Конституционные признаки России как суверенного государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные признаки России как суверенного государства



Оптимальной формой национально-государственного устройства для России является федерация. Россия - нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов Федерация. Она является асимметричной, потому что ее субъекты обладают различным конституционным статусом. Особое правовое положение занимают российские республики.

Важным этапом на пути стабилизации ситуации в России стало принятие новой Конституции 12 декабря 1993 г. В ней можно выделить ряд основополагающих принципов федерализма:

- целостность и неприкосновенность территории России;

- равноправие всех субъектов Федерации;

- строительство и развитие России на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной;

- государственным суверенитетом обладает Россия, а не ее субъекты и др.

Современная Россия имеет конституционную природу. Это означает, что только в рамках Конституции могут обсуждаться вопросы статуса территорий, изменения объема границ или объема полномочий ее субъектов.

Образованная на основе указанных принципов Россия характеризуется свойственными ей юридическими признаками.

1. Россия имеет свою Конституцию, принятую путем всенародного голосования, что придает ей особую юридическую силу. Наряду с этим республики, входящие в ее состав, имеют свои конституции, а край, область, города федерального значения, автономная область и автономные округа свой Устав и законодательство. В указанных актах закрепляется их правовое положение (статус) как субъектов федерации.

2. Россия обладает своей территорией, на которую распространяется ее суверенитет и в пределах которой Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство. Территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство. Территория РФ является одновременно территорией ее субъектов.

Следует различать сухопутную, водную и воздушную территорию государства.

3. Россия также имеет:

- единое общероссийское гражданство, наряду с этим республики, входящие в состав РФ, также имеют свое гражданство;

- общие для всей федерации органы государственной власти - законодательные, исполнительные, судебные;

- единую денежную и кредитную систему, единый государственный бюджет, единую систему налогов.

4. Россия и ее субъекты имеют право внешних сношений с иностранными государствами, коммерческими структурами, международными организациями.

5. Отношения между РФ ее субъектами строятся на разграничении их полномочий на исключительные полномочия РФ (ст. 71) и совместные полномочия РФ и ее субъектов (ст. 72). Конституция указывает также на самостоятельные полномочия субъектов федерации (ст. 73).

В состав РФ входят всего 85 субъекта. Из них - 22 республика, 46 областей, 9 краев, 3 города федерального значения 1 автономная область 4 автономных округа.

Предметы ведения России

Определение компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной задачей в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной. Она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без этого государственная власть не будет являться демократической.

Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая состоит в установлении:

- исключительной компетенции федеральных органов власти;

- совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов;

- исключительной компетенции субъектов федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции). Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп.

1) Вопросы государственного строительства:

- принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их исполнением;

- федеративное устройство и территория Федерации;

- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в России, регулирование и защита прав национальных меньшинств;

- установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти;

- федеральная государственная служба.

2) Вопросы регулирования экономики и социального развития:

- федеральная государственная собственность и управление ею;

- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Федерации;

- установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

- федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;

- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе.

3) Вопросы, внешней политики и внешнеэкономической деятельности:

- внешняя политика и международные отношения России;

- международные договоры России;

- вопросы войны и мира;

- внешнеэкономические отношения России.

4) Вопросы, обороны и охраны границы:

- оборона и безопасность;

- оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

- производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

- определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России.

5) Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы:

- судоустройство, прокуратура;

- уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;

- амнистия и помилование;

- гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

6) Вопросы метеорологии, статистической отчетности и др.:

- метеорологическая служба;

- стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;

- геодезия и картография, наименование географических объектов;

- официальный статистический и бухгалтерский учет.

7) Государственные награды и почетные звания России.

Имеют место следующие принципы:

Принцип конституционности, который означает, что федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ как предметы исключительного ведения России, так и предметы совместного ведения.

Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов, который предполагает, что в случае несоответствия положений договоров и соглашений субъектов федерации положениям российской Конституции, федерального законодательства по предметам ведения России и предметам совместного ведения, должны действовать положения Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов.

 Принцип равноправия субъектов России при разграничении предметов ведения и полномочий.

 Принцип недопустимости ущемления прав и интересов субъектов России. Разграничение предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов России не должно ущемлять права и интересы других субъектов Федерации.

 Принцип согласования интересов России и интересов субъектов Федерации, который реализуется в процессе принятия федеральных законов, законов субъектов федерации, заключения договоров и соглашений.

 Принцип добровольности заключения договоров, соглашений.

Принцип обеспеченности ресурсами, который определяет, что при разграничении полномочий должен решаться вопрос об обеспечении соответствующих органов государственной власти финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления указанными органами своих полномочий.

Принцип гласности заключения договоров и соглашений.

Под договором следует понимать правовую форму разграничения полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъекта Федерации. Соглашение – это правовая форма передачи федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов России друг другу осуществления части своих полномочий.

Споры, связанные с разграничением полномочий, стороны должны решать путем переговоров, через согласительные комиссии, а в случае необходимости - в Конституционном Суде РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.011 с.)