Конституционные правоотношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные правоотношения



ЛЕКЦИЯ 1

ТЕМА: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КАК ОТРАСЛЬ, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 1. Понятие и предмет конституционного права

 2. Источники конституционного права

 3. Субъекты Конституционно- правовых отношений

 4. Конституционные правоотношения

 5. Конституционно – правовые нормы

 

Конституционное право – ведущая отрасль российского права, оно является ядром правовой системы России. На основе и в соответствии с конституционным правом функционируют все другие отрасли российского права (административное, гражданское, уголовное, трудовое и т.д.)

 Конституционное право – это система правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство страны, организацию и деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Особое место конституционного права в системе отраслей права предопределяется его особым предметом, т.е. теми общественными отношениями, которые регулируют его нормы: суверенитет народа, принципы государственного устройства, разделения властей, верховенство конституции, идеологическое многообразие, правовой, социальный и светский характер государства. Важнейшей составляющей предмета конституционного права является регулирование отношений между государством и гражданами, находящимся на территории России.

В предмет конституционного права входят также входят вопросы федеративного устройства России, состав и правомочия субъектов федерации, вопросы совместного ведения федерации и ее субъектов, организация и функционирование высших органов государственной власти – Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти, местного самоуправления и другие важные вопросы государственной и общественной жизни.

 

           2.Источники конституционного права

Как и любая отрасль права, конституционное право Росси имеет свои источники, в которых существуют нормы конституционного права, т.е. внешние формы их выражения. Рассматривая источники конституционного права, следует отметить, что главенствующее положение среди них занимает Конституция РФ, которую общепринято характеризуют как основной закон государства. Следующим по значимости источником  конституционного права являются законы. Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке, обладающий наивысшей юридической силой, выражающий государственную волю и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Различаются федеральные законы и законы субъектов федерации. Отдельную группу законов составляют законы о поправках в конституции. Среди федеральных законов различают федеральные конституционные законы и текущие (обычные) федеральные законы. Законы подлежат обязательному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. К числу важных источников конституционного права, но обладающих меньшей юридической силой относятся подзаконные акты: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ. Кроме того, имеются и другие источники конституционного права: это конституции республик, входящих в состав РФ, уставы субъектов федерации (краев, областей, городов федерального значения, автономных округов), правовые акты палат Федерального Собрания (постановления, регламенты), законы и подзаконные акты субъектов федерации, акты органов местного самоуправления.

Источниками конституционного права считаются внутригосударственные договоры между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации (о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий). В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ источником российского конституционного права являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Оригинальными источниками конституционного права России называются правовые акты Союзного государства России и Беларуси, различные декларации (Декларация о суверенитете РФ, Декларация прав и свобод человека гражданина ), решения Конституционного Суда РФ.

  3. Субъекты Конституционно- правовых отношений

Субъекты конституционно – правовых отношений – это участники, между которыми возникают права и обязанности, регулируемые нормами конституционного права:

- многонациональный российский народ;

- государство, как особая организация власти;

- органы государства: законодательные, исполнительные, судебные и контрольно- надзорные;

- ЦИК и другие избирательные комиссии;

- субъекты РФ (республики, края, области, округа, города федерального значения)

- административно – территориальные единицы: районы, города, села;

- общественные объединения: политические партии, движения;

- депутаты, члены представительных органов (например, члены Совета Федерации);

- собрания граждан;

- граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане.

 

Лекция 2

ЛЕКЦИЯ 3

ЛЕКЦИЯ 4

Лекция 4

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Предметы ведения России

Предметы ведения России

Определение компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной задачей в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной. Она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без этого государственная власть не будет являться демократической.

Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая состоит в установлении:

- исключительной компетенции федеральных органов власти;

- совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов;

- исключительной компетенции субъектов федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции). Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп.

1) Вопросы государственного строительства:

- принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их исполнением;

- федеративное устройство и территория Федерации;

- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в России, регулирование и защита прав национальных меньшинств;

- установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти;

- федеральная государственная служба.

2) Вопросы регулирования экономики и социального развития:

- федеральная государственная собственность и управление ею;

- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Федерации;

- установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

- федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;

- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе.

3) Вопросы, внешней политики и внешнеэкономической деятельности:

- внешняя политика и международные отношения России;

- международные договоры России;

- вопросы войны и мира;

- внешнеэкономические отношения России.

