Субъект и объект познания. Диалектика их взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъект и объект познания. Диалектика их взаимодействия



Познание как деятельность не возможна без участия в ней субъекта, который изучает определенный объект.

Субъект познания – это человек или группа людей, занимающиеся познавательной деятельностью.

Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.

Объектом познания становятся, прежде всего, те аспекты объективной реальности, знания о которых необходимы для практической деятельности человека и общества. В силу того, что все стороны мира взаимосвязаны между собой, познание тех сторон, которые мы хотим преобразовать, невозможно без познания других. Благодаря тому, что в процессе познания, прежде всего, выделяются взаимосвязи, необходимые для понимания и освоения объекта, возникает тенденция выделения в мире целостных образований. При этом происходит абстрагирование от единичных свойств объектов и изучение общих для всего класса изучаемых явлений. Это позволяет проникнуть в сущность изучаемого объекта.

Субъект познания формировался в процессе становления трудовой деятельности, то есть учился специфически человечески активно целенаправленно познавать окружающий мир в процессе его преобразования. Понятие «субъект» выражает социальную, а не биологическую природу человека.

Сознание субъекта формируется только благодаря его деятельному отношению к объекту. Сознание субъекта вообще не имеет изначально присущего ему содержания. Свое содержание оно черпает из объективного мира. В этом смысле объект активен по отношению к субъекту. Воздействуя на субъект, он наполняет его сознание содержанием. Так, совокупность условий жизни формирует содержание сознания отдельного человека, образ его мыслей и переживаний. Именно в этом плане объект определяет субъект, являясь первичным по отношению к субъекту.

Деятельность человека определяет источник получения нового знания. Внешний мир отражается как бы сквозь призму практических потребностей, задач, замыслов и т.п. В этом смысле практика через субъект детерминирует знание.

Из этого следует, что область доступная субъекту для получения достоверного знания, ограничена уровнем развития его практики. Но познание всегда идет несколько дальше, за ограниченные пределы, устанавливаемые его практикой. Познание человека – это опережающее отражение, вследствие чего оказывается возможной экстраполяция полученного знания на новые области.

Познание и творчество

 

Под творчеством в философии понимается деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее. Она не возможна без побудительного мотива. Таким побудительным мотивом выступает потребность, устойчиво доминирующая в иерархии мотивов данной личности.

Перед разумом человека ставиться проблема, которая не может быть решена известными методами. У человека при появлении таких задач активизируется творческое мышление. Основой такой активности выступает творческая мысль, целью которой является получение новых результатов или посредством комбинации обычных способов или совершенно новым методом. Как только найден принцип решения задачи, она перестает быть творческой.

Понимание и объяснение

 

Теория познания различает структурные объяснения, отвечая на вопрос, как устроен объект; функциональные объяснения - как действует и функционирует объект; причинные - почему возникло данное явление, почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию. При этом в процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения других. Переход от общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, которые служат основанием для объяснения, называются объясняющими. Знания, которые ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющих знаний могут выступать как законы, так и отдельные факты.

Что же дает нам процесс объяснения? Он, во-первых, устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний. Во-вторых, позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов.

Чем же отличается понимание от объяснения? Чтобы понять письменный или устный текст надо понимать значение каждого слова, предложения или отрывка, которое им придавали авторы. Понимание - это не единичный акт, а деятельный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляется такие процедуры как:

1. интерпретация - первоначальное приписывание информации смысла и значения;

2. реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения;

3. конвергенция - объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений;

4. дивергенция - разъединение единого смысла на отдельные подсмыслы;

5. конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.

Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих процедур, обеспечивающих преобразование информации при переходе от незнания к знанию.

Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.004 с.)