CDC) – чаще звучит контрастно крайним частям и имеет чёткую простую 3-х частную форму. Тогда она называется трио. Если же средняя часть не имеет чёткой формы или самостоятельных тем, а лишь развивает интонации первой части, то её называют  эпизодом. Репризы здесь бывают точными, а могут – варьировать темы первой части.

· Рассмотрим первую разновидность этой формы – «Полонез ля-минор» Огиньского («Прощание с родиной»).

  Первая часть (АВА) – состоит из двух мелодий в форме периода неповторного строения.

А – нежная, лирическая мелодия с опеваниями на фоне «разложенных» аккордов в сопровождении.

В – более активная, энергичная тема, с ритмическими акцентами на слабой доле и импровизацией в конце периода.

А – точная реприза.

 Вторая часть (CDC)трио.

С – устремлённая, порывистая мелодия из быстрых гаммообразных взлетающих пассажей.

D – типичный полонез, изложен в аккордовой фактуре – торжественный, праздничный, в тональности До-мажор.

Третья часть – точная реприза.

 

· Другой пример – пьеса Чайковского из цикла «Времена года» - «Ноябрь» («На тройке»).

Пьесе предшествует стихотворный эпиграф А.Некрасова, в котором говорится не только о зимней дороге, но и о чувствах путника и ямщика, раскрываемых в музыке.

Первая часть:

А – песнь ямщика, звонкая, энергичная (Ми-мажор с переходом в соль #--минор).

В – печальная, задумчивая мелодия передаёт мысли и воспоминания путника.

А – реприза варьированная – мелодия утяжелена аккордами, приобретает гимническое звучание.

Вторая часть (С) – эпизод. Мелодиянапоминает русскую пляску с энергичным ритмом; аккорды с форшлагами в высоком регистре имитируют звон колокольчиков в упряжке лошадей.

Третья часть – варьированная реприза: мелодия ямщика(А) – помещена в басовый регистр; фигурации «шестнадцатых» в партии правой руки имитируют бег лошадей и звон колокольчиков. К концу пьесы динамика затихает, «тройка» лошадей скрывается из виду. Эта пьеса – пример программной музыки с ярким картинным содержанием.

 

 

Урок 15. Форма рондо.

 

В основе этой формы лежит принцип симметрии и повторности. В ней соединяются куплетность и 3-х-частность. Родиной формы рондо считается Франция. В старину здесь был популярен хороводный танец с пением, который называли «рондо» (в переводе – «круг»). Рондо строится на принципе чередования темы  А (рефрена) и новых тем В и С (эпизодов).

А – В – А – С – А – схема формы рондо.

Возможно, музыкальная форма рондо заимствована из поэзии. Примером могут служить стихи Пьера Беранже или Валерия Брюсова.

В этой форме писали свои произведения композиторы 17 – 18 веков – Куперен, Рамо, Дакен.

· Послушаем пьесу Дакена «Кукушка». Рефрен звучит здесь трижды без изменений. Эпизоды отличаются характером звучания, ладом, варьированием «голоса кукушки» в разных регистрах.

В 18 веке в эпоху классицизма форма рондо применялась в оперных ариях, в отдельных частях сонат и симфоний, в миниатюрах Гайдна, Моцарта, Бетховена. Знаменитый «Турецкий марш» из «Сонаты Ля – мажор» Моцарта и «Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро» написаны в форме рондо.

 

· Обратимся к пьесе Бетховена «К Элизе».

А – тема-рефрен – рисует образ лирического героя – в пьесе повторяется трижды. Нежная, задумчивая мелодия на фоне арпеджированных аккордов. Форма темы – 3-х-частная. Крайние части звучат в ля-миноре, середина – в До-мажоре.

В – первый эпизод – танцевального характера, праздничная, бодрая мелодия в Фа-мажоре с ритмами мазурки.

С – второй эпизод – драматический, тревожный, тонально неустойчив, его построение незамкнуто (нет каденции).Это кульминация всей пьесы. Здесь звучат уменьшенные септаккорды на остинатном басу, резкие ритмические акценты.

Все три темы пьесы контрастны друг другу.

«Рондо Фарлафа» из оперы Глинки «Руслан и Людмила», «Спящая княжна» Бородина – примеры рондо в русской вокальной музыке.

· Послушаем песню Бородина «Спящая княжна». Рефреном здесь является тема сна княжны, напоминающая колыбельную песню. Эпизодами служат темы «нечистой силы» (В) и «тема богатыря» (С).

В театральной музыке Прокофьева так же нередки примеры формы рондо – «Джульетта- девочка», «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта», «Марш» из оперы «Любовь к трём апельсинам».

