Психологические основы творческой научной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические основы творческой научной деятельности



Индивидуальная творческая деятельность

Личность и творческое мышление. Психологические свойства личности определяются работой полушарий головного мозга. При этом левое полушарие является логическим (ставит цель), а правое — эмоциональным (ищет средства решения). Люди рождаются сплошь правополушарными — эмоции господствуют над логикой. В дальнейшем происходит дифференциация, и у большинства людей между левым и правым полушариями устанавливается диалектическое единство. Для получения творческого решения необходима работа обоих полушарий, однако влияние правого при этом несколько выше, поскольку оно отвечает за целостность восприятия картины, т.е. осуществляет синтез. Следует отметить, что любая задача является творческой не сама по себе, а только по отношению к возможностям решающего ее человека. Так, например, ребенок, строящий игрушечный домик, может делать что-то творческое и новое для него, хотя подобные вещи уже делались прежде. Исходя из этого, творческое мышление применительно к науке и технике можно определить как «психическую деятельность, которая создает новое произведение, принимаемое известной группой людей в известный момент времени как нужное, полезное или удовлетворительное. Способность человека к творческому мышлению зависит от целого ряда факторов, включающих мотивацию (интересы, побуждения, желания), темперамент (эмоциональность) и умственные способности (интеллект). Как правило, побуждения человека, в том числе и стремление к творчеству, обусловлены удовлетворением определенных потребностей. Среди них, наряду с биологическими, можно выделить и такие, как престиж, общественное одобрение, голос совести, деньги и т.д. Ряд ученых, начиная с Аристотеля, считают, что все люди по своей природе стремятся к знанию, и это само по себе достаточно для мотивировки творческого процесса. Другие, и среди них 3. Фрейд, полагают, что люди питают естественное отвращение к интеллектуальной творческой работе и предпринимают ее только тогда, когда более легкий выход для их эмоций закрыт. И в том, и в другом случаях потребности реализуются с помощью заложенных в мозгу человека интеллектуальной и эмоциональной программ. На интеллектуальном уровне ставится цель, после чего все, что есть в человеке, т.е. его эмоциональная сфера, стремится к осуществлению поставленной цели. При этом, чем меньшей информацией мы располагаем, тем больше желания требуется нам для достижения цели.

Наряду с отмеченными выше факторами, важную роль в получении новых знаний играет подсознание. Согласно 3. Фрейду, ум человека подобен айсбергу. Сознательная часть составляет около одной девятой этого айсберга, выступающей над водой, а подсознательная — восемь девятых, которые скрыты в глубине и своим движением воздействуют на все остальное (лава под застывшей коркой). При решении творческих задач подсознание стимулирует у человека деятельность интуиции и воображения, способствуя тем самым синтезу нетривиальных идей, ведущих к новым творческим результатам.

Барьеры для творческой деятельности можно разделить на несколько групп:

1. Психологические барьеры — леность воображения, рутина, привычка, вера в авторитеты и неверие в собственные силы, боязнь риска, односторонность мышления, отсутствие чувства юмора, боязнь вторгнуться в чужую область, боязнь парадоксов и противоречий, недостаточная гибкость мышления, равнодушие, боязнь показаться глупым, «барьер успеха» и другие факторы, свидетельствующие о слабой мотивации.

2. Социологические барьеры — пренебрежительное или отрицательное отношение к творческой деятельности со стороны различный институтов, сословий, семьи, друзей; замкнутый образ жизни; явления бюрократизма, автократии; недальновидная техническая политика предприятий, организаций; концептуальные барьеры культуры; несовместимость членов творческой группы и т.п.

3. Физиологические барьеры — недостаток пищи, отдыха, сна, комфорта, слабое здоровье, несоблюдение гигиены интеллектуального труда, неумение попользовать физиологические резервы организма и т.д.

4. Информационные барьеры — исторические (доступность информации прямо пропорциональна ее старению в течение первых десяти лет и обратно пропорциональна в более поздний период), географические (доступность информации обратно пропорциональна расстоянию от источника информации), ведомственные, резонансные (готовность к восприятию информации), политические, экономические, режимные (засекречивание), терминологические, языковые.

5. Неблагоприятные условия физической среды.

6. Функциональные барьеры — узкоспециализированный подход к решению творческих задач, неудачная постановка задачи, неумелый выбор стратегии и тактики решения, пренебрежительное отношение к методологии технического творчества, универсализм, узкорационалистический подход к решению задач и т.д.

Анализ тормозящего влияния указанных выше барьеров целесообразно проводить применительно к конкретным условиям жизни и работы человека.

Коллективная творческая деятельность

Коллективные формы творчества — исторический продукт научно-технического и социального развития общества. Оптимальный успех творческой деятельности коллектива обеспечивается действием объективных факторов несоциального порядка (техническая база, финансирование, технологические отношения и др.), общих социальных условий (экономических, классовых, политических и т.д.), а также факторов субъективного порядка, включающих прежде всего функционально-деятельностное распределение ролей в творческой группе. Согласно данному распределению центральной фигурой в коллективе является «генератор идей», т.е. член группы, высказывающий нетривиальные мысли и предлагающий пути, предположительно ведущие к решению. Однако идей может быть много и в рамках ошибочного понимания проблемы. Поэтому необходим «критик», который не просто оценивает идеи (т.е. занимается «критиканством»), а выполняет и определенную конструктивную функцию, выявляя уязвимые места предлагаемых решений. Эта пара отвечает за центральное звено творческого процесса — порождение идеи. Однако сама по себе идея — еще не решение. Она нуждается в обосновании, разработке, подкреплении фактическим материалом. Поэтому в групповой деятельности появляется третья фигура — «эрудит», активность которого проявляется в привлечении имеющихся знаний в рамках предложенной другими идеи. «Генератор», «критик» и «эрудит» образуют продуктивное ядро группы, работающей над творческой проблемой. Известно, однако, что в творческих группах обычно значительно больше трех человек. Так, для доведения до логического конца идеи, выдвинутой «треугольником», требуется «реализатор», активность которого проявляется при разработке и конкретизации уже высказанных идей. Не менее необходим и так называемый «эмоциональный стабилизатор», умеющий разрядить обстановку в наиболее острые для группы моменты, а также нередко выступающий автором «бредовых идей», которые могут содержать в себе, хотя и вроде бы в неприемлемой форме, путь к будущему решению. Ответственность за слаженную работу всех членов группы ложится на ее руководителя — организатора коллективной деятельности, выполняющего роль «лидера». Выделяются три стиля лидерства — авторитарный, демократический и попустительский, причем эффективность того или иного стиля лидерства определяется не только качествами самого лидера, но и функционально-ролевой организацией групповой деятельности. Наименее эффективным является стихийное распределение функций. Наиболее эффективные творческие коллективы всегда организованы на основе гибкого, подвижного распределения ролей, когда группа функционирует как единое целое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.18.83 (0.009 с.)