4) Вопросы, обороны и охраны границы:

- оборона и безопасность;

- оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

- производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

- определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России.

5) Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы:

- судоустройство, прокуратура;

- уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;

- амнистия и помилование;

- гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

6) Вопросы метеорологии, статистической отчетности и др.:

- метеорологическая служба;

- стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;

- геодезия и картография, наименование географических объектов;

- официальный статистический и бухгалтерский учет.

7) Государственные награды и почетные звания России.

Имеют место следующие принципы:

Принцип конституционности, который означает, что федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ как предметы исключительного ведения России, так и предметы совместного ведения.

Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов, который предполагает, что в случае несоответствия положений договоров и соглашений субъектов федерации положениям российской Конституции, федерального законодательства по предметам ведения России и предметам совместного ведения, должны действовать положения Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов.

 Принцип равноправия субъектов России при разграничении предметов ведения и полномочий.

 Принцип недопустимости ущемления прав и интересов субъектов России. Разграничение предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов России не должно ущемлять права и интересы других субъектов Федерации.

 Принцип согласования интересов России и интересов субъектов Федерации, который реализуется в процессе принятия федеральных законов, законов субъектов федерации, заключения договоров и соглашений.

 Принцип добровольности заключения договоров, соглашений.

Принцип обеспеченности ресурсами, который определяет, что при разграничении полномочий должен решаться вопрос об обеспечении соответствующих органов государственной власти финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления указанными органами своих полномочий.

Принцип гласности заключения договоров и соглашений.

Под договором следует понимать правовую форму разграничения полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъекта Федерации. Соглашение – это правовая форма передачи федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов России друг другу осуществления части своих полномочий.

Споры, связанные с разграничением полномочий, стороны должны решать путем переговоров, через согласительные комиссии, а в случае необходимости - в Конституционном Суде РФ.

 

ЛЕКЦИЯ 5

 

ПРЕЗИДЕНТА рОССИИ

 

ЛЕКЦИЯ 6

ТЕМА: ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТРУКТУРА, ПОЛНОМОЧИЯ, СТАТУС ПАЛАТ

 

Федеральное Собрание – парламент России: понятие, структура, функции, место в системе органов государственной власти.

Полномочия и внутренняя организация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Полномочия и внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральное Собрание – парламент России: понятие, структура, функции, место в системе органов государственной власти.

Согласно ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание является парламентом РФ.

Парламент это самостоятельный, постоянно действующий, высший общенациональный представительный орган государства, избираемый народом, выражающий его суверенную волю, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти.

Термин «парламент» происходит от латинского глагола «parlare», что означает говорить, разговаривать. Считается, что родиной парламента является Англия, где с XIII века власть короля была ограничена собранием крупных феодалов (лордов), высшего духовенства (прелатов) и представителей городов и сельских единиц (графств). Впоследствии подобные представительные учреждения возникли во Франции, Испании, Польше и др. странах.

Идея народного представительства, выдвинутая выдающимися мыслителями XVII-XVIIIв.в. (Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.), основывалась на убеждении в том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве должен признаваться сам народ. Население, образуя выборный представительный орган, наделяет его исключительным правом принимать законы, регулирующие отношения между личностью, обществом и государством. Наука конституционного права России выделяет три основных периода в становлении и развитии парламентаризма в России:

1. Досоветский период. Реальное начало становления парламентаризм в России традиционно связывается с изданием Высочайшего Манифеста от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», п. 3 которого указывалось: «Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей». Фактически это означало попытку ограничения абсолютизма в России путем учреждения органа народного представительства.

Первая Государственная Дума приступила к работе 26 апреля 1906 г. Ее ведение составляли «предметы, требующие издание законов», «государственная роспись доходов и расходов», «отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи» и др. Однако, несмотря на формальное закрепление законодательных, бюджетных и контрольных полномочий за Государственной Думой, по сути она являлась законосовещательным органом при Императоре.

Советский период. В основу государственно-правового регулирования народного представительства в советской России были положены идеи классиков марксизма-ленинизма, выражавшиеся в принципах единства государственной власти, полновластия советов как высшей формы демократии и руководящей роли правящей партии. Особенностью советской системы народного представительства являлось то, что выборные органы всех уровней составляли единую систему, возглавляемую высшим органом. В СССР таким органом считался с 1936 г. Верховный Совет СССР, а с 1988 г. – Съезд народных депутатов СССР. Однако провозглашенное верховенство органов народного представительства в советском государстве на деле сводилось к формальному одобрению решений, принятых руководящими органами коммунистической партии.