А.Скрябин, русский композитор 20 века, сказал однажды: «Музыкальная форма должна быть похожа на шар». А шар – это идеальная форма, в которой нет ничего лишнего.

Урок 16.Контрольный      

  Урок 17 - 18. Циклические формы.

Форма вариаций.

Слово «цикл» в переводе с греческого означает «круг». В повседневной жизни – это смена времён года в природе, чередование месяцев в году, цикл лекций на какую-то тему или цикл передач по телевидению. В искусстве цикл – это круг образов, характеров, настроений. Циклы могут быть составлены из стихов, картин, скульптур, песен, танцев, пьес.

     Музыкальный цикл – это большое многочастное произведение. Оно состоит из нескольких самостоятельных частей, расположенных в определённом порядке. Циклический – значит многочастный. Части могут исполняться отдельно, но они связаны общим замыслом и составляют единое целое. Количество частей в цикле не ограничено – от двух и более.

     Вокальные циклы – состоят из песен и романсов. Они объединяются сюжетом, настроением или стихами одного автора. Например, циклы Шуберта на стихи Мюллера «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», циклы Мусоргского «Детская» и «Песни и пляски смерти».

Инструментальные циклы бывают: вариационный, сюитный и сонатно-симфонический.

Слово «вариация» в переводе с латинского означает «изменение». Форма вариаций строится на изложении темы и ряда её видоизменённых повторений. Количество вариаций неограниченно:

А – А1 – А2 – А3

Одни элементы темы повторяются неизменно – мелодия или линия баса остинатны, что позволяет узнавать и запоминать тему; другие – изменяются: например, тембр, фактура, гармония, жанр темы.

 Существует несколько исторически сложившихся типов варьирования.

1. Остинатные вариации – вариации на выдержанный бас (basso ostinato) – в жанрах пассакалии и чаконы существуют с 16 века. Тема баса повторяется неизменно, а другие голоса, наслаиваясь на неё, создают ощущение непрерывности, текучести. Эту форму часто употребляли для выражения скорби, безысходности, неотвратимости судьбы. Например, «Ария Дидоны» из оперы Пёрселла «Дидона и Эней» или хор в сцене распятия Христа из «Мессы си-минор» Баха – написаны в жанре пассакалии.

· Примером остинатных вариаций в инструментальной музыке является «Пассакалия» Генделя из «Сюиты соль-минор».

К жанру пассакалии обращаются и современные композиторы. Д. Шостакович пользуется формой остинатных вариаций в «Пассакалии» из «Симфонии №8» (4-я часть), а также в «эпизоде фашистского нашествия» из первой части «Симфонии №7».

2. Остинатные вариации с неизменной мелодией в верхнем голосе получили название глинкинских или soprano ostinato, так как впервые были использованы в музыке русским композитором М. Глинкой. Здесь могут изменяться аккомпанемент, тембр, гармония, фактура изложения, но только не мелодия.

· Например, «Турецкий танец» из оперы Глинки «Руслан и Людмила». Тема и 4 вариации различаются тембровой и гармонической окраской.

3. Классические или строгие вариации – появились в музыке в середине 18-го века, когда полифонический стиль сменился гомофонным. Тема вариаций могла быть сочинена композитором или заимствована из народной музыки или произведения другого композитора.

· Пример – Моцарт «Соната Ля-мажор» 1-я часть – написана в виде строгих вариаций. Тема – в жанре итальянского танца – сицилианы. Форма темы – простая 2-х частная репризная. В каждой из шести вариаций неизменными остаются форма, гармония темы, но варьируется сама мелодия (ритмический рисунок, украшения, регистр), лад (3-я вариация – в ля-миноре), темп (5-я вариация – медленное, 6-я вариация – быстрая), иногда – жанр мелодии (6-я вариация маршеобразна – в размере 4/4).

4. Свободные или жанровые вариации появились в 19-м веке в эпоху романтизма. Они строятся на очень больших изменениях темы вплоть до изменения жанра.

· Например, вариации М. Глинки на тему русской народной песни «Среди долины ровныя». Здесь тема и 5 вариаций. Мягкая, задумчивая тема в последней вариации превращается в яркую, концертную виртуозную музыку (ускоряется темп, растёт динамика, усложняется ритм).

5. Двойные или тройные вариации – пишутся на две или три разнохарактерные темы. Это может быть самостоятельное произведение (например, фантазия на две русские темы «Камаринская» Глинки) или же часть симфонии, сонаты (чаще – медленные части). Примеры – «Симфония №103» Гайдна, «Симфония №5» Бетховена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.025 с.)