Тема 2. Методы научного познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Методы научного познания



Тема 2. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

 

Если методология – это стратегия научных исследований, обеспечивающих достижение цели, сформулированной в гипотезе предполагаемых научных результатов (генеральный путь познания), то метод – это тактика, показывающая как лучше всего идти этим путем.

Метод — способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач. Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.

Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний, способов исследования феноменов, систематизации, корректировки новых и полученных ранее знаний.

Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований.

Структура метода содержит три самостоятельных компонента (аспекта):
– концептуальный компонент – представления об одной из возможных форм исследуемого объекта;

– операционный компонент – предписания, нормы, правила, принципы, регламентирующие познавательную деятельность субъекта;

– логический компонент – правила фиксации результатов взаимодействия объекта и средств познания.

Классификация научных методов крайне разнообразна (см. рис.):

 • всеобщие (или философские) методы, общенаучные методы и методы частных наук;

 • исторические и логические;
 • констатирующие и преобразующие;
 • эмпирические и теоретические;
 • качественные и количественные;
 • содержательные и формальные;

 

 • методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;
 • описания, объяснения и прогноза;

 • обработки результатов исследования.

 

Рис. Методы научного познания

Всеобщие, или философские методы — диалектико-материалистический метод и метафизический метод.

Общенаучные - методы, находящие применение во всех или почти во всех науках.

Методы частных наук — специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний.

В научном исследовании используются прежде всего методы эмпирического и теоретического познания

Эмпирический метод познания представляет собой специализированную форму практики, тесно связанную с экспериментом. Теоретическое познание заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний.
На теоретическом и эмпирическом уровнях научного познания используются следующие виды научных методов:

Реализация системного подхода в научном исследовании

Системный подход – направление методологии науки, специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Системно-структурный подход дает возможность изучать систему в целом и роль ее отдельных компонентов в различные моменты ее функционирования.

Структурно-функциональный (структурный) метод – разновидность системного принципа, который ориентируется на выявление структуры системы, т.е. совокупности устойчивых отношений и взаимосвязи между ее элементами и их роли (функции) относительно друг друга.

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНЫХ МЕТОДОВ

Методы эмпирического уровня

Применяемый метод Расшифровка термина Наглядный пример
Наблюдение Автор при проведении исследования должен опираться сугубо на органы чувств и собственное восприятие явлений. Автор рассматривает стадии развития детей, проводя изначально наблюдение за манипулятивными играми с конкретными игрушками. На основе своих наблюдений было сделано заключение — выявлена способность детей составлять предметы друг в друга, которая возникает несколько позже, нежели нужные для таких манипуляций моторные навыки.
Описание Автор проводит фиксацию полученных сведений. Если автор является антропологом, в своем научном труде он может фиксировать все факты из жизни конкретного племени, при этом никак не воздействуя на него.
Измерение Проводится сравнение разных критериев и параметров по общим признакам. Автору исследования нужно: - определить температуры тела путем применения термометра; - высчитать веса за счет уравновешивания гирь на рычажных весах; - рассчитать расстояние путем использования радиолокаторов.
Эксперимент Автор проводит исследование на основе наблюдений в тех условиях, что были им искусственно созданы специально для своего проекта. Проводился социальный эксперимент на оживленной улице города. Для этого останавливались сразу несколько людей в различных количествах (например, 2-4,5-8 и т. д. человек), им нужно было всем сразу смотреть вверх. Что интересно, рядом с ними также останавливались случайные прохожие и также начинали смотреть вверх. Отсюда был сделан вывод, что процент присоединившихся к экспериментальной группе значительно возрастал, если она состояла от 5 человек и более.
Сравнение Автор проводит исследование на основе изучения сходств и различий нескольких предметов, также проводится сравнительный анализ и сопоставление одного предмета с другим. На основе сравнения имеющихся экономических показателей текущего года с прошедшим был сделан вывод о динамике изменений и экономических тенденциях.

МЕТОДЫ ЧАСТНЫХ НАУК

Каждая отдельная научная  дисциплина предусматривает конкретные особенности и требования, на основе чего могут возникать «специальные», а именно конкретно-научные методы для исследования. Например:

Юриспруденция – в области права, законов и нормативных актов применимы следующие методы:

· историко-правовой – теоретические сведения о юридической практике и законодательстве на базе разных временных периодов;

· сравнительно-правовой – выявление и анализ общего и различного между государственно-правовыми институтами разных стран мира;

· право- социологический – оценка действительности в области родного государства и права путем методов анкетирования, опросов и др.

Тема 2. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

 

Если методология – это стратегия научных исследований, обеспечивающих достижение цели, сформулированной в гипотезе предполагаемых научных результатов (генеральный путь познания), то метод – это тактика, показывающая как лучше всего идти этим путем.

Метод — способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач. Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.

Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний, способов исследования феноменов, систематизации, корректировки новых и полученных ранее знаний.

Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований.

Структура метода содержит три самостоятельных компонента (аспекта):
– концептуальный компонент – представления об одной из возможных форм исследуемого объекта;

– операционный компонент – предписания, нормы, правила, принципы, регламентирующие познавательную деятельность субъекта;

– логический компонент – правила фиксации результатов взаимодействия объекта и средств познания.

Классификация научных методов крайне разнообразна (см. рис.):

 • всеобщие (или философские) методы, общенаучные методы и методы частных наук;

 • исторические и логические;
 • констатирующие и преобразующие;
 • эмпирические и теоретические;
 • качественные и количественные;
 • содержательные и формальные;

 

 • методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;
 • описания, объяснения и прогноза;

 • обработки результатов исследования.

 

Рис. Методы научного познания

Всеобщие, или философские методы — диалектико-материалистический метод и метафизический метод.

Общенаучные - методы, находящие применение во всех или почти во всех науках.

Методы частных наук — специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний.

В научном исследовании используются прежде всего методы эмпирического и теоретического познания

Эмпирический метод познания представляет собой специализированную форму практики, тесно связанную с экспериментом. Теоретическое познание заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний.
На теоретическом и эмпирическом уровнях научного познания используются следующие виды научных методов:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.009 с.)