Постсоветский (современный) период. Коренное изменение статуса высшего представительного органа России произошло в связи с принятием Конституции РФ 1993 г. С начала 1994 г. новый парламент – Федеральное Собрание приступил к осуществлению функций «законодательного и представительного органа Российской Федерации».

Основными характеристиками российского парламента являются:

1) Парламент выступает в роли представительного органа государственной власти федерального уровня. Это означает, что парламент рассматривается как выразитель интересов и воли всего народа Российской Федерации. Доступность и реальность народного представительства обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избрания в парламент для каждого гражданина в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Именно представительный характер парламента позволяет учесть при разработке и принятии закона интересы различных групп и слоев населения.

2) Парламент является законодательным органом. В соответствии с мировой практикой демократических стран парламент - единственный орган государства, который имеет право принимать законы, т.е. акты высшей юридической силы. Разработка, обсуждение и принятие законов - его главная функция.

3) Самостоятельность и независимость в системе разделения властей.

Структура Федерального Собрания Российской Федерации

Согласно ст. 95 Конституции РФ Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно (ч.1 ст.100 Конституции РФ). Совместные заседания палат могут осуществляться лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

На основе анализа конституционных норм следует выделить следующие основные направления деятельностироссийского парламента:

1) осуществление законодательной власти;

2) контроль за поступлением и расходованием средств государственной казны (принятие бюджета и контроль за его исполнением, для чего образуются специальный орган - Счетная палата);

3) участие в формирование других органов государственной власти (например, назначение на должность судей высших судов РФ, Генерального прокурора, Председателя Центрального банка РФ и др.);

4) контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти (например, решение вопроса о доверии Правительству РФ и др.);

5) представительство интересов РФ в международных организациях и иностранных государствах.

Согласно ч.2 ст.95 Конституции РФ «в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти».

 Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ч.3 ст.95).

 Государственная Дума избирается сроком на пять лет.депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (ч.1 ст.97).

Распределение депутатских мандатов происходит между федеральными списками кандидатов пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Распределение мандатов внутри списка кандидатов производится в соответствии с порядком размещения кандидатов в этом списке.

Основания для роспуска Государственной Думы РФ предусматриваются статьями 111 и 117 Конституции РФ. Ими являются: 1) Трехкратное отклонение Государственной Думой представленных кандидатур Председателя Правительства РФ (ч.4 ст. 111 Конституции РФ); 2) Повторное (в течение трех месяцев) выражение Государственной Думой недоверия Правительству РФ (ч.3 ст. 117 Конституции РФ); 3) Отказ Государственной Думы в доверии Правительству РФ (ч.4 ст. 117 Конституции РФ).

Вместе с тем в ст. 109 Конституции РФ установлены ограничения возможного роспуска Государственной Думы как гарантии необоснованного вмешательства в работу законодательного органа:

1) Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания.

2) Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента России до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

3) Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

2. Полномочия и внутренняя организация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Как уже отмечалось, палаты Федерального Собрания наделены собственной компетенцией, которая реализуется самостоятельно или совместно с другими органами государственной власти. Разграничение компетенции палат проведено в Конституции РФ с учетом их назначения в системе разделения властей, а также роли в обеспечении народного представительства.

Нормы Конституции России содержат указание на наличие у Совета Федерации следующих полномочий:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации (ст. 102);

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения (ст. 102);

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения (ст. 102);

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (ст. 102);

д) назначение выборов Президента Российской Федерации (ст. 102);

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности (ст.102);

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст. 102);

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (ст. 102);

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов (ст. 102);

к) право самостоятельно решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности (ч.4 ст.101);

л) право законодательной инициативы (ч.1 ст.104);

м) право запроса в Конституционный Суд РФ (ч.2 ст.125);

н) право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ст. 134).

Внутренняя организация палат парламента регулируется их регламентами. Регламент – это акт, принимаемый соответствующей палатой Федерального Собрания, определяющий внутреннюю организацию палаты и порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ее ведению.

Структура и порядок работы Совета Федерации устанавливается Регламентом Совета Федерации. В настоящее время в Совете Федерации действует третий Регламент, утвержденный Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ. Этим постановлением признан утратившим силу ранее действовавший Регламент.

Согласно Регламенту Совет Федерации образует в своем составе внутренние органы и должностных лиц.

Органами Совета Федерации являются:

1. Совет палаты - постоянно действующий коллегиальный орган Совета Федерации, обеспечивающий оперативное и коллегиальное обсуждение неотложных вопросов деятельности Совета Федерации.

2. Комитеты икомиссии Совета Федерации. Согласно ст. 26 Регламента Совет Федерации образует комитеты, а также комиссии палаты (постоянные и временные).

Комитеты и постоянные комиссии – это образуемые из числа членов палаты, постоянно действующие органы, созданные для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, а также для предварительного рассмотрения принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение палаты проектов законодательных актов Российской Федерации.

Временные комиссии создаются Советом Федерации для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок.

3. Председатель Совета Федерации и его заместители. Данные лица избираются большинством голосов из числа членов Совета Федерации.

4. Председатели комитетов и комиссий Совета Федерации, а также их заместители;

5. Члены комитетов и комиссий Совета Федерации.

Акты Совета Федерации. По вопросам, отнесенным к ведению палаты Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также по вопросам организации деятельности, Совет Федерации принимает постановления.

По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палаты.

 

Полномочия и внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Анализ конституционных норм позволяет выделить следующий круг полномочий Государственной Думы.

К ведению Государственной Думы относится:

а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (ст. 103);

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации (ст. 103);

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации (ст. 103);

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов (ст. 103);

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека (ст. 103);

е) объявление амнистии (ст. 103);

ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (ст. 103);

з) право самостоятельно решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности (ч.4 ст.101);

и) право законодательной инициативы (ч.1 ст.104);

к) право запроса в Конституционный Суд РФ (ч.2 ст.125);

л) право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ст. 134).

Вопросы организации деятельности палаты определяются Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г., утвержденный его постановлением № 2134-II ГД. Этим постановлением признан утратившим силу ранее действовавший Регламент.

Согласно Регламенту Государственная Дума образует в своем составе внутренние органы и должностных лиц.

Органами Государственной Думы являются:

1. Совет Государственной Думы. Э то постоянно действующий орган палаты, образуемый для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. Членами Совета с правом решающего голоса являются Председатель Государственной Думы и его заместители.

2. Депутатские объединения. В Государственной Думе образуются два вида депутатских объединений: депутатские фракции и депутатские группы, которые пользуются равными правами.

3. Комитеты Государственной Думы - это формируемые из депутатов, постоянно действующие органы палаты, созданные для разработки и предварительного рассмотрения законопроектов.

4. Комиссии Государственной Думы – состоящие из депутатов органы палаты, деятельность которых ограничена конкретной задачей.

5. Председатель Государственной Думы и его заместители, которые избираются большинством от общего числа депутатов палаты.

На своем первом заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы избирает:

а) Счетную комиссию Государственной Думы;

б) Временную комиссию по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

в) Временный секретариат Государственной Думы.

г) Председателя Государственной Думы и его заместителей.

 

                                         лекция НА ТЕМУ

«КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ

«КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЛЕКЦИЯ 1

ТЕМА: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КАК ОТРАСЛЬ, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 1. Понятие и предмет конституционного права

 2. Источники конституционного права

 3. Субъекты Конституционно- правовых отношений

 4. Конституционные правоотношения

 5. Конституционно – правовые нормы

 

Конституционное право – ведущая отрасль российского права, оно является ядром правовой системы России. На основе и в соответствии с конституционным правом функционируют все другие отрасли российского права (административное, гражданское, уголовное, трудовое и т.д.)

 Конституционное право – это система правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство страны, организацию и деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Особое место конституционного права в системе отраслей права предопределяется его особым предметом, т.е. теми общественными отношениями, которые регулируют его нормы: суверенитет народа, принципы государственного устройства, разделения властей, верховенство конституции, идеологическое многообразие, правовой, социальный и светский характер государства. Важнейшей составляющей предмета конституционного права является регулирование отношений между государством и гражданами, находящимся на территории России.

В предмет конституционного права входят также входят вопросы федеративного устройства России, состав и правомочия субъектов федерации, вопросы совместного ведения федерации и ее субъектов, организация и функционирование высших органов государственной власти – Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти, местного самоуправления и другие важные вопросы государственной и общественной жизни.

 

           2.Источники конституционного права

Как и любая отрасль права, конституционное право Росси имеет свои источники, в которых существуют нормы конституционного права, т.е. внешние формы их выражения. Рассматривая источники конституционного права, следует отметить, что главенствующее положение среди них занимает Конституция РФ, которую общепринято характеризуют как основной закон государства. Следующим по значимости источником  конституционного права являются законы. Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке, обладающий наивысшей юридической силой, выражающий государственную волю и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Различаются федеральные законы и законы субъектов федерации. Отдельную группу законов составляют законы о поправках в конституции. Среди федеральных законов различают федеральные конституционные законы и текущие (обычные) федеральные законы. Законы подлежат обязательному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. К числу важных источников конституционного права, но обладающих меньшей юридической силой относятся подзаконные акты: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ. Кроме того, имеются и другие источники конституционного права: это конституции республик, входящих в состав РФ, уставы субъектов федерации (краев, областей, городов федерального значения, автономных округов), правовые акты палат Федерального Собрания (постановления, регламенты), законы и подзаконные акты субъектов федерации, акты органов местного самоуправления.

Источниками конституционного права считаются внутригосударственные договоры между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации (о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий). В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ источником российского конституционного права являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Оригинальными источниками конституционного права России называются правовые акты Союзного государства России и Беларуси, различные декларации (Декларация о суверенитете РФ, Декларация прав и свобод человека гражданина ), решения Конституционного Суда РФ.

  3. Субъекты Конституционно- правовых отношений

Субъекты конституционно – правовых отношений – это участники, между которыми возникают права и обязанности, регулируемые нормами конституционного права:

- многонациональный российский народ;

- государство, как особая организация власти;

- органы государства: законодательные, исполнительные, судебные и контрольно- надзорные;

- ЦИК и другие избирательные комиссии;

- субъекты РФ (республики, края, области, округа, города федерального значения)

- административно – территориальные единицы: районы, города, села;

- общественные объединения: политические партии, движения;

- депутаты, члены представительных органов (например, члены Совета Федерации);

- собрания граждан;

- граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане.

 

Конституционные правоотношения

Конституционные правоотношения – это отношения между субъектами конституционного права по поводу осуществления государственной власти, реализации прав и свобод человека и гражданина. Это отношения, возникающие в самых разнообразных сферах государственной деятельности: избирательной системы, отношения между субъектами федерации, сфере местного самоуправления. Наиболее важными конституционными правоотношениями считаются отношения в сфере основ конституционного строя и прав и свобод человека и гражданина. Неслучайно положения глав 1 и 2 Конституции РФ, закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина не могут быть пересмотрены в обычном порядке, а требуют особой процедуры - созыва Конституционного Совещания (ст. 135 Конституции РФ).

Субъектами конституционно – правовых отношений, как и любых правоотношений, являются участники, выступающие в качестве сторон этих правоотношений. Это народ, государство, субъекты федерации, органы государственной власти, избирательные комиссии и т.д.

Объект конституционно – правовых отношений - это то, на что направлены права и действия субъектов. Традиционно объекты делятся на действия, имущественные и неимущественные блага. Объектом конституционно правовых отношений являются такие действия, как, например, назначение Государственной Думой членов ЦИК, аудиторов Счетной палаты. Имущественные блага как объекты конституционно – правовых отношений связанны с реализацией гражданами своих конституционных материальных прав – ст. 53 Конституции РФ устанавливает право на возмещение гражданам вреда причиненного незаконными действиями органов государственной власти или же ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.  

Неимущественные блага, выступающие в качестве объекта конституционно – правовых отношений: право избирать и быть избранным депутатом законодательного собрания, органом местного самоуправления, право на занятие должности в органах государственной власти.

 

          5.  Конституционно – правовые нормы

  Общеизвестно, правовые нормы состоят из трех частей: гипотезы, диспозиции и санкции. Для многих конституционных норм такая структура нехарактерна. В конституции содержится много правоустанавливающих, декларативных, дефинитивных и других норм. Многие нормы имеют только одну диспозицию, например, ч. 2 ст. 14 Конституции РФ гласит:

«Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Отсутствие в этой и подобной ей статьях санкции сохраняет за ней юридическую силу, поскольку в ней принципиально определено правовое положение религиозных объединений, поэтому санкции – нехарактерный признак конституционных норм. За их нарушение устанавливаются санкции в нормах других отраслей права (уголовном, административном)

В завис



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.117 с